Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 66. Допуск к полету воздушного судна


Комментарий к статье 66


В пункте 1 ст. 66 ВК законодатель подчеркнул, что воздушные суда, не прошедшие соответствующую регистрацию или учет и не имеющие государственных опознавательных знаков, к полетам не допускаются. Кроме того, воздушные суда должны пройти необходимую подготовку согласно нормативным актам и иметь на борту документацию в соответствии с положениями ст. 67 ВК.

Пунктами 2 и 3 ст. 66 ВК учитывается специфика полетов в гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Этими пунктами устанавливается, что порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами, которые должны утверждаться Минтрансом России, а порядок допуска государственных и экспериментальных воздушных судов - Минобороны России и Минпромторгом России соответственно.

Каждое зарегистрированное (учтенное) воздушное судно должно иметь документы, свидетельствующие о его годности (допуске) к полетам. Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям норм летной годности, возлагается на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию судна (см. комментарий к ст. 37 ВК).

Выдача, замена или продление срока действия удостоверения о годности воздушного судна к полетам производятся на время эксплуатации воздушного судна до очередного ремонта, но не более чем на два года. До получения постоянного удостоверения о годности к полетам воздушное судно может эксплуатироваться на основании временного удостоверения о годности к полетам, выданного представителем заказчика на предприятии-изготовителе сроком на два месяца. Основанием для перегонки воздушного судна на авиапредприятие после капитального ремонта является приемо-сдаточный акт.

Полеты воздушных судов без действующего свидетельства о регистрации и удостоверения о годности к полетам, а также без государственно-регистрационных опознавательных знаков запрещаются, за исключением воздушных судов, проходящих заводские, государственные и эксплуатационные испытания.


Статья 67. Документация, имеющаяся на борту воздушного судна


Комментарий к статье 67


В комментируемой статье законодатель определил, что каждое воздушное судно при выполнении полетов должно иметь на борту соответствующую документацию.

1. Пункт 1 основан на положениях ст. 29 Чикагской конвенции 1944 г. и ст. 67 ВК. Этот пункт определяет, что на гражданском воздушном судне должны находиться следующие судовые документы:

свидетельство о государственной регистрации (оригинал);

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия). Допускается иметь на борту копию сертификата (свидетельства) эксплуатанта, так как оригинал данного документа у эксплуатанта имеется в единственном числе, а воздушных судов, как правило, несколько (от единиц до нескольких сотен). При этом законодатель сделал исключение для легких и сверхлегких воздушных судов авиации общего назначения, так как в соответствии с п. 4 ст. 61 ВК физические и юридические лица, использующие такие воздушные суда, не обязаны получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта;


бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации. При этом законодатель сделал исключение для сверхлегких воздушных судов, определив, что наличие таких документов на этих воздушных судах не обязательно в связи с практическими трудностями их использования на борту таких воздушных судов (в международной практике в этом случае авиационные нормы и правила предусматривают использование табличек с основными летными параметрами и ограничениями);

разрешение на бортовые радиостанции, если таковые имеются на борту воздушного судна (разрешение на бортовые радиостанции может быть оформлено в виде записи телефонного и телеграфного позывных сигналов, присвоенных воздушному судну).

Законодатель не стал давать исчерпывающего перечня документов, которые должны быть на борту гражданского воздушного судна, предоставив уполномоченному органу в области гражданской авиации право, при необходимости, расширить по своему усмотрению перечень таких документов (подп. 3 п. 1 ст. 67 ВК).

Необходимо заметить, что ни в комментируемой статье, ни в других статьях ВК, ни в федеральных авиационных правилах законодательно не урегулирован вопрос языка, на котором должны быть выполнены судовые документы. Актуальность этой проблемы обостряется в связи с расширяющимся использованием отечественными эксплуатантами воздушных судов, разработанных и изготовленных за рубежом.

Конституция РФ в ст. 26 прямо предусматривает "право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества", иными словами, ограничение этого права гражданина в форме его обязанности работать по документации на чужом языке противоречит Конституции, а ст. 68 устанавливает, что "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Гражданский и, как уже было отмечено, Воздушный кодексы не содержат норм о рабочем языке технической документации. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" не содержит прямых норм о рассматриваемой здесь области. Только в ст. 3 есть отсылка к иным законам:

"Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию...

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах...;

11) в иных определенных федеральными законами сферах..."

Иными словами, для использования нормы п. 11 ст. 3 нужна ее конкретизация в законе или постановлении Правительства. Такое Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" принято, и его можно трактовать как обязательную норму представления технической, в том числе судовой, документации на русском языке:


"В целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасностью... импортных непродовольственных товаров...:

1. Установить, что с 1 июля 1998 года запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Наличие информации... на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в Российскую Федерацию.

Информация о непродовольственных товарах... должна содержать следующие сведения на русском языке...

назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

правила и условия эффективного и безопасного использования;

иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Информация должна быть... изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару..."

Однако существующая повсеместная практика использования эксплуатантами импортных воздушных судов документации на английском языке свидетельствует о том, что данное Постановление в авиации не применяется. О правомерности сложившейся ситуации должны судить правоохранительные органы.

Следует отметить также, что правила АП-21 "Процедуры сертификации авиационной техники" в п. 4.7.5 содержат норму: "Заявки на выдачу сертификата типа и другие материалы и документы представляются в Авиарегистр на русском или английском языке". Это предопределяет необходимость знания английского языка специалистами, работающими с такой документацией. Однако статус этого документа в системе воздушного законодательства РФ не определен, поскольку Приказ Министра транспорта РФ, которым этот документ был принят в качестве временных ФАП РФ (от 05.07.1994 N 49), не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Таким образом, в правовом отношении не урегулированы вопросы обязательности перевода документации или разрешения использования ее в России на иностранном языке.

2. В зависимости от специальности, уровня подготовленности и опыта работы лицам летного состава и другим лицам авиационного персонала присваивается класс и выдается свидетельство. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 67 ВК все члены экипажа при исполнении служебных обязанностей должны иметь при себе действующее свидетельство авиационного персонала.

3. Пунктом 2 комментируемой статьи законодатель, учитывая специфику производства полетов, предоставил право определять исчерпывающий перечень документов, которые должны иметь на борту государственные и экспериментальные воздушные суда, Минобороны России и Минпромторгу России соответственно.


Статья 68. Подготовка к полету воздушного судна и его экипажа, выполнение полета воздушного судна



Комментарий к статье 68


В данной статье законодатель определил, что без соответствующей подготовки любого воздушного судна и его экипажа, независимо от их принадлежности к видам авиации, полеты выполняться не могут. Общий для всех видов авиации порядок подготовки, выполнения и обеспечения полетов определяется ФАП полетов (см. комментарий к ст. 2 ВК). При этом в связи с огромным разнообразием типов воздушных судов и выполняемых ими полетов порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок контроля над их готовностью и порядок выполнения полета отнесены к компетенции уполномоченных органов, которые в издаваемых ими документах (федеральных авиационных правилах, наставлениях, инструкциях и т.п.) конкретизируют указанные порядок и правила подготовки, контроля и выполнения полетов. В качестве примера можно привести ФАП производства полетов государственной авиации, утвержденные Приказом Минобороны России от 24.09.2004 N 275. Однако все эти документы должны соответствовать ФАП полетов.

Указанные документы предусматривают, что каждому полету должна предшествовать тщательная подготовка воздушного судна и экипажа. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету. Подготовка к полету подразделяется на предварительную и предполетную.

Предварительная подготовка является основным видом подготовки к полету и проводится в полном составе экипажа под руководством командира летного подразделения или его заместителя с участием необходимых специалистов. Порядок проведения и содержание предварительной подготовки определяются руководящими документами, действующими в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Предполетную подготовку экипажа перед каждым полетом организует и проводит командир воздушного судна, учитывающий конкретную аэронавигационную обстановку и метеоусловия. Экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее чем за один час до намеченного времени вылета, а в промежуточных аэропортах на кратковременных стоянках - с момента явки экипажа.

Контроль над готовностью воздушных судов и их экипажей к полетам является завершающим этапом подготовки к полетам и проводится вышестоящими командирами и начальниками в соответствии с установленным порядком.

Порядок выполнения полетов по воздушным трассам и местным воздушным линиям установлен единым для всех воздушных судов, независимо от их принадлежности к видам авиации.

Порядок выполнения полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий (районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны, районы и маршруты полетов, районы полигонов, взрывных работ) определяется уполномоченными органами, в интересах которых такие зоны или районы установлены.


Порядок выполнения полетов (запрет на их выполнение) в вышеуказанных элементах структуры воздушного пространства устанавливается нормативными актами и публикуется в документах аэронавигационной информации.


Статья 69. Обеспечение полетов воздушных судов


Комментарий к статье 69


В пункте 1 комментируемой статьи законодатель определил, что аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, а также радиотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов осуществляются на единообразных условиях за плату, предусмотрев, что законодательством может быть сделано изъятие. Одновременно в п. 3 данной статьи законодатель постановил, что безвозмездного аэронавигационного обслуживания быть не может, поручив Правительству РФ установить порядок возмещения расходов в таких случаях. В отношении других видов обеспечения полетов законодатель не предусмотрел возможности такой компенсации (см. комментарий к п. 1 ст. 50 ВК).

Обеспечение полетов аэронавигационной информацией заключается в своевременном предоставлении аэронавигационной информации авиационному персоналу, связанному с обеспечением и выполнением полетов. Основными документами аэронавигационной информации для экипажей воздушных судов и наземных служб, организующих и обеспечивающих полеты, являются:

перечни воздушных трасс Российской Федерации, МВЛ и аэродромов;

сборники и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам;

приложения к сборникам аэронавигационной информации (минимумы аэродромов для взлета и посадки самолетов гражданской авиации);

сборники аэронавигационной информации;

сборники аэронавигационной информации по международным воздушным трассам;

сборники аэронавигационной информации по местным воздушным линиям;

радионавигационные карты;

поправки и извещения САИ, листы предупреждений и др.;

НОТАМ России и иностранных государств.

Ответственность за достоверность данных, представляемых для опубликования в документах аэронавигационной информации, возлагается на командира авиапредприятия (начальника аэропорта), в чьем ведении находятся аэродромы, воздушные трассы, средства связи и радиоэлектротехнического обеспечения полетов. Органы службы аэронавигационной информации обязаны своевременно извещать авиапредприятия и организации других ведомств об изменениях в документах аэронавигационной информации путем издания и рассылки поправок и извещений САИ (НОТАМ). Экипажи воздушных судов обеспечиваются документами аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов. Непосредственное обеспечение экипажей документами аэронавигационной информации в аэропортах гражданской авиации осуществляет штурманская служба аэропортов, а при ее отсутствии - должностные лица службы движения. До экипажей, выполняющих полеты по МВЛ, а также вылетающих из аэропортов 4 и 5-го классов, временные изменения доводятся устно, по извещениям, без вручения листов предупреждения.