Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1418

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном доведении до командно-руководящего, летного состава, работников службы движения и других должностных лиц гражданской авиации метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.

Инженерно-авиационное обеспечение включает:

своевременное и качественное техническое обслуживание воздушных судов;

установление высокого уровня безопасности, регулярности полетов и обслуживания пассажиров;

анализ причин отказов и повреждений авиационной техники и внедрение мероприятий по их предупреждению;

совершенствование технических знаний летного и инженерно-технического состава и практических навыков технической эксплуатации авиационной техники;

планирование использования воздушных судов, их технического обслуживания, ремонта, специальных осмотров и конструктивных доработок авиационной техники;

контроль над соблюдением правил технической эксплуатации воздушных судов специалистами служб и организаций;

осуществление мероприятий по сохранности авиационной техники на земле.

К работам по эксплуатации воздушного судна допускаются лица инженерно-технического состава и другие специалисты, имеющие свидетельство о допуске к обслуживанию. Если полеты воздушных судов выполняются на аэродромах и посадочных площадках, где не обеспечено их техническое обслуживание, экипаж проводит осмотр воздушного судна. Результаты осмотра и работы, выполненные при устранении неисправностей, записываются в бортовой технический журнал.

Аэродромное обеспечение включает комплекс мероприятий по поддержанию летных полей аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов:

подготовку летного поля и зон радиомаячных систем посадки;

содержание и ремонтные работы в летний период;

зимнее содержание летного поля;

другие работы.

Электросветотехническое обеспечение полетов предусматривает:

планирование использования электросветотехнических средств, а также их технического обслуживания;

содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;

учет и анализ отказов и неисправностей электросветотехнических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности этих средств;

подготовку и допуск инженерно-технического состава службы ЭСТОП к технической эксплуатации электросветотехнического оборудования.

Электросветотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с регламентами технического обслуживания светотехнического оборудования, правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ), правилами устройств электроустановок (ПЭУ), наставлением по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации (НАСТОП ГА). Организация эксплуатации электросветотехнического обеспечения полетов осуществляется службами ЭСТОП авиапредприятий и ОЭНС УГА. Все электросветотехнические средства должны отвечать нормам годности к эксплуатации в Российской Федерации гражданских аэродромов; светотехнические средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.


Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами и предусматривает:

орнитологическое обследование района аэродрома;

ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и мероприятия по их отпугиванию;

проведение визуальных и радиолокационных наблюдений для обеспечения контроля над орнитологической обстановкой;

сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами, для полетов воздушных судов;

доведение до экипажей информации об орнитологической обстановке и своевременное предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах (в районе аэродромов), на маршрутах (в районе полетов);

проведение занятий по авиационной орнитологии с летным составом, специалистами УВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.


Статья 70. План полета воздушного судна


Комментарий к статье 70


Пунктом 1 ст. 70 ВК законодатель установил, что полет воздушного судна должен выполняться в строгом соответствии с планом полета.

Пунктом 2 данной статьи допускается отступление от плана полета на основании разрешения органа обслуживания воздушного движения или управления полетами, под управлением которого находится данное воздушное судна. Как исключение законодатель позволил командиру воздушного судна отступать от плана полета, задания на полет и указаний органа обслуживания воздушного движения или управления полетами, под чьим управлением находится воздушное судно, в случаях явной угрозы безопасности полета воздушного судна, в целях спасения жизни людей и предотвращения нанесения ущерба окружающей среде (подп. 1 п. 1 ст. 58 ВК).

План полета представляется соответствующему органу единой системы организации воздушного движения:

районному центру - при планировании полета в пределах его района;

зональному центру - при планировании полета за пределы района УВД, но в пределах одной зоны УВД;

главному центру - при планировании полета за пределы одной зоны УВД, а также на все международные полеты и полеты, имеющие специальный статус (литерные полеты).

Условия, порядок и форма представления планов полетов, а также процедуры составления формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов устанавливаются в соответствии с приложением N 1 ФПИВП.

Полет воздушного судна может быть выполнен только после получения разрешения от соответствующего органа единой системы организации воздушного движения.

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель перечислил все случаи, когда полет может быть выполнен без разрешения органа единой системы организации воздушного движения, а именно в случаях:


отражения воздушного нападения;

предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации;

вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Все вышеперечисленные случаи являются экстремальными, требующими принятия немедленных действий. Подача заявок (планов полетов) и получение разрешений на их выполнение невозможны в связи с острым дефицитом времени и непредсказуемостью таких полетов.

Законодатель также исключил из общего правила необходимость подачи заявки - плана полета и получение разрешения на полет воздушного судна, выполняемый в уведомительном порядке использования воздушного пространства, и полет воздушного судна, выполняемый в специальных районах. Связано это с тем, что такие полеты выполняются в соответствии с заблаговременно выработанным и утвержденным порядком и для обеспечения безопасности воздушного движения достаточно уведомлений о начале и окончании таких полетов.


Статья 71. Радиосвязь с воздушным судном


Комментарий к статье 71


Командир или другой член экипажа воздушного судна, имеющего средства радиосвязи, и орган обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющий непосредственное управление полетом этого воздушного судна, обязаны поддерживать друг с другом связь по радио. Радиосвязь ведется на строго определенной частоте. Порядок и рубежи перехода с одной частоты на другую при передаче управления от одного пункта к другому устанавливаются и публикуются в документах аэронавигационной информации, которые экипаж воздушного судна обязан изучить при подготовке к полету. Существуют резервные и аварийные радиочастоты, которые используются в необходимых случаях (отказ радиосвязи на основной частоте, аварийная ситуация и т.п.).

Порядок ведения радиосвязи, общие правила радиосвязи между экипажем воздушного судна и органом ОВД (управления полетами) и фразеология установлены ФАП "Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (утверждены Приказом директора Росаэронавигации от 14.11.2007 N 109). Такие правила принимаются и корректируются на основании п. 5.2.53.3 Положения об этом Министерстве.

Органам ОВД управления полетами запрещается передавать на борт воздушного судна какие-либо сообщения во время взлета, на конечном этапе захода на посадку или во время пробега при посадке, за исключением случаев, обусловленных соображениями безопасности.

Командиру воздушного судна запрещается во время полета изменять свой позывной сигнал. Когда существует вероятность возникновения недоразумения вследствие использования аналогичных позывных, орган ОВД управления полетами может дать указание командиру воздушного судна временно изменить свой позывной.


Командир воздушного судна, терпящего бедствие, имеет право вводить режим молчания для всех наземных и бортовых связных радиостанций, работающих на частоте его радиообмена с органом управления. Экипажи воздушных судов обязаны воздерживаться от ведения радиообмена на частоте, на которой ведет радиообмен экипаж воздушного судна, терпящего бедствие.

Экипаж воздушного судна обязан информировать соответствующий орган ОВД (управления полетами) о необходимости перехода с одной частоты на другую.


Статья 72. Полет воздушного судна над населенными пунктами


Комментарий к статье 72


Полеты над населенными пунктами, как правило, стараются ограничить, устанавливая обходные маршруты. Однако имеются густонаселенные районы (почти вся европейская часть России), где исключить полеты над населенными пунктами невозможно.

Законодатель в данной статье ввел ограничение по высоте полета, а также обязал предусмотреть специальные площадки в пределах населенных пунктов для выполнения вынужденных посадок в случае неисправности воздушных судов, выполняющих полеты над населенными пунктами.

Более того, над Москвой и Санкт-Петербургом в целях обеспечения безопасности их жителей установлены запретные зоны для полетов воздушных судов.

Однако, понимая необходимость в определенных случаях (пожаротушение, спасение жизни и здоровья людей, уникальные строительно-монтажные работы и т.п.) выполнения полетов над населенными пунктами, законодатель поручил Правительству РФ определить порядок отступления от данного правила. Имеются в виду повышенные требования к воздушным судам (их безотказности), их экипажам (профессиональным навыкам и подготовленности), разработке наиболее безопасных маршрутов (над реками и водоемами) и т.п. Такой порядок уполномоченные органы попытались установить в п. 103 ФП ИВП.


Статья 73. Демонстрационный полет воздушного судна


Комментарий к статье 73


В комментируемой статье законодатель, учитывая специфику полетов в различных видах авиации (гражданской, государственной и экспериментальной), определил, что демонстрационные полеты выполняются в соответствии с требованиями безопасности полетов, устанавливаемыми:

Минтрансом России - при выполнении демонстрационных полетов воздушными судами гражданской авиации;

Минобороны России - при выполнении демонстрационных полетов воздушными судами государственной авиации;

Минпромторгом России - при выполнении демонстрационных полетов воздушными судами экспериментальной авиации.

При одновременном выполнении демонстрационных полетов воздушными судами различных видов авиации требования безопасности полетов устанавливаются соответствующими уполномоченными органами совместно.

В связи с тем, что демонстрационные полеты выполняются, как правило, при большом скоплении людей и в непосредственной близости от населенных пунктов или над ними, законодатель обязал Правительство Российской Федерации устанавливать порядок организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов. В соответствии с п. 104 ФП ИВП разрешение на использование воздушного пространства для демонстрационных полетов органы ЕС ОрВД выдают только при наличии согласования (разрешения на выполнение таких полетов) органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых планируется проведение демонстрационных полетов. Порядок и условия использования воздушного пространства в этих случаях должны согласовываться с органами ЕС ОрВД не менее чем за пять суток до начала демонстрационных полетов.


Демонстрационные полеты выполняются на высотах, установленных утвержденной соответствующими органами программой (планом). При выполнении демонстрационных полетов пилотаж выполняется в пределах установленной зоны, не уклоняясь в сторону зрителей ближе ограничительной линии 200 м. Одновременные полеты в зоне пилотажа нескольких воздушных судов (групп) допускаются при условии эшелонирования их по высоте на интервалы, обеспечивающие безопасность полетов. На одной высоте должно находиться одно воздушное судно или группа воздушных судов под единым управлением. При выполнении демонстрационных полетов запрещается:

на многодвигательных воздушных судах - преднамеренная остановка одного или нескольких двигателей;

полеты на сверхзвуковой скорости;

находиться на борту воздушного судна лицам, не являющимся членами экипажа;

пролет над зоной, отведенной для зрителей.


Статья 74. Полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью


Комментарий к статье 74


При полете любого материального объекта, в том числе воздушного судна, в воздушном пространстве со сверхзвуковой скоростью (более 330 м/сек.) создается скачок уплотнения воздуха, схожий с ударной волной при взрыве. Мощность такого скачка уплотнения (ударной волны) пропорциональна скорости полета объекта и в обратной пропорции зависит от высоты полета объекта над земной или водной поверхностью в связи с уменьшением плотности воздуха с увеличением высоты.

Результаты воздействия звукового удара на окружающую среду могут быть ощутимы и способны привести к значительному ущербу здоровью и жизни людей и животных, повреждению сооружений и т.п.

Поэтому законодатель в комментируемой статье установил, что полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью допускается на высоте, на которой исключается опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. Расчеты и практика полетов показали, что такой высотой является любая высота выше 11 000 м.

Полет на таких высотах исключает опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. Пункт 107 ФП ИВП определяет, что сверхзвуковые воздушные трассы и маршруты полетов со сверхзвуковой скоростью устанавливаются выше 11 000 м. Полеты на меньших высотах со сверхзвуковой скоростью производятся в специально отведенных для этого зонах, которые устанавливаются над безлюдной местностью, а над морем - вдали от морских путей.

Правилами выполнения полетов воздушных судов со сверхзвуковой скоростью, устанавливаемыми ФАП полетов, предусматриваются увеличенные интервалы и дистанции между воздушными судами. Так, минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и другим воздушным судном должен быть не менее 1000 м независимо от скорости полета последнего, что позволяет избежать опасного воздействия звукового удара на другие воздушные суда.