ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1435
Скачиваний: 2
В случае серьезного авиационного инцидента с воздушным судном на территории иностранного государства порядок участия специалистов РФ в его расследовании такой же, как при авиационном происшествии.
Статья 96. Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента
Комментарий к статье 96
Комиссия по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) утверждается уполномоченным органом по принадлежности воздушного судна, имеет статус государственной комиссии и пользуется полномочиями, установленными в п. 2 ст. 96 ВК. К работе в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться сотрудники самого уполномоченного органа, полномочные представители заинтересованных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовой формы, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений. Комиссия по расследованию ведет свою деятельность под руководством председателя.
Если авиационное происшествие стало следствием столкновения воздушных судов разных видов авиации, председатель комиссии по расследованию назначается решением Правительства РФ. Организация расследования и состав его участников определяются по согласованию заинтересованных сторон. Если в авиационное происшествие с воздушным судном одного вида авиации вовлечены представители авиационного персонала другого вида авиации Российской Федерации, состав участников расследования согласуется с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав утверждаются уполномоченным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.
Если при расследовании авиационного происшествия не требуется проведения дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования может быть продлен уполномоченным органом по ходатайству председателя комиссии по расследованию.
С момента авиационного происшествия ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя организации, в районе ответственности которого произошло авиационное происшествие. С момента прибытия комиссии по расследованию на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.
По прибытии на место авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ об образовании комиссии по расследованию, заслушивает сообщения должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте происшествия, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии по расследованию и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.
Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного происшествия и обеспечением работы комиссии. В комиссии по расследованию по основным направлениям работ создаются подкомиссии: летная, инженерно-техническая, административная и штаб. При необходимости по решению председателя комиссии могут создаваться другие подкомиссии (группы). В подкомиссиях могут создаваться рабочие группы:
по составлению схемы (кроки) места авиационного происшествия и группа опроса. По решению председателя комиссии эти группы включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя;
поисковых и аварийно-спасательных работ. Эта группа подчиняется непосредственно председателю комиссии. В случаях, не связанных с гибелью людей, она может быть введена в состав административной подкомиссии;
расчета и анализа. Эта группа в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии.
Специалисты, привлекаемые к расследованию, включаются в состав подкомиссий или рабочих групп в соответствии с их специализацией либо используются в качестве экспертов по отдельным вопросам. Состав подкомиссий, планы их работы, а также состав рабочих групп утверждает председатель комиссии по расследованию. Работа комиссии по расследованию ведется по плану, который утверждается председателем комиссии. Проект плана рассматривается на заседании комиссии. В плане должны быть определены основные направления деятельности комиссии, лица, ответственные за проведение работ, и сроки их выполнения. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп. Действия членов комиссии, имеющие уголовно-процессуальный характер, должны согласовываться с органом прокуратуры, проводящим предварительное следствие.
Планы работы комиссии и подкомиссий корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных. В процессе работы комиссии по расследованию проводятся заседания. Они оформляются протоколами, в которых отражаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. При наличии разногласий по обсуждаемым вопросам в протоколе отражаются позиции сторон. Протоколы подписываются председателем и начальником штаба комиссии. Комиссия по расследованию принимает решения по основным методическим, техническим и организационным вопросам. При этом окончательное решение принимает председатель комиссии. Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии по расследованию и имеют право присутствовать на заседаниях комиссии, подкомиссий и рабочих групп.
Для решения задач, требующих специальных знаний, помимо специалистов, входящих в состав подкомиссий и рабочих групп, к расследованию могут привлекаться эксперты. В соответствии с планом работы комиссии по расследованию (подкомиссии) эксперт получает письменное задание от председателя комиссии (подкомиссии) с перечнем вопросов, требующих решения. Он проводит свою работу самостоятельно или в составе группы экспертов, координируя ее с председателем комиссии (подкомиссии). Результаты работы оформляются в виде заключения эксперта, которое обсуждается на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются в виде дополнения к экспертному заключению. Экспертное заключение рассматривается комиссией (подкомиссией), принимается к сведению и прилагается к материалам расследования.
Результаты работ, проведенных подкомиссиями и рабочими группами, оформляются отчетами, которые рассматриваются комиссией по расследованию (подкомиссией), принимаются к сведению и прилагаются к материалам расследования. Исследование объектов авиационной техники и проведение экспериментов на месте работы комиссии по расследованию осуществляются по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прилагаются к материалам расследования.
Обработка записей бортовых средств объективного контроля должна проводиться на аттестованных наземных средствах. В случае значительного повреждения бортовое средство объективного контроля направляется для обработки в организацию, имеющую специальное оборудование для восстановления записи и опыт работы с поврежденными носителями информации. Носители информации, записанной во время полета бортовыми средствами объективного контроля, вместе с градуировочными (тарировочными) характеристиками постоянно хранятся в организации, проводившей их расшифровку.
Если необходимо провести специальное исследование, комиссия по расследованию определяет организацию - исполнителя исследования. Основанием для проведения специального исследования служит техническое задание комиссии по расследованию, в котором подробно указывается цель проведения исследования. К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств происшествия, данных о воздушном судне, об объекте исследования, их ремонте и о техническом обслуживании. По результатам специального исследования составляется отчет, который подписывается непосредственными исполнителями, утверждается руководителем организации - исполнителя исследования и направляется в комиссию по расследованию. Отчет по результатам специального исследования является неотъемлемой частью материалов расследования. Все материалы исследования, включающие техническое задание, программу проведения исследования, специально разработанные методики и рабочие материалы (протоколы испытаний, замеры, лабораторные анализы и т.д.), прилагаются к рабочему экземпляру отчета, хранящемуся в организации - исполнителе исследования.
Итоговым документом работы комиссии по расследованию является акт расследования авиационного происшествия, который составляется на основе материалов отчетов подкомиссий и рабочих групп, отчетов по результатам исследований, заключений экспертиз, а также другой имеющейся в распоряжении комиссии по расследованию информации. Акт расследования авиационного происшествия подписывается председателем и всеми членами комиссии. Член комиссии по расследованию, который не согласен с содержанием и выводами акта расследования авиационного происшествия, имеет право подписать его с пометкой "с особым мнением". Особое мнение в письменной форме с изложением мотивов несогласия, их обоснованием, а также предлагаемые формулировки прилагаются к акту расследования.
Председатель комиссии по расследованию представляет акт расследования авиационного происшествия и доклад о результатах расследования. В докладе указываются обстоятельства авиационного происшествия, его причины, выявленные при расследовании недостатки и рекомендации комиссии по предотвращению подобных происшествий. В случае образования комиссии по расследованию распоряжением Правительства РФ доклад о результатах расследования авиационного происшествия представляется в Правительство РФ.
По результатам расследования авиационного происшествия председатель комиссии по расследованию проводит разбор авиационного происшествия в организации, где оно произошло. Цель разбора - доведение до сведения заинтересованных организаций и лиц информации об обстоятельствах, о причинах, об опасных факторах и о недостатках, выявленных в результате расследования, а также рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий. Решение о времени и порядке проведения разбора, о составе его участников принимает председатель комиссии.
Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия является старшим должностным лицом, чьи распоряжения и указания должны выполнять все должностные лица, связанные с расследованием происшествия.
Председатель комиссии по расследованию имеет право:
1) принимать окончательные решения по всем организационным, методическим и практическим вопросам расследования авиационного происшествия;
2) давать обязательные для исполнения распоряжения и указания всем членам комиссии и привлеченным к расследованию специалистам и экспертам, а также должностным лицам авиационных организаций по вопросам, связанным с расследованием авиационного происшествия;
3) давать рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности полетов, необходимость которых определена в процессе расследования авиационного происшествия;
4) назначать проведение испытаний и исследований, необходимых для установления причин авиационного происшествия или обоснования рекомендаций по безопасности полетов;
5) привлекать к работе в комиссии по расследованию необходимых специалистов, а также технические средства;
6) давать рекомендации об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, чьи действия негативно влияют на безопасность полетов;
7) в соответствии с решением комиссии направлять материалы, отдельные детали, агрегаты и элементы конструкции воздушного судна, а также документацию на них для проведения специальных исследований;
8) требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы необходимые материалы и документы, связанные с проведением расследования авиационного происшествия;
9) отстранять от участия в расследовании авиационного происшествия лиц (за исключением членов комиссии), допустивших действия, приведшие к порче или утрате вещественных доказательств, умышленному искажению документации, или систематически не выполняющих распоряжения председателя комиссии; немедленно сообщать об этом руководителю органа исполнительной власти, предприятия или организации;
10) устанавливать порядок работы комиссии.
Председатель комиссии по расследованию несет ответственность за объективность, качество и сроки расследования авиационного происшествия, правильность оформления документов, обоснованность принятых решений по вопросам расследования авиационного происшествия и выданных рекомендаций. Заместители председателя комиссии по расследованию обеспечивают проведение работ, порученных им председателем комиссии. В отсутствие председателя комиссии один из заместителей по его заданию выполняет функции председателя.
Председатель подкомиссии имеет право:
1) давать всем специалистам, входящим в состав подкомиссии и ее рабочих групп, и экспертам обязательные для исполнения распоряжения по вопросам расследования, относящимся к компетенции подкомиссии;
2) запрашивать через председателя комиссии по расследованию необходимые материалы у должностных лиц и организаций;
3) по согласованию с председателями других подкомиссий привлекать специалистов этих подкомиссий к проведению экспертиз и участию в совещаниях подкомиссии и рабочих групп;
4) знакомиться со всеми материалами расследования авиационного происшествия.
Член комиссии по расследованию имеет право:
1) знакомиться со всеми материалами, относящимися к расследованию авиационного происшествия;
2) вносить предложения, направленные на улучшение работы комиссии;
3) вносить предложения об участии в расследовании специалистов и экспертов, истребовании необходимых материалов, исследовании составных частей воздушного судна с указанием цели исследования, а также о других вопросах, связанных с расследованием авиационного происшествия;