Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 7. Принадлежность имущества авиации


Комментарий к статье 7


1. Нормы ст. 7 ВК определяют субъекты права собственности на имущество авиации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно ст. 212 ГК. Эти статьи ВК и ГК воспроизводят положения п. 2 ст. 8 Конституции.

2. Комментируемая статья ВК объединяет два компонента - тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в его собственности.

Первый тип собственника - Российская Федерация и ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), определенные на основании ст. 125 ГК. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией (Росимущество, Минобороны России, МЧС России, Росавиация, Росаэронавигация и др.); от имени субъектов РФ такие права в отношении имущества авиации внутренних дел осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Второй тип собственника имущества авиации - физические и юридические лица, которые обладают правом собственности на имущество авиации на законных основаниях (ст. 218 ГК). Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица - коммерческие организации (например, авиакомпании) и некоммерческие организации (аэроклубы и другие добровольные объединения граждан).

3. В соответствии с нормами ст. 7 ВК к имуществу авиации относятся: воздушные суда различных типов и назначения, аэродромы и аэропорты разной классификации, технические средства (радио- и светотехническое, метеорологическое и другое оборудование), автотранспортная, погрузочная и иная техника, объекты единой системы организации воздушного движения. Статья подразделяет имущество авиации на три вида - имущество гражданской, экспериментальной и государственной авиации.

К имуществу гражданской авиации относится имущество, используемое для обеспечения воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, для выполнения авиационных работ и удовлетворения личных потребностей граждан и организаций.

К имуществу экспериментальной авиации относится имущество, используемое для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники.

К имуществу государственной авиации относится имущество, используемое для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

4. В соответствии со ст. 7 ВК собственниками имущества гражданской, экспериментальной авиации могут являться все типы собственников.

Абзац 2 п. 3 ст. 212 ГК содержит норму, в соответствии с которой отдельные виды собственности (имущества) могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Эта норма ГК, носящая отсылочный характер, нашла свое отражение в ст. 7 ВК, которая определяет, что собственниками имущества государственной авиации и объектов (имущества) единой системы организации воздушного движения могут быть только Российская Федерация и ее субъекты в отношении имущества авиации органов внутренних дел.


5. Соотношение типов собственника и видов имущества авиации отражает уровень и направление политического и экономического развития общества и государства. Так, например, в 1983 г. (год принятия последнего ВК СССР) советский законодатель не мог даже представить, что в собственности физических лиц могут находиться воздушные суда, не говоря уже об аэродромах, аэропортах и технических средствах. Несмотря на отсутствие в ВК СССР юридического закрепления собственности граждан в отношении воздушных судов, фактически такая собственность уже существовала. Добросовестными собственниками были физические лица, самостоятельно изготовившие для себя воздушные суда из материалов, приобретенных на законных основаниях (воздушные суда любительской постройки). По различным данным, в 1983 г. таких воздушных судов было более пятисот.

В 1997 г., принимая ВК, уже российский законодатель предусмотрел (ст. 7 в старой редакции) нахождение в собственности граждан воздушных судов. Понадобилось еще десять лет, чтобы внести в нормы ст. 7 ВК изменения, позволяющие физическим лицам иметь в собственности все виды имущества гражданской и экспериментальной авиации.


Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации


Комментарий к статье 8


1. Действие ст. 8 распространяется только на гражданскую авиацию.

Норма п. 1 ст. 8 устанавливает перечень физических и юридических лиц, а также объектов (авиационной техники, сооружений и др.), подлежащих обязательной сертификации, т.е. подтверждению их соответствия установленным государством требованиям к безопасности полетов или авиационной безопасности (п. 1 ст. 83 ВК).

2. Норма п. 2 ст. 8 устанавливает обязательность аттестации, т.е. определения квалификации (профессиональных знаний и навыков, личных качеств и т.п.) лиц авиационного персонала.

3. Согласно п. 3 ст. 8, обязательную сертификацию и аттестацию осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти (см. комментарий к ст. 6 ВК) на основании положений об этих органах. В настоящее время это Росавиация и Росаэронавигация. На практике к сертификации для проведения исследований, испытаний (измерений) и экспертизы привлекаются аккредитованные для этих целей лаборатории и центры.

Требования к обязательной сертификации и аттестации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами, принимаемыми на основании и в соответствии с нормами ст. 2 ВК. Эти правила, согласно норме п. 3 ст. 8 ВК, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими и юридическими лицами. Сертификация завершается выдачей от имени Российской Федерации сертификата соответствия (далее - сертификата).

Кроме того, п. 3 ст. 8 ВК предусматривает участие представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел (МВД России), в проведении обязательной сертификации юридических лиц, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности (п. 1 ст. 83 ВК), а также в обязательной аттестации их работников, что обусловлено задачами противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.


4. Норма п. 4 ст. 8 ВК определяет возмездный характер проведения обязательной сертификации. В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о техническом регулировании оплата работ по обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации) осуществляется на основании договора между заявителем и органом по сертификации.

5. Более подробно отношения, возникающие в связи с проведением обязательных аттестации и сертификации, будут рассмотрены ниже, в комментариях к последующим главам ВК.


Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации


Комментарий к статье 9


1. Согласно п. 1 ст. 9 ВК, лицензирование деятельности в области авиации осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании. Статья 17 Закона о лицензировании устанавливает, что в авиации к такой деятельности относятся коммерческие воздушные перевозки, разработка, производство, ремонт и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного (военного и гражданского) назначения, а также деятельность по обеспечению авиационной безопасности. Лицензирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Росавиация, а в области разработки, производства, ремонта и испытаний авиатехники - Минпромторг России.

2. В соответствии с п. 3 ст. 9 ВК юридические лица - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут претендовать на получение лицензии только при наличии у них сертификатов, полученных в соответствии с нормами ст. 8 ВК.

3. Пункт 4 ст. 9 ВК допускает установление дополнительных условий, которые могут быть выдвинуты юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для получения лицензии. Эти условия могут, например, обязывать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять социально значимые, но заранее нерентабельные воздушные перевозки. При этом было бы целесообразно в будущем предусмотреть в данном пункте порядок возмещения вынужденных затрат на такую деятельность из средств соответствующих бюджетов.

4. Порядок проведения лицензирования в области авиации устанавливается правилами, утвержденными Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 N 85, ФАП лицензирования деятельности в области гражданской авиации, Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 346, Положения о лицензировании разработки, производства, ремонта и испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения).

5. В соответствии со ст. 15 Закона о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии и за выдачу лицензии взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в размерах 300 и 1000 рублей соответственно (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК).


Статья 10. Приостановление действия сертификатов и их аннулирование


Комментарий к статье 10


Общий порядок приостановления действия сертификатов, введения ограничений в их действия, а также аннулирования сертификатов устанавливается в соответствии с Законом о техническом регулировании.


Изменениями, внесенными в ст. 10 ВК Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", из статьи были исключены нормы, регламентировавшие порядок приостановления действия лицензий, введения ограничений в их действия и аннулирования лицензий. Было бы полезно восстановить положения, касающиеся процедур приостановления действия лицензий и их аннулирования в соответствии с Законом о лицензировании, применительно к авиационной деятельности.


Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА


Статья 11. Использование воздушного пространства


Комментарий к статье 11


1. Название гл. II ВК не исчерпывает содержания данной главы. Кроме того, следует отметить, что с точки зрения законодательной техники не принято давать главе и одной из ее статей (ст. 12 ВК) одинаковые названия.

История возникновения комментируемой главы берет начало с конца 70-х - начала 80-х годов прошлого столетия. Эти годы были связаны с бурным научно-техническим прогрессом во всем мире, в том числе в Советском Союзе. Резко возросла интенсивность различных видов деятельности, осуществляемой в воздушном пространстве, и в связи с этим появились новые отношения, не урегулированные нормами права. Это приводило к возникновению инцидентов в воздушном пространстве, угрожающих жизни и здоровью людей.

Единственным нормативным правовым актом общеобязательного характера были Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР, которые утверждались для авиации всех ведомств Главнокомандующим Военно-воздушными силами на основании распоряжения Совета Министров СССР от 23.04.1947 N 4488р. Как следует из названия документа, его действие по кругу лиц распространялось только на авиацию, т.е. на деятельность в воздушном пространстве, связанную лишь с полетами воздушных судов. Первая регламентация иной деятельности на уровне закона появилась в ст. 52 ВК СССР, которая определялась как деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов. Однако содержание данной статьи имело явно дискриминационный характер по отношению к неавиационной деятельности, угрозу которой могли представлять полеты воздушных судов, например при подъеме и спуске пилотируемых космических аппаратов.

Проблема была разрешена после принятия в Российской Федерации ВК и появления в нем главы II, которую правильнее было бы назвать "Режим воздушного пространства".

2. В пункте 1 ст. 11 ВК дается определение использования воздушного пространства, которое, по мнению законодателя, представляет собой деятельность, в процессе которой в воздушном пространстве перемещаются различные материальные объекты, а также иную деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.


К таким материальным объектам п. 1 ст. 11 относит воздушные суда, ракеты, баллистические снаряды, космические аппараты и т.п. Этот пункт относит к деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, и такую деятельность, как взрывные работы, строительство высотных сооружений, электромагнитные и другие излучения, дым и пар, ухудшающие видимость, т.е. то, что может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

3. Норма п. 2 ст. 11 определяет понятие и статус пользователей воздушного пространства. К пользователям воздушного пространства отнесены только граждане и юридические лица. За пределами регулирования остались (хотя фактически ими являются) другие субъекты отношений: лица без гражданства, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (войсковые части Минобороны России, подразделения Пограничных войск ФСБ России, МВД России, МЧС России и др.), органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы иностранных государств.

Пункт 2 ст. 11 ВК, к сожалению, не устанавливает порядок наделения субъектов правом на осуществление деятельности в воздушном пространстве. Он лишь отсылает к некоему "установленному порядку". Однако нормативными правовыми актами Российской Федерации такой порядок не установлен.

Было бы разумным предложить следующий порядок наделения конкретных субъектов правом на осуществление деятельности в воздушном пространстве, который впоследствии следует установить на законодательном уровне, - для:

государственных органов статус пользователя воздушного пространства должен быть предусмотрен в положениях (уставах) об этих органах, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные государственные органы;

физических и юридических лиц статус пользователя воздушного пространства приобретается с получением сертификата (свидетельства) эксплуатанта (ст. 61 ВК), если для них получение такого сертификата предусмотрено законом;

физических и юридических лиц (если получение ими свидетельства эксплуатанта не предусмотрено законом) статус пользователя воздушного пространства приобретает физическое лицо, которому выдается сертификат (свидетельство) пилота (летчика), подтверждающий возможность самостоятельно управлять воздушным судном конкретного типа в соответствующих метеорологических и иных условиях; юридическим лицом такой статус приобретается с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого для авиационной деятельности в области производства полетов;

физических и юридических лиц, осуществляющих иную деятельность, в том числе ту, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения, статус пользователя воздушного пространства приобретается с получением сертификата (свидетельства), удостоверяющего право на указанную деятельность и подтверждающего знание этим пользователем требований и процедур по обеспечению безопасности воздушного движения;