Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1443

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 19. Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства


Комментарий к статье 19


Нарушение ФП ИВП влечет за собой административную ответственность в соответствии с нормами ст. 11.3 ("Действия, угрожающие безопасности полетов") и ст. 11.4 ("Нарушение правил использования воздушного пространства") КоАП.


Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ


Статья 20. Виды авиации


Комментарий к статье 20


Статья 20 ВК устанавливает классификацию авиации по видам, основанную на определяющем признаке - цели использования конкретного вида авиации. Такая классификация необходима в связи с тем, что к каждому виду авиации предъявляются различные требования и их деятельность регулируется разными уполномоченными органами. В зависимости от принадлежности к видам авиации проводится подготовка и аттестация личного состава и работников, государственная регистрация и сертификация имущества и объектов, организация и производство полетов воздушных судов, расследование авиационных происшествий и др.


Статья 21. Гражданская авиация


Комментарий к статье 21


1. Нормы ст. 21 ВК определяют понятие гражданской авиации и устанавливают ее основную классификацию - коммерческая гражданская авиация и авиация общего назначения.

2. Пункт 1 ст. 21 ВК относит к гражданской авиации всю авиацию, которая используется в целях удовлетворения потребностей граждан в воздушном транспорте общего пользования и в самостоятельном передвижении на принадлежащих им воздушных судах, а также для обеспечения потребностей экономики, т.е. в интересах юридических лиц (в основном коммерческих организаций) и индивидуальных предпринимателей осуществлять грузовые авиационные перевозки как на воздушных судах авиакомпаний (за плату), так и на собственных воздушных судах.

3. Пункт 2 ст. 21 определяет понятие коммерческой гражданской авиации как гражданской авиации, используемой для предоставления услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, а также для выполнения авиационных работ. Из смысла статьи следует, что услуги по перевозке предоставляются, а авиационные работы выполняются за плату на основании договоров, т.е. на коммерческой основе.

Следует отметить, что в отечественной практике регулирования нет четкого разделения коммерческой гражданской авиации и авиации общего назначения (см. п. 4 настоящего комментария). Довольно удачно разрешена эта проблема в воздушном законодательстве Европейского союза. Статья 3 Закона ЕС о безопасности гражданской авиации (Regulation (EC) No. 216/2008 of the European Parliament and of the Council of 20 February 2008 on Common Rules in the Field of Civil Aviation and Establishing a European Aviation Safety Agency, and Repealing Council Directive 91/670/EEC, Regulation (EC) No. 1592/2002 and Directive 2004/36/EC) определяет коммерческую эксплуатацию воздушного судна гражданской авиации следующим образом: "Коммерческая эксплуатация - это любой полет воздушного судна за плату или на иной возмездной основе, который публично предлагается к выполнению или, в случае отсутствия такого публичного предложения, выполняется по договору между эксплуатантом и заказчиком, не имеющим контроля над эксплуатантом".


Такой подход позволяет довольно четко разделять виды полетов в соответствии с их целевым назначением и создает нормальные условия для налогового, тарифного и иных видов регулирования авиационной деятельности.

4. Пункт 3 ст. 21 определяет понятие авиации общего назначения как гражданской авиации, не используемой для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Из смысла статьи следует, что авиация общего назначения используется на безвозмездной основе при осуществлении перевозок и иной авиационной деятельности в интересах физических и юридических лиц с использованием принадлежащих им авиационного персонала и имущества (облет линий электропередачи, нефте- и газопроводов, лесных хозяйств, проведение аэрофотосъемки, перевозка собственного персонала и т.п.).

В международной практике авиация общего назначения, как правило, подразделяется на корпоративную, деловую и любительскую. К корпоративной относится авиация, входящая в состав объединения коммерческих организаций в качестве структурного подразделения и осуществляющая деятельность исключительно в интересах этого объединения (корпорации). К деловой относится авиация, в которой арендованные (без экипажа) или собственные воздушные суда используются в интересах конкретного юридического лица и эта деятельность финансируется указанным лицом на постоянной основе. Экипажи воздушных судов деловой авиации формируются из работников (служащих) этого юридического лица, имеющих сертификаты (свидетельства) пилотов. К любительской относится авиация, используемая физическими лицами исключительно в личных целях. Такая классификация необходима для установления государством дифференцированных требований к указанным видам авиации общего назначения.


Статья 22. Государственная авиация


Комментарий к статье 22


1. В соответствии с п. 1 ст. 22 ВК к государственной авиации относится авиация, находящаяся в ведении Минобороны России, ФСБ России (в том числе пограничные войска), МВД (милиция и внутренние войска), ФТС и МЧС России. К государственной данный пункт также относит авиацию РОСТО, используемую для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

2. Пункт 2 ст. 22 предусматривает использование государственной авиации в коммерческих целях в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 862. Это Постановление предоставляет возможность использовать государственную авиацию для нерегулярных:

коммерческих перевозок пассажиров при соблюдении предусмотренных для гражданской авиации требований воздушного законодательства;

перевозок грузов за плату по ценам, согласованным с Минтрансом России.


Статья 23. Экспериментальная авиация


Комментарий к статье 23


1. В соответствии с п. 1 ст. 23 ВК к экспериментальной авиации относится авиация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов и других организаций, осуществляющих опытно-конструкторские, экспериментальные, научно-исследовательские работы и испытания авиационной, радиоэлектронной и другой техники.


2. Пункт 2 ст. 23 предусматривает использование экспериментальной авиации в коммерческих целях в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 862. Это Постановление предоставляет возможность использовать экспериментальную авиацию для перевозок грузов за плату на договорной основе по специализированным программам, согласованным с Минтрансом России.


Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации


Комментарий к статье 24


1. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Минтранс России, его структурные подразделения и территориальные органы в пределах компетенции, определяемой Положением о Минтрансе России, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

2. Минтранс России осуществляет государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации, прежде всего, путем принятия нормативных правовых актов (ФАП), регулирующих отношения в области организации и выполнения воздушных перевозок и авиационных работ, подготовки и аттестации авиационного персонала, строительства и эксплуатации аэродромов и аэропортов, деятельности авиации общего назначения и др.


Статья 25. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации


Комментарий к статье 25


1. В соответствии с п. 1 ст. 25 ВК государственное регулирование деятельности государственной авиации, независимо от ведомственной принадлежности, осуществляет Минобороны России на основании Положения о Минобороны России, утвержденного Президентом РФ.

2. Минобороны России проводит государственное регулирование в области государственной авиации в соответствии с ВК и Положением о подготовке ФП ИВП и ФАП (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 N 360) путем принятия ФАП Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации (утверждены Приказом Министра обороны от 24.09.2004 N 275); Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации (утверждены Приказом Министра обороны от 30.04.2007 N 150); Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов (утверждены Приказом Министра обороны от 28.11.2002 N 460) и других.

3. Пункт 2 ст. 25 устанавливает, что организацию деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации (Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России и др.).


Статья 26. Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации


Комментарий к статье 26


Статья 26 устанавливает, что государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляет уполномоченный орган в области оборонной промышленности, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 является Минпромторг России. Такое регулирование ведется на основании норм ВК путем утверждения указанным уполномоченным органом в соответствии с п. 6 Положения о подготовке ФП ИВП и ФАП (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.1998 N 360) федеральных авиационных правил, регламентирующих деятельность экспериментальной авиации (например, ФАП по производству полетов экспериментальной авиации; утверждены Приказом Росавиакосмоса от 28.06.2000 N 104).



Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


Статья 27. Цель государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации


Комментарий к статье 27


Государственный контроль является неотъемлемой составляющей системы государственного управления в области любых видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности людей, объектов и окружающей среды. Статья 27 ВК определяет объекты государственного контроля в области гражданской авиации. К ним относится:

безопасность полетов воздушных судов, т.е. контроль над соблюдением технических и других требований, предъявляемых к процессу подготовки, выполнения и обеспечения полетов;

авиационная безопасность, т.е. контроль над деятельностью по предотвращению террористических и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

качество работ и услуг при выполнении авиационных работ и воздушных перевозок.

Такой контроль чаще всего квалифицируют как ведомственный - осуществляемый федеральными органами исполнительной власти.


Статья 28. Осуществление государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации


Комментарий к статье 28


1. Статья 28 ВК устанавливает, что государственный контроль деятельности в области гражданской авиации проводит уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 является Ространснадзор, находящийся в ведении Минтранса России.

2. Ространснадзор осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об этой службе. На основании подп. 5.1 данного Положения Ространснадзор контролирует соблюдение воздушного законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации. В частности, такой контроль проводится в соответствии с подп. 5.3 указанного Положения путем проведения сертификации юридических и физических лиц, осуществляющих авиационную деятельность.


Статья 29. Органы государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации


Комментарий к статье 29


1. Пункт 1 ст. 29 ВК предписывает создание инспекторских служб для контроля над деятельностью в области гражданской авиации. Такие службы должны были создаваться решением уполномоченного органа в области гражданской авиации - Минтрансом России. Однако Правительство РФ приняло на себя решение этого важного вопроса и своим Постановлением от 11.07.2002 N 515 утвердило Положение о Российской транспортной инспекции Минтранса России. В соответствии с п. 1 данного Положения Российская транспортная инспекция является единой централизованной системой, осуществляющей разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции в транспортном комплексе, в том числе, естественно, в области гражданской авиации.


2. Согласно п. 2 ст. 29 ВК, структура инспекторских служб определяется Правительством РФ. Подпункт "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 устанавливает, что полномочия органов Российской транспортной инспекции имеет ее центральный аппарат и территориальные органы. Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 определяет, что полномочия государственных инспекторских органов в сфере использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства и авиационно-космического поиска и спасания осуществляют представители Росаэронавигации.

Функции инспекторских служб определяются Положениями о Ространснадзоре, Росаэронавигации и о Росавиации.


Статья 30. Права и ответственность инспекторов


Комментарий к статье 30


1. Права инспекторов определяются Положением о Ространсинспекции. В соответствии в п. 11 этого Положения инспекторы обладают следующими правами:

проводить проверки субъектов транспортного комплекса и запрашивать у них информацию по вопросам, относящимся к компетенции Ространсинспекции;

выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с транспортным процессом, предписания об устранении выявленных нарушений;

приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы; составлять протоколы об административных правонарушениях.

2. Другим источником, определяющим права инспекторов, является Положение о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации. Пункт 9 данного Положения предоставляет инспекторам следующие права:

беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения и площади, а также воздушные суда субъектов гражданской авиации;

использовать технические средства при проведении контроля над безопасностью полетов и привлекать к этому контролю специалистов субъектов гражданской авиации;

погашать талоны нарушений специалистов гражданской авиации;

выносить предписания экипажам воздушных судов, эксплуатантам воздушного транспорта и администрациям аэропортов о запрете или приостановке выполнения полетов при обнаружении недостатков, угрожающих безопасности полетов;

инспектировать экипажи воздушных судов гражданской авиации, проводить проверки инженерно-технического обеспечения таких воздушных судов, в том числе воздушных судов иностранных государств, выполняющих полеты в Российскую Федерацию.

3. Норма об определении Правительством РФ ответственности инспекторов явно некорректна, так как ответственность (дисциплинарная, административная и уголовная) инспекторов возникает вследствие ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей. Такие виды ответственности предусмотрены действующим российским законодательством. Вероятно, законодатель предполагал, что Правительству РФ необходимо определить обязанности инспекторов.