Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Статья 15 ВК связывает понятие "опасные зоны" с районами полигонов, взрывных работ и другими подобными объектами. Пункт 37 ФП ИВП определяет, что опасные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного использования воздушного пространства в районах стрельб, пуска и падения ракет, а также их отдельных частей. В действительности же опасные зоны не устанавливаются, а объявляются в воздушном пространстве над открытым морем в соответствии с подп. "b" п. 1 ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Статья 87 Конвенции ООН по морскому праву определяет принцип свободы полетов и мореплавания за пределами суверенных территорий государств. Ни одно государство не имеет права запретить или ограничить для других государств какую-либо деятельность, связанную с использованием воздушного пространства над открытым морем, но обязывает в соответствии с п. 2 ст. 8 этой Конвенции извещать о такой деятельности, если она может представлять угрозу безопасности полетов и мореплавания. Для полигонов и мест проведения взрывных работ, расположенных на территории Российской Федерации, действуют правила установления соответствующих районов, предусмотренные п. 38 ФП ИВП.

9. Другие элементы структуры воздушного пространства (районы) устанавливаются в соответствии с п. 38 ФП ИВП для проведения стрельб, пусков ракет, бомбометаний, взрывных работ, противоградовых стрельб, деятельности, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения. К сожалению, ФП ИВП не устанавливает порядок утверждения районов полигонов, взрывных работ и противоградовых стрельб. Однако, руководствуясь нормами п. 2 ст. 12 ВК и п. 5.3.4 Положения о Росаэронавигации, можно установить, что эта служба наделена такими полномочиями. В соответствии с п. 39 ФП ИВП для проведения отдельных видов авиационных работ решением органов ЕС ОрВД могут устанавливаться постоянные районы авиационных работ. Для упрощения формальностей при использовании воздушного пространства п. 40 ФП ИВП предусматривает установление специальных районов, где могут выполняться полеты без получения разрешения органов ЕС ОрВД.


Статья 16. Порядок использования воздушного пространства


Комментарий к статье 16


1. К сожалению, следует отметить, что название ст. 16 ВК слишком широко, так как вся гл. II устанавливает порядок использования воздушного пространства. Более целесообразно было бы исходя из содержания данной статьи назвать ее "Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства". Подпункт 46 п. 2 ФП ИВП определяет "разрешительный порядок" как общий термин, означающий в соответствующих случаях порядок предоставления пользователям возможности использовать воздушное пространство, а также порядок выдачи разрешений на использование воздушного пространства. Понятие "уведомительный порядок" использования воздушного пространства в ФП ИВП отсутствует.


2. Пункты 42 - 52 ФП ИВП регламентируют процесс выдачи разрешений на использование воздушного пространства, включающий в себя подачу заявок на использование воздушного пространства в центры ЕС ОрВД, планирование (предварительное, суточное и текущее) и координирование использования воздушного пространства. Пункт 46 ФП ИВП устанавливает, что предварительное планирование осуществляется за двое и более суток до дня использования воздушного пространства, в том числе с целью специальной организации его использования при проведении крупных мероприятий (военных учений, проверок боеготовности частей и соединений Вооруженных Сил РФ и т.п.). Пункт 47 ФП ИВП определяет, что суточное планирование производится накануне дня использования воздушного пространства с целью обеспечения заявленной деятельности путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте. Текущее планирование в соответствии с п. 48 ФП ИВП осуществляется в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, заявки на которую поступают в текущие сутки.

3. Уведомительный порядок использования воздушного пространства, т.е. порядок, не требующий подачи заявок, планирования и разрешений на использование воздушного пространства, применяется в соответствии в подп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 ВК (такие же случаи определены в подп. "а" - "г" п. 50 ФП ИВП при выполнении полетов в специальных районах, предусмотренных п. 40 ФП ИВП (см. комментарий к ст. 15 ВК)).

Уведомительный порядок предусматривает обязанность лиц, принявших решение об использовании воздушного пространства, немедленно известить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО. При выполнении полетов в специальных районах уведомление об этом органов ВВС и ПВО в п. 40 ФП ИВП не предусмотрено. Специальные районы для полетов ниже нижнего эшелона с применением уведомительного порядка использования воздушного пространства, по-видимому, устанавливаются переходными (временными) правилами, присущими странам, где действует правовой принцип "Можно то, что разрешено". В большинстве развитых стран мира уведомительный порядок использования воздушного пространства для полетов воздушных судов ниже нижнего эшелона действует для всего воздушного пространства, за исключением районов и зон, где такой порядок запрещен.


Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства


Комментарий к статье 17


Запрещение или ограничение использования воздушного пространства может носить постоянный и временный характер. Постоянное запрещение или ограничение использования воздушного пространства осуществляется путем установления запретных зон и зон ограничения в соответствии с нормами ст. 15 ВК и п. 35 ФП ИВП (см. комментарий к ст. 15 ВК).


Временные запрещения или ограничения применяются в соответствии с положениями п. 53 ФП ИВП при планировании и координировании использования воздушного пространства путем установления центрами ЕС ОрВД временных или местных режимов, а также кратковременных ограничений. Разработка и установление временных, местных режимов и кратковременных ограничений производятся в соответствии с порядком, изложенным в приложении N 5 к ФП ИВП.


Статья 18. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства


Комментарий к статье 18


1. Норма п. 1 ст. 18 ВК определяет органы, осуществляющие контроль над соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства. К этим органам отнесены:

уполномоченный орган в области контроля в сфере использования воздушного пространства, которым является Росаэронавигация (в соответствии с п. 1 Положения об этом органе);

органы ЕС ОрВД - главный, зональные (вспомогательные зональные) и районные (вспомогательные районные) центры ЕС ОрВД;

уполномоченный орган в области обороны (в соответствии с п. 69 ФП ИВП указанный контроль осуществляют органы ВВС и ПВО);

органы пользователей воздушного пространства (командные и диспетчерские пункты управления полетами аэродромов, пункты руководства стрельбами и пусками ракет и т.п.).

2. Росаэронавигация в соответствии с Положением о Росаэронавигации контролирует соблюдение ФП ИВП путем проведения сертификации и инспекций органов ЕС ОрВД.

3. Центры ЕС ОрВД осуществляют контроль над соблюдением ФП ИВП в процессе планирования, координирования, использования воздушного пространства, а также при непосредственном управлении воздушным движением.

4. Органы ВВС и ПВО ведут контроль над соблюдением ФП ИВП путем радиолокационного наблюдения за воздушной обстановкой в установленных для этих органов районах и зонах ответственности.

5. Органы пользователей воздушного пространства контролируют принадлежащими им воздушными судами и другими летательными аппаратами соблюдение положений, установленных ФП ИВП. Кроме того, эти органы обязаны реагировать на возникающие в районах их ответственности нарушения в соответствии с положениями ч. 3 п. 38 и п. 75 ФП ИВП.

6. Контроль над соблюдением ФП ИВП проводится с целью недопущения и (или) прекращения случаев, указанных в п. 76 ФП ИВП и отнесенных к нарушениям порядка использования воздушного пространства РФ. К таким нарушениям относится:

использование воздушного пространства без заявки (расписания, графика), уведомления органов ЕС ОрВД, за исключением случаев, указанных в п. 1 - 4 ст. 13 ВК (п. 50 ФП ИВП);

несоблюдение условий использования воздушного пространства, установленных органом ЕС ОрВД;

невыполнение команд органов управления полетами и команд воздушного судна-перехватчика;


полет российского воздушного судна, не отвечающего на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания;

несоблюдение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации;

несоблюдение установленных временного, местного режимов или кратковременного ограничения;

посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром, за исключением случаев вынужденной посадки;

несоблюдение воздушным судном правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;

не санкционированное органом ОВД (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы воздушной трассы, местной воздушной линии или маршрута, за исключением случаев, угрожающих безопасности полетов.

7. Норма п. 2 ст. 18 ВК устанавливает обязанность органов, указанных в п. 1 данной статьи, принимать меры к предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, такие меры предусмотрены п. 77 ФП ИВП, в соответствии с которым органы ВВС и ПВО при выявлении нарушения объявляют сигнал "Режим", который доводится до органов ЕС ОрВД, пользователя воздушного пространства, допустившего нарушение, и воздушного судна-нарушителя. В случае невыполнения пользователем воздушного пространства требования органа ОВД (управления полетами) о прекращении нарушения, связанного с полетом воздушного судна, в воздух поднимаются дежурные самолеты (вертолеты) ВВС и ПВО, которые принуждают воздушное судно-нарушителя осуществить посадку на ближайшем пригодном аэродроме (площадке).

Принуждение к посадке воздушных судов-нарушителей осуществляется с использованием международных сигналов, указанных в приложении 2 к Чикагской конвенции 1944 г. и включенных в приложение 7 к ФАПП (п. 253).

8. Комментируя п. 2 ст. 18 ВК, следует обратить особое внимание на случаи нарушений воздушного и иного законодательства Российской Федерации, связанных с использованием воздушных судов, которые порождают возможность применения оружия и боевой техники. В отношении воздушных судов, нарушивших Государственную границу Российской Федерации, действуют правила, предусмотренные ст. 35 Закона о Государственной границе. Эта статья предусматривает возможность применения оружия и боевой техники для отражения вооруженного вторжения на территорию (воздушное пространство) Российской Федерации, предотвращения угона воздушных судов за границу без пассажиров, в ответ на применение силы воздушными судами-нарушителями, а также в случаях, когда прекращение нарушения не может быть осуществлено другими средствами. Вместе с тем статья обязывает, чтобы применению оружия и боевой техники предшествовали ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Наряду с этим статья запрещает применять оружие и боевую технику против воздушных судов с пассажирами на борту (следует понимать, что такое запрещение распространяется только на гражданские воздушные суда).


Другим законом, предусматривающим возможность применения оружия и боевой техники против воздушных судов, является Закон о противодействии терроризму. Норма п. 2 ст. 7 этого Закона предоставляет право применить оружие и боевую технику против воздушного судна, если оно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы. Норма п. 3 ст. 7 данного Закона устанавливает, что, если имеется достоверная информация о возможности использования воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. Чрезвычайную сложность вызывает вопрос о применении оружия и боевой техники для пресечения полетов гражданского воздушного судна путем его уничтожения, когда на его борту находятся пассажиры и другие лица, не имеющие отношения к захвату, угону или другим террористическим действиям, но при этом существует реальная угроза гибели других лиц или достоверная опасность наступления экологической катастрофы в случае использования террористами этого воздушного судна в качестве орудия уничтожения людей и объектов на земле. В этом случае, по нашему мнению, решение о применении оружия и боевой техники должно приниматься одним из высших руководителей государства только в том случае, если возможный ущерб от действий террористов будет значительно превышать вред, который может возникнуть в результате применения оружия и боевой техники в отношении указанного воздушного судна. Эта диспозиция должна быть определена в законах РФ, в том числе в ВК.

Принятию таких жестких правовых норм предшествовали события в США 11 сентября 2001 г. (уничтожение террористами двух небоскребов в Нью-Йорке с помощью воздушных судов) и возросшая угроза использования воздушных судов в качестве оружия уничтожения людей и объектов.

9. В качестве рекомендаций следует предложить при внесении изменений и дополнений в ВК произвести трансформацию в него положений Закона о Государственной границе и Закона о противодействии терроризму, касающихся мер, применяемых в отношении воздушных судов-нарушителей и воздушных судов, используемых в террористических целях. Это позволит создать условия для единообразного применения соответствующими органами ВВС и ПВО, ЕС ОрВД и другими компетентными органами норм, регламентирующих действия в отношении указанных воздушных судов. Эти нормы, трансформированные в ВК, несомненно, будут иметь и превентивное значение.