ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3109
Скачиваний: 2
Соответствие всем требованиям к летным характеристикам должно быть подтверждено испытаниями ЕЭВС в определенном объеме, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки, посредством испытаний на предъявленном ЕЭВС или посредством анализов и расчетов основанных на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации и в пределах установленных ограничений. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). При отсутствии специальных оговорок нагрузки, возникающие в воздухе, на земле, должны быть уравновешены инерционными силами всех частей ЕЭВС. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом или должно точно отражать фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации. В особенности это относится к системе управления. Конструкция должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение не менее трех секунд.
Прочность любого элемента конструкции, имеющего важное значение для безопасной эксплуатации, которая не может быть оценена точным расчетом, должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ). Пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта и соответствовать установленным стандартам, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. Применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранения первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации. Должны быть обеспечены проверка и осмотр (включая осмотр основных элементов конструкции и систем управления), детальное исследование, ремонт и замена любой составной части, требующей технического обслуживания, регулировки для обеспечения правильной установки и функционирования, смазки и ухода. Установка управляемых поверхностей должна быть выполнена таким образом, чтобы исключалось взаимодействие между любыми поверхностями или их креплениями. Все системы управления должны выполнять свои функции легко, плавно и стабильно. ЕЭВС должен быть спроектирован таким образом, чтобы он мог осуществлять посадку на поверхности с невысоким травяным покрытием, не подвергая опасности пассажиров и пилота. Кабина и ее оборудование должны обеспечивать пилоту выполнение обязанностей без чрезмерной концентрации внимания и усталости. Каждая силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы:
- обеспечивалась безопасная эксплуатация;
- имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания.
Заявитель должен продемонстрировать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации в ожидаемых условиях эксплуатации и установленных ограничений. Каждый вид требуемого оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:
- обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий, имеющих место на ЕЭВС в процессе эксплуатации в полете и на земле, в том числе и в случае возможного отказа;
- имелся доступ для осмотров и технического обслуживания. Должны быть установлены ожидаемые условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения по воздушной скорости, маневренной скорости, скорости полета с выпущенными закрылками, скорости полета с выпущенными шасси, максимальный вес, предельные центровки, вес пустого ВС и другие ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации. Если двигатель не имеет сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации), то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Пригодность и долговечность материалов, использованных для воздушных винтов, должны быть обоснованы опытным путем или испытаниями, а также удовлетворять спецификациям, которые гарантируют, что эти материалы имеют прочность и другие характеристики, принятые в расчетных данных.
Расчет и конструкция воздушного винта должны обеспечивать сведение к минимуму вероятности его опасного состояния в период между ремонтами. Если воздушный винт не имеет сертификата, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Специальные требования в дополнение и изменение общих требований должны распространяться на:
- дельтапланы - сверхлегкие планеры с жесткими первичными элементами конструкции, взлет и посадка которых производится ногами пилота;
- мотодельтапланы - дельтапланы с двигателем;
- дельталеты - мотодельтапланы, взлет и посадка которых проводится с мототележки;
- парапланы - сверхлегкие планеры без жестких первичных элементов конструкций, взлет и посадка которых производится ногами пилота;
- мотопараплан - параплан с двигателем, - с учетом особенностей их конструкции, учитываться в программе испытаний и подтверждении соответствия.
На ЕЭВС должны быть все опознавательные знаки, состоящие из:
государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";
регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;
изображения Государственного флага Российской Федерации.
Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭВС устанавливается органом по сертификации.
На ЕЭВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:
а) наименование (обозначение) и номер ЕЭВС;
б) номер сертификата летной годности ЕЭВС;
в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭВС.
Технические требования к единичным экземплярам аэростатических воздушных судов авиации общего назначения содержат минимальные требования к летной годности единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения (далее - ЕЭ АВС) и распространяются на ЕЭ АВС с объемом оболочки не более 3500 куб. м, массой незагруженного аэростата не более 450 кг, количеством людей на борту не более пяти, дирижабли (не жестких, близких к статически равновесным) с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей не более двух. При проведении оценки соответствия конкретного объекта данные требования принимаются за базовые и уточняются органом по сертификации в программе по оценке соответствия ЕЭ АВС (далее - Программа).
Летные характеристики должны быть подтверждены и обеспечены на предъявляемом ЕЭ АВС с учетом заявленных масс ("скачков" масс), массы полезного груза, массы пустого ЕЭ АВС:
- испытаниями ЕЭ АВС;
- анализом и расчетами, основанными на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации (ОУЭ) и пределах установленных ограничений.
ЕЭ АВС должен при полной загрузке (с допуском + 5%) подниматься на высоту 92 м в течение первой минуты после начала подъема при всех заявленных ОУЭ. Руководством по летной эксплуатации ЕЭ АВС должен быть определен порядок действий в особых ситуациях, в том числе при неуправляемом снижении из-за отказа нагревателя, системы подачи топлива, системы измерения количества топлива, системы парашютного клапана, прогара оболочки и т.д. ЕЭ АВС должен обладать управляемостью и маневренностью, обеспечивающими безопасность во время подъема, набора высоты, спуска и посадки, и не требовать исключительных навыков пилотирования; обладать возможностью плавного изменения скорости набора высоты и спуска от нуля до максимального значения. Для каждого ЕЭ АВС должны быть установлены предельные скороподъемность и скорость снижения. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). Пригодность каждой детали или части конструкции, влияющих на безопасность, должна быть подтверждена расчетом или испытаниями. Каждый вид установленного оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:
- обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий в процессе эксплуатации в полете и на земле (в том числе в случае возможного отказа);
- имелся доступ для осмотров и технического обслуживания.
Заявителем должны быть установлены следующие эксплуатационные ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации:
- ожидаемые условия эксплуатации;
- эксплуатационные ограничения, включая максимальную массу, массу пустого ЕЭ АВС, массу полезного груза;
- последовательность операций в нормальной и особых ситуациях;
- скорость набора высоты;
- допустимая предельная вертикальная скорость при наборе высоты или снижении;
- необходимая информация, отражающая особенности эксплуатационных характеристик аэростата;
- ограничения на хранение и транспортировку заправленных газовых баллонов в нерабочем положении;
- указания по пространственной ориентации заправленного газового баллона в процессе эксплуатации, транспортировки и хранения.
Информация должна быть в виде руководства по летной эксплуатации ЕЭ АВС или плаката на борту ЕЭ АВС, который пилот может легко различать. На ЕЭ АВС должны быть нанесены опознавательные знаки, состоящие из:
государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";
регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;
изображения Государственного флага Российской Федерации.
Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭ АВС устанавливается органом по сертификации.
На ЕЭ АВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:
а) наименование (обозначение) и номер ЕЭ АВС;
б) номер сертификата летной годности ЕЭ АВС;
в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭ АВС.
Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
1. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) и подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим в Российской Федерации требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды.
2. Порядок допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, в том числе на условиях аренды, устанавливается федеральными авиационными правилами.
3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны.
Комментарий к статье 36
В соответствии с комментируемой статьей допуск к эксплуатации гражданских судов и государственных воздушных судов осуществляется при наличии сертификатов летной годности, выданных на основании сертификата типа и подтверждающих соответствие этих воздушных судов требованиям к летной годности гражданских судов и охране окружающей среды.
Во исполнение указанного положения, а также в целях реализации положений Приказа Министерства транспорта РФ от 17 мая 2001 г. N 88 "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" <*> утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (Приказ Минтранса России от 17 апреля 2003 г. N 118) <**> и Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132) <***>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 32.
<**> Российская газета. 30.07.2003. N 151.
<***> Российская газета. 18.06.2003. N 116.
Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) авиации общего назначения" (далее - Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, установленной в соответствии с Приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.
Содержащиеся в вышеуказанных правилах процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:
а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;
б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;
в) планеры с мотором с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;
г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;
д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух.
Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности. Первым шагом является подача заявителем заявления на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации. Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган по сертификации в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ЕЭВС (в случае если не в полном объеме представлена сопроводительная документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС). При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям. Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения данных работ. Программа проведения данных работ разрабатывается центром по сертификации на основе требований к летной годности ЕЭВС и утверждается органом по сертификации.