ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3107
Скачиваний: 2
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 04.02.2002. N 5. Ст. 375.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Указанным Федеральным конституционным законом установлено, что в период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Понятие "чрезвычайное положение" введено Федеральным конституционном законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <*> (далее - ФКЗ). В соответствии с положениями указанного ФКЗ чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и названным ФКЗ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Глава VI. АЭРОДРОМЫ, АЭРОПОРТЫ И ОБЪЕКТЫ ЕДИНОЙ
СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья 40. Аэродромы и аэропорты
1. Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
2. Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.
3. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
4. Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.
5. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.
6. Порядок открытия или закрытия аэродрома либо аэропорта устанавливается федеральными авиационными правилами.
Комментарий к статье 40
Данная статья дает определение понятий аэродрома и аэропорта, в том числе и международного, под которыми понимается аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья закрепляет основополагающие нормы, касающиеся наделения Правительства РФ полномочиями в области открытия аэродрома для выполнения международных полетов или международного аэропорта. При этом порядок открытия или закрытия аэродрома либо аэропорта устанавливается федеральными авиационными правилами.
Аэродромы гражданской авиации подразделяются:
- по видам поверхности взлетно-посадочных полос (ВПП) - на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;
- по характеру использования - на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;
- по назначению - на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;
- по расположению и использованию экипажами при полетах по трассам - на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;
- по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа - на горные и равнинные;
- по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки - на категорированные и некатегорированные.
В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.
На классифицированных аэродромах должна быть подготовлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатационной готовности для взлета и посадки воздушных судов. При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стесненных условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована полоса, подготовленная как ГВПП. Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы размером менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов кроме аэродромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении ФАС России <*>, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов. По занесении аэродрома в Государственный реестр выдаются свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свидетельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается ФАС. Аэродромы, находящиеся в ведении ФАС, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств, ведомств и организаций, могут быть по решению руководителей этих министерств и ведомств выделены в качестве запасных для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на классы: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам. Расположение, планировка и классификация аэропортов определяются нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.
--------------------------------
<*> Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 функции ФАС РФ по управлению государственным имуществом переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.
Статья 41. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов
1. Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
2. Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области обороны.
3. Аэродромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области оборонной промышленности.
4. Данные о гражданском аэродроме или об аэропорте исключаются из соответствующих государственных реестров в следующих случаях:
нарушение требований к государственной регистрации гражданского аэродрома или аэропорта и требований к обеспечению их безопасной эксплуатации;
на основании заявления лица, зарегистрировавшего гражданский аэродром или аэропорт.
5. При исключении данных об аэродроме или об аэропорте из соответствующих государственных реестров эксплуатация аэродрома или аэропорта приостанавливается, свидетельство о государственной регистрации аэродрома или аэропорта утрачивает силу и подлежит возврату органу, осуществляющему государственную регистрацию аэродрома или аэропорта.
6. При подаче документов на государственную регистрацию гражданского аэродрома или аэропорта уплачивается сбор. Размер сбора и порядок его взимания устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию со специально уполномоченным органом в области финансов.
7. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэродром или аэропорт, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на аэродром или аэропорт и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Комментарий к статье 41
Государственной регистрации подлежат все аэродромы государственной авиации, допущенные к эксплуатации (в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации, утвержденными Приказом Минобороны РФ от 14 ноября 2002 г. N 440 <*>). Органом, осуществляющим государственную регистрацию аэродромов государственной авиации с включением данных о них в Государственный реестр, является Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил). В процессе регистрации данные заносятся в Государственный реестр, который является контрольно-учетным элементом системы государственной регистрации и допуска аэродрома к приему определенного типа воздушных судов в соответствии с представляемыми документами. После занесения аэродрома в Государственный реестр выдается свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома государственной авиации к эксплуатации сроком на 5 лет, по истечении которого производится перерегистрация аэродрома. Эксплуатация аэродрома государственной авиации, не имеющего свидетельства или имеющего свидетельство с просроченным сроком его действия, в целях приема и выпуска воздушных судов запрещена. Выдача свидетельств осуществляется Министерством обороны РФ (Главным командованием Военно-воздушных сил).
--------------------------------
<*> Российская газета. 27.02.2003. N 38.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, организаций, главнокомандующие (командующие) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находится регистрируемый аэродром для внесения аэродрома в Государственный реестр и получения свидетельства должны представить в Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил) соответствующие ходатайства с приложением заверенных в установленном порядке копий акта обследования аэродрома, приказа о допуске аэродрома к эксплуатации на основании акта обследования.
В случае положительного решения орган государственной регистрации обязан в течение 15 дней со дня получения документов зарегистрировать аэродром и выдать свидетельство старшему авиационному начальнику аэродрома.
Свидетельство должно быть учтено и храниться в базирующейся на аэродроме авиационной организации, авиационной части, авиационном подразделении, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, организации, органу военного управления, которым на правах оперативного управления или хозяйственного ведения принадлежит аэродром. Копии свидетельств хранятся в органе государственной регистрации, их выдавшем.
В случае продления срока действия свидетельства в орган государственной регистрации, помимо документов, необходимых для регистрации, представляется подлинник свидетельства, в котором делается отметка о продлении срока действия. В случае выявления несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации действие свидетельства может быть приостановлено. Приостановка действия свидетельства осуществляется непосредственно органом, его выдавшим. Основанием приостановления является наличие заключения комиссии по проверке фактов несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации. О приостановлении действия свидетельства в обязательном порядке информируются соответствующий руководитель федерального органа исполнительной власти, организации, органа военного управления, в чьем ведении находится аэродром, старший авиационный начальник аэродрома, а также органы, формирующие документы аэронавигационной информации. Для возобновления действия свидетельства необходимо представить комплект документов, подтверждающих устранение выявленного несоответствия состояния элементов аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов.
На Федеральные органы исполнительной власти, организации, Главные командования (командования) видов (родов войск) Вооруженных Сил РФ, объединения ВВС и ПВО (авиационные объединения) возложены обязанности вести учет свидетельств, выданных органом государственной регистрации, своевременно представлять сведения органу государственной регистрации обо всех возникших в процессе эксплуатации изменениях в оснащении и состоянии аэродромов и оборудования.
Под аэродромом экспериментальной авиации понимается аэродром, главным предназначением которого является обеспечение полетов экспериментальных воздушных судов с целью проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Аэродромы экспериментальной авиации, на которые оформлено свидетельство о годности (документ, удостоверяющий соответствие аэродрома экспериментальной авиации требованиям (нормы годности к эксплуатации военных аэродромов - НГВА-92) и других нормативных правовых актов, государственную регистрацию аэродрома и дающий право его владельцу на эксплуатацию аэродрома в течение указанного в нем срока), регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации (документ о государственной регистрации аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации).
В свидетельство о годности заносится регистрационный номер аэродрома, значащийся в Государственном реестре аэродрома экспериментальной авиации. При продлении срока действия свидетельства о годности регистрационный номер аэродрома не изменяется. Регистрация осуществляется отделом летной службы и экспериментальной авиации, который является структурным подразделением Минэкономики России и действует в соответствии с Положением об Отделе летной службы и экспериментальной авиации (Приказ Минэкономики РФ от 19 июня 1998 г. N 232).
Главной задачей Отдела являются осуществление государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, обеспечение государственного контроля за летной годностью авиационной техники, соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов. Аэродромы исключаются из Государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации в случаях:
- закрытия аэродрома;
- прекращения действия свидетельства о годности;
- заявления владельца свидетельства о годности (эксплуатанта аэродрома) в связи с переводом аэродрома в другой вид авиации.
Аэродромы экспериментальной авиации, являющиеся аэродромами совместного базирования (аэродром экспериментальной авиации, на котором совместно с экспериментальными воздушными судами базируются государственные и (или) гражданские воздушные суда) регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации. Государственная регистрации прав на аэродром либо на аэропорт проводится учреждениями юстиции. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в Гражданском кодексе РФ, в Федеральных авиационных правилах государственной регистрации аэродромов государственной авиации и др.
В настоящее время действует Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данным актом законодательства определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.