Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 42. Объекты единой системы организации воздушного движения


Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.


Комментарий к статье 42


Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на Единую систему (далее - ЕС ОрВД), состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области организации использования воздушного пространства, а также функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, образуемая Правительством РФ.

В соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605) Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации (далее - Межведомственная комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по вопросам организации использования воздушного пространства, функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Территориальными органами Межведомственной комиссии являются зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации. В своей работе Межведомственная комиссия осуществляет:

а) координацию деятельности в области использования воздушного пространства федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения этих органов, а также всех пользователей воздушного пространства;

б) координацию и контроль деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по содержанию и эксплуатации Единой системы;


в) организацию мероприятий по рациональному распределению воздушного пространства в интересах экономики, обороны и безопасности государства, обеспечению непрерывности обслуживания воздушного движения (управления полетами);

г) контроль деятельности органов Единой системы;

д) контроль за техническим перевооружением, модернизацией и развитием Единой системы;

е) подготовку предложений о порядке перевода Единой системы с мирного на военное положение.

Также Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

а) принимает в пределах своей компетенции решения, необходимые для координации действий федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в области использования воздушного пространства и функционирования Единой системы;

б) рассматривает предложения по приоритетным направлениям развития органов Единой системы;

в) рассматривает предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства, правил его использования и представляет их в установленном порядке на утверждение;

г) рассматривает предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

д) рассматривает концепции развития, программы и планы оснащения органов Единой системы техническими средствами связи и автоматизации, радиотехническими средствами;

е) координирует научные исследования по проблемам использования воздушного пространства, модернизации и развития Единой системы;

ж) осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Межведомственной комиссии, разрабатывает и представляет предложения по его совершенствованию;

з) рассматривает и корректирует планы взаимодействия органов Единой системы с соответствующими органами других государств.

Права Межведомственной комиссии:

а) привлекать для участия в работе, в том числе для проведения консультаций и экспертиз, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, квалифицированных специалистов;

б) направлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации предложения о проведении комплексных исследований использования воздушного пространства, а также о прекращении разработки и производства не отвечающих требованиям единой технической политики радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами);

в) осуществлять контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивать у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами);


г) рассматривать предложения и принимать решения о привлечении ведомственных органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и об использовании радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами) для организации использования воздушного пространства;

д) вносить в установленном порядке в Правительство РФ предложения по вопросам, требующим его решения.

Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров Единой системы), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.

Согласно приложению к Приказу Минобороны России и Минтранса России от 7 декабря 2002 г. N 482/156 <*> Положение об оперативных органах (о центрах) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации определяет с 1 июня 2003 г. следующую структуру оперативных органов ЕС ОрВД:

--------------------------------

<*> Российская газета. 27.02.2003. N 38.


главный центр ЕС ОрВД (далее - ГЦ), состоящий из военного и гражданского секторов;

зональные центры ЕС ОрВД (далее - ЗЦ), состоящие из военного и гражданского секторов;

вспомогательные зональные центры ЕС ОрВД (далее - ВЗЦ), состоящие из гражданского сектора;

районные центры ЕС ОрВД (далее - РЦ), состоящие из военного и (или) гражданского секторов;

вспомогательные районные центры ЕС ОрВД (далее - ВРЦ), состоящие из военного и (или) гражданского секторов;

органы обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, территориально совмещенные с районными (вспомогательными районными) центрами (далее - органы ОВД аэропортов).

Для каждого оперативного органа установлена подведомственная зона или территория, на которой осуществляется организация использования воздушного пространства.

Оперативные органы ЕС ОрВД свою деятельность осуществляют:

а) ГЦ - в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

б) ЗЦ - в установленной для него зоне;

в) односекторный ВЗЦ - в установленной для него зоне, являющейся частью зоны ЗЦ;

г) двухсекторный РЦ - в установленном для него районе;

д) односекторный РЦ - в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного РЦ;

е) двухсекторный ВРЦ - в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного РЦ;

ж) односекторный ВРЦ - в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного (односекторного) РЦ или на участках воздушных трасс и местных воздушных линий;

з) орган ОВД аэропорта - в установленном для него районе.


На центры ЕС ОрВД возлагается решение следующих задач:

- планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными Воздушным кодексом РФ;

- обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

- обеспечение экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения;

- обслуживание (управление) воздушного движения;

- организация потоков воздушного движения;

- организация воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

- контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской;

- согласование предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации;

- предотвращение столкновений воздушных судов;

- участие в оказании помощи воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, а также в обеспечении поисково-спасательных работ.

Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России.

Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом РФ, военные органы Единой системы планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами Единой системы. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.


Статья 43. Отвод участка земли или поверхности воды


1. Отвод участка земли под аэродром, аэропорт или объект единой системы организации воздушного движения проводится в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

2. Отвод участка поверхности воды под аэродром проводится в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.


Комментарий к статье 43


В статье 40 Воздушного кодекса РФ закреплены понятия "аэропорт" и "аэродром". Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. К землям воздушного транспорта относятся земельные участки, занятые аэропортами, включая аэродромы, - главными объектами воздушного транспорта.


Воздушный кодекс РФ регулирует вопросы установления ограничений по использованию земельных участков в целях обеспечения безопасности воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ земли, которые используются для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к землям транспорта. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов воздушного транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. При этом в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничиваются в обороте.


Статья 44. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования


1. Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.