ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3133
Скачиваний: 2
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируются порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности, предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ, на период проведения забастовки на предприятиях авиационного транспорта авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровья людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст. 37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции Закона от 6 ноября 2001 г.) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.
Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и в ст. 398 Трудового кодекса РФ как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.
Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг) обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.
В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав авиаработники вынуждены проводить акции протеста нелегитимного характера.
Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок уже через несколько дней реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.
Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ в части порядка разрешения коллективных трудовых споров позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.
Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
1. Лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства).
Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
2. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, специально уполномоченным органом в области обороны или специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
Комментарий к статье 53
Положением о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801 <*>, установлено, что Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ (далее - Служба безопасности полетов) является центральным органом военного управления Вооруженных Сил РФ и самостоятельным подразделением Министерства обороны РФ, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4521.
Служба безопасности полетов в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
1) регулирует деятельность в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами, оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам организации и проведения расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
2) проводит учет и анализ поступающей информации об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах с государственными воздушными судами, результатов проведенных в ходе их расследований специальных исследований, выполнения планов мероприятий по предотвращению повторных авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
3) ежегодно анализирует состояние безопасности полетов государственных воздушных судов, готовит предложения по снижению влияния выявленных опасных факторов, присущих авиационным системам, и представляет до 15 февраля соответствующую информацию руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций;
4) осуществляет методическое руководство и оказание практической помощи органам безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям и иным организациям, осуществляющим эксплуатацию, проектирование, производство и испытание воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов;
5) участвует в оценке учета требований безопасности полетов при рассмотрении эскизных проектов и в ходе работы комиссий по приемке новых образцов авиационной техники, в том числе на этапах государственных и войсковых испытаний;
6) осуществляет контроль за разработкой и выполнением федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятий, направленных на предотвращение повторных авиационных происшествий и авиационных инцидентов, вызванных известными опасными факторами (причинами), установленными комиссиями по расследованию авиационных происшествий и авиационных инцидентов;
7) координирует научно-исследовательскую деятельность и размещение заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части, касающейся безопасности полетов государственных воздушных судов, в научно-исследовательских организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации;
8) осуществляет иные функции, установленные Министром обороны РФ.
Служба безопасности полетов при решении возложенных на нее задач имеет право:
а) участвовать в установленном порядке в расследовании авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами Российской Федерации на территории иностранных государств, с воздушными судами вооруженных сил иностранных государств на территории Российской Федерации, авиационных происшествий в результате столкновения государственных воздушных судов с воздушными судами гражданской или экспериментальной авиации, авиационных происшествий с воздушными судами гражданской или экспериментальной авиации при вовлечении в эти происшествия авиационного персонала государственной авиации;
б) запрашивать у руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций оперативную и периодическую информацию о безопасности полетов в области государственной авиации;
в) осуществлять взаимодействие с органами безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации, с Российским авиационно-космическим агентством, а также с Межгосударственным авиационным комитетом;
г) организовывать специальную подготовку авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, с выдачей свидетельства по форме и удостоверения члена комиссии Службы безопасности полетов по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента, создаваемой Министром обороны РФ;
д) разрабатывать проекты нормативных правовых актов, наставлений, инструкций, руководств, положений и других нормативных актов по предотвращению и расследованию авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами и представлять их на утверждение руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций;
е) участвовать в установленном порядке в работе организаций государств - участников СНГ и других международных организаций, связанной с вопросами, отнесенными к компетенции Службы безопасности полетов;
ж) участвовать в формировании федеральных целевых программ в области повышения безопасности полетов государственных воздушных судов, согласовании планов профилактических мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов, разработке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложений по предупреждению авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами.
Статья 54. Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации
Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензии.
Комментарий к статье 54
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23 <*> утверждены и введены в действие с 1 августа 1999 г. Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Данные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.07.1999. N 33.
Авиационный учебный центр (АУЦ) является образовательным учреждением дополнительного образования, имеет сертификат и лицензию установленной формы, осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами. К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ), центры подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов (ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Сертификация АУЦ - установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил.
Сертификат АУЦ - официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил. Теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение обучаемым специальных знаний, их поддержание и совершенствование в соответствии с установленными требованиями. Тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение, поддержание и совершенствование практических умений и навыков с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров). Летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки летного состава, имеющий целью выработать в реальных условиях практические умения и навыки выполнения полета обучаемыми. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ). Повышение квалификации - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.