Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3063

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору.

Задачами АУЦ в соответствии с заявленными видами подготовки являются:

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно-технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала эксплуатантов воздушного транспорта, аэропортов и другого авиационного персонала;

- организация и проведение тренировок летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала на авиационных тренажерах и воздушных судах;

- выполнение поставленных Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации задач по вопросам обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, а также повышения качества обслуживания пассажиров.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с заявленными видами подготовки АУЦ должен располагать:

- учебным корпусом с учебными кабинетами, лабораториями, оснащенными образцами и макетами авиационной техники, наглядными пособиями, функциональными и процедурными тренажерами, другими техническими средствами обучения, а также программно-методической документацией и набором аудиовизуальных средств;

- тренажерным корпусом, оснащенным комплексными тренажерами по типам воздушных судов, а также тренажерами по авиационным специальностям;

- возможностью использования воздушного судна и аэродрома в целях осуществления летной подготовки;

- штатным преподавательским и инструкторским составом;

- библиотекой, оснащенной необходимым фондом литературы, учебных материалов и соответствующим оборудованием;

- помещениями для педагогических работников, инструкторского состава и обслуживающего персонала.

Финансовая деятельность АУЦ определяется документом, удостоверяющим финансово-экономическую состоятельность заявителя, позволяющую выполнить заявленные виды деятельности по форме, установленной Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации. После успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

Подготовка авиационного персонала должна осуществляться на основе законодательства Российской Федерации, нормативных документов Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, утвержденных учебных планов и программ. Теоретическая подготовка может производиться любыми методами, обеспечивающими эффективное проведение занятий и обеспечивающими представление обучающимся в полном объеме содержания данного вида подготовки и наглядность излагаемого материала. В АУЦ допускается использование помещений для теоретической подготовки, соответствующих санитарным и противопожарным нормам. Конкретные требования к обеспечению теоретической подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия теоретической подготовки определяются ведомственными нормативными документами.


Тренажерная подготовка в соответствии с заявленными видами подготовки производится на тренажерах и оборудовании, имеющих сертификат или эквивалентный документ, полученный заявителем в порядке, установленном ведомственными нормативными документами, содержащими также и требования к поддержанию годности тренажеров. Допускается использование комплексных тренажеров самолетов и вертолетов для подтверждения права членов летного экипажа на взлет в условиях присвоенного метеоминимума и посадки при метеоминимуме I, II или III категории ICAO (международная организация гражданской авиации) при соответствии тренажеров требованиям, установленным ведомственными нормативными документами. Конкретные требования к обеспечению и организации тренажерной подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия и периодичность тренажерной подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Летная подготовка осуществляется АУЦ с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта. Первоначальную летную подготовку по программе переучивания на другой (новый тип) ВС в АУЦ осуществляет инструкторский состав, отвечающий требованиям ведомственных нормативных документов. Учебный аэродром должен отвечать следующим требованиям:

- быть допущен к эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

- обеспечивать безопасное выполнение учебных полетов;

- быть под контролем полномочных органов и систематически инспектироваться;

- иметь инструкцию по производству полетов (паспорт аэродрома), утвержденную полномочным органом;

- быть обеспечен комплексом организационно-технических мер, позволяющих осуществлять безопасность при производстве учебных полетов и защиту от актов незаконного вмешательства.

Конкретные требования к обеспечению и организации летной подготовки, а также продолжительность действия летной подготовки определяются ведомственными нормативными документами. Программы (курсы) подготовки разрабатываются АУЦ в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности АУЦ и утверждаются по тематической принадлежности подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации. Конкретные требования к программам различных видов подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм. Все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом РФ в обязательном порядке сертификацию в установленные сроки. Сертификацию АУЦ проводит специально уполномоченный Орган по сертификации АУЦ.


Этот Орган или специально уполномоченные Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации центры сертификации осуществляют предварительную оценку заявки АУЦ на сертификацию. К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся:

- установление соответствия федеральным авиационным правилам;

- обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям;

- защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала;

- упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

Сертификация авиационного учебного центра проводится на базе системы качества авиационного учебного центра как совокупности организационной структуры, обучающего персонала, методик, программ, процессов, технической базы и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала. Сертификация АУЦ проводится возмездно. По ее результатам составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Оно подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем органа по сертификации АУЦ. Сертификат АУЦ выдается сроком от одного до трех лет. Продление срока сертификата АУЦ осуществляется в общем порядке.

Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата. Авиационный учебный центр, претендующий на сертификацию, направляет заявление в Орган по сертификации АУЦ на имя руководителя Органа по установленной форме. Одновременно с заявлением высылается комплект доказательной документации, в которой заявитель подтверждает свою способность и демонстрирует свои возможности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации авиационного персонала в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил. На сертификацию АУЦ заявитель представляет следующие документы:

1) сопроводительное письмо;

2) заявление на сертификацию, включающее в себя:

- юридическое наименование заявителя;

- юридический адрес заявителя;

- почтовый адрес заявителя;

- ф.и.о. руководителя заявителя;

- заявляемые виды подготовки (курс повышения квалификации, переподготовка, первоначальная подготовка);

3) копию юридических документов, включающих в себя:


- устав (положения) АУЦ;

- свидетельство о государственной регистрации;

- документы, подтверждающие финансовую состоятельность заявителя;

- документы, подтверждающие право владения, распоряжения основными фондами;

- заключение Санэпидемстанции и Пожарного надзора о пригодности помещений для проведения занятий;

- Свидетельство эксплуатанта или Свидетельство субъекта авиации общего назначения (договор на использование ВС в учебных целях);

- Свидетельство по аэродрому базирования (договор на использование аэродрома в учебных целях);

- Свидетельство авиационно-технической базы - АТБ (договор на использование АТБ в учебных целях);

- договоры по направлениям обеспечения образовательного процесса, отсутствующим в составе АУЦ (помещения, авиационные тренажеры, проживание и т.д.).

На используемые тренажеры или другое оборудование представляются Сертификаты или эквивалентные документы;

4) Руководство по обеспечению качества и организации учебного процесса в АУЦ (включает в себя следующие разделы: обеспечение качества учебного процесса, организацию учебного процесса на всех заявленных этапах (формах) обучения);

5) описание учебной и методической базы, включающее в себя:

- перечень утвержденных программ по направлениям (специальностям) и формам подготовки кадров;

- общие сведения о структуре АУЦ, численности обучающихся, преподавателей и инструкторов;

- сведения о площадях, используемых АУЦ;

- сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой;

- сведения об обеспечении образовательного процесса оборудованием и техническими средствами обучения;

- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, определяемые ведомственными нормативными документами. На сегодняшний день подготовку специалистов осуществляют следующие организации:

Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва;

Академия гражданской авиации, г. Санкт-Петербург;

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации;

Бугурусланское летное училище гражданской авиации, Оренбургская область;

Выборгский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Ленинградская область;

Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Московская область;

Иркутский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Кирсановский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Тамбовская область;

Краснокутское летное училище гражданской авиации, Саратовская область;

Красноярский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Омский летно-технический колледж гражданской авиации;

Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации;

Сасовское летное училище гражданской авиации, Рязанская область;

Рыльский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Курская область;


Троицкий авиационно-технический колледж гражданской авиации, Челябинская область.


Статья 55. Признание сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала


Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.


Комментарий к статье 55


В Российской Федерации признается сертификат иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала при условии, что данный сертификат или свидетельство отвечает требованиям международных авиационных стандартов, признаваемых Российской Федерацией, и федеральных авиационных правил.


Глава VIII. ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА


Статья 56. Экипаж воздушного судна


1. Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.

2. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

3. На период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.

4. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Комментарий к статье 56


Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа определяется в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а также целей и условий его эксплуатации. Полет воздушного судна при неполном составе экипажа запрещается.

Экипаж воздушного судна, управление которым в полете обеспечивается одним пилотом и не требует на борту других членов экипажа, состоит из командира воздушного судна. Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты. В состав экипажа гражданских воздушных судов Российской Федерации могут входить лишь граждане Российской Федерации. Изъятия из этого правила могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ. Лица, входящие в состав экипажа, в соответствии с занимаемой должностью должны: