Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1954

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Постановлении разъясняется, что если меры по обеспечению иска принимаются по инициативе прокурора и его ходатайство подтверждено истцом, обеспечение убытков и их возмещение возможно также лишь за счет имущества истца, поскольку прокурор не связан с ответчиком спорным материальным правоотношением, его участие в гражданском процессе производно от функции прокуратуры РФ по надзору от имени государства за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (п. 1 и п. 3 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ"). Кроме того, меры по обеспечению иска принимаются не по постановлению прокурора, а по судебному определению. В то же время представлялось бы все же вполне логичным включение в предмет деятельности прокурора, участвующего в обеспечении иска, конкретных мер, обязывающих его осуществлять полную проверку законности действий лица, выступившего инициатором обеспечения иска. Возможно, что такой путь может существенно замедлить процесс, но, во всяком случае, посредством него может быть исключено наступление негативных последствий, а также возникновение споров о взыскании последовавших убытков. Речь идет об обеспечении условий гарантированности обеспечения иска.


8.4. Убытки и компенсации в связи с обеспечением иска.

Анализ изменений от 19.07.2009 ст. 98 АПК РФ


Процедура реализации возмещения убытков, причиненных в результате мер по обеспечению иска, - важный процессуальный момент, которому законодатель при составлении АПК РФ уделил особое внимание и предусмотрел случаи разрешения арбитражным судом исковых заявлений, связанных с возмещением убытков, в результате применения обеспечительных мер. Данными случаями являются:

- возмещение ущерба, причиненного неисполнением определения арбитражного суда об обеспечении иска (ч. 6 ст. 96 АПК РФ);

- возмещение убытков, причиненных обеспечением иска (ст. 98 АПК РФ);

- возмещение убытков, возникших в результате обеспечения имущественных интересов до предъявления иска (ч. 10 ст. 99 АПК РФ).

Хотелось бы подробно остановиться на уточненной редакции ст. 98 АПК РФ. Исходя из новой редакции, установлена компенсационная процедура (ч. 2 комментируемой нормы) помимо искового порядка по возмещению убытков. Измененной редакцией статьи законодатель как раз конкретизировал размер компенсации относительно корпоративных споров и некоторых других и тем самым позволил пострадавшей стороне определить для себя разумные, справедливые правовые начала компенсации. С учетом измененной редакции уточнено также, что иск о возмещении убытков или выплате компенсации предъявляется в арбитражный суд, рассматривавший дело, по которому принимались обеспечительные меры.

Особое значение имеет и введенное положение ч. 4 ст. 98 АПК РФ, предусматривающее, что правила, установленные ст. 98, применяются в случаях оставления иска без рассмотрения по конкретным основаниям (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ), а также в случаях прекращения производства по делу - по конкретным основаниям (п. 2 - 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).


Необходимо отметить, что представление в арбитражный суд заявления организации или гражданина для принятия судом предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска, имеет также существенные правовые последствия, связанные с возмещением причиненного ущерба. В данном случае организация или гражданин, которым причинены убытки, вправе также потребовать от заявителя их возмещения.


Глава 9. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ


Законодатель понимает под судебными расходами те затраты, которые могут понести участвующие в деле лица, в связи с рассмотрением и разрешением их гражданского спора/дела. Судебные расходы выполняют две основные функции: компенсационную и дисциплинирующую. Компенсационная функция предполагает возмещение затрат, причиненных государству в связи с осуществлением правосудия. Дисциплинирующая функция подразумевает предупреждение от необоснованных обращений в судебные инстанции, а также от уклонения от исполнения обязанностей.


9.1. Состав судебных расходов. Порядок распределения между

процессуальными участниками (ст. 101, 110, 112)


Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Налоговый кодекс в ст. 333.16 содержит определение государственной пошлины. Это сбор, взимаемый с плательщиков - организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Оплате государственной пошлиной подлежат все юридически значимые действия, производимые в суде (исковые заявления, иные заявления и жалобы), указанные в гл. 25.3, в том числе по смыслу абз. 2 ч. 1 ст. 333.16 НК РФ выдача документов и их дубликатов, что также приравнивается к юридически значимым действиям.

Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора.

Кстати, теперь в связи с принятием ФЗ от 30.04.2010 N 69-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлен еще один новый вид пошлины, которая уплачивается при обращении с заявлением о присуждении такой компенсации. Для физических лиц ее размер составляет 200 руб., для организаций - 4000 руб. (подп. 15 п. 1 ст. 333.19 и подп. 14 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Перечень судебных издержек дан в ст. 106 АПК РФ.


Современный арбитражный процесс - это процесс, основанный на участии в спорах в качестве представителей профессиональных юристов. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110 АПК РФ). Данная норма о перераспределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, не ставит право на возмещение расходов на оплату услуг представителя в зависимость от удовлетворения заявленных по делу требований в полном объеме (Постановление ФАС Поволжского округа от 26.08.2010 по делу N А72-7086/2008).

Размер расходов на оплату услуг представителя в обязательном порядке должен подтверждаться документами об оплате (квитанцией, платежным поручением) или распиской в передаче денежных средств в оплату услуг. Лицо, на которое отнесены судебные расходы, не лишено права указать на их чрезмерность, о чем должно представить соответствующие доказательства. В том случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Лица, участвующие в деле, согласно ч. 4 ст. 110 АПК РФ, вправе заключить соглашение о распределении судебных расходов. В таком случае арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.

Хотелось бы отметить, что в последнее время налоговые органы очень часто указывают на освобождение от бремени несения судебных расходов. В то же время АПК РФ не предусматривает освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт. В этом случае подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.06.2010 по делу N А70-9099/2009; Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2010 N Ф09-2883/10-С3 по делу N А60-20656/2009-С10).

По общему правилу вопросы, связанные с распределением судебных расходов, решаются арбитражным судом в судебном акте, которым и заканчивается рассмотрение дела (ст. 112 АПК РФ). При этом для отдельных случаев законодатель устанавливает специальное правило, в силу которого вопрос о судебных расходах может разрешаться в определении (оставлении иска без рассмотрения). Особое внимание необходимо уделять распределению судебных расходов при рассмотрении определенных категорий дел. Постановлением ФАС Поволжского округа от 26.08.2010 по делу N А72-7811/2007 было установлено, что вопрос о распределении судебных расходов по завершенному делу о банкротстве подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве, а не в порядке искового производства. Если судебные расходы не были распределены в судебном акте, принятом по результатам рассмотрения дела о банкротстве, данный вопрос может быть разрешен отдельным определением суда в соответствии со ст. 112 АПК РФ.


Согласно ст. 112 АПК РФ и с учетом разъяснений, изложенных в п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82, предполагается возможным рассмотреть заявления о распределении между сторонами расходов на оплату услуг представителя после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций.


9.2. Установление и исчисление государственной пошлины в

арбитражном процессе (ст. 102 - 105)


АПК РФ определяет самостоятельный порядок и установления, и исчисления государственной пошлины в арбитражном процессе, определяемый ст. 102 - 105 АПК РФ и гл. 25.3 НК РФ. При этом почти все статьи АПК РФ в части регулирования исчисления уплаты, а также возврата госпошлины являются отсылочными, за исключением определения цены иска (ст. 103 АПК РФ) для целей исчисления и уплаты госпошлины.

Все вопросы, связанные с взиманием государственной пошлины в настоящее время по смыслу законодательства, отнесены к сфере прямого регулирования НК РФ. Так, ст. 333.21 НК РФ определяет размеры госпошлины, а ст. 333.22 определяет особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

По большинству дел, рассматриваемых в арбитражных судах, размер государственной пошлины зависит от цены иска (ст. 103 АПК РФ). Цена иска представляет собой сумму денег, которую просит взыскать истец, либо стоимость истребуемого имущества. Налоговый кодекс определяет конкретные формулы для расчета госпошлины в зависимости от цены иска. Они то и представлены в ст. 333.21. Так, к примеру, при цене иска 55 000 рублей расчет госпошлины производится в следующем порядке: 4% от 50 000 руб. = 2200 руб. госпошлины. Фиксированные размеры госпошлины установлены законодателем по определенным категориям исков и заявлений и определяются в различном денежном эквиваленте, на что также указывается в ст. 333.21 НК РФ.

Основания и порядок возврата или зачета госпошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются положениями ст. 333.40 НК РФ.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Порядок зачета определен ч. 6 ст. 333.40 НК РФ.

Статья 333.37 НК РФ предусматривает ряд льгот по уплате госпошлины для отдельных субъектов процессуальных отношений. Льготы сформулированы законодателем по двум основаниям: полного или частичного освобождения.


9.3. Судебные издержки в арбитражном процессе

(ст. 106 - 109)


Судебные издержки - самостоятельная процессуальная категория. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся:

- денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;

- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;


- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей);

- расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если ФЗ предусмотрена обязанность такого уведомления;

- судебные расходы, понесенные участвующими в деле лицами, в пользу которых принят судебный акт.

Отметим некоторые особенности порядка возмещения судебных расходов экспертам и переводчикам, что немаловажно для правоприменительной деятельности.

В том случае, если работа эксперта не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений, они получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда. И в этом случае размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом. Если экспертиза поручается государственному судебно-экспертному учреждению, то оплата производства экспертизы по делам, рассматриваемым арбитражным судом, будет производиться данному учреждению по правилам ст. 37 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ".

Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. По правилу ч. 3 ст. 107 АПК РФ размер вознаграждения переводчику определяется судом по соглашению с переводчиком.

Правило об оплате услуг переводчика за счет средств федерального бюджета не распространяется на возмещение расходов на оплату услуг переводчика, понесенных иностранными лицами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 4 ст. 109 АПК РФ).

В целом переводчик так же, как и эксперт, получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Однако суммы, подлежащие выплате переводчику, регламентированы только за счет федерального бюджета и ни в коем случае не вносятся на депозит суда участвующими в деле лицами. Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, на депозит суда по правилу ст. 108 АПК РФ предусмотрено только в отношении участия экспертов и свидетелей. По смыслу ст. 109 АПК РФ денежные суммы могут быть выплачены свидетелям, экспертам, переводчикам только после выполнения ими своих обязанностей в полном объеме как относительно выплат, производимых с депозита счетов, так и из средств, выплачиваемых из федерального бюджета.


9.4. Отнесение судебных расходов на лицо, злоупотребляющее

процессуальными правами (ст. 111)


В действующем АПК РФ особый интерес представляет ст. 111 - отнесение судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами.

Значение данной нормы представляется весьма важным. Ведь злоупотребление процессуальными правами может затянуть процесс, породить соответственно неблагоприятные последствия для сторон. Отдельные примеры встречаются в судебной практике. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 по делу N А56-45211/04 было установлено, что налоговая инспекция злоупотребила своим процессуальным правом на подачу апелляционной и кассационной жалоб и это привело к затягиванию судебного процесса.