Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1883

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого властным органом или его должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80). Часть 2 ст. 191 указывает в качестве основания для производства по делу об оспаривании нормативных актов заявление заинтересованного лица, в котором конкретно должно быть выражено требование о признании того или иного акта недействующим.

Важное условие определено законодателем в ч. 3 ст. 191 АПК РФ. В соответствии с ним дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с ФЗ отнесено к компетенции арбитражных судов (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А28-7869/2004-344/27). В этой части пригодятся также разъяснения, содержащиеся п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11.

В том случае, если при разрешении вопроса о принятии заявления о признании нормативно-правового акта недействующим судья установит, что в федеральном законе отсутствует компетенция арбитражного суда на рассмотрение заявленного спора, заявление должно быть возвращено заявителю на основании п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. В том же случае, когда отсутствие компетенции о рассмотрении дела у арбитражного суда будет установлено в судебном заседании, суд обязан прекратить производство по делу по правилу п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Необходимо обратить внимание читателя, что Законом N 228-ФЗ, вступающим в силу с 01.11.2010, внесены существенные изменения по части применения ч. 3 ст. 191 АПК РФ (п. 37). Данным актом часть 3 ст. 191 признается утратившей силу. В пункте 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ конкретизируются сферы правового регулирования по делам об оспаривании нормативных правовых актов в части подведомственности. Вплоть до вступления закона в действие рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допускается, если закон их рассмотрение относит к компетенции арбитражного суда.


23.2 Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании

нормативного правового акта недействующим (ст. 192 - 193)


В соответствии со ст. 192 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают следующие субъекты:


- граждане;

- организации;

- прокурор;

- государственные органы;

- органы местного самоуправления;

- иные органы в установленных законом случаях.

Под гражданами по смыслу данной нормы подразумеваются не только граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лиц, но и обычные физические лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд по отдельным категориям дел при оспаривании нормативных актов. Так, в части особенностей субъектного состава при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов в п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 внесено уточнение. Согласно ему подведомственность споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, не ставится в зависимость от субъектного состава участников споров.

Кроме того, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности энергоснабжающих организаций. Поэтому рассмотрение указанных споров, в том числе и в случае, когда заявителем является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, в соответствии с ч. 3 ст. 27, п. 5 ст. 29 Кодекса и статьей 7.1 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" относится к исключительной компетенции арбитражных судов.

К организациям по смыслу ч. 1 ст. 192 АПК РФ относятся также некоммерческие организации (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80).

Особо выделяет законодатель в качестве субъектов для обращения прокурора, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые обладают полномочиями по защите публичных интересов. Указанным субъектам право на обращение представлено не только в силу определяемых АПК РФ положений ст. 53 и 192 АПК РФ, но и в соответствии с отдельными нормами, содержащимся в иных актах. Так, право федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления на обращение в арбитражный суд в связи с изданием нормативных актов предусматривается ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Из содержания ст. 192 АПК РФ следует обязанность заявителя указать в заявлении следующие важные основания своего обращения (ч. 1 ст. 193 АПК РФ):

- какие конкретно права и законные интересы были нарушены оспариваемым актом;

- в чем заключается характер нарушения;

- какому закону или иному нормативному акту, обладающему большей юридической силой, противоречит оспариваемый акт.

Отсутствие указанных оснований может явиться поводом к оставлению искового заявления без движения.


Необходимо отметить, что заявление должно соответствовать общим требованиям, которые предъявляются к исковым заявлениям в соответствии со ст. 125 АПК РФ. При этом в заявлении должны быть указаны точные данные в части органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, а также полные сведения об оспариваемом акте и название нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу и которому, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80).

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пп. 1 - 5 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, вместе с текстом оспариваемого нормативного акта, опубликованного в официальном источнике.

Заинтересованное лицо обращается с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта непосредственно в арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования для данной категории дел не предусмотрен действующими положениями АПК РФ.

В статье 193 АПК РФ сделана важная ссылка на то, что подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Данным положением подразумевается, что подача заявления не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта ни по ходатайству стороны, ни по инициативе арбитражного суда. И это обоснованно с той точки зрения, что не позволяет вмешиваться в процесс нормотворчества.


23.3. Порядок и сроки судебного разбирательства с учетом

Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ (ст. 194)


Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ в часть 1 ст. 194 АПК РФ было внесено существенное изменение в части срока рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов арбитражными судами. Теперь в отличие от ранее действовавшего двухмесячного срока дело может рассматриваться в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Вполне очевидным видится, что законодатель таким образом предполагает сделать процесс рассмотрения дела наиболее эффективным, что напрямую должно отразиться на качестве рассмотрения дела.

В части порядка судебного разбирательства изменений не произошло.

Разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов проходит в коллегиальном составе согласно установленной подсудности. Разграничение подсудности в части рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов между ВАС РФ и судами субъектов РФ определяется законодателем в ч. 1 ст. 34 АПК РФ. В том случае, если нарушено правило о коллегиальном составе суда, рассмотрение дела не может быть признано законным (см.: Постановление ФАС Московского округа от 25.02.2010 N КА-А40/213-10 по делу N А40-62846/09-94-355 и Определение ВАС РФ от 02.07.2010 N ВАС-7376/10; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2009 по делу N А13-2791/2009). Причем правило о коллегиальном составе действует одинаково как для предварительного разбирательства, так и основного слушания (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2010 по делу N А61-641/2010).


Арбитражный суд обязан принять меры для надлежащего извещения всех участников разбирательства: заявителя, органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц (ч. 2 ст. 194 АПК РФ). В то же время неявка извещенных надлежащим образом лиц не может являться препятствием для рассмотрения дела, если суд, конечно, не признает их явку обязательной. Явка может быть признана обязательной только в отношении специальных субъектов: представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание (ч. 3 ст. 194).

Особое значение законодателем в статье 194 АПК РФ уделяется объему и пределам судебной проверки нормативного правового акта. Судебная проверка является важным и ответственным мероприятием в процедуре рассмотрения любого гражданского дела, однако в разбирательстве по делам об оспаривании нормативного правового акта она имеет свою специфику. В содержание судебной проверки оспариваемого нормативного правового акта входят следующие процессуальные действия:

- установление соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

- установление полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Указанные действия являются обязательными, и их осуществление непосредственным образом влияет на вынесение законного и мотивированного решения.

Пределы судебной проверки нормативного правового акта устанавливаются ч. 5, а также ч. 8 ст. 194 АПК РФ. Подразумевается, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. То есть суд может выйти за пределы оснований требований заявителя. В то же время необходимость проверки оспариваемых положений не позволяет суду выходить за пределы предмета требований заявителя, то есть арбитражный суд не вправе проверять правовые нормы, которые не оспаривались заявителем.

Частью 8 ст. 194 АПК РФ устанавливается правило, согласно которому суд не связан в пределах своего рассмотрения с отказом заинтересованного лица от его требований. Сам по себе отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Важным критерием проведения судебного разбирательства на предмет оспаривания нормативного правового акта является распределение обязанности доказывания. Часть 6 ст. 194 АПК РФ устанавливает в этой части правило, в соответствии с которым граждане и организации, оспорившие нормативный акт, не обязаны доказывать его незаконность. Данная обязанность возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.


При судебном разбирательстве арбитражный суд может прекратить производство по делу (ч. 7 ст. 194 АПК РФ). В силу указанной нормы не допускается повторное оспаривание этого же акта или тех же положений (норм), в том числе и лицами, не участвующими в деле. Разъяснения в части применения указанного пункта содержатся также в п. 17 информационного письма Президиума ВАС от 13.08.2004 N 80.


23.4. Решение суда и его опубликование (ст. 195 - 196)


Для принятия решений об оспаривании нормативных правовых актов действует общий порядок, установленный гл. 20 АПК РФ. В то же время законодателем особо выделены некоторые существенные моменты, касающиеся существа, видов, порядка принятия и реализации решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Такие положения определяются законодателем в ст. 195 - 196 АПК РФ.

Особенности в части соблюдения требований к содержанию резолютивной части решения определяются ч. 3 ст. 195 АПК РФ в связи со спецификой предмета рассмотрения по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов апелляционному обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их принятия. В силу действия ч. 7 ст. 194 АПК РФ указанные решения арбитражных судов в месячный срок со дня вступления их в законную силу могут обжаловаться в арбитражный суд кассационной инстанции, за исключением решений ВАС РФ, которые пересматриваются только в надзорном порядке. Такая процедура обжалования полностью отличается от ГПК РФ, где решения в части оспаривания нормативных правовых актов немедленному исполнению не подлежат и для них установлена процедура обжалования в вышестоящую инстанцию. Отличное понимание обжалования нормативно-правовых решений между двумя Кодексами выглядит несколько странным и ставит участников процессуальных отношений в неравное положение. Более того, процедура по обжалованию решений об оспаривании нормативных правовых актов в АПК РФ не представляется безупречной. Ведь могут возникать такие ситуации, когда судебное решение, по которому нормативный акт был признан недействующим, будет впоследствии изменен или отменен постановлением вышестоящей инстанции. Это приведет к порочной правоприменительной практике.

По смыслу ч. 5 ст. 195 АПК РФ признание нормативного акта недействующим означает полный и безусловный запрет его дальнейшего применения, что относится и к тем правоотношениям, которые возникли до вступления решения суда в законную силу. Для органа или должностного лица, принявшего такой акт, это будет означать, что недействующий правовой акт или его отдельные положения должны будут приведены ими в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В части применения п. 5 ст. 195 АПК РФ следует помнить о правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 182-О <59>.