ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1965
Скачиваний: 2
--------------------------------
<59> Собрание законодательства РФ. 02.10.2006. N 40. Ст. 4204.
Часть 6 ст. 195 АПК РФ предусматривает порядок реализации решения, а именно срок для направления решения суда лицам, участвующим в деле, а также в компетентные органы и иным лицам, кто непосредственно должен применять указанный акт. Здесь обратим внимание, что ФЗ от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступающим в силу с 01.11.2010, внесено изменение содержания ч. 6 ст. 195 АПК РФ. Так, в соответствии с п. 38 указанного акта ч. 6 ст. 195 будет изложена в новой редакции. В соответствии с ней копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, будут направляться только лицам, участвующим в деле. Это значительно упрощает судебное делопроизводство. Представляется бессмысленным направление решений во все ранее назначаемые органы, так как это вовсе не влияет на механизм их исполнения, но только способствует бюрократии и неэффективности распределения времени в процессе осуществления судебного делопроизводства.
По смыслу ст. 196 АПК РФ важным элементом реализации решения арбитражного суда является его опубликование. Данное действие позволяет открыть доступ к постановленным актам широкой аудитории, что небезосновательно, так как нормативный правовой акт в отличие от индивидуального устанавливает права и обязанности в отношении неопределенного круга граждан.
Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Особенностью рассмотрения дел, указанных в главе 24, является то, что в результате разбирательства предмет спора определяется как конфликт публично-правового характера. Это определенный конфликт, возникающий из материальных административных, налоговых и финансовых отношений и который стороны, находящиеся в соотношении субординации (власти и подчинения), пытаются разрешить с помощью судебного разбирательства, где они выступают как равные процессуальные субъекты. Суть возникших конфликтов различна и соответственно разрешению в судебном разбирательстве подлежат отличного рода между собой судебные споры в части предмета его разрешения.
При рассмотрении данной категории дел суды действуют как органы административной юстиции (выполняют контроль за законностью управленческой деятельности) и по существу разрешают не спор о праве, а так называемый административный иск. Именно административный иск положен в основу публично-правовых отношений. Для тех, кому будет интересным изучить проблематику и развитие административного иска, мы предлагаем обратиться к работам А. Клейнмана, К.С. Юдельсона <60>. Именно эти ученые начали активное изучение административного иска в качестве предмета судебного разбирательства по публично-правовым отношениям и выработали важные научно-практические позиции.
--------------------------------
<60> Клейнман А. Вопросы гражданского процесса в связи с судебной практикой // Социалистическая законность. 1946. N 9. С. 14; Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М., 1956. С. 12 - 13.
24.1. Порядок рассмотрения дел (ст. 197)
Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов <61>, должностных лиц рассматриваются по правилам искового производства, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
--------------------------------
<61> Здесь сразу, кстати, отметим, что теперь в наименование органов, чьи решения и действия (бездействие) подлежат обжалованию, внесен признак публичности. Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступающим в силу с 01.11.2010, в части наименования органов дополнено по тексту после слов "иных органов" словами "организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями".
Исключения, прежде всего, касаются порядка оформления заявления и сроков на его подачу и его рассмотрение (ст. 198, 199 АПК РФ).
Действующий АПК РФ в отличие от ГПК РФ (ст. 247, п. 3) не содержит правовых норм, устанавливающих порядок перехода от административного иска к иску правовому. Такой подход законодателя представляется несколько ошибочным и на практике порождает такие ситуации, при которых арбитражный суд после установления того, что представленный спор является спором о праве гражданском, отказывает в удовлетворении заявленных требований по мотиву избрания ненадлежащего способа защиты (Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2004 N КГ-А40/2010-04).
Для обращения в арбитражный суд по приводимым в главе 24 АПК РФ категориям дел необходимо заявление, инициируемое заинтересованным лицом, в котором в четкой последовательности должны излагаться соответствующие требования. Здесь обратим внимание, что оспариваться в порядке главы 24 АПК РФ могут правовые акты властных органов, которые содержат индивидуальные предписания, направленные непосредственно на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Речь идет о ненормативных правовых актах, устанавливающих определенные предписания (распоряжения), которые в итоге создают конкретные правовые последствия для заявителя и других лиц, в интересах которых он также может обратиться (ст. 198 АПК РФ). Только указанные ненормативные правовые акты и являются предметом обжалования по указанной категории дел. При описании ненормативных правовых актов как самостоятельного предмета для обжалования хотелось бы указать на часто применяемое в практической деятельности Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ". В нем уточнено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. В арбитражных судах в последнее время оспаривается достаточно большой объем ненормативных правовых актов налоговых органов, о чем свидетельствуют данные статистики, представленные на сайте ВАС РФ за первое полугодие 2009 и первое полугодие 2010 г. <62>.
--------------------------------
<62> http://arbitr.ru - официальный сайт ВАС РФ. Раздел "Статистические данные", "Сведения о рассмотренных спорах с участием налоговых органов в первом полугодии 2009 - 2010 гг.".
Помимо большого количества ненормативных правовых актов налоговых органов в арбитражном судопроизводстве оспаривается немало ненормативных правовых актов таможенных и антимонопольных органов. Объектом проверки также становятся ненормативные правовые акты федерального уровня. К ним относятся правовые акты Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, а также всех федеральных органов исполнительной власти.
Еще одну группу оспариваемых ненормативных актов составляют индивидуальные правовые акты государственных органов субъекта РФ и муниципальных органов и должностных лиц. Назовем отдельные: постановления и распоряжения губернатора, главы администрации, приказы распоряжения руководителей региональных органов, правовые акты органов местного самоуправления, главы муниципального образования, правовые акты иных местных органов власти.
Что же касается обжалования решений, действия (бездействия) государственных и муниципальных органов или должностных лиц, нарушающих права и интересы субъектов экономической деятельности, то здесь необходимо указать на следующие важные моменты. Объектом проверки могут быть самые различные решения и действия властных органов, должностных лиц: торговых инспекций, налоговых инспекций, органов банковского и страхового надзора, а также всех государственных и муниципальных органов, которые непосредственно совершают управленческие и организационные функции в сфере налогового, финансового, хозяйственного и управленческого администрирования.
К объектам оспаривания относятся и различного рода бездействия властных структур (органов и должностных лиц), которые проявляются в их отказе принять необходимый акт или решение, совершить иные распорядительные действия. Так, значительный объем в арбитражном судопроизводстве занимают дела об оспаривании бездействия налоговых органов и должностных лиц, которые в результате своего бездействия не производят в отношении налогоплательщика зачета налоговых сумм, не осуществляют возврат излишне проплаченных сумм и т.д.
24.2. Обращение в арбитражный суд с заявлением
Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения или действия (бездействия) незаконным становится возможной уполномоченному для этих целей лицу только в установленный для этого срок на основании заявления, представленного подведомственному суду, при написании и подаче которого были соблюдены определенные требований.
Заявление подается в арбитражный суд, кому подведомственен данный спор, согласно правилу общей нормы ст. 29 АПК РФ в течение трех месяцев с того момента, как гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (например, принятие ненормативного акта, совершение конкретного действия властным органом или должностным лицом). В то же время специальными нормами устанавливаются и более короткие сроки. Например, в статье 122 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" на обжалование действий судебного пристава-исполнителя определен 10-дневный срок.
Заявитель еще до обращения в суд может также обратиться в вышестоящий орган по отношению к тому, акт которого оспаривается (в Управление по налогам и сборам, если обжалуется решение должностного лица налоговой инспекции) с соответствующей жалобой. Такой порядок обжалования при рассмотрении налоговых споров весьма распространен и определен в соответствии с положениями НК РФ (главы 19 - 20 НК РФ). И в том случае, если рассмотрение жалобы затянется, к примеру, в связи с чем будет пропущен процессуальный срок, данное обстоятельство логично расценить как уважительную причину, в связи с которой заявитель вправе подать ходатайство о восстановлении срока.
Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения или действия (бездействия) незаконным, может осуществляться только при наличии обоснованности заявленных требований, что включает, в свою очередь:
- определение факта нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание любых препятствий в предпринимательской и иной экономической деятельности;
- указание на несоответствие оспариваемого акта (действия) определенному закону либо иному нормативному правовому акту;
- определение прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, подлежащих защите;
- указание на то, в чем заключается нарушение прав и интересов заявителя.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей (ст. 197, ч. 1), имеют субъекты, перечисленные в ст. 198 АПК РФ. О конституционно-правовом смысле и применении части 1 статьи 198 имеются, в частности, соответствующие разъяснения Конституционного Суда РФ, данные им в Определении от 20.11.2003 N 449-О <63> и Определении от 04.12.2003 N 418-О <64>.
--------------------------------
<63> Документ из СПС "КонсультантПлюс".
<64> Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 2.
Представленное арбитражному суду заявление оформляется в соответствии с общими требованиями ст. 125 АПК РФ, но с определением специальных сведений, указанных в части 1 ст. 199 АПК РФ. К заявлению также по правилу ч. 2 ст. 199 АПК РФ прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также полный текст оспариваемого акта и решения.
С целью приостановления оспариваемого акта, решения заявитель в силу ч. 3 ст. 199 АПК РФ может подать ходатайство, которое рассматривается арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным главой 8 АПК РФ. В части применения ч. 3 ст. 199 АПК РФ имеет практическое значение информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 ст. 199 АПК РФ". В частности, в п. 4 указанного письма разъясняется, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч. 3 ст. 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.
24.3. Порядок и сроки судебного разбирательства с учетом
Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ (ст. 200)
Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ в часть 1 ст. 200 АПК РФ было внесено существенное изменение. Соответственно увеличился срок рассмотрения данной категории дел. Вместо 2-х месячного срока дела должны будут рассматриваться в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Срок рассмотрения может продлеваться на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, или председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
Данный шаг обоснован законодателем с точки зрения разумности срока для рассмотрения данной категории дел, когда важным становится учесть такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства. В то же время потребуется время для анализа эффективности действия данной нормы.
На первый взгляд не представляется достаточно обоснованным длительный характер рассмотрения данной категории дел. Указанные дела целесообразнее рассматривать как можно быстрее с целью создать благоприятные правовые последствия для сторон.
Возможно, что уменьшению сроков на рассмотрение данной категории дел не способствуют условия арбитражного судопроизводства ввиду большой нагрузки на судей. Если же сравнить действующий ГПК РФ с АПК РФ в части сроков рассмотрения данной категории дел, то отметим наличие в ст. 257 ГПК РФ значительно более коротких сроков для рассмотрения заявлений об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Заявление рассматривается судом общей юрисдикции в течение 10 дней, а Верховным Судом РФ - в течение 2 месяцев.
24.4. Решение арбитражного суда. Требования к его
оформлению (ст. 201)
Решение по анализируемым категориям дел принимается арбитражным судом в соответствии с общими правилами, установленными в главе 20 АПК РФ. В то же время имеются особые требования, предъявляемые к такому решению, которые указаны в ч. 4 ст. 201 АПК РФ. Они предъявляются как к содержанию резолютивной части решения, так и к содержанию резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий.
Арбитражный суд по итогам рассмотрения дел принимает только два вида судебных актов, в соответствии с которыми либо признает недействительным ненормативный правовой акт или признает незаконными решения и действия (бездействие), либо принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.