Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1960

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом в силу действия ч. 8 ст. 201 АПК РФ в случае принятия первого вида решений в части признания недействительным ненормативного правового акта полностью или в части данный акт или отдельные его положения не подлежат применению, то есть утрачивают юридическую силу и не влекут правовых последствий для граждан и организаций.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. В этой части с целью практического применения важно также учитывать и разъяснения, данные Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 24.07.2003 N 73 <65>.

--------------------------------

<65> Вестник ВАС РФ. 2003. N 9.


В части сроков направления постановленного решения исключений из общих правил нет, решение направляется в 5-дневный срок. Расширен только круг субъектов, кому направляется решение. Ими могут быть: заявитель, государственный орган, орган местного самоуправления, а также иные органы, должностным лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд может по своей инициативе также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.


Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ или законами субъектов РФ) установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченным органом мер административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Положения об административной ответственности закреплены в главе 2 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях подразделены в АПК РФ по двум рассматриваемым категориям, относящимся к административной юрисдикционной деятельности <66> арбитражных судов:

--------------------------------

<66> Установленная нормами административного права совокупность правомочий рассматривать административные дела.


- дела о привлечении к административной ответственности (§ 1);

- дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§ 2).

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов могут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 14.36, 14.37, ч. 1 ст. 15.10, ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 АПК РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.


В отношении рассмотрения каждой из названных категории дел установлена специальная подведомственность. Так, заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК РФ). Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ст. 208 АПК РФ). Об этом важно помнить в правоприменительной деятельности, как важно обращать внимание на специальные правила, которыми регулируется производство по данным категориям дел.


§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной

ответственности


§ 1.1. Порядок рассмотрения дел о привлечении к

административной ответственности с учетом п. 18

Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11

"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие

АПК РФ" (ст. 202)


Для рассмотрения данной категории дел применяются общие правила искового производства (ч. 1 ст. 202 АПК РФ), но с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ и в соответствии с КоАП РФ. В то же время в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 правоприменителю разъясняется, что в тех случаях, когда в главе 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они и подлежат применению (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП).

Специальные правила предусмотрены главным образом в части определения подсудности ст. 203 и 208 АПК РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по делу N А56-10997/2007), а также в части оформления заявления (ст. 204 АПК РФ), сроков разбирательства (ч. 1 ст. 205 АПК РФ), определения порядка доказывания (ч. 5 ст. 205 АПК РФ), установления значимых по делу доказательств (ч. 6 ст. 205 АПК РФ), оформления резолютивной части решения суда (ч. 3 ст. 206 АПК РФ).

Основанием к началу производства по данной категории дел является заявление органов и должностных лиц: административных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Необходимо обратить внимание на существенное отличие в порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях, которое может быть выявлено при сравнительном анализе положений АПК РФ и гл. 29 КоАП РФ. Оно касается определения вопроса подсудности дела. В КоАП РФ установлена альтернативная норма при определении места рассмотрения дела, за исключением дел, по которым проводилось административное расследование, в то время как АПК РФ устанавливает императивные правила в части рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ). Кстати отметим сразу, что процедуры оспаривания постановлений и решений о привлечении к административной ответственности также отличны (ст. 208 - 211 АПК РФ, гл. 30 АПК РФ).



§ 1.2. Оформление и подача заявления о привлечении к

административной ответственности (ст. 203 - 204)


Заявление о привлечении к административной ответственности должно соответствовать по форме и содержанию требованиям, определяемым законодателем в ст. 204 АПК РФ. Указанные требования подразделяются на общие, устанавливаемые ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, и специальные, которые определены в абз. 2 ч. 1 ст. 204 АПК РФ.

К заявлению в обязательном порядке прилагается согласно ч. 2 ст. 204 АПК РФ протокол об административном правонарушении. Именно протокол является важным процессуальным документом, в соответствии с которым производится фиксация совершения административного правонарушения, проходит возбуждение дела об административном правонарушении. Данный документ, составленный правильно, с учетом соблюдения всех требований к его содержанию будет предопределять при рассмотрении дела содержание и результат постановленного арбитражным судом решения.

К заявлению, представляемому в суд, законодатель также предлагает приложить все те документы, которыми подкрепляется правовая база вмененного административного состава. К ним относятся процессуальные документы, имеющие доказательственное значение. Это - протокол об административном правонарушении, где содержится обоснование и результат применения административного наказания, а также объяснения лица, в отношении которого заявлено требование о привлечении его к административной ответственности (ст. 26.3 КоАП РФ), заключение эксперта (ст. 26.4 КоАП РФ), материалы, фиксирующие наличие вещественных доказательств (ч. 2 ст. 26.6 КоАП РФ), протоколы принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящиеся там документы (ст. 27.8 КоАП РФ), а также другие.

К заявлению о привлечении к административной ответственности также должны прилагаться документы уведомительного характера, свидетельствующие о надлежащем извещении.


§ 1.3. Порядок и сроки судебного разбирательства с учетом

Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ (ст. 205)


Судебное разбирательство о привлечении к административной ответственности проводится в установленной процедуре при строгом соблюдении сроков для проведения заседания. ФЗ от 30.04.2010 N 69-ФЗ были внесены изменения в ст. 205 в части срока рассмотрения. Теперь данная категория дел должна рассматриваться в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом. Имеется в виду, в частности, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, предусматривающая 5-дневный срок рассмотрения административного правонарушения, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности.


Важно указать и на то, что арбитражным судом может продлеваться срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, но не более чем на месяц и только по двум основаниям. Первым из них является наличие по ходатайству лиц, участвующих в деле. Второе основание указывается как необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

Процедура судебного разбирательства по делам о привлечении к административной ответственности строго регламентирована ст. 205 АПК РФ. Если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявит ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, то арбитражный суд вправе отложить судебное разбирательство в том случае, если признает причины неявки уважительными (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.06.2006 N Ф04-2674/2006(22417-А46-7) по делу N 25-1941/05).

Важным условием при применении процедуры судебного разбирательства является распределение бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении. Доказывание не может быть возложено в соответствии с правилом ч. 5 ст. 205 АПК РФ на лицо, привлекаемое к административной ответственности. И это условие бесспорно закономерно. Ведь орган, инициировавший административное привлечение, обязан обосновать вину и привести доказательства, иное бы означало необъективный подход, при котором производится сомнительное вменение состава административного правонарушения без надлежащего обоснования доказательственной базы. Кроме того, нарушался бы принцип административного права, закрепленный ст. 1.5 КоАП РФ, устанавливающий презумпцию невиновности.

В случае необходимости при проведении судебного заседания арбитражный суд может истребовать доказательства по своей инициативе у других лиц по правилу ч. 4, 6 ст. 66 АПК РФ.

Судебное разбирательство по делам об административном правонарушении проходит в общем порядке, устанавливаемом главой 19 АПК РФ.


§ 1.4. Решение арбитражного суда. Требования к его

оформлению (ст. 206)


Постановлению законного и справедливого решения способствует установление значимых обстоятельств, перечисленных в ч. 6 ст. 205 АПК РФ, а именно имело ли место событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определение меры административной ответственности.


Однако их перечень не является исчерпывающим и должен быть дополнен в соответствии с КоАП РФ. К числу обстоятельств, подлежащих установлению, относятся также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ), обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст. 4.2 и 4.5 КоАП РФ).

При написании решения особое значение должно придаваться отражению установленных и проверенных в судебном заседании необходимых и значимых доказательств. Если по результатам рассмотрения дела не произошло должной оценки доказательств, имеются основания для отмены административного постановления (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2010 по делу N А53-23317/2009).

Естественно, что решение должно быть основано на правильном применении норм материального и процессуального права в совокупности, так как иное повлечет его отмену.

Порядок принятия решения по делу о привлечении к административной ответственности регламентируется общими нормами, определенными в главе 20 АПК РФ. Специальная норма предусматривает дополнительные требования для оформления только резолютивной части.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Это правило является исключением из общей нормы статьи 180 АПК РФ, предусматривающей вступление решения в законную силу по истечении месяца, если не подана апелляция. Здесь необходимо обратить внимание на п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", где дополнительно разъяснены правовые основания исчисления 10-го срока. При исчислении десятидневного срока, согласно ч. 3 ст. 113 АПК РФ, в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение, если оно не изменено или не отменено, оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Здесь снова уместно вспомнить о разъяснении вышеупомянутого Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, которым, в частности, разъясняется порядок направления решения по делу о привлечении к административной ответственности и иные вопросы.

Соответствующая апелляционная жалоба в силу статьи 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Законодатель предоставил возможность арбитражному суду направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган, что сделано прежде всего с целью эффективности исполнения решения.

Принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать также положения ч. 2 и 3 статьи 29.10 КоАП РФ. Они устанавливают правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (п. 15)). Данное правило должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности (Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2009 N КА-А41/13870-09 по делу N А41-К2-4828/07).