Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1959

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений

административных органов о привлечении к административной

ответственности


§ 2.1. Порядок рассмотрения дел (ст. 207)


В ст. 207 АПК РФ указывается на два источника, в соответствии с которыми происходит рассмотрение дел об оспаривании решений. Это глава 13 и § 2 главы 25 АПК РФ, а также глава 30 КоАП РФ. В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" дается соответствующее разъяснение по части регулирования порядка рассмотрения указанной категории дел.

В целом регулирование процедуры рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов в части привлечения к административной ответственности подчинено положениям АПК РФ. Судами общей юрисдикции такое обжалование производится в соответствии с главой 30 КоАП РФ.


§ 2.2. Оформление и подача заявления (ст. 208 - 209)


Основанием для производства дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является заявление юридических лиц, предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Такое заявление подается в арбитражный суд по правилам ст. 208 и 209 АПК РФ. При подаче данного заявления в обязательном порядке должны быть соблюдены требования в части подсудности и срока на подачу (ч. 1, 2 ст. 208 АПК РФ), а также и в части оформления и содержания (ст. 209 АПК РФ). Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. Предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ срок имеет принципиальное и важное значение, так как это срок на судебную защиту права (т.е. срок исковой давности).

Истечение срока по смыслу приведенной нормы может являться причиной для отказа в принятии заявления, но только в том случае, если отсутствует заявление о восстановлении срока, предусмотренное абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 по делу N А32-44841/2009-66/772-78АЖ).

Хотелось бы обратить особое внимание, что в судебной практике необходимо внимательно относиться к порядку исчисления указанного десятидневного срока и обращать внимание на особенности категорий дел и нормы федерального законодательства. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5772/04 по делу N А70-4244/16-2003 обращено внимание на следующее: вывод нижестоящих инстанций о пропуске обществом 10-го срока на обжалование постановления инспекции является необоснованным. В данном случае этот срок начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего налогового органа, а не постановления налоговой инспекции.


Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определены как общими положениями АПК РФ (ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ), так и специальными правилами, указанными непосредственно в абз. 2 ч. 1 ст. 209 АПК РФ.

Закон не требует приложения к данному заявлению всех документов, указываемых общей нормой ст. 126 АПК РФ. К заявлению об оспаривании решения административного органа в обязательном порядке должны прилагаться текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший. При отсутствии уведомления о вручении искового заявления и приложенных к нему документов возможно подтверждение др. документами. Это может быть: почтовая квитанция, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

Статья 208 АПК РФ не предусматривает обязательного приостановления исполнения решения административного органа о привлечении к административной ответственности самим фактом подачи жалобы. Для этого необходимо наличие ходатайства. Однако в то же время, если, например, предположить, что истек установленный 10-дневный срок для подачи заявления, может ли в этом случае быть приостановлено исполнение оспариваемого постановления административного органа? Думается, такой подход логичен. Однако об этом законодатель не высказался, не посчитав, очевидно, данный момент существенным.


§ 2.3. Порядок и сроки судебного разбирательства

с учетом Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ

(ст. 210)


Федеральный закон от 30.04.2010 N 69-ФЗ установил, что дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании решения административных органов также подчинено соответствующей процедуре. Рассмотрение проводится судьей единолично. О назначении слушаний извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 3 ст. 210 АПК РФ).


Арбитражный суд может отложить дело по ходатайству лиц, участвующих в деле. Но в то же время необходимо понимать, что отложение рассмотрения дела является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем суд вправе отклонить ходатайства об отложении рассмотрения дела и рассмотреть дело по существу заявленных требований (см.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.09.2009 N Ф03-4741/2009 по делу N А51-6415/2009).

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (п. 4 ст. 210 АПК РФ). Поэтому в ходе проведения судебного заседания суд обязан правильно распределить бремя доказывания. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, важным также представляется использование судом своего права истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе (п. 5 ст. 210 АПК РФ). Кроме того, в силу п. 7 ст. 210 АПК РФ при проведении судебного заседания суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и поэтому может по своей инициативе проверять оспариваемое решение в полном объеме.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании обязан провести ряд процессуальных действий, указанных им в ч. 6 ст. 210 АПК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим. Суд вправе также установить иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Все устанавливаемые обстоятельства являются важными правовыми основаниями для принятия законного и обоснованного судебного решения.


§ 2.4. Решение арбитражного суда. Требования к его

оформлению (ст. 211)


В части постановления и оформления решения по делу об оспаривании решений административных органов действуют общие правила, предусмотренные главой 20 АПК РФ. Однако ст. 211 предусматривает также специальные правила. Они касаются резолютивной части решения.

При постановке как положительного, так и отказного решения суд обязан исполнить объем требований, сформулированных законодателем в части соблюдения законности, обоснованности и мотивировки таких решений.

У арбитражного суда отсутствуют полномочия для направления дела на новое рассмотрение, что следует из системного анализа ст. 30.7 КоАП РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 1 и п. 3, 4 ст. 211 АПК РФ.

П. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 определил необходимые разъяснения в части проверки законности оспариваемого постановления и принятия решения. Их необходимо придерживаться в практической деятельности.

При постановке решения важно также понимать, что при изменении постановления административного органа арбитражный суд обязан учитывать важный принцип законодательства об административных правонарушениях о недопустимости усиления административного наказания при рассмотрении жалоб по делам об административных правонарушениях. Арбитражный суд не может заменить вид наказания, установленный постановлением административного органа, на более строгий.


Изменение решения (с учетом недопустимости усиления наказания) предполагает право арбитражного суда не только снизить наказание, но и заменить одну меру наказания на другую, но в пределах, возможных для выбора вида наказания.


Глава 26. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ


Участниками рассматриваемых в комментируемой главе споров, с одной стороны, выступают должники (налогоплательщики: физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (банки, страховые организации и др.)), а с другой - взыскатели - государственные органы: финансовые <67>, налоговые, антимонопольные, пенсионные органы, органы соцстраха, банки и др.

--------------------------------

<67> Имеются в виду такие органы, как Минфин России и его структурные элементы, казначейство и его органы управления, Банк России и его филиалы.


Под обязательными платежами из содержания ст. 8 НК РФ следует понимать как установленные ФЗ безвозмездные денежные взыскания в казну государства в виде платежей (налог), так и различного рода взносы (так называемые сборы (напр., госпошлина)), уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие санкции рассматривается в настоящей главе как мера воздействия на лицо, которому адресованы конкретные правила поведения, заложенные в диспозиции нормы.


26.1. Порядок рассмотрения дел (ст. 212)


Для рассмотрения данных категорий дел применяются общие правила искового производства, которые, как это следует из содержания главы, минимальны. Данной главой устанавливаются в основном как раз особенности рассмотрения, присущие разбирательству по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

В основном, конечно, исходя из практики, в порядке главы 26 АПК РФ рассматриваются налоговые споры о взыскании обязательных платежей и санкций и их количество возрастает. Так, объем дел о взыскании обязательных платежей и санкций с участием налоговых органов увеличился по сравнению с первым полугодием 2009 г. (59,7%) и составил за первое полугодие 2010 г. уже 61,8% от всего количества рассмотренных дел, требования по которым удовлетворены <68>.

--------------------------------

<68> Данные судебной статистики ВАС РФ согласно справке "Сведения о рассмотренных спорах с участием налоговых органов в первом полугодии 2009 - 2010 гг.", информация размещена на официальном сайте ВАС РФ: http:// arbitr.ru/ _upimg/ 3935FB81A2A1111010C254FA77D9B3F1 _налоги.pdf.


Отметим некоторые существенные и значимые особенности рассмотрения дел о порядке взыскания обязательных платежей и санкций. С принятием АПК РФ требования о взыскании недоимок по налогам, сборам, а также пеням предъявляются в отличие от ранее действовавшего порядка, до принятия Кодекса 2002 г., не в форме иска, а в форме заявления (ч. 4 ст. 4, 214 АПК РФ).


К делам, рассматриваемым в порядке главы 26 по части взыскания санкций, относятся только те, которые не подпадают под административные правонарушения и которые рассматриваются судами в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ. Это дела о взыскании налоговых санкций и других штрафов (банковские штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Значимые особенности сводятся и к сокращению срока рассмотрения существующего дела (ч. 1 ст. 215 АПК РФ), и возможности истребования доказательств по инициативе арбитражного суда (ч. 6 ст. 215 АПК РФ). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (ч. 4 ст. 215 АПК РФ). Дела о взыскании обязательных платежей по смыслу главы 26 АПК РФ характеризуются еще и тем, что наличествует в таких дела отсутствие спора о праве, если, конечно, к примеру, налогоплательщики одновременно не оспаривают начисление недоимки по налогу и штрафных санкции.

Для возбуждения производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций законодатель требует от государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, наличия заявления, в котором ясно должно быть выражено и обосновано требование о взыскании с лиц, имеющих задолженность. Имеется в виду указание на то, какие обязательные платежи, денежные суммы в счет их уплаты, а также в счет уплаты санкций должны быть истребованы от должника. Отсутствие же обоснования взыскиваемых сумм и их расчет являются существенным нарушением порядка такого обращения.


26.2. Оформление и подача заявления (ст. 213 - 214)


В представляемом заявлении помимо исполнения требования ст. 214, п. 1, ч. 1, о наименовании взыскиваемого платежа, его размера и расчета должны также содержаться существенные для рассмотрения дела сведения, перечисленные в пп. со 2 по 3 ч. 1 ст. 214 АПК РФ. Их отсутствие позволяет оставить заявление без движения, так как в силу ч. 1 ст. 212 к рассмотрению заявления применяются общие правила искового производства.

При их несоблюдении, а также при отсутствии исполнения общих требований для обращения, сформулированных в ст. 125 АПК РФ, на соблюдение которых указывает ст. 209 АПК РФ, заявление может быть оставлено без движения, а заявителю будет предложено устранить указанные в соответствующем определении суда недостатки.

В том же случае, если такие недостатки после оставления заявления без движения не будут устранены в определенный срок, заявление возвращается заинтересованному лицу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 N А56-7791/2005).

В процессе судебного разбирательства на заявителя специальной нормой не возлагается обязанность указать те обстоятельства, на которых основаны его требования и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. На практике судами сторонам как раз предлагается обосновать указанные обстоятельства. Суды в этом случае обращаются по правилу ч. 1 ст. 212 АПК РФ к общему порядку искового разбирательства (п. 5 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ст. 126 АПК РФ). И такой подход представляется правильным. Суду должны быть приведены соответствующие обоснования заявляемых требований до начала судебного заседания, а противоположная сторона должна иметь возможность до начала судебного разбирательства узнать о таких обстоятельства и уже владеть аргументами в обоснование своей позиции. Иное нарушает порядок обеспечения представления равенства аргументации в условиях состязательности процесса. И особое значение имеет соблюдение такого порядка в рассматриваемой категории дел, где наличествуют противоборство, с одной стороны, заинтересованного лица, а с другой - властного органа, который обязан представлять компетентную и полную информацию.