Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1865

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае успешного завершения упрощенной процедуры судебного разбирательства суд выносит решение. Решение, принимаемое судьей по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, должно соответствовать необходимым общим требованиям, предъявляемым в соответствии с положениями главы 20 АПК РФ. Однако следует отметить, что срок направления копии решения в адрес лиц, участвующих в деле, определяется специальным правилом ч. 3 ст. 229 АПК РФ. Решение направляется не позднее следующего дня после его принятия. При применении процедуры обжалования решения необходимо помнить также о разъяснении, содержащемся в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.01.2005 N 89: решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, может быть пересмотрено на общих основаниях в суде кассационной инстанции, в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.


Глава 30. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ

ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ И О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ


§ 1. Производство по делам об оспаривании решений

третейских судов


Во многих странах помимо судебной системы государства защиту прав граждан осуществляют институты гражданского общества. Один из них представлен институтом альтернативного разрешения споров. Наиболее распространенным методом альтернативного разрешения споров является третейское разбирательство. Участие в третейском разбирательстве, безусловно, дело сугубо добровольное. В статье 5 ФЗ от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" (далее также - Закон) установлено: спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. При этом в практической деятельности хозяйствующие субъекты порой вынуждены соглашаться на арбитражную оговорку. Это происходит, когда заключение договора ставится потенциальным контрагентом в зависимость от получения согласия решать споры в определенном третейском суде.


§ 1.1. Третейские суды и третейское разбирательство в

арбитраже - определение терминов. Основания и порядок

оспаривания решений третейских судов (ст. 230 - 231)


В научной литературе третейский суд определяется как суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними, решения которого стороны признают для себя обязательными и обязуются подчиниться им <81>. В Законе "О третейских судах в РФ" (ст. 2) содержится следующее определение: третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора). Указанное определение хоть и не отражает в отличие от научного сущность и значение третейского суда, но в то же время определяет, что в РФ могут создаваться как третейские суды, действующие на постоянной основе (постоянно действующие третейские суды), так и собираемые для рассмотрения конкретного спора. Тем самым определяются виды третейских судов. Так, самостоятельным, постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом) на международном уровне является Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России (МКАС). На официальном сайте <82> размещена вся необходимая информация о нем. На постоянной основе действуют третейские суды и в отдельных субъектах РФ. Например, третейский суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.


--------------------------------

<81> Алехина С.А. Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. С. 592.

<82> Официальный сайт: http://www.tpprf-mkac.ru/.


Термин третейское разбирательство раскрывается в Законе в отличие от третейского суда более полно. Согласно ст. 2 третейский процесс - это процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.

По законодательству РФ в компетенцию третейского суда входят экономические споры, подведомственные арбитражным судам, за исключением споров в сфере управления, подпадающих под юрисдикцию арбитражных судов. Третейское разбирательство предусматривает как определенный порядок, так и наличие оснований. Основаниями для обращения в третейский суд являются: заключенное между сторонами третейское соглашение и желание сторон рассмотреть дело посредством процедуры третейского разбирательства (ст. 5 Закона).

Третейское разбирательство осуществляется на основе законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (ст. 18 Закона). Но в то же время не все решения третейских судов имеют законные обоснования, в связи с чем они могут обжаловаться согласно установленной в АПК РФ процедуре (ст. 232 - 234).

Арбитражный суд компетентен рассматривать заявления об отмене, о признании и принудительном исполнении решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вынесенных по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением экономической деятельности, и в тех случаях, когда такие решения приняты о правах и обязанностях физических лиц (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов").

Основанием для возбуждения производства в части оспаривания решений третейских судов является заявление. Требования к его оформлению и содержанию устанавливаются ст. 231 АПК РФ. Они предопределяют наличие перечисленных в ч. 2 указанной нормы обязательных реквизитов, а также приложений и необходимых документов, перечисленных в ч. 3 приведенной нормы.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступающий в силу с 01.11.2010, предусматривает также внесение изменений в части подачи заявления. Они касаются установления правила о подаче заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, а также представления документов в обоснование заявления в электронном виде.

Заявление подается по подсудности в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого и было принято решение третейского суда в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.



§ 1.2. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения

третейского суда (ст. 232 - 233)


Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда определяет ст. 232 АПК РФ. Судебное разбирательство проводится в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, судьей единолично.

С целью совершенствования судебного заседания проводится подготовка дела, в рамках проведения которой судья вправе истребовать из третейского суда материалы дела.

Извещение сторон о разбирательстве, о чем указывается законодателем в части третьей, направлено как раз на обеспечение основных принципов арбитражного судопроизводства (см. главу 1).

Рассмотрение дела арбитражным судом предполагает по смыслу ч. 4 ст. 232 установление оснований к отмене решений в условиях исследования всех представленных суду доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, которые подлежат полной и объективной оценке наряду с установленными фактическим данными. Основания для отмены решений третейского суда содержит ст. 233 АПК РФ. Указанный в ней перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению.

Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом только по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже".


§ 1.3. Требования к Определению арбитражного суда по делу

об оспаривании решения третейского суда (ст. 234)


По итогам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд принимает определение. Данное определение по смыслу ст. 234 АПК РФ должно соответствовать требованиям, предъявляемым к решению и рассматриваемым нами в главе 20. Оно принимается от имени РФ, в условиях, обеспечивающих тайну совещательной комнаты, с обязательным изготовлением вводной, мотивировочной и резолютивной частей. В определении в соответствии с ч. 2 ст. 234 АПК РФ указываются необходимые индивидуализирующие сведения.

Все сведения об оспариваемом третейском акте, как правило, указываются кратко, но все они должны отражать существо принятого решения.

Определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения. Тем самым правило ч. 5 ст. 234 не предусматривает права на апелляционное обжалование.


§ 1.4. Третейское соглашение как основание для определения

компетенции третейского суда по рассмотрению спора. Порядок

рассмотрения заявления по вопросу компетенции

третейского суда (ст. 235)


Статья 235 АПК РФ содержит правила по порядку рассмотрения заявления по вопросу компетенции третейского суда и предоставляет возможность исправления ошибки, которую может допустить третейский суд при толковании собственной компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. Здесь интересно было бы отметить, что, например, в ГПК РФ самостоятельной тождественной нормы не закреплено.


По правилу ч. 1 ст. 235 АПК РФ любая сторона третейского разбирательства может в течение месяца после получения ею уведомления о постановлении третейского суда обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных международным договором РФ и федеральным законом, с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение есть непременное и обязательное условие для принятия и рассмотрения спора третейским судом. То есть предусматривается в качестве основания для определения компетенции третейского суда по рассмотрению спора.

В практике применяется несколько видов третейских соглашений: третейский договор, третейская оговорка, третейская запись. Форма и содержание третейского соглашения определяются ст. 7 ФЗ "О третейских судах в РФ".

Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. Вопросы в части установления компетенции третейского суда изложены в ст. 17 ФЗ "О третейских судах в РФ".

В первую очередь третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения (ст. 17 Закона).

Исходя из содержания ст. 17 ФЗ "О третейских судах в РФ", необходимо отметить, что пункт 1 нормативно зафиксировал известный науке принцип компетенции. Суть данного принципа заключается как раз в том, что третейский суд, прежде чем приступить к рассмотрению правового спора по существу, обязан убедиться в собственной юридически значимой компетенции относительно переданного на его рассмотрение конфликта.

Данный принцип закреплен также и в части регулирования деятельности международных третейских судов, в частности, в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" (ст. 16), а также в регламентах международных третейских судов.

Значение указанного принципа определяется тем, что наличие у третейского суда компетенции по разрешению переданного ему спора является самой предпосылкой третейского разбирательства. И тогда очевидным становится, почему же вопрос о компетенции должен постоянно находиться в центре внимания третейского суда. Убедившись же в отсутствии компетенции по рассмотрению дела, третейский суд обязан отказать в принятии искового заявления до вынесения решения, в котором третейский суд обязан обосновать свою компетенцию. Если же этого не произошло, стороне предоставлена возможность защиты ее интереса и устанавливаемого права путем обращения в арбитражный суд с заявлением о компетенции третейского суда.


По итогам рассмотрения арбитражным судом выносится определение. Оно должно отвечать общим требованиям, предусмотренным ст. 185 АПК РФ, и должно предусматривать установление путем проверки соблюдения норм материального и процессуального права третейским судом. Судебной практике известны случаи разночтения в вопросах единообразного толкования и применения норм права по вопросу оспаривания постановлений третейских судов предварительного характера о наличии у них компетенции (Определение ВАС РФ от 12.08.2010 N ВАС-9521/10 по делу N А07-26160/2009).


§ 2. Производство по делам о выдаче исполнительного листа

на принудительное исполнение решения третейского суда


Особенность третейского разбирательства заключается в том, что стороны принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение третейского суда. Но в то же время законом (ст. 236 - 240 АПК РФ) предусматривается возможность принудительного исполнения решения третейского суда в случае его неисполнения в добровольном порядке. Правила, предусмотренные § 2, являются гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов для сторон третейского разбирательства.


§ 2.1. Выдача исполнительного листа. Требования к заявлению

о выдаче исполнительного листа


Выдача исполнительного листа должна быть обусловлена законными основаниями, в соответствии с чем в заявлении на выдачу исполнительного листа в обязательном порядке должно быть приведено обоснование заявленного требования (п. 5 ч. 2 ст. 237 АПК РФ), а также должны прилагаться надлежащим образом заверенное подлинное решение третейского суда или его надлежащим образом заверенная копия, подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия. Законодатель предъявляет к подаче, оформлению и содержанию заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение необходимый объем требований, изложенных им в ч. 2 и ч. 3 ст. 237 АПК РФ.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданное с нарушением требований, предусмотренных в ст. 236, 237 АПК РФ, не может быть принято к производству суда и оставляется им без движения или возвращается лицу, его подавшему, по правилам, установленным в ст. 128 и 129 настоящего Кодекса.


§ 2.2. Порядок рассмотрения заявлений о выдаче

исполнительного листа. Отказ в выдаче исполнительного листа

на принудительное исполнение решения третейского суда

(ст. 238 - 239)


Порядок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда предусмотрен ст. 238 АПК РФ. Для него характерно выполнение все тех же общих условий разбирательства: определение состава суда, срока рассмотрения дела. Так, заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения, по правилам, предусмотренным АПК РФ. Особое значение законодатель уделяет подготовке дела. При подготовке дела к судебному разбирательству судья вправе истребовать из третейского суда материалы дела, по которому испрашивается исполнительный лист, по правилам, предусмотренным АПК РФ для истребования доказательств. Но для этого необходимо ходатайство лиц, участвующих в деле.