ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1940
Скачиваний: 2
Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Однако их неявка в случае надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела.
В части 5 ст. 238 АПК РФ содержится специальная оговорка. Если в судах РФ либо суде другого государства, на территории которого решение было принято, находится на рассмотрении заявление об отмене или о приостановлении исполнения решения третейского суда, то арбитражный суд, в котором рассматривается заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, может произвести следующие действия. Если признает целесообразным - вправе отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа по ходатайству стороны, обратившейся с заявлением о выдаче исполнительного листа, может также обязать другую сторону предоставить надлежащее обеспечение по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает также наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных статьей 239 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.
Основанием отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда является исчерпывающий перечень обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 239 АПК РФ.
Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража только по основаниям, предусмотренным международным договором РФ и Законом РФ о международном коммерческом арбитраже.
§ 2.3. Определение арбитражного суда по делу о выдаче
исполнительного листа на принудительное исполнение решения
третейского суда (ст. 240)
Определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда - итоговый процессуальный документ.
Порядок его вынесения, требования, предъявляемые к нему, правовые последствия его принятия, порядок обжалования определения и иные положения, предусмотренные специальной нормой ст. 240 АПК РФ, совпадают с предъявляемыми требованиями к определению об оспаривании решения третейского суда РФ. А потому предлагаем обратиться к комментируемой норме.
Глава 31. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ И ПРИВЕДЕНИИ В
ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ
АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
Иностранные суды - это органы иных государств, осуществляющие судебную власть. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений обосновано современным международным экономическим оборотом, предусматривающим сохранение хозяйственных связей между компаниями из различных государств.
Зачастую невозможность исполнения судебного решения по спору в сфере предпринимательской деятельности полностью блокирует определенный сектор имущественного оборота. Во избежание таких неблагоприятных ситуаций организациям и индивидуальным предпринимателям должна быть предоставлена реальная возможность взыскать соответствующие убытки, в том числе посредством признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений в РФ арбитражными судами РФ.
31.1. Соблюдение в АПК РФ конституционных положений
(ч. 4 ст. 15 Конституции) в части признания и приведения в
исполнение решений иностранных судов и иностранных
арбитражных решений (ст. 241)
Положение о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей на основании международных договоров соответствует положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Напомним, что согласно приводимой норме общепризнанные международные договоры являются частью правовой системы РФ и на конституционном уровне признается их приоритет перед иными законами. Российская Федерация осуществляет подписание международных договоров и в области признания и приведения в исполнение на территории решений иностранных судов и арбитражей.
Так, признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России осуществляются в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 г., договорами о правовой помощи по гражданским делам, соглашениями о поощрении и защите капиталовложений, торговыми соглашениями. На основании указанных актов для исполнения решений иностранного суда и арбитража на территории РФ они должны быть признаны и приведены в исполнение решением компетентного российского суда.
Включение международных правовых норм в российскую правовую систему согласно конституционному положению, безусловно, расширяет возможности защиты прав и свобод человека и гражданина.
31.2. Процедурные вопросы признания и приведения в
исполнение решений иностранных судов и иностранных
арбитражных решений (ст. 242 - 246)
Основанием к признанию и приведению в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения является соответствующее заявление.
По правилу ч. 1 ст. 242 АПК РФ заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается взыскателем в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника. В том же случае, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, заявление подается по месту нахождения имущества должника.
Заявление является основанием к возбуждению соответствующего производства. И в том случае, если заявление подано без нарушения требований, перечисленных в статье 241 АПК РФ, суд выносит определение о принятии поступившего заявления к производству и назначает слушание по делу. Порядок извещения участников процесса происходит по общим правилам главы 12 АПК РФ. Извещение должно производиться надлежащим образом. Одним из примеров ненадлежащего извещения по рассматриваемой категории дел является, например, дело N А21-ЮП/03-С2 Арбитражного суда Калининградской области. Выводы по нему содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов".
Срок рассмотрения данного заявления ограничен и не может превышать трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд. Судебное заседание по делам указанной категории проводится по правилам, предусмотренным гл. 19, с отдельными оговорками, встречающимися в главе 31 АПК РФ. Так, к обязательным правилам арбитражного производства по указанной категории дел относятся следующие:
- запрет на пересмотр решения иностранного государства (п. 4 ст. 243). В этой части, возможно, интересным будет ознакомиться с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2010 по делу N А56-82470/2009;
- наличие специальных оснований, по которым суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части. Этот перечень содержит ч. 1 ст. 244 АПК РФ.
Рассмотрение заявления производится в открытом заседании с обязательным извещением должника. Рассмотрение дела о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения направлено на установление наличия или отсутствия оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. С этой целью в судебном заседании исследуется объем представленных по делу доказательств, обоснование заявленных требований и возражений (ч. 3 ст. 243 АПК РФ).
Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные документы, суд выносит итоговый процессуальный документ - определение о признании иностранного арбитражного решения и выдаче документа на принудительное его исполнение или же отказное определение.
Порядок принятия определения регламентируется главой 20, о чем указывается законодателем в ч. 1 ст. 245 АПК.
Статья 246 АПК РФ предусматривает разрешение вопросов о принудительном исполнении решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. Для данного производства установлен трехлетний срок, который суд по ходатайству взыскателя имеет право восстановить в порядке ст. 117 АПК РФ. Основанием к принудительному исполнению решения является исполнительный лист, выдаваемый арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения. Такой порядок предусмотрен действующим АПК РФ, а также ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Но в то же время необходимо иметь в виду, что отдельными международными договорами может быть предусмотрена самостоятельная процедура принудительного исполнения решения.
Раздел V. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
В арбитражном судопроизводстве, как и в гражданском процессе, предметом рассмотрения зачастую становятся правоотношения с участием иностранных лиц. В процессуальной теории такие отношения принято называть отношениями, осложненными иностранным элементом. Указанная правовая конструкция используется также и на практике.
Вопросы судопроизводства по гражданским делам, связанные с иностранным государством, рассматриваются в области международного гражданского процесса, а их нормы соответственно включены как в ГПК РФ (раздел V), так и АПК РФ (гл. 33 АПК РФ, глава 31), которые признаются источниками права (внутреннее законодательство). К важным источникам международного процессуального права относятся, конечно же, Конституция РФ как основной элемент внутреннего законодательства, различные договоры с иностранными государствами (международные договоры), международная и российская судебная и арбитражная практика, правовой обычай.
Глава 32. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Понятие иностранных лиц используется как в гражданском судопроизводстве, так и арбитражном. Оно является собирательным. Сюда относятся по смыслу ч. 1 ст. 247 АПК РФ, ч. 1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические организации, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а также международные организации.
Иностранные граждане - это лица, которые не являются гражданами РФ и имеют доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лица без гражданства - лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Правовой статус указанных групп закреплен Конституцией (ст. 62), ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве РФ", ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Иностранной юридической организацией признается организация, образованная и зарегистрированная в соответствии с законодательством другого государства. Способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает у такой организации в соответствии с законодательством какого-либо иностранного государства. Если в законах, действующих на территории РФ, не содержится специальных норм в отношении правоспособности иностранных юридических лиц, то к гражданским отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к правоспособности юридических лиц, зарегистрированных на территории и в соответствии с законодательством РФ (ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Под международными организациями следует понимать постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа), которые призваны содействовать решению международных проблем и всестороннему развитию сотрудничества государств. Наличие характерных особенностей (учредительный документ, постоянный или регулярный характер деятельности указываемых организаций, принятие решений путем голосования или в виде консенсуса, а также сам вид этих решений и др.) позволяет выделить указываемый нами институт из всей совокупности явлений международной жизни, в которой, кстати, особое место могут занимать вопросы спорных материально-правовых и процессуальных правоотношений указанных групп.
32.1. Понятие иностранных лиц. Вопросы определения
компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по
делам с участием иностранных лиц (ст. 247 - 249)
Понятие иностранных лиц вводится для целей АПК РФ в ч. 1 ст. 247 АПК РФ. С участием указанных субъектов могут в арбитражном судопроизводстве рассматриваться только экономические споры и иные дела, если они связаны напрямую с предпринимательской деятельностью. Компетенция распределения указанных дел - важный критерий для определения законного и объективного судебного разбирательства. При этом необходимо сразу отметить, что по всем делам, разрешаемым согласно установленной компетенции, с участием иностранных лиц по правилу ст. 250 АПК РФ могут приниматься и обеспечительные меры.
Компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц определяется нормами ст. 247 АПК РФ. Так, арбитражные суды разрешают споры с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории РФ или на территории РФ находится имущество ответчика. Напомним, что согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства считается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, а местом нахождения юридического лица - место его государственной регистрации, за исключениями, предусмотренными учредительными документами в соответствии с законом. Имущество в ГК РФ закреплено как вид объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) и предусматривает вещи: недвижимые и движимые (ст. 130 ГК РФ), неделимые и сложные (ст. 133, 134 ГК РФ), включая деньги (ст. 140 ГК РФ) и ценные бумаги (ст. 142), иное имущество, в том числе имущественные права.
Арбитражные суды рассматривают также дела с участием зарубежных лиц, если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ.
Порядок правового статуса российских представительств и организаций регламентируется ст. 55 ГК РФ. И если российское законодательство разграничивает понятия представительства и филиала, то международное законодательство таких разграничений не делает. По нормам международного законодательства под постоянными представительствами понимаются обособленные подразделения организаций, осуществляющие коммерческую деятельность на территории зарубежных государств.
Перечень рассматриваемых по компетенции споров, указанных в ч. 1 ст. 247, с п. 1 по п. 9, не ограничен законодателем. Но важно при этом, чтобы сохранялись связи с территорией РФ (п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ). Именно наличие такой связи, причем тесной, должно быть обосновано и в исковом заявлении. Данное требование предполагает со стороны заявителя привести убедительные доводы для суда в части того, что заявление необходимо принять и рассмотреть по существу.
При отсутствии убедительных аргументов заявление по правилу ст. 129 АПК РФ подлежит возвращению или согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращается производство по нему, о чем выносятся определения. Определения суда могут обжаловаться сторонами.