Файл: АПК_комм_Арестова_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1864

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По смыслу ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражные суды субъектов РФ исковые заявления вправе направлять только прокуроры субъектов РФ и их заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, и их заместители. Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним прокуроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные суды, в то время как перечисленные лица являются непосредственными участниками гражданско-процессуальных отношений по ГПК РФ. И только Генеральному прокурору РФ и его заместителям по смыслу ч. 2 ст. 52 АПК РФ предоставлено право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ, а в арбитражный суд субъекта РФ иски направляют прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Применительно к АПК РФ деятельность прокурора в арбитражном процессе регулируют такие акты, как информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие АПК РФ", Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.06.2003 N 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве", письмо ВАС РФ N С1-7/уп-1270, Генпрокуратуры РФ N 8-2б-03 от 20.11.2003 "Об организации работы по реализации полномочий прокуроров в арбитражном процессе", письмо ВАС РФ от 09.07.1996 N С1-7/ОП-403 "О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров, и ряд других".


5.9. Публичный интерес в арбитражном процессе

(ст. 53 АПК РФ)


Еще одной стороной в арбитражном производстве могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, представляющие публичный интерес. Законодатель при составлении АПК РФ не определил понятие публичного интереса.

Известный правовед Ю.А. Тихомиров в своей работе "Публичное право" <19> достаточно точно определяет публичный интерес как признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития. В теории государства и права термин "публичный интерес" определяется как признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития <20>.

--------------------------------

<19> М., 1995. С. 55.

<20> Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 55.


Следует отметить, что защита публичного, общественного интереса - это самостоятельный процессуальный институт, который относится к общим институтам юридического процесса, а точнее, к его юрисдикционной разновидности. Тем самым мы говорим об общей процессуальной форме, которую можно обнаружить не только в гражданском, но и в уголовном, и в других разновидностях юрисдикционного процесса <21>. Наиболее полно читатели могут познакомиться с развитием самого юрисдикционного процесса <22> в работах Н.Н. Розина, В.А. Рязановского, И.Я. Фойницкого, Ю.А. Тихомирова.


--------------------------------

<21> Тихомиров Ю.А. Проблемы развития процессуального права // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. Москва, 28 мая 2001 г. М., 2001. С. 8 - 16.

<22> Юрисдикционный процесс - это собирательное научное понятие. Его можно определить как форму превращения юридических моделей, содержащихся в процессуальном праве, в реальную систему правоотношений, которые направлены на выявление и реализацию материального правоохранительного отношения ответственности с процессуальным порядком (совокупности процессуальных принципов, средств и способов их реализации, процессуальных гарантий).


В то же время неопределенность публичного интереса в арбитражном процессе все же порождает для арбитражных судов определенные проблемы. Так, зачастую под публичными интересами понимают корпоративные, в связи с чем арбитражным судам приходится требовать в каждом спорном случае конкретизации публичного интереса, что естественным образом сказывается на своевременном и полном рассмотрении дел судами.

Президиум ВАС РФ в информационном письме N 80 от 13.08.2004 также не дает конкретного определения публичного интереса в АПК РФ, однако указывает на наличие общности интересов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, которые вправе в силу статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. И если соответствующий орган считает, что нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта (п. 7). Отсутствие же такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования. Статья 53 АПК РФ отражает основные положения об участии в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.


5.10. Статус и правомочия иных участников арбитражного

процесса (ст. 54 - 58)


Статья 54 АПК РФ формулирует состав иных участников арбитражного процесса. К ним относятся: представители лиц, участвующих в деле, эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания. Статус каждого из участников прописан в отдельных нормах (со ст. 55 по 58 АПК РФ).

Судебный представитель - это самостоятельный субъект процессуальных отношений, который исполняет в силу поручения со стороны своего доверителя свои процессуальные права и обязанности, осуществляя защиту прав и интересов доверителя (ст. 59 АПК РФ). Им может быть в арбитражном процессе лицо как с юридическим образованием, так и без такового, что следует из содержания информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения АПК РФ". Подробно институт представительства будет нами рассматриваться в следующей главе.


Эксперт в арбитражном процессе - это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам, которое назначено судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Обязанности эксперта сформулированы в ч. 2 ст. 55 АПК РФ.

Свидетель - это тот непосредственный субъект процессуальных отношений, который располагает сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (п. 1 ст. 56). Свидетель наделен процессуальными правами и обязанностями, перечисленными в ч. 2 - 3 ст. 56 АПК РФ, и несет ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 56 АПК РФ.

Переводчик в арбитражном процессе - лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в процессе осуществления судопроизводства, и привлечено арбитражным судом к участию в арбитражном процессе в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (п. 1 ст. 57). Права и обязанности переводчика, а также его ответственность в процессе регламентированы ч. 4 - 6 ст. 57 АПК РФ.

Помощник судьи и секретарь судебного заседания - самостоятельные процессуальные субъекты арбитражного судопроизводства. Их статус определен законодателем в ст. 58 АПК РФ. Указанные лица содействуют судье в осуществлении правосудия, но не вправе осуществлять его сами. Исходя из анализа положений статьи 58 АПК РФ, предусматривается, что помощник наделен более обширным объемом совершения действий и участия в процессуальных правоотношениях при судопроизводстве, чем секретарь. Но здесь следует уточнить, что хотя законодатель и установил раскрытый перечень всех процессуальных полномочий помощника, фактически он конкретизировал только одно - это ведение протокола.

На практике помощники зачастую осуществляют как процессуальные, так и непроцессуальные (не регламентированные АПК РФ для процесса) вспомогательные действия. К непроцессуальным действиям помощника следует относить его участие в подготовке и организации судебного заседания с помощью исполнения отдельных распоряжений судьи по написанию процессуальных документов, отчетов и др.

Секретарь судебного заседания в силу действия ч. 3 ст. 58 АПК РФ имеет ограниченный объем процессуальных обязанностей в отличие от помощника судьи: ведет протокол судебного заседания, излагая в нем полно и правильно действия и решения суда, а равно действия участников арбитражного процесса, имевшие место в ходе судебного заседания. В заседании секретарь судебного заседания также по поручению председательствующего может проверять явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании. Что же касается непроцессуальных действий секретаря, то на практике они сводятся только к подготовке судебного заседания в части оформления судебных вызовов, извещений и запросов.



Глава 6. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ


Конституция каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Оказание квалифицированной юридической помощи в арбитражном процессе, проводится через институт представительства. В то же время судебное представительство не ограничивается только наличием в качестве субъекта процессуальных отношений независимого профессионального советника (адвоката) или профессионального специалиста (сотрудника юридической фирмы) по правовым вопросам. В качестве судебного представителя может выступать любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дел в суде, за исключением только тех категорий, в отношении которых в АПК РФ установлен запрет.

От обеспечения реальной возможности выбора субъектом процессуального права в качестве судебного представителя любого угодного ему лица, которому возможно доверить защиту своих интересов, зависит доступность правосудия.

Особое значение и свою самостоятельную специфику имеет участие в качестве представителя органов юридического лица (руководитель, представитель ликвидационной комиссии и т.д.).


6.1. Институт представительства в АПК РФ (ст. 59 - 63)


На основании положения ч. 1 ст. 59 АПК РФ судебное представительство можно определить как процессуальную деятельность одного участника процесса (представителя) от имени и в интересах другого его участника (предоставляемого).

Исходя же из анализа ряда научных исследований <23>, которые посвящены изучению природы и сути самого института представительства, хотелось бы определить наиболее точный и полный вывод.

--------------------------------

<23> Розенберг Я.А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже. Рига, 1981; Ивакин В.Н. Представительство в советском гражданском процессе. Вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1981; Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М., 2002; Шакарян М. Гражданское процессуальное право: Учеб. / С.А. Алехина и др.; Под ред. М.С. Шакарян. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. Гл. 5.


Судебное представительство является сложным процессуальным институтом, с помощью которого регулируются особые правоотношения между представителем и представляемым им лицом (внутренние отношения), а также отношения между представителями и иными лицами (внешние).

Для выполнения поставленных задач представитель вступает в процессуальные отношения с арбитражным судом. Такие отношения регулируются нормами арбитражного процессуального права, т.е. имеют процессуальный характер. А вот отношения представителя и представляемого регулируются уже нормами материального права (гражданского, трудового) и являются по своему характеру материально-правовыми отношениями. Так, отношения, возникающие между организацией и юрисконсультом, регулируются нормами трудового права, а отношения, возникающие из договора поручения на представляемые услуги, являются гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством. В целом необходимо отметить цельную связь процессуального представительства с материально-правовым (трудовой договор или договор поручения). И для суда как раз важным представляется само наличие такой связи (но не рассмотрение по существу), что предусматривается в рамках установленной проверки надлежащего оформления и подтверждения указанных полномочий представителя (ст. 61 и ст. 63 АПК РФ).


Процессуальные права и обязанности, которые возникают в процессе участия представителя в судопроизводстве, принадлежат его доверителю. Судебный представитель, исполняя в суде поручение своего доверителя, следует только достижению основной цели своей деятельности - защите прав и законных интересов своего доверителя.

Судебное представительство как институт арбитражного процессуального права формировался постепенно. С момента введения в действие АПК РФ в 2002 г. организации могли представлять свои интересы в суде, кроме адвокатов, либо через руководителей указанных организаций, действующих в пределах законных полномочий, либо через лиц, состоящих в штате указанных организаций (ч. 5, ч. 5.1 ст. 59 АПК РФ в ранее действ. ред.). Данное законоположение имело тесную связь с п. 4 ст. 2 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". В ч. 5 ст. 59 АПК РФ законодатель устанавливал тогда различия между гражданами и организациями при выборе ими представителя, существенно ограничив при этом права организаций на защиту своих интересов в арбитражном суде. Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 16.07.2004 N 15-П признал не соответствующими Конституции РФ указанные положения. После решения Конституционного Суда <24> организации получили право привлекать для защиты своих интересов в арбитражном суде представителей, не имеющих статуса адвоката и не состоящих в трудовых отношениях с представляемой организацией. Положения п. 5 ст. 59 АПК РФ, а также п. 5.1 в связи с введением в действие ФЗ от 31.03.2005 N 25-ФЗ были признаны утратившими силу.

--------------------------------

<24> В соответствии с частью 3 статьи 79 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.


АПК РФ признает два вида судебного представительства в арбитражном процессе, исходя из оснований его возникновения:

- договорное представительство, когда лицо, участвующее в деле, самостоятельно и добровольно избирает своего представителя для ведения дела, наделяя последнего соответствующими полномочиями на основании заключаемого ним письменного соглашения (договора);

- представительство по специальным основаниям, когда в суде дела организаций ведут их органы.

Что касается первого вида представительства, то его содержание и нормативное его обеспечение определено в большинстве своем ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".

Содержание второго вида представительства по специальным основаниям определено ч. 4 ст. 59 АПК РФ, ст. 53 ГК РФ. Правовая база второго вида представительства должна соответствовать следующим правовым критериям:

1. В учредительных документах организаций должны указываться, какой орган организации уполномочен представлять ее интересы в суде.

2. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.