ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1433

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

49

Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...

вместе с тем не отрицала существования «поля 
компромиссов» как объективных реалий в от-
ношениях между локальными цивилизациями. 
И их достаточно много, хотя, как правило, они 
не являются приоритетными среди других ин-

тересов государств. 

Важно при этом помнить, что они сущест-

вуют и, видимо, их становится все больше и что 

они (по степени приоритетности) стоят даже 

выше национальных и государственных инте-
ресов и могут быть названы «общецивилизаци-

онными» или «биологическими». Можно даже 

предложить такую матрицу, где эти интересы 

относительно систематизированы и выстроены 

в приоритетном порядке. (табл. 1)

Как видно из этой упрощенной матрицы, 

главное противоречие между общецивилизаци-

онными и остальными интересами — временное. 
Первые, являясь по сути более важными, далеко 

не всеми элитами воспринимаются как таковые. 

Так, опасность распространения ядерного ору-

жия 

не является ближнесрочной

, а поэтому 

(отдавая дань ее значению) решение этой проб-
лемы не будет ставиться в более приоритетном 

порядке, чем, например, разрешение текущей 

ситуации на Украине.

Фактически Россия стоит перед цивилиза-

ционным выбором, который будет иметь непос-
редственные последствия для МО и ВПО:

 

признать в качестве «единственно верной» 

систему ценностей западной локальной ци-

вилизации, либо сохранить свою систему 
ценностей и свою идентичность;

 

признать приоритеты интересов западной 
локальной цивилизациями над другими ин-

тересами других цивилизаций;

 

признать несправедливое устройство взаи-
моотношений, распределения мировых бо-
гатств и системы глобального управления, 
либо отрицать правомерность этих систем.

Позитивный сценарий ВПО является сцена-

рием, когда выбор в пользу ценностей и интере-

сов западной цивилизации уже сделан. В этом 
случае силовые средства политики, в том числе 

военные, уже не нужны, так как цивилизацион-
но-политические цели уже достигнуты. Зачем 
война, когда победа одержана? Поэтому пози-

тивный сценарий предполагает политическую 

Рис. 2.

11


background image

50

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

капитуляцию, неоправданные уступки и комп-
ромиссы (как во времена М. Горбачева — Б. Ель-
цина). Тем не менее, такой сценарий не только 
возможен, но даже вероятен, если правящая 
элита страны возьмет соответствующий поли-
тический курс.

В классическом понимании этот курс будет 

искажением реальных объективных ценностей 
и  интересов локальной цивилизации, нации 
и государства, которое не может быть долгим: 

субъективные ошибки правящей элиты неиз-
бежно исправляются. В рисунке логика такого 

политического процесса может быть выражено 

следующим образом (рис. 3).

 

«а» — вектор, ориентированный на внешние 

(глобальные реалии и факторы; искажаю-

щий реальные интересы;

 

«б» — вектор, отражающий адекватно объ-

ективные интересы и ценности;

 

«в» — вектор, ориентированный на нацио-

Рис. 3.

Рис. 4.

12


background image

51

Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...

нальные интересы, не учитывающий меж-
дународные реалии.

Как видно из рисунка, в тот или иной кон-

кретный период времени (а ВПО, — подчеркну, 

отражает конкретную ситуацию в конкретный 

период времени) правящая элита может по-раз-
ному интерпретировать, прогнозировать и плани-
ровать свою политику. Теоретически она может 
реализовывать в своей политике вектор «а» (аб-

солютный примат внешних ценностей в ущерб 

национальным) и «в» (абсолютный примат внут-
ренней системы ценностей), однако практически 
это поведение самоубийственно. Позитивный сце-
нарий развития ВПО очень близок к вектору «а», 
который в значительной степени ориентирован на 
учёт внешних реалий, сформированных в послед-
нее столетие под влиянием США и их союзников. 

Такие периоды могут быть, как уже говорилось, 

кратковременными, а, кроме того, достаточно ос-
трыми, провокационными в развитии ВПО. Как 

образно показал один из сибирских ученых, они 

могут выглядеть следующим образом (рис. 4).

«А на следующий год разразился мировой 

экономический кризис, решать проблемы ко-

торого уже невозможно было в рамках одно-

полярного мира и старого ядра Pax Americana. 

Поэтому сразу после начала мирового кризи-
са в ноябре 2008 года был созван Антикри-
зисный саммит „большой двадцатки“ (G-20) 

в Вашингтоне. Но и в G-20 страны периферии 

оказались в меньшинстве, в то время как США 

и страны ядра американского цикла продол-
жали навязывать свою волю и тормозить пе-
реход к новой парадигме мирового развития. 

Тот же аналитик банка „Голдман Сакс“ Джим 

О’Нил к  десятилетнему юбилею аббревиа-
туры БРИК выпустил свой новый прогноз, 

в котором показал, что мировое потребление 
должно переместиться из стран G-7 в стра-
ны БРИКС, доля которых к  2020  году вы-
растет с 23% до 62% мирового потребления, 
а „средний класс“ мира к 2030 году составит 
5,2 млрд человек, из которых в БРИКС будет 
52%, а в G-7 – только 15%»

13

.

2.2. Усиление многополярности как позитивный сценарий 

развития ВПО

Без руководящей, направляющей идеи все наши действия будут представлять собой 

ряд неосмысленных, бесцельных и бессвязных шагов …

14

.

Г. Леер,

военный теоретик, 

профессор кафедры стратегии

Объективный, но достаточно эклектичный 

процесс превращения изменений в соотношении 

сил между локальными цивилизациями в новую 

геополитическую реальность и международно-
политические структуры приобрел во втором 
десятилетии XXI века масштабный динамизм. 

Фактически западная локальная цивилизация 

начала процесс стремительного формирования 
новой геополитической реальности — расши-
рения НАТО и создание ТТП и ТАП, в которых 
безусловным политическим и военным лидером 
выступают США.

С другой стороны, в те же годы резко уси-

лился процесс консолидации других центров 

силы, во главе которых стояли КНР, Россия, Бра-

зилия и Индия. Процесс формирования новой, 
альтернативной НАТО военно-политической 
коалиции стал свершающимся фактом. Он про-

являлся в саммитах БРИКС и ШОС, решениях 
о дальнейшей интеграции, озвученном в сен-
тябре 2014 г. мнении о возможном расширении 
ШОС за счет приема Пакистана и Ирана, созда-
нии новых интеграционных проектов и структур 
(газопроводов, банков БРИКС и ШОС, фондов 
и т. д.). Фактически это означает, что в противо-

вес западному центру силы возникает другой, не 
менее мощный (хотя организационно, полити-

чески и технологически отстающий от первого 

центра в своем развитии) центр силы, имеющий 
целый ряд стратегических преимуществ:

 

значительно больший демографический 
и человеческий потенциал;

 

больше природных ресурсов;

 

больше геополитических преимуществ.

Причем именно человеческий и  соци-

альный потенциал, преимущество в которых 


background image

52

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

у стран БРИК-ШОС перед Западом очевидно, 
в XXI веке становится не только решающим фак-
тором развития, но и фактором, определяющим 
государственную и военную мощь нации или 
цивилизации

15

.

«В условиях американского цикла накопле-

ния капитала этого достичь будет невозможно, 

так как неэквивалентная торговля и  финан-
совая гегемония стран ядра перераспределя-
ет мировые финансовые потоки в интересах 
стран G-7. Поэтому те же США, создавая менее 
20% мирового валового продукта, потребляют 
более 35%, в то время как страны периферии 

недопотребляют. В мировой экономике возник-
ла тупиковая ситуация: финансовый капитал, 
благодаря неэквивалентному обмену между 

странами ядра и периферии, сконцентрировал 

в странах G-7 огромные финансовые ресурсы, 
надувающие финансовые пузыри на западных 
биржах, которые скоро лопнут, обесценивая 
этот капитал. В то же время в странах перифе-
рии Pax Americana сконцентрирован огромный 
потребительский спрос, который не удовлетво-
рен из-за низкой платежеспособности населе-
ния. В результате возникает, с одной стороны, 
мировой кризис перепроизводства, а с другой 

— кризис спроса»

16

.

Поэтому страны БРИКС уже в 2011 году до-

говорились об экономическом взаимодействии 

с использованием национальных валют, в 2012 г. 

в Нью-Дели обсуждалась идея создания нового 
всемирного банка развития, что означает, пре-
жде всего, постепенный отказ от евро и доллара 
в расчетах между странами и предусматривает 
процесс укрепления национальных валют. А уже 

в 2014 году в Бразилии было подписано «Согла-
шение об учреждении Нового банка развития» 
и «Договор о Резервном фонде БРИКС», который 
будет иметь функции, схожие с МВФ. Таким об-
разом, можно говорить о рождении новой меж-
дународной финансовой системы, сравнимой 

с той, что была создана в Бреттон-Вудсе.

«В 2013 году в ЮАР лидеры БРИКС встре-

тились с главами африканских государств под 
лозунгом „Партнёрство в целях развития, ин-
теграции и  индустриализации“. В  2014  году 

в Бразилии страны БРИКС организовали сам-
мит совместно с лидерами стран Южной Аме-
рики с теми же целями, а в следующем, 2015 году 
в России очередной саммит БРИКС будет про-
веден с теми же целями совместно со странами 

ШОС. Таким образом, страны БРИКС, выступая 
ядром азиатского цикла накопления капитала, 
концентрируют вокруг себя будущую перифе-

рию. Насущным требованием времени является 
переход от однополярного к многополярному 
мироустройству. Глобализированный по-амери-
кански мир распадется на несколько валютных 
зон. И, судя по всему, страны БРИКС вполне мо-
гут стать лидерами этих валютных зон, а страны 
периферии — выбирать, в какую из валютных 
зон им выгоднее будет войти»

17

.

Это видно на примере политики последних 

лет. Так, политика санкций Запада по отноше-
нию к России привела к ускорению процесса 
развития её отношений со странами БРИКС, 
ШОС и  КНР, появлению особенно крупных 
экономических проектов. Так, договоренность 

о строительстве газопровода «Сила Сибири» 
означает не только появление самого крупного 

Рис. 5.

18


background image

53

Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...

экономического международного проекта, но 
и безусловный толчок в развитии Восточной Си-
бири и Дальнего Востока России, дальнейшему 
переноса «центра экономической тяжести» из 
Европы в АТР.

«В настоящее время мир находится в такой 

же фазе своего развития, что и 100 лет тому на-
зад, но теперь уже США, как лидер американ-
ского системного цикла накопления капитала 
пытается сохранить свое господство и мир по-
американски, как это пыталась сделать 100 лет 
тому назад Британия. Создание ФРС США де-
юре означала создание союза G-2 крупнейших 
экономик мира, а формирование Антанты оз-
начало присоединение к G-2 еще двух крупней-
ших экономик мира, которые обладали к тому 
же и мощным военным потенциалом. Противо-
стояли им мощная в экономическом и военном 
плане Германская империя в союзе со слабыми 
в экономическом и военно-техническом плане 

Австро-Венгерской и Османской империями. Та-

ким образом, фактически на стороне Антанты 
было подавляющее преимущество, как финан-

сово-экономическое, так и военно-политичес-

кое, и у Германии с ее союзниками не было ни 
малейшего шанса победить в той войне»

19

.

«Но если 100  лет тому назад эти военно-

политические „разборки“ велись внутри „ядра“ 
британского цикла накопления капитала за ли-
дерство, и у Антанты с союзниками было подав-

ляющее преимущество по всем направлениям, то 

сейчас противостояние происходит между „яд-

ром“ (G-7) и „периферией“ (БРИКС) за отказ от 
неэквивалентного обмена и право присваивать 
прибавочную стоимость там, где она создается. 

Сейчас возник примерный паритет сил между 

G-7 и БРИКС: первые имеют финансово-эконо-
мическое и военно-техническое превосходство, 
но у последних есть существенное преимущест-
во, так как они находятся на подъеме, в то время, 
как страны G-7 переживают самый серьезный 
кризис своего развития со времен Великой де-
прессии»

20

.

Есть и еще один «уравнитель шансов» — 

доступ развивающихся стран к новым техно-
логиям, видам и системам ВиВТ, который не-
возможно ограничить в эпоху глобализации. 

Так, несмотря на все запреты, КНДР проводит 

запуски баллистических ракет, а Иран испытал 
аналог российской системы ПВО С-30. Еще боль-
шие перспективы для этого открывают новые 
виды и системы оружия, в частности, инфор-
мационное.

По данным конгресса США, в настоящее 

время более 120 стран занимаются разработка-
ми информационного оружия

21

. Это стало не 

столько ответом на неспособность поддерживать 
баланс сил в области обычных вооружений и, 

в особенности, оружия массового поражения, 

сколько обычным для военных стремлением 

Табл. 2. Характеристики традиционных и информационных видов оружия

*

Традиционное оружие

Информационное оружие

 

— основано на использовании силы (кинетичес-

кой, электромагнитной и ядерной), биологичес-
ких и химических реакций;

 

— основано на использовании логики и ин-

формации;

 

— непосредственная цель — физическая;

 

— цель — информация или контроль;

 

— ресурсы специально разработаны для воору-

женного конфликта;

 

— ресурсы, как правило, имеют гражданское 

назначение;

 

— доступ к наиболее опасным строго 

ограничен;

 

— дешевизна (низкий порог доступности, 

продолжает понижаться);

 

— базовое недорогое, наиболее продвинутое — 

крайне дорогое

 

— может быть относительно недорогим.

Примеры традиционного оружия, улучшенного 
за счет возможностей ИКТ

: ГПС, сетевые 

подразделения и т. д., средства удаленного 
контроля и др.

Примеры

: черви, вирусы, удаленный контроль, 

кража паролей и др.

* Rauscher К., Korotkov A. Working towards rules for governing cyber confl ict.Rendering Geneva and Hague conventions in 
cyberspace // East-West institute. 2011. URL: http://www.ewi.info/working-towards-mles-governing-cyber-confl ict