ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1501
Скачиваний: 2
49
Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...
вместе с тем не отрицала существования «поля
компромиссов» как объективных реалий в от-
ношениях между локальными цивилизациями.
И их достаточно много, хотя, как правило, они
не являются приоритетными среди других ин-
тересов государств.
Важно при этом помнить, что они сущест-
вуют и, видимо, их становится все больше и что
они (по степени приоритетности) стоят даже
выше национальных и государственных инте-
ресов и могут быть названы «общецивилизаци-
онными» или «биологическими». Можно даже
предложить такую матрицу, где эти интересы
относительно систематизированы и выстроены
в приоритетном порядке. (табл. 1)
Как видно из этой упрощенной матрицы,
главное противоречие между общецивилизаци-
онными и остальными интересами — временное.
Первые, являясь по сути более важными, далеко
не всеми элитами воспринимаются как таковые.
Так, опасность распространения ядерного ору-
жия
не является ближнесрочной
, а поэтому
(отдавая дань ее значению) решение этой проб-
лемы не будет ставиться в более приоритетном
порядке, чем, например, разрешение текущей
ситуации на Украине.
Фактически Россия стоит перед цивилиза-
ционным выбором, который будет иметь непос-
редственные последствия для МО и ВПО:
—
признать в качестве «единственно верной»
систему ценностей западной локальной ци-
вилизации, либо сохранить свою систему
ценностей и свою идентичность;
—
признать приоритеты интересов западной
локальной цивилизациями над другими ин-
тересами других цивилизаций;
—
признать несправедливое устройство взаи-
моотношений, распределения мировых бо-
гатств и системы глобального управления,
либо отрицать правомерность этих систем.
Позитивный сценарий ВПО является сцена-
рием, когда выбор в пользу ценностей и интере-
сов западной цивилизации уже сделан. В этом
случае силовые средства политики, в том числе
военные, уже не нужны, так как цивилизацион-
но-политические цели уже достигнуты. Зачем
война, когда победа одержана? Поэтому пози-
тивный сценарий предполагает политическую
Рис. 2.
11
50
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
капитуляцию, неоправданные уступки и комп-
ромиссы (как во времена М. Горбачева — Б. Ель-
цина). Тем не менее, такой сценарий не только
возможен, но даже вероятен, если правящая
элита страны возьмет соответствующий поли-
тический курс.
В классическом понимании этот курс будет
искажением реальных объективных ценностей
и интересов локальной цивилизации, нации
и государства, которое не может быть долгим:
субъективные ошибки правящей элиты неиз-
бежно исправляются. В рисунке логика такого
политического процесса может быть выражено
следующим образом (рис. 3).
—
«а» — вектор, ориентированный на внешние
(глобальные реалии и факторы; искажаю-
щий реальные интересы;
—
«б» — вектор, отражающий адекватно объ-
ективные интересы и ценности;
—
«в» — вектор, ориентированный на нацио-
Рис. 3.
Рис. 4.
12
51
Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...
нальные интересы, не учитывающий меж-
дународные реалии.
Как видно из рисунка, в тот или иной кон-
кретный период времени (а ВПО, — подчеркну,
отражает конкретную ситуацию в конкретный
период времени) правящая элита может по-раз-
ному интерпретировать, прогнозировать и плани-
ровать свою политику. Теоретически она может
реализовывать в своей политике вектор «а» (аб-
солютный примат внешних ценностей в ущерб
национальным) и «в» (абсолютный примат внут-
ренней системы ценностей), однако практически
это поведение самоубийственно. Позитивный сце-
нарий развития ВПО очень близок к вектору «а»,
который в значительной степени ориентирован на
учёт внешних реалий, сформированных в послед-
нее столетие под влиянием США и их союзников.
Такие периоды могут быть, как уже говорилось,
кратковременными, а, кроме того, достаточно ос-
трыми, провокационными в развитии ВПО. Как
образно показал один из сибирских ученых, они
могут выглядеть следующим образом (рис. 4).
«А на следующий год разразился мировой
экономический кризис, решать проблемы ко-
торого уже невозможно было в рамках одно-
полярного мира и старого ядра Pax Americana.
Поэтому сразу после начала мирового кризи-
са в ноябре 2008 года был созван Антикри-
зисный саммит „большой двадцатки“ (G-20)
в Вашингтоне. Но и в G-20 страны периферии
оказались в меньшинстве, в то время как США
и страны ядра американского цикла продол-
жали навязывать свою волю и тормозить пе-
реход к новой парадигме мирового развития.
Тот же аналитик банка „Голдман Сакс“ Джим
О’Нил к десятилетнему юбилею аббревиа-
туры БРИК выпустил свой новый прогноз,
в котором показал, что мировое потребление
должно переместиться из стран G-7 в стра-
ны БРИКС, доля которых к 2020 году вы-
растет с 23% до 62% мирового потребления,
а „средний класс“ мира к 2030 году составит
5,2 млрд человек, из которых в БРИКС будет
52%, а в G-7 – только 15%»
13
.
2.2. Усиление многополярности как позитивный сценарий
развития ВПО
Без руководящей, направляющей идеи все наши действия будут представлять собой
ряд неосмысленных, бесцельных и бессвязных шагов …
14
.
Г. Леер,
военный теоретик,
профессор кафедры стратегии
Объективный, но достаточно эклектичный
процесс превращения изменений в соотношении
сил между локальными цивилизациями в новую
геополитическую реальность и международно-
политические структуры приобрел во втором
десятилетии XXI века масштабный динамизм.
Фактически западная локальная цивилизация
начала процесс стремительного формирования
новой геополитической реальности — расши-
рения НАТО и создание ТТП и ТАП, в которых
безусловным политическим и военным лидером
выступают США.
С другой стороны, в те же годы резко уси-
лился процесс консолидации других центров
силы, во главе которых стояли КНР, Россия, Бра-
зилия и Индия. Процесс формирования новой,
альтернативной НАТО военно-политической
коалиции стал свершающимся фактом. Он про-
являлся в саммитах БРИКС и ШОС, решениях
о дальнейшей интеграции, озвученном в сен-
тябре 2014 г. мнении о возможном расширении
ШОС за счет приема Пакистана и Ирана, созда-
нии новых интеграционных проектов и структур
(газопроводов, банков БРИКС и ШОС, фондов
и т. д.). Фактически это означает, что в противо-
вес западному центру силы возникает другой, не
менее мощный (хотя организационно, полити-
чески и технологически отстающий от первого
центра в своем развитии) центр силы, имеющий
целый ряд стратегических преимуществ:
—
значительно больший демографический
и человеческий потенциал;
—
больше природных ресурсов;
—
больше геополитических преимуществ.
Причем именно человеческий и соци-
альный потенциал, преимущество в которых
52
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
у стран БРИК-ШОС перед Западом очевидно,
в XXI веке становится не только решающим фак-
тором развития, но и фактором, определяющим
государственную и военную мощь нации или
цивилизации
15
.
«В условиях американского цикла накопле-
ния капитала этого достичь будет невозможно,
так как неэквивалентная торговля и финан-
совая гегемония стран ядра перераспределя-
ет мировые финансовые потоки в интересах
стран G-7. Поэтому те же США, создавая менее
20% мирового валового продукта, потребляют
более 35%, в то время как страны периферии
недопотребляют. В мировой экономике возник-
ла тупиковая ситуация: финансовый капитал,
благодаря неэквивалентному обмену между
странами ядра и периферии, сконцентрировал
в странах G-7 огромные финансовые ресурсы,
надувающие финансовые пузыри на западных
биржах, которые скоро лопнут, обесценивая
этот капитал. В то же время в странах перифе-
рии Pax Americana сконцентрирован огромный
потребительский спрос, который не удовлетво-
рен из-за низкой платежеспособности населе-
ния. В результате возникает, с одной стороны,
мировой кризис перепроизводства, а с другой
— кризис спроса»
16
.
Поэтому страны БРИКС уже в 2011 году до-
говорились об экономическом взаимодействии
с использованием национальных валют, в 2012 г.
в Нью-Дели обсуждалась идея создания нового
всемирного банка развития, что означает, пре-
жде всего, постепенный отказ от евро и доллара
в расчетах между странами и предусматривает
процесс укрепления национальных валют. А уже
в 2014 году в Бразилии было подписано «Согла-
шение об учреждении Нового банка развития»
и «Договор о Резервном фонде БРИКС», который
будет иметь функции, схожие с МВФ. Таким об-
разом, можно говорить о рождении новой меж-
дународной финансовой системы, сравнимой
с той, что была создана в Бреттон-Вудсе.
«В 2013 году в ЮАР лидеры БРИКС встре-
тились с главами африканских государств под
лозунгом „Партнёрство в целях развития, ин-
теграции и индустриализации“. В 2014 году
в Бразилии страны БРИКС организовали сам-
мит совместно с лидерами стран Южной Аме-
рики с теми же целями, а в следующем, 2015 году
в России очередной саммит БРИКС будет про-
веден с теми же целями совместно со странами
ШОС. Таким образом, страны БРИКС, выступая
ядром азиатского цикла накопления капитала,
концентрируют вокруг себя будущую перифе-
рию. Насущным требованием времени является
переход от однополярного к многополярному
мироустройству. Глобализированный по-амери-
кански мир распадется на несколько валютных
зон. И, судя по всему, страны БРИКС вполне мо-
гут стать лидерами этих валютных зон, а страны
периферии — выбирать, в какую из валютных
зон им выгоднее будет войти»
17
.
Это видно на примере политики последних
лет. Так, политика санкций Запада по отноше-
нию к России привела к ускорению процесса
развития её отношений со странами БРИКС,
ШОС и КНР, появлению особенно крупных
экономических проектов. Так, договоренность
о строительстве газопровода «Сила Сибири»
означает не только появление самого крупного
Рис. 5.
18
53
Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...
экономического международного проекта, но
и безусловный толчок в развитии Восточной Си-
бири и Дальнего Востока России, дальнейшему
переноса «центра экономической тяжести» из
Европы в АТР.
«В настоящее время мир находится в такой
же фазе своего развития, что и 100 лет тому на-
зад, но теперь уже США, как лидер американ-
ского системного цикла накопления капитала
пытается сохранить свое господство и мир по-
американски, как это пыталась сделать 100 лет
тому назад Британия. Создание ФРС США де-
юре означала создание союза G-2 крупнейших
экономик мира, а формирование Антанты оз-
начало присоединение к G-2 еще двух крупней-
ших экономик мира, которые обладали к тому
же и мощным военным потенциалом. Противо-
стояли им мощная в экономическом и военном
плане Германская империя в союзе со слабыми
в экономическом и военно-техническом плане
Австро-Венгерской и Османской империями. Та-
ким образом, фактически на стороне Антанты
было подавляющее преимущество, как финан-
сово-экономическое, так и военно-политичес-
кое, и у Германии с ее союзниками не было ни
малейшего шанса победить в той войне»
19
.
«Но если 100 лет тому назад эти военно-
политические „разборки“ велись внутри „ядра“
британского цикла накопления капитала за ли-
дерство, и у Антанты с союзниками было подав-
ляющее преимущество по всем направлениям, то
сейчас противостояние происходит между „яд-
ром“ (G-7) и „периферией“ (БРИКС) за отказ от
неэквивалентного обмена и право присваивать
прибавочную стоимость там, где она создается.
Сейчас возник примерный паритет сил между
G-7 и БРИКС: первые имеют финансово-эконо-
мическое и военно-техническое превосходство,
но у последних есть существенное преимущест-
во, так как они находятся на подъеме, в то время,
как страны G-7 переживают самый серьезный
кризис своего развития со времен Великой де-
прессии»
20
.
Есть и еще один «уравнитель шансов» —
доступ развивающихся стран к новым техно-
логиям, видам и системам ВиВТ, который не-
возможно ограничить в эпоху глобализации.
Так, несмотря на все запреты, КНДР проводит
запуски баллистических ракет, а Иран испытал
аналог российской системы ПВО С-30. Еще боль-
шие перспективы для этого открывают новые
виды и системы оружия, в частности, инфор-
мационное.
По данным конгресса США, в настоящее
время более 120 стран занимаются разработка-
ми информационного оружия
21
. Это стало не
столько ответом на неспособность поддерживать
баланс сил в области обычных вооружений и,
в особенности, оружия массового поражения,
сколько обычным для военных стремлением
Табл. 2. Характеристики традиционных и информационных видов оружия
*
Традиционное оружие
Информационное оружие
— основано на использовании силы (кинетичес-
кой, электромагнитной и ядерной), биологичес-
ких и химических реакций;
— основано на использовании логики и ин-
формации;
— непосредственная цель — физическая;
— цель — информация или контроль;
— ресурсы специально разработаны для воору-
женного конфликта;
— ресурсы, как правило, имеют гражданское
назначение;
— доступ к наиболее опасным строго
ограничен;
— дешевизна (низкий порог доступности,
продолжает понижаться);
— базовое недорогое, наиболее продвинутое —
крайне дорогое
— может быть относительно недорогим.
Примеры традиционного оружия, улучшенного
за счет возможностей ИКТ
: ГПС, сетевые
подразделения и т. д., средства удаленного
контроля и др.
Примеры
: черви, вирусы, удаленный контроль,
кража паролей и др.
* Rauscher К., Korotkov A. Working towards rules for governing cyber confl ict.Rendering Geneva and Hague conventions in
cyberspace // East-West institute. 2011. URL: http://www.ewi.info/working-towards-mles-governing-cyber-confl ict