ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1500
Скачиваний: 2
54
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
использовать технологическое превосходство.
В XXI веке уже в большинстве стран разраба-
тываются оригинальные концепции ведения
информационных войн.
Как убедительно показал в своей работе
Мартин Либики, один из признанных класси-
ков теории информационной войны, традици-
онные меры сдерживания в информационном
пространстве малоэффективны вследствие де-
шевизны и доступности для террористических
и преступных группировок информационного
оружия, а также сложности выявления источ-
ника угрозы
22
. Поэтому создаются не только
качественно новые информационные ВиВТ, но
и стремительно разрабатываются новые спосо-
бы их применения.
При этом важно отметить, что процесс со-
здания информационных ВиВТ идет параллель-
но с другими ВиВТ. Традиционные вооружения
в современном мире сосуществуют с информаци-
онными, — пишет Е. Зиновьева. Переход к новым,
информационным методам ведения воины не про-
исходит в одночасье. В таблице 2 приведены черты
традиционных и информационных форм оружия
23
.
Таким образом, процесс распространения
информационного оружия находится вне кон-
троля. Это означает, что информатизация по-
рождает новые угрозы и для государств-лидеров,
усиливая асимметричную составляющую совре-
менных конфликтов, в результате чего уязвимы-
ми оказываются развитые в технологическом
плане государства
24
.
2.3. Сценарий создания системы военно-политической
безопасности на основе «российского ядра» в Евразии
В качестве наиболее существенного риска … в Moody`s называют
«геополитическую поляризацию» в регионе: Армения, Белоруссия
и Казахстан сохраняют тесные связи с Россией, тогда как Грузия,
Молдавия и Украина все активнее сотрудничает с Евросоюзом
25
.
Т. Едовина
В дипломатии наступательная инициатива …
лучший способ защиты государственных интересов
26
.
А. Громыко,
министр иностранных дел СССР
Формирование новых центров силы в мире
изначально предполагает, что в них будут сосу-
ществовать как центробежные, так и центрост-
ремительные тенденции. Для России очевидно
выгодно, чтобы центростремительные тенден-
ции в рамках широкой коалиции ТС–ШОС–
БРИКС набирали силу и быстрее превращали
этот аморфный союз в реальную военно-поли-
тическую коалицию, способную противостоять
Западу. Прогнозируя развитие ВПО в мире на
долгую перспективу, необходимо исходить изна-
чально из набора возможных средств, имеющих-
ся у государства вообще и у России, в частности,
для укрепления и в конечном счете обеспечения
своей национальной безопасности. Этот набор
возможных средств достаточно ограничен.
Еще более ограничен набор для тех вероятных
средств, которые входят в этот теоретически воз-
можный набор. Логически этот набор можно
изобразить следующим образом (рис. 6).
Принципиально важно отметить, что такой
выбор стоял перед государствами практически
всегда в истории человечества. В ранние периоды
количество вариантов сводилось к двум — подчи-
ниться или бороться. Позже их спектр расширился,
но остался достаточно ограниченным. В XXI веке
России предстоит принять такой принципиальный
выбор, который еще не сделан. При М. Горбачеве
и Б. Ельцине фактически выбор был сделан в поль-
зу варианта II. 1, позже В. Путин обозначил выбор
сценария № 1, но на каком из вариантов этого сце-
нария остановился, остается неясно.
Один из реалистических сценариев развития
ВПО является сценарий создания евразийской сис-
темы военно-политической безопасности на осно-
ве формирования мощной политико-экономичес-
кой и военно-политической коалиции в Евразии.
Любая система безопасности — мировая,
региональная, национальная, — имеет прежде
всего пространственно-геополитическое из-
55
Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...
мерение
27
. Даже расширение воздушно-косми-
ческого пространства до глобального ТВД не
отменяет этой характеристики потому, что ко-
нечные объекты безопасности и субъекты ВПО
расположены на поверхности земли и воды. Так,
оценивая демографические ресурсы (а также
мобилизационные ресурсы планеты во втором
десятилетии XXI века и через 30 лет), мы ви-
дим, что количественно и, главное, качественно
к 2040 году они будут составлять большинство
населения мира и, соответственно, самые мас-
совые вооруженные силы (рис 8–9).
Геополитика, география и внешняя торговля,
которая по темпам развития будет опережать
темпы роста ВВП, неизбежно будут предопреде-
лять и развитие международных военно-поли-
тических отношений. Эту закономерность не от-
меняет даже то обстоятельство, что имели место
мировые (глобальные) войны, а в послевоенный
период некоторые государства и блоки пытались
заявить о своей «глобальной ответственности».
И в случае мировых войн, и в процессе стро-
ительства военных организаций всегда сохра-
нялся главный, основной потенциальный ТВД,
от результатов военных действий на котором
зависел исход войны и военное планирование.
В ходе Первой и Второй мировых войн таким
ТВД была западная часть Евразии — Европа,
хотя военные действия шли и на Тихоокеанском
ТВД, и в Африке, и в Азии.
Рис. 6.
Рис. 7.
56
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Более того, есть основания полагать, что
численность погибших во время Второй ми-
ровой войны в Азии могла быть сопоставима
с военными потерями в Европе, но это отнюдь
не отменяет вывода о решающем значении
ТВД в Европе. В настоящее время, а тем более
в долгосрочной перспективе 30–50 лет есть все
основания полагать, что главным и решающим
ТВД станет Евразия, причем, как и во времена
Крымской войны, Первой и Второй мировых
войн военные действия охватят все части Евра-
зии и прилегающих акваторий, включая Аркти-
ку. В этой связи любой стратегический прогноз
и планирования должны начинаться с геополи-
тического анализа и перспектив развития ВПО
в Евразии.
Рис. 8.
28
Рис. 9.
29
57
Глава 2. Теоретическая возможность развития долгосрочных позитивных сценариев...
Стратегический военный прогноз и стра-
тегическое военное планирование в России
должны исходить из очевидного факта: будущая
военно-политическая обстановка (ВПО) будет
лишь частью международной обстановки (МО),
а также следствием сложившейся к тому вре-
мени системы международной и региональной
безопасности. При этом надо исходить из того,
что сегодня:
—
не существует системы европейской и евра-
зийской безопасности, для всех, а реально
существующая система — Североатланти-
ческая — направлена на обеспечение инте-
ресов только части государств;
—
маловероятно, учитывая позицию Запада,
что удастся сложить единую и справедливую
систему безопасности в Евразии «от Лисса-
бона до Владивостока»;
—
существует возможность создания системы
безопасности в Азии либо с участием КНР
и России, либо отдельных систем безопасно-
сти. В мае 2014 года тенденции были таковы,
что потенциальная возможность создания
системы безопасности в Азии, в основе ко-
торой лежали бы отношения КНР и России,
выглядели вполне реальными.
В Азии необходимо создать новую архитек-
туру безопасности при участии России, заявил
председатель КНР Си Цзиньпин на пленарном
заседании Совещания по взаимодействию и ме-
рам доверия в Азии СВМДА, который проходит
во время визита и при участии президента РФ
Владимира Путина. В своем выступлении лидер
КНР, в частности, обратил внимание на необхо-
димость совместной борьбы против «трех зол»
и констатировал, что, «несмотря на растущие
угрозы и вызовы, Азия остается перспектив-
ным и динамичным регионом». Си Цзиньпин
подчеркнул, что «безопасность должна быть
универсальной», и пояснил, что безопасность
одних стран не может обеспечиваться за счет
безопасности других. «Споры нужно решать
только мирными средствами, исключая возмож-
ность применения силы или угрозы ее приме-
нения», — подчеркнул председатель КНР. Он
добавил, что Совещание заинтересовано так-
же в развитии отношений в сфере экономики
и экологии. «Народы Азии испытывают сильное
чаяние к международному миру и стабильнос-
ти», — подытожил Си Цзиньпин
30
.
Ко второму десятилетию XXI веке в мире
сложилась единственная реальная военная
система безопасности, основанная на системе
ценностей, общих и национальных интересах
и военной мощи западных государств. В ее осно-
ве лежит система военно-политических союзов,
коалиций и договоренностей с США. Это — про-
стая констатация факта, признание того, что ни
нарождающиеся новые центры силы — Китай,
Индия, Россия, Бразилия, — ни существующие
системы международной и региональной без-
опасности не могут пока что стать реальными
альтернативами сложившейся системе обеспе-
чения безопасности под эгидой США. Как, необ-
ходима признать и то, что США и большинство
их союзников такая ситуация абсолютно уст-
раивает и они не планируют изменение пара-
дигмы безопасности, основанной в ХX веке на
этой системе.
Именно этим объясняется нежелание США
и их союзников развивать прежние международ-
ные институты (ООН, ОБСЕ и др.) и создавать
новые институты международной и региональ-
ной безопасности, которые могут стать альтер-
нативой уже существующей под эгидой США
системам.
И, наоборот, отчетливо прослеживается
стремление США не только укрепить контроли-
руемую систему безопасности, но и расширить
ее возможности за счет увеличения ее функций,
вовлечения новых членов и укрепления обяза-
тельств. Отчетливо стал заметен тренд «гео-
политической поляризации», обозначенный
еще в ХX веке З. Бжезинским. Если во времена
«холодной войн» расхождения между государ-
ствами и коалициями трактовались как идео-
логические и ценностные, то в XXI веке, когда
идеологические и ценностные противоречия
отошли на второй план, отчетливо проявилась
другая, подлинная сущность — геополитичес-
кая, когда идеологические, ценностные и даже
экономические противоречия становятся лишь
аргументами, «отблесками» более глубоких, гео-
политических противоречий господства и кон-
троля. По этому поводу директор Института ре-
гиональных проблем Н. Миронов справедливо
заметил: «„Черно-белая“ шахматная (по Бжезин-
скому) картина мира ничего общего не имеет
с идеологией либерализма и его базовыми при-
нципами правового государства, представитель-
ной демократии, политического плюрализма,
конституционного устройства власти на основе
диалоговых, парламентских форм выработки ре-
шений. Защита свободы и конституции в устах
58
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
апологетов украинских и критиков российских
реформ — это всего лишь ширма, прикрытие
и обоснование конъюнктурных политических
интересов»
31
.
Следует признать (и события 2008 года
в Грузии и 2014 года на Украине это подтверди-
ли), что во втором десятилетии XXI века в мире
существовала единственная полноценная систе-
ма обеспечения безопасности для определенного
круга государств во главе с США. Они объедине-
ны единой системой геополитических интересов
господства, маскируемых защитой либеральных
ценностей, совпадением экономических и иных
интересов. Эта система безопасности объектив-
но не заинтересована в появлении новой всеобъ-
емлющей системы безопасности, которая могла
бы стать альтернативной. Более того, эта система
препятствует малейшему движению в этом на-
правлении.
Известно, что важнейшим условием, опре-
деляющим стратегическое военное планиро-
вание на долгосрочную перспективу, является
прогноз будущей военно-политической обста-
новки (ВПО) в мире
32
, вытекающий из прогно-
за геополитической обстановки. В этом смысле
можно констатировать, что в начале XXI века
начался процесс геополитической поляризации,
который характеризуется не только появлени-
ем и усилением новых центров силы в мире,
но и нарастание между этими центрами силы
геополитических противоречий. В таких усло-
виях преобладающими становятся тенденции
консолидации вокруг этих центров силы других
государств и организаций, формирование новых
и развитие существующих коалиций.
Естественно, что эти тенденции вступают
в откровенное противоречие с усилиями по
созданию всеобщей или региональной систе-
мы безопасности, изначально (как это было
с инициативой России по созданию европейс-
кой системы безопасности) обесценивают все
усилия. Такой военно-политической контекст
современной международной и военно-поли-
тической обстановки (МО и ВПО) дополняет-
ся радикальными изменениями в ВиВТ, а также
способах их использования (военном искусстве).
Прежде всего, речь идет о том, что резкое уси-
ление военно-политического значения систем
ПРО и ПВО в конце ХX века привело к тому,
что само представление о безопасности и мерах
ее обеспечения в мире, регионах и отдельных
странах стало стремительно меняться.
Так, глобализация привела к тому, что 60–
70 процентов торгового оборота (поставок сы-
рья, промежуточных продуктов переработки,
средств производства, транспорта, реализации
и т. д.) формируются за счет глобальных про-
мышленных цепочек
33
. В некоторых отраслях
России, например, фармацевтике, эта доля до-
стигает 80% и изменить ее быстро невозможно.
Возникает ситуация импортной зависимости
и взаимозависимости, которая в политическом
и военном плане выгодна тем странами-лидерам,
которые создают эти «производственно-транс-
портные цепочки» и в наименьшей степени от
них зависят. Очевидный и яркий пример в ходе
политического конфликта на Украине — отказ
банковских систем «VISA» и «MasterCard», где
доля российских клиентов не достигала 5%.
В растущем геополитическом противостоя-
нии безопасность государств уже не может быть
обеспечена только традиционными средствами
обеспечения военной безопасности. Логика та-
кова: наряду со средствами вооруженной борьбы
(которые будут продолжать модернизироваться)
и созданием качественно новых видов и систем
ВиВТ, появляются силовые (но не военные) средс-
тва противодействия. Речь идет, прежде всего,
о том, что сами средства обеспечения безопасно-
сти в XXI веке стремительно меняются, во-пер-
вых, и появляются новые, во-вторых. Происходит
очевидный процесс выделения невоенных средств
ведения силовых действий — информационно-
пропагандистских, гуманитарных, культурно-
образовательных, сетевых, организационных,
политико-дипломатических, экономических, фи-
нансовых и т. д., — которые становятся главными
инструментами обеспечения или дезинтеграции
национальной безопасности.
В это же время происходит дальнейшая ди-
версификация традиционных и новых средств
вооруженной борьбы, среди которых выделя-
ются в качестве ведущих такие, как силы для
специальных операций, «частные армии», граж-
данские вооруженные формирования и т. д.
Отдельно следует сказать о появлении
и стремительно растущем значении высокоточ-
ного оружия и средств воздушно-космической
обороны (ВТО и ВКО), которые должны обес-
печить «силовой фон» для применения силовых
и вооруженных невоенных акций. Без гаранти-
рованного «прикрытия» с воздуха применение
любых силовых средств — как вооруженных, так
и гражданских, — бессмысленно. Эти же средс-