ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

64

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

спровоцирован и создан некоторыми нашими 

западными партнерами, сейчас используется 
для реанимации этого военного блока», — был 
убежден президент РФ осенью 2014 года

8

.

Процессы деполяризации мира, концент-

рации силы в новых мировых центрах, а значит 
появление и новых центров принятия поли-

тических решений, которые сопровождаются 

неуклонным перемещением вектора мирового 
развития с Запада на Восток, неизбежно встре-

чают резкое и негативное отношение со сто-

роны правящей элиты США. Это негативное 

отношение, иногда являющееся следствием 

национального менталитета (а, значит, устой-

чивым), будет провоцировать в стратегичес-

ком плане различные формы противодействия 

со стороны США, включая и военно-силовые. 
Объективный процесс набирающей силы по-

ляризации, таким образом, будет встречать 
негативную и не всегда адекватную реакцию 

США, которая уже реализовывается в военно-

политическом курсе страны. В статье в «Foreign 
Policy», например, утверждается, что «Подъем 

Китая» стал возможным благодаря бездействию 
США. У Китая была стратегия, у Америки ее 
не было

9

.

Более того, пытаясь обосновать необходи-

мость противодействия процессу деполяриза-
ции, ведущие политологи США (Г. Киссинджер, 
З. Бжезинский и др.) обосновывают сохранение 

США «на вершине» центра мирового развития 
бесконечно долго, может быть, вечно. Логика, 

вытекающая из подобной политической фило-

софии, неизбежна: несмотря на все объективные 

процессы в изменении соотношения сил в мире, 

США должны найти способы предотвратить та-

кое развитие событий. Как справедливо отметил 

С. Лавров, «демократическое устройство мира 

не вписывается в политику нынешнего Запада… 
международная система находится в движении, 

основы зашатались, их раскачивают, и весьма 
активно…»

10

. И далее: «Мир меняется, стано-

вится полицентричным, доля США и Европы 
в глобальном ВВП сокращается, появились но-
вые центры экономического роста и финансовой 
мощи, куда приходит и политическое влияние. 

Рис. 3.

7


background image

65

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

Тенденцию не остановить. Можно ей сопротив-

ляться, что, увы, и пробуют делать, но против 
течения грести трудно. Из-за этого и происходят 
многие кризисы»

11

.

Как видно из короткого, но очень точного 

анализа С. В.  Лаврова, США пытаются оста-
новить развитие объективных тенденций, что 
неизбежно вызывает кризисы. Эти кризисы — 
политические, экономические, гуманитарные 
и  др.  — ведут к  разным обострениям ВПО 
в мире и отдельных регионах, которые только 
очень узкой гранью отделяются от военных 
конфликтов и войн. Собственно говоря, мно-
гочисленные примеры обострения МО и ВПО, 
которые привели к кризисам и войнам, стали 
характерным явлением для конца XX и начала 

XXI века. Эти взаимосвязи отчетливо прояви-

лись в следующих случаях:

1. 

Стремление сохранить влияние в Европе 

и на Балканах привело к кризису в Югос-
лавии и военному конфликту;

2.  Попытка взять под контроль развитие ситу-

ации на Среднем Востоке — к войне против 
Ирака;

3.  Стремление закрепится в Центральной 

Азии — к войне в Афганистане;

4.  Политика усиления слабеющего влияния на 

Севере Африки и Ближнем Востоке — к во-

оруженным конфликтам на Севере Африки 

и Ближнем Востоке;

5.  Ставка на Украину, как «подмандатную тер-

риторию» — к войне на Украине.

Эти и множество других примеров свиде-

тельствуют только об одном — усилении веро-
ятности развития сценариев геополитической 
конфронтации, прежде всего, между локальны-
ми цивилизациями или их видами — суннитами 

и шиитами в исламской локальной цивилизации; 
протестантами и православными в христианско-

европейской цивилизации.

Вариантов таких сценариев развития гло-

бальной конфронтации существует достаточно 
много уже в настоящее время, но особенно опа-
сен один из них — искусственное сдерживание 
западной локальной цивилизацией меняюще-
гося соотношения сил и влияния в мире не в ее 
пользу. Такое силовое (а другого и не может 
быть в принципе) сдерживание неизбежно ведет 
к расширению спектра использования военной 
силы в качестве инструмента политики в между-
народных отношениях и ведет к искусственному 
обострению сценариев развития ВПО.

В этой связи предлагается рассмотреть не-

которые существующие сценарии ВПО, развитие 
которых в долгосрочной перспективе сущест-
венно повлияет на будущую ВПО в мире.

3.1. Сценарий геополитической военно-политической 

поляризации

Центристы (В. Путин) апеллируют к идее национального развития, 

но не способны сформулировать последовательную концепцию или стратегию 

для воплощения в жизнь этой идеи

12

.

Р. Саква,

английский политолог

… События последних двух десятилетий и задачи созидания новой России 

поставили наше общество перед необходимостью определения 

новой российской идентичности

13

.

А. Торкунов,

профессор МГИМО(У)

Дестабилизация целых регионов планеты 

может быть не следствием политики Запада, 
как иногда считается, а 

стратегической целью

Создание хаоса резко усиливает возможности 

для внешнего влияния. В этом смысле страте-
гия сценария геополитической поляризации 
может стать для Запада вполне прагматичным 

(хотя и  циничным) сценарием развития МО 

в XXI веке. Такой сценарий развития военно-
политической обстановки (ВПО) как геопо-
литическая поляризация является следствием 
негативного развития международной обстанов-
ки (МО) и сценариев противоборства локаль-
ных цивилизаций. Этот сценарий ВПО, таким 


background image

66

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

образом, является вполне логичным продолже-

нием существующей в начале XXI века политики 
Запада силового навязывания другим локаль-
ным цивилизациям, нациям и странам своей 

системы ценностей и глобальных приоритетов. 
Насильственно продвигать системы ценностей, 

как известно, можно только в условиях конф-
ронтации. Лучше всего глобальной.

Этот сценарий предусматривает, что, не-

смотря на постепенное изменение сил в мире 

не в пользу Запада, западной локальной циви-
лизации удается сохранить лидирующую роль 
и контроль над развитием основных процессов 
и ситуацией в ключевых регионах. Даже если эта 
цель предполагает создание ситуации хаоса в от-
дельных странах и целых регионах. Ибо такой 
хаос предоставляет внешним силам уникальную 
возможность создания системы влияния и его 
контролирования. Так, до уничтожения С. Кад-
дафи и войны с Ливией этот регион достаточно 
успешно развивался и обеспечивал быстрый 
рост ВВП и высокие социальные стандарты для 
населения. В Тунисе, например, среднегодовые 

темпы роста ВВП составляли 4,4%, которые упа-
ли до 1,6% после войны в Ливии

14

.

Главным инструментом в будущей военно-

политической борьбе будут средства информа-
ционного воздействия, превосходство в которых 
будет опираться на сохранение технологического 

превосходства США и ЕС, а также гуманитарно-
информационных технологии ведения психоло-
гической борьбы и войны. Такой подход вполне 

естественен. Сценарий глобальной военно-поли-
тической поляризации в конечном итоге предпо-

лагает борьбу западной локальной цивилизации 
против всех других локальных цивилизаций, ко-
торая не может вестись всегда в военно-силовой 
форме. С разными локальными цивилизациями 
в разное время противостояние может даже пе-
реходить в стадии сотрудничества, но инфор-
мационно-идеологическое противоборство не 
исчезает, более того, оно может в эти периоды 
даже усиливаться, приобретая все признаки 
вооруженной борьбы. Логическая последова-
тельность сценария ВПО выглядит следующим 

образом (рис. 4).

Как видно из этого рисунка, сценарий ВПО, 

предполагающий геополитическую поляриза-
цию, основывается на формировании общего 
военно-политического союза западной циви-
лизации и  противостоянию и  препятствию 

созданию коалиций и союзов другими локаль-

ными цивилизациями. Примечателен в  этой 

связи пример с Грузией, которую держат под 

контролем Запада, с одной стороны, и не вклю-

чают в состав, — с другой. Как пишут ученые 

МГИМО(У), «Запад не готов прилагать боль-

ших усилий к тому, чтобы удерживать Грузию 

Рис. 4.


background image

67

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

в зоне своего влияния. Ни США, ни НАТО не 
готовы взять на себя юридически обязывающие 
гарантии безопасности Грузии. Ей самой пред-
лагают изобрести, каким образом исключить 

Абхазию и Южную Осетию из таких гарантий, 

если Грузия все же станет членом НАТО. Грузия 

перестала получать и масштабную финансовую 
помощь. Украинский кризис пока не внес сущес-

твенных коррективов в эту стратегию Запада. 
Соответственно, разочарование в результатах 
многолетнего сотрудничества с США и НАТО 
может нарастать»

15

.

С другой стороны, ЕНД и близкие к нему 

силы сохраняют потенциал реванша, особенно 
если на такой реванш будет запрос со стороны 

США. Разумеется, возвращение Грузии к пре-
жней модели отношений с Россией будет губи-
тельным для этой страны, но нельзя исключать, 

что при углублении разногласий между Москвой 

и Вашингтоном такой сценарий станет жела-

тельным для США. Поэтому российско-гру-
зинская нормализация и активная политика по 
трансформации подходов грузинского общества 
к российско-грузинским отношениям должны 
оставаться одним из приоритетов России

16

, от-

мечают исследователи МГИМО(У).

В конечном счете, сценарий развития ВПО 

«Геополитическая поляризация» предполага-

ет, что соотношение сил между западной ло-

кальной цивилизацией и другими локальными 

Рис. 5.

Табл. 1. Значения показателя статуса государства по параметру «Наука и образование»

Статус государства

Оценка, баллов

Характеристика

Сверхдержава

8–10

Государство (страна) является лидером в передовых на-
учных разработках по широкому спектру, имеет разви-
тую систему образования, всемирно известных ученых

Великая держава

5–7

Государство проводит важнейшие научные исследо-
вания, превышающие мировой уровень, в отдельных 
областях его наука и образование оказывают заметное 
воздействие на мировое развитие

Региональная 
держава

2–4

Государство восприимчиво к внедрению передовых 
научных разработок, имеет научно-образовательные 
школы в отдельных направлениях знания

Малое государство

1

Наука строится преимущественно на внешних заимство-
ваниях, образовательные услуги импортируются

Примечание.

 Исторический пример Германии показывает стратегическую важность дешевого и качественного обра-

зования в достижении стратегических позиций в области обороны, экономики и технологии. Дешевые и качествен-
ные университеты, созданные в процессе наполеоновских войн, завоевали репутацию лучших в Европе, заложили 
основу для качественного скачка германской промышленности и технологического доминирования, сохранившего-
ся до сегодняшнего дня.


background image

68

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

цивилизациями будет очевидно в пользу Запада. 

Более того, само такое превосходство должно:
а)  политически влиять на отношения с други-

ми странами;

б)  препятствовать созданию объединенной 

антизападной коалиции.
Вопрос о подсчете — количественном и ка-

чественном — соотношения военных сил до сих 

пор остается открытым, хотя очевидно, что лю-
бое соотношение должно быть, как минимум, 

сопоставимым, то есть отличаться друг от друга 

величины могут на десятки процентов и как мак-

симум, — в разы. Это можно проиллюстриро-

вать примером из работы «Глобального рейтинга 
интегральной мощи 100 стран»

17

 (рис. 5, табл. 1).

Для экспертной оценки фактора «Наука 

и образование» в рамках общего подхода разра-
ботана шкала, представленная в табл. В качестве 
дополнительных показателей развития науки, 

технологии и образования были выделены сле-

дующие: 

 

уровень развития в стране критических тех-
нологий в сопоставлении с ведущими стра-
нами мира;

 

комплексность научно-технического раз-
вития страны (полнота спектра современ-
ных производств, наличие космической, 

самолетостроитель ной  промышленности);

 

степень развития информационных техно-

логий;

 

соответствие национальных образователь-

ных стандартов мировому уровню;

 

процент грамотности населения;

 

обязательность среднего образования;

 

количество обучающихся в высших учебных 
заведениях на 1 тыс. человек населения стра-
ны в сопоставлении с ведущими постиндус-
триальными странами;

 

уровень образования в стране, проверяемый 
по результатам стандартных тестов.

Для определения совокупных возможнос-

тей Вооруженных Сил 100 ведущих стран мира 

в соответствии с общей методологией страте-
гической матрицы была сформирована система 
показателей, имеющих статистическую основу 
и учитывающих экспертные оценки.

В рамках третьего поколения «Глобального 

рейтинга ИПМ» выявлению позиций государств 
в мировом балансе военной силы было уделено 

особое внимание на фоне снижения порога ис-

пользования военной силы.

Уровень развития вооруженных сил на сов-

ременном этапе можно определить исходя из 

оценки параметров, представленных на рис. 

Эта задача решалась путем разработки спе-

циальных критериальных шкал, определяющих 
уровень развития государства в  диапазонах 

«сверхдержава», «великая держава», «регио-

нальная держава», «малое государство» (рис. 6).

Уровень развития силовой компоненты го-

сударства, соответствующий, например, поня-
тию «сверхдержава», можно определить такими 

характеристиками, как:

 

собственное производство подавляющего 
большинства систем вооружения и военной 
техники;

 

наличие ядерного оружия, межконтинен-

тальных баллистических ракет при общем 
количестве ядерных боезарядов не менее 

1000–1500 единиц;

 

численность вооруженных сил более 1 млн 
человек;

 

наличие возможностей массированного ис-
пользования систем высокоточного оружия;

 

оснащенность передовыми системами уп-

равления и связи.

В полной мере уровню военной сверхдержавы 

в настоящее время соответствуют только США. 

Пока близка к этому уровню Россия, но по таким 

показателям, как производство вооружений во 

Рис. 6.