ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1498
Скачиваний: 2
64
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
спровоцирован и создан некоторыми нашими
западными партнерами, сейчас используется
для реанимации этого военного блока», — был
убежден президент РФ осенью 2014 года
8
.
Процессы деполяризации мира, концент-
рации силы в новых мировых центрах, а значит
появление и новых центров принятия поли-
тических решений, которые сопровождаются
неуклонным перемещением вектора мирового
развития с Запада на Восток, неизбежно встре-
чают резкое и негативное отношение со сто-
роны правящей элиты США. Это негативное
отношение, иногда являющееся следствием
национального менталитета (а, значит, устой-
чивым), будет провоцировать в стратегичес-
ком плане различные формы противодействия
со стороны США, включая и военно-силовые.
Объективный процесс набирающей силы по-
ляризации, таким образом, будет встречать
негативную и не всегда адекватную реакцию
США, которая уже реализовывается в военно-
политическом курсе страны. В статье в «Foreign
Policy», например, утверждается, что «Подъем
Китая» стал возможным благодаря бездействию
США. У Китая была стратегия, у Америки ее
не было
9
.
Более того, пытаясь обосновать необходи-
мость противодействия процессу деполяриза-
ции, ведущие политологи США (Г. Киссинджер,
З. Бжезинский и др.) обосновывают сохранение
США «на вершине» центра мирового развития
бесконечно долго, может быть, вечно. Логика,
вытекающая из подобной политической фило-
софии, неизбежна: несмотря на все объективные
процессы в изменении соотношения сил в мире,
США должны найти способы предотвратить та-
кое развитие событий. Как справедливо отметил
С. Лавров, «демократическое устройство мира
не вписывается в политику нынешнего Запада…
международная система находится в движении,
основы зашатались, их раскачивают, и весьма
активно…»
10
. И далее: «Мир меняется, стано-
вится полицентричным, доля США и Европы
в глобальном ВВП сокращается, появились но-
вые центры экономического роста и финансовой
мощи, куда приходит и политическое влияние.
Рис. 3.
7
65
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
Тенденцию не остановить. Можно ей сопротив-
ляться, что, увы, и пробуют делать, но против
течения грести трудно. Из-за этого и происходят
многие кризисы»
11
.
Как видно из короткого, но очень точного
анализа С. В. Лаврова, США пытаются оста-
новить развитие объективных тенденций, что
неизбежно вызывает кризисы. Эти кризисы —
политические, экономические, гуманитарные
и др. — ведут к разным обострениям ВПО
в мире и отдельных регионах, которые только
очень узкой гранью отделяются от военных
конфликтов и войн. Собственно говоря, мно-
гочисленные примеры обострения МО и ВПО,
которые привели к кризисам и войнам, стали
характерным явлением для конца XX и начала
XXI века. Эти взаимосвязи отчетливо прояви-
лись в следующих случаях:
1.
Стремление сохранить влияние в Европе
и на Балканах привело к кризису в Югос-
лавии и военному конфликту;
2. Попытка взять под контроль развитие ситу-
ации на Среднем Востоке — к войне против
Ирака;
3. Стремление закрепится в Центральной
Азии — к войне в Афганистане;
4. Политика усиления слабеющего влияния на
Севере Африки и Ближнем Востоке — к во-
оруженным конфликтам на Севере Африки
и Ближнем Востоке;
5. Ставка на Украину, как «подмандатную тер-
риторию» — к войне на Украине.
Эти и множество других примеров свиде-
тельствуют только об одном — усилении веро-
ятности развития сценариев геополитической
конфронтации, прежде всего, между локальны-
ми цивилизациями или их видами — суннитами
и шиитами в исламской локальной цивилизации;
протестантами и православными в христианско-
европейской цивилизации.
Вариантов таких сценариев развития гло-
бальной конфронтации существует достаточно
много уже в настоящее время, но особенно опа-
сен один из них — искусственное сдерживание
западной локальной цивилизацией меняюще-
гося соотношения сил и влияния в мире не в ее
пользу. Такое силовое (а другого и не может
быть в принципе) сдерживание неизбежно ведет
к расширению спектра использования военной
силы в качестве инструмента политики в между-
народных отношениях и ведет к искусственному
обострению сценариев развития ВПО.
В этой связи предлагается рассмотреть не-
которые существующие сценарии ВПО, развитие
которых в долгосрочной перспективе сущест-
венно повлияет на будущую ВПО в мире.
3.1. Сценарий геополитической военно-политической
поляризации
Центристы (В. Путин) апеллируют к идее национального развития,
но не способны сформулировать последовательную концепцию или стратегию
для воплощения в жизнь этой идеи
12
.
Р. Саква,
английский политолог
… События последних двух десятилетий и задачи созидания новой России
поставили наше общество перед необходимостью определения
новой российской идентичности
13
.
А. Торкунов,
профессор МГИМО(У)
Дестабилизация целых регионов планеты
может быть не следствием политики Запада,
как иногда считается, а
стратегической целью
.
Создание хаоса резко усиливает возможности
для внешнего влияния. В этом смысле страте-
гия сценария геополитической поляризации
может стать для Запада вполне прагматичным
(хотя и циничным) сценарием развития МО
в XXI веке. Такой сценарий развития военно-
политической обстановки (ВПО) как геопо-
литическая поляризация является следствием
негативного развития международной обстанов-
ки (МО) и сценариев противоборства локаль-
ных цивилизаций. Этот сценарий ВПО, таким
66
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
образом, является вполне логичным продолже-
нием существующей в начале XXI века политики
Запада силового навязывания другим локаль-
ным цивилизациям, нациям и странам своей
системы ценностей и глобальных приоритетов.
Насильственно продвигать системы ценностей,
как известно, можно только в условиях конф-
ронтации. Лучше всего глобальной.
Этот сценарий предусматривает, что, не-
смотря на постепенное изменение сил в мире
не в пользу Запада, западной локальной циви-
лизации удается сохранить лидирующую роль
и контроль над развитием основных процессов
и ситуацией в ключевых регионах. Даже если эта
цель предполагает создание ситуации хаоса в от-
дельных странах и целых регионах. Ибо такой
хаос предоставляет внешним силам уникальную
возможность создания системы влияния и его
контролирования. Так, до уничтожения С. Кад-
дафи и войны с Ливией этот регион достаточно
успешно развивался и обеспечивал быстрый
рост ВВП и высокие социальные стандарты для
населения. В Тунисе, например, среднегодовые
темпы роста ВВП составляли 4,4%, которые упа-
ли до 1,6% после войны в Ливии
14
.
Главным инструментом в будущей военно-
политической борьбе будут средства информа-
ционного воздействия, превосходство в которых
будет опираться на сохранение технологического
превосходства США и ЕС, а также гуманитарно-
информационных технологии ведения психоло-
гической борьбы и войны. Такой подход вполне
естественен. Сценарий глобальной военно-поли-
тической поляризации в конечном итоге предпо-
лагает борьбу западной локальной цивилизации
против всех других локальных цивилизаций, ко-
торая не может вестись всегда в военно-силовой
форме. С разными локальными цивилизациями
в разное время противостояние может даже пе-
реходить в стадии сотрудничества, но инфор-
мационно-идеологическое противоборство не
исчезает, более того, оно может в эти периоды
даже усиливаться, приобретая все признаки
вооруженной борьбы. Логическая последова-
тельность сценария ВПО выглядит следующим
образом (рис. 4).
Как видно из этого рисунка, сценарий ВПО,
предполагающий геополитическую поляриза-
цию, основывается на формировании общего
военно-политического союза западной циви-
лизации и противостоянию и препятствию
созданию коалиций и союзов другими локаль-
ными цивилизациями. Примечателен в этой
связи пример с Грузией, которую держат под
контролем Запада, с одной стороны, и не вклю-
чают в состав, — с другой. Как пишут ученые
МГИМО(У), «Запад не готов прилагать боль-
ших усилий к тому, чтобы удерживать Грузию
Рис. 4.
67
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
в зоне своего влияния. Ни США, ни НАТО не
готовы взять на себя юридически обязывающие
гарантии безопасности Грузии. Ей самой пред-
лагают изобрести, каким образом исключить
Абхазию и Южную Осетию из таких гарантий,
если Грузия все же станет членом НАТО. Грузия
перестала получать и масштабную финансовую
помощь. Украинский кризис пока не внес сущес-
твенных коррективов в эту стратегию Запада.
Соответственно, разочарование в результатах
многолетнего сотрудничества с США и НАТО
может нарастать»
15
.
С другой стороны, ЕНД и близкие к нему
силы сохраняют потенциал реванша, особенно
если на такой реванш будет запрос со стороны
США. Разумеется, возвращение Грузии к пре-
жней модели отношений с Россией будет губи-
тельным для этой страны, но нельзя исключать,
что при углублении разногласий между Москвой
и Вашингтоном такой сценарий станет жела-
тельным для США. Поэтому российско-гру-
зинская нормализация и активная политика по
трансформации подходов грузинского общества
к российско-грузинским отношениям должны
оставаться одним из приоритетов России
16
, от-
мечают исследователи МГИМО(У).
В конечном счете, сценарий развития ВПО
«Геополитическая поляризация» предполага-
ет, что соотношение сил между западной ло-
кальной цивилизацией и другими локальными
Рис. 5.
Табл. 1. Значения показателя статуса государства по параметру «Наука и образование»
Статус государства
Оценка, баллов
Характеристика
Сверхдержава
8–10
Государство (страна) является лидером в передовых на-
учных разработках по широкому спектру, имеет разви-
тую систему образования, всемирно известных ученых
Великая держава
5–7
Государство проводит важнейшие научные исследо-
вания, превышающие мировой уровень, в отдельных
областях его наука и образование оказывают заметное
воздействие на мировое развитие
Региональная
держава
2–4
Государство восприимчиво к внедрению передовых
научных разработок, имеет научно-образовательные
школы в отдельных направлениях знания
Малое государство
1
Наука строится преимущественно на внешних заимство-
ваниях, образовательные услуги импортируются
Примечание.
Исторический пример Германии показывает стратегическую важность дешевого и качественного обра-
зования в достижении стратегических позиций в области обороны, экономики и технологии. Дешевые и качествен-
ные университеты, созданные в процессе наполеоновских войн, завоевали репутацию лучших в Европе, заложили
основу для качественного скачка германской промышленности и технологического доминирования, сохранившего-
ся до сегодняшнего дня.
68
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
цивилизациями будет очевидно в пользу Запада.
Более того, само такое превосходство должно:
а) политически влиять на отношения с други-
ми странами;
б) препятствовать созданию объединенной
антизападной коалиции.
Вопрос о подсчете — количественном и ка-
чественном — соотношения военных сил до сих
пор остается открытым, хотя очевидно, что лю-
бое соотношение должно быть, как минимум,
сопоставимым, то есть отличаться друг от друга
величины могут на десятки процентов и как мак-
симум, — в разы. Это можно проиллюстриро-
вать примером из работы «Глобального рейтинга
интегральной мощи 100 стран»
17
(рис. 5, табл. 1).
Для экспертной оценки фактора «Наука
и образование» в рамках общего подхода разра-
ботана шкала, представленная в табл. В качестве
дополнительных показателей развития науки,
технологии и образования были выделены сле-
дующие:
—
уровень развития в стране критических тех-
нологий в сопоставлении с ведущими стра-
нами мира;
—
комплексность научно-технического раз-
вития страны (полнота спектра современ-
ных производств, наличие космической,
самолетостроитель ной промышленности);
—
степень развития информационных техно-
логий;
—
соответствие национальных образователь-
ных стандартов мировому уровню;
—
процент грамотности населения;
—
обязательность среднего образования;
—
количество обучающихся в высших учебных
заведениях на 1 тыс. человек населения стра-
ны в сопоставлении с ведущими постиндус-
триальными странами;
—
уровень образования в стране, проверяемый
по результатам стандартных тестов.
Для определения совокупных возможнос-
тей Вооруженных Сил 100 ведущих стран мира
в соответствии с общей методологией страте-
гической матрицы была сформирована система
показателей, имеющих статистическую основу
и учитывающих экспертные оценки.
В рамках третьего поколения «Глобального
рейтинга ИПМ» выявлению позиций государств
в мировом балансе военной силы было уделено
особое внимание на фоне снижения порога ис-
пользования военной силы.
Уровень развития вооруженных сил на сов-
ременном этапе можно определить исходя из
оценки параметров, представленных на рис.
Эта задача решалась путем разработки спе-
циальных критериальных шкал, определяющих
уровень развития государства в диапазонах
«сверхдержава», «великая держава», «регио-
нальная держава», «малое государство» (рис. 6).
Уровень развития силовой компоненты го-
сударства, соответствующий, например, поня-
тию «сверхдержава», можно определить такими
характеристиками, как:
—
собственное производство подавляющего
большинства систем вооружения и военной
техники;
—
наличие ядерного оружия, межконтинен-
тальных баллистических ракет при общем
количестве ядерных боезарядов не менее
1000–1500 единиц;
—
численность вооруженных сил более 1 млн
человек;
—
наличие возможностей массированного ис-
пользования систем высокоточного оружия;
—
оснащенность передовыми системами уп-
равления и связи.
В полной мере уровню военной сверхдержавы
в настоящее время соответствуют только США.
Пока близка к этому уровню Россия, но по таким
показателям, как производство вооружений во
Рис. 6.