ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1441

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

69

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

всем спектре современных систем, численность 
вооруженных сил и оснащенность высокоточным 

оружием, передовыми системами управления 

и связи, она существенно отстает от США.

Для великой военной державы характерно 

меньшее число стоящих на вооружении ядер-
ных боезарядов (порядка 100–500 единиц), от-

ставание от сверхдержавы в развитии систем 

управления и связи, ограниченные способнос-
ти применения высокоточного оружия. В таких 

странах может быть не налажено национальное 

производство некоторых критически важных 

систем оружия (например, стратегических бом-
бардировщиков, самолетов ДРЛО и управления, 

современных авианосцев, подводных лодок 
с атомной силовой установкой, боевых кораб-

лей других основных классов и т. п.).

Военная региональная держава, как правило, 

не имеет ядерного оружия (хотя может иметь 

средства его доставки), существенно отстает 

в развитии систем управления и связи, большая 

часть вооружения импортируется.

Для наглядности представления результа-

тов оценки военного потенциала все показатели 

развития вооруженных сил (ВС) были сведены 
в три большие группы.

Первая группа — общие показатели разви-

тия вооруженных сил, в которую вошли данные 

Табл. 2. Значения показателя статуса государства по параметру «Вооруженные силы»

Статус государства

Оценка, баллов

Характеристика

Сверхдержава

8–10

Вооруженные силы страны оказывают определяющее 
воздействие на формирование мирового баланса сил

Великая держава

5–7

Армия страны значима в мировом балансе сил и оказы-
вает существенное влияние на военный баланс своего 
континента

Региональная 
держава

2–4

Государство оказывает значительное влияние на ба-
ланс сил в одном регионе

Малое государство

1

Государство уступает по силе своим соседям по региону

Табл. 3. Значения показателей, характеризующих общее развитие ВС

Статус 

государства

Оценка, 

баллов

Характеристика

Военные расходы, 

млн долларов

Численность ВС, 

тыс. человек

Оценочная численность 

резервистов и военизиро-

ванных формирований, 

тыс. человек

Сверхдержава

8–10

Свыше 60 000

(макс. значение —

552 568)

Свыше 1000

(макс. значение — 

2185)

Свыше 500

(макс. значение —

20 449)

Великая держава

5–7

10 000–60 000

300–1000

100–500

Региональная 
держава

2–4

500–10000

50–300

50–100

Малое 
государство

1

Менее 500

Менее 50

Менее 50


background image

70

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Табл. 4. Значения показателей, характеризующих общее развитие 
сухопутных войск

Статус 

государства

Оценка, 

баллов

Характеристика

Основные 

боевые 

танки (ОБт)

Легкие танки и бо-

евые бронирован-

ные машины (ББМ), 

включая боевые ма-
шины пехоты (БМП), 
бронетранспортеры 

(БтР), боевые разве-

дывательные маши-

ны (БРДМ) и др.

Орудия по-

левой артил-

лерии (ПА), 

самоходные 

артиллерийские 
установки (САУ), 
реактивные сис-

темы залпового 

огня (РСЗО)

Ударные 

и многоце-
левые вер-

толеты

Сверхдержава

8–10

Свыше 3000

(макс. 

значение — 

23 000)

Свыше 4000

(макс. значение — 

38 763)

Свыше 10 000

(макс. 

значение — 

26 254)

Свыше 1000

(макс. 

значение — 

1321)

Великая держава

5–7

1000–3000

1000–4000

2000–10 000

300–1000

Региональная 
держава

2–4

300–1000

300–1000

1000–2000

100–300

Малое 
государство

1

менее 300

менее 300

менее 1000

менее 100

Табл. 5. Значения показателей, характеризующих общее развитие ВМС 

Статус 

государства

Оценка, 

баллов

Характеристика

Подводные

лодки

Авианосцы

Боевые корабли 

основных классов 

(за исключением 

авианосцев)

Боевые самолеты 

ВМС, в том числе 
самолеты палуб-

ной авиации

Сверхдержава

8–10

Свыше 50

(макс. значе-

ние — 71)

Свыше 5

(макс. значе-

ние — 11)

Свыше 50

(макс. значение — 

96)

Свыше 500

(макс. 

значение — 1138)

Великая держава

5–7

10–50

2–5

20–50

200–500

Региональная 
держава

2–4

5–10

1–2

10–20

100–200

Малое 
государство

1

Менее 5

0

Менее 10

Менее 100

Табл. 6. 

Значения показателей, характеризующих общее развитие ВВС

Статус государства

Оценка, баллов

Характеристика (боевые самолеты)

Сверхдержава

8–10

Свыше 1500 (макс. значение — 3063)

Великая держава

5–7

700–1500

Региональная держава

2–4

150–700

Малое государство

1

Менее 150

и т. д.


background image

71

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

Та

бл. 7. Военные рас

хо

ды, чис

леннос

ть

 В

С, мобилизационные рес

урсы

№ 

п/п

С

трана

Военные 

рас

х

о

д

ы

Чис

леннос

ть 

л/с ВС

Оцено

чна

я чис

леннос

ть резервис

тов 

и военизированных формирований

Об-

щий 

балл

рей-

тинг

м

лн 

дол

л

.

балл

тыс. че

л.

балл

оцено

чна

я чис

лен-

нос

ть резервис

тов, 

тыс. че

л.

военизирован-

ные формиро-

вания, тыс. че

л.

вс

ег

о, 

тыс. че

л.

балл

К

оэффициент важнос

ти

0,5

0,4

0,1

СНГ

1

Р

ос

сия

32215

5,8

1027

7,6

20000

449

20449

10,0

6,9

4

2

Б

елар

ус

ь

572

1,5

73

1,8

290

110

400

6,8

2,1

52

3

М

олдова

19

1,0

6

1,1

66

2

6

8

2,6

1,2

95

4

У

краина

1802

1,9

130

2,5

1000

85

1085

7,6

2,7

39

5

А

зербайд

ж

а

н

936

1,6

67

1,7

300

15

315

6,1

2,1

55

6

Армения

296

1,3

42

1,4

0

0

0

1,0

1,3

88

7

У

збекис

та

н

9

4

1,1

67

1,7

0

2

0

2

0

1,2

1,3

86

8

К

азах

ст

ан

1164

1,7

49

1,5

0

3

2

3

2

1,3

1,6

72

9

Кирг

изия

3

9

1,0

11

1,1

0

1

0

1

0

1,1

1,1

99

10

Та

д

жикис

та

н

8

7

1,1

9

1,1

0

8

8

1,1

1,1

98

11

Туркмения

209

1,2

22

1,2

0

0

0

1,0

1,2

94

Европа без СНГ

12

ЕС

288625

8,7

2025

9,7

2707,2

401,962

3109,162

7,8

9,0

2

13

Авс

тр

ия

3603

2,5

35

1,3

195

0

195

5,2

2,3

45

14

А

лбания

198

1,2

14

1,1

0

0,5

0,5

1,0

1,1

96


background image

72

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

по военным расходам, численности ВС и моби-
лизационным ресурсам (табл. 2).

Вторая группа показателей характеризует 

уровень развития сил общего назначения ВС 
исследуемых государств. Эта группа делит-

ся на две подгруппы, отражающие уровень 

развития сухопутных (табл.  4) и  военно-
морских сил государства (табл. 5), и два от-
дельных показателя, один из которых отра-

жает уровень развития военно-воздушных 
сил (табл. 6). Другой показатель выступает 
своеобразным поправочным коэффициен-
том, позволяющим на базе экспертных оце-
нок учесть степень новизны вооружения 
и военной техники (ВВТ), уровень боевой 
подготовки и боевой готовности для сил об-
щего назначения в целом.

Ядерный потенциал оценивается показа-

телем, отражающим количество имеющихся на 

вооружении ядерных боеголовок, и группой по-
казателей, характеризующих средства доставки 

ЯО. Полученные результаты (табл. 3–6) свиде-
тельствуют, что благодаря беспрецедентным 

военным расходам, превышающим расходы 
всех остальных стран мира, США существен-
но опережают другие страны мира по общим 
показателям развития ВС.

На втором месте по этому показателю 

стоит Европейское сообщество. Его сово-

купные военные расходы в 9 раз превосходят 
российские, а общая численность ВС превы-
шает 2 млн человек. Третью строчку военного 
рейтинга занимает Китай, превосходящий все 

страны по численности ВС. Россия занимает 
4-е место.

Далее первая десятка по общим показателям 

развития ВС выглядит следующим образом: на 
5-м месте расположилась Индия, на 6-м (доста-

точно неожиданно) — Южная Корея, 7-е место — 
у Франции, 8-е — у Великобритании, 9-е зани-
мает Италия, 10-е — Турция.

Мировой рейтинг сухопутных войск 

(табл. 4) демонстрирует ожидаемое лидерство 
США. Поскольку показатель боеготовности 

вынесен нами отдельно в  оценку общего по-

тенциала сил общего назначения, то по общей 

численности приписываемых России воору-

жений она идет на 2-м месте. На 3-м — ЕС, на 
4-м — Китай. 5-е место достаточно неожидан-
но у Украины, 6-е — у Израиля. Далее следуют 
Египет (7-е место), Турция (8-е место), Сирия 
(9-е место) и КНДР (10-е место).

В рейтинге военно-морских сил (табл. 5) 

первую десятку среди 100 ведущих стран соста-
вили: США, ЕС, Россия, Китай, Великобритания, 

Франция, КНДР (с феноменальным количеством 

подводных лодок — 43 без учета 20 специального 
назначения, используемых для разведыватель-
ных целей), Индия, Япония, Южная Корея.

Превращение «своей» системы ценностей 

и интересов «своей» локальной цивилизации 
в  глобальную систему ценностей и  глобаль-
ные интересы (так, как это произошло с либе-
ральными идеями, мировой валютой, нормами 
международного права и т. д.) возможно, только 
захватив монополию на интерпретацию систе-
мы ценностей, интересов и правовых норм. Это, 

собственно говоря, и объясняет такую негатив-

ную реакцию США и ЕС в вопросе о конфлик-

те на Украине по отношению к России, которая 

Рис. 7.

18


background image

73

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

должна поставить под сомнения правоту этого 
монопольного толкования.

Такое монопольное право на толкование 

ценностей предполагает такое же монопольное 
право на толкование интересов (потребностей) 
и норм поведения в мире, в том числе и меж-
дународно-правовых норм. Это отчетливо 
было видно в 2014 году в ходе конфликта на 

Украине, где содержательная сторона той или 

иной проблемы не имела значения — важна 
была трактовка, пусть самая дикая, того или 
иного факта.

Создание монопольного права на «смыс-

лы» и их трактовка, нормы поведения и пра-
вила отношений необходимы главенствующей 
локальной цивилизации для вполне корыст-
ных экономических выгод — создания финан-

сового механизма, контролирующего исполь-

зования человеческих ресурсов с безусловной 
выгодой для себя. Один из экономистов Рос-

сии, профессор Ю. Алексеев показал эффек-

тивность таких механизмов на следующем 

графике (рис. 7).

Очевидно, что даже переоценивая роль 

финансового капитала, автор иллюстрирует 

невольно мысль о том, что контроль над ми-
ровыми финансами многократно увеличивает 
мощь того, кто их контролирует в ущерб кон-

тролируемым. Такие же правила действуют и в 

политике, где «контрольный пакет» означает, что 
владелец получает все. Гуманистические законы 

справедливости в международных отношениях 

не работают. Тем более они бессмысленны в во-

енно-политических отношениях, когда нормы 

поведения могут рассматриваться в лучшем слу-

чае в качестве информационного повода.

С военно-политической точки зрения гео-

политическая поляризация будет означать при-

оритетное развитие средств и способов ведения 

информационной войны, которую российские 
эксперты представляют следующим образом 

(рис. 8).

Рис. 8.

19