ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1496
Скачиваний: 2
74
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
3.2. Сценарии расширения военно-политических функций
консолидации с ЕС
… страны, замкнутые континентальными пространствами,
были и остаются самыми бедными в своих частях мира
20
.
В. Иноземцев,
политолог
В Вашингтоне надеются, что участниками коалиции
(против «Исламского государства») станут не менее 40 государств
21
.
П. Тарасенко,
обозреватель
Стремление США сохранить контроль над
ситуацией в мире и развитием ВПО в услови-
ях объективно развивающихся противодейс-
твующих тенденций неизбежно требует от них
использования коалиционной стратегии, то
есть создания максимально широкой военно-
политической коалиции во главе с США. Такая
стратегия позволяет США:
—
консолидировать экономические, полити-
ческие и военные ресурсы большого числа
государств, прежде всего НАТО и ЕС, в сво-
их интересах;
—
противопоставить растущему не в их поль-
зу изменению в соотношении сил «совокуп-
ную» контролируемую мощь Запада, кото-
рую можно использовать в политических,
Рис. 9.
22
75
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
экономических и иных целях. Фактически
все войны США в XX и XXI веке (за редким
исключением) были коалиционными;
—
сильнее привязать к себе партнеров и со-
юзников политико-дипломатически с тем,
чтобы помешать созданию любой другой
коалиции или союза.
Сценарий военно-политических поляри-
заций является составной частью, вариантом
развития негативного геополитического сцена-
рия, предусматривающего в то же время кон-
солидацию ресурсов союзников и партнеров
США в глобальном масштабе, но прежде всего
в рамках Трансатлантического (ТАП) и Транс-
тихоокеанского (ТТП) партнерств.
Если говорить о Европе, то этот процесс
объясняется относительным игнорированием
со стороны некоторых стран-членов НАТО об-
щих потребностей блока в последние годы. Это
хорошо видно на примере изменения относи-
тельной доли ведущих стран НАТО в общих
объемах военных расходов.
Эта тенденция увеличения доли США в во-
енных расходах объективно противоречат двум
другим трендам — падению доли ВВП США
в мире и относительному сокращению их во-
енных расходов в последние 2–3 года (которые
последовали после сверхбыстрого, почти на
100% роста военного бюджета США в начале
XXI века). Соответственно, эта динамика не мо-
жет не сказаться на росте боевой эффективнос-
ти НАТО, которому в США придают огромное
значение. По существу, происходит отставание
от выполнения «плановых» показателей, что хо-
рошо видно на следующей диаграмме.
Сценарий усиления геополитической поля-
ризации, частным вариантом которого является
военно-политическая поляризация, становится
в начале XXI века одним из доминирующих сце-
нариев развития ВПО в мире. Он, в частности,
предполагает, что:
—
роль международных организаций и авто-
ритет международного права существенно
слабеют;
—
возрастает значение военно-политических
и иных коалиций и союзов, включая регио-
нальные ассоциации и объединения, а также
согласованных их действий в разных областях;
—
происходит постепенная кристаллизация
участников МО вокруг определенных цен-
тров силы, представляющих противоборс-
твующие тенденции
—
постепенно ослабевает тенденция односто-
ронних военных и военно-политических
действий отдельных акторов — государств,
организаций, — уступающих постепенно
место согласованным действиям групп го-
сударств.
Так, вооруженный конфликт на Украине
в первой половине 2014 года в полной мере
продемонстрировал наличие этих тенденций:
—
ослабление роли ООН, ОБСЕ и других орга-
низаций (ИКАО, ЮНЕСКО и т. д.);
—
возрастание роли НАТО, ЕС «шестерки»
и двусторонних отношений США, в том
числе в информационной, экономической
и другой деятельности;
—
консолидация позиций западных стран вок-
руг позиции США;
—
снижение активности односторонних дейс-
твий.
Более того, если судить о характере военной
активности участников ВПО в начале XXI века,
то эти тенденции полностью подтверждают-
ся. В частности, если в 2002 году численность
Рис. 10.
23
76
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
односторонних акций существенно (на 40%)
превышала численность международных конф-
ликтов, то в 2012 году, наоборот, увеличилось
и количество акций, предпринимаемых негосу-
дарственными акторами (как правило, по ини-
циативе враждебных государств). Это хорошо
видно из статистики, подготовленной СИПРИ
(рис. 10).
Эти существенные изменения коренным
образом повлияли на состояние и перспективы
международной и региональной безопасности —
важнейшая характеристика состояния и перс-
пектив ВПО в мире
24
. Характеризуя современное
состояние, следует признать очевидное: создание
системы евразийской безопасности «от Лисса-
бона до Владивостока», которое долгое время
декларировалось в качестве главной цели, оста-
ется и будет в будущем не более, чем политичес-
ким лозунгом, о котором вспоминают каждый
раз по соответствующему случаю, но который
в ближайшей перспективе не станет реальной
политикой в Европе и Евразии.
На деле США консолидирует Запад, созда-
вая исключительно «для себя» систему безопас-
ности, основанную на НАТО, которая в XXI веке
расширяется уже не только в Европе, но и в Цен-
тральной и Юго-Восточной Азии. Эта система
безопасности, созданная США после Второй
мировой войны, надо признать, вполне эффек-
тивно защищала американо-британские инте-
ресы в мире в последние 60 лет, и ни у США,
ни у Великобритании нет оснований ее менять
в угоду создания какой-либо иной системе.
Более того, существующая мировая финан-
сово-экономическая система очевидно наиболее
выгодна двум крупнейшим мировым финансо-
Табл. 8. Валовой внешний долг, млн долл. США, 2012 г.
25
№ №
Страна
Значение
1
Соединенные Штаты Америки
15,680,472
2
Соединенное Королевство
9,471,208
3
Германия
5,718,982
4
Франция
5,370,709
5
Люксембург
2,711,909
6
Италия
2,499,602
7
Нидерланды
2,493,906
8
Испания
2,278,705
9
Ирландия
2,163,912
10
Швейцария
1,563,179
11
Бельгия
1,423,730
12
Канада
1,331,262
13
Швеция
1,039,336
14
Австрия
808,140
15
Норвегия
723,066
16
Российская Федерация
631,784
77
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
вым центрам — Нью-Йорку и Лондону, — кото-
рые извлекают максимальную выгоду, управляя
мировыми финансами и контролируя основные
международные финансовые институты. Так, на-
пример, основной внешний государственный
долг сохраняется за США и Великобританией,
которые «позволили» участвовать в этом про-
цессе Германии и Франции на более скромных
условиях.
Как видно из приведенных данных (табл. 8),
англо-американский финансовый контроль
в мире позволяет США и Великобритании кре-
дитоваться за счет мировой экономики. Оче-
видно, что подобная ситуация не может устра-
ивать другие страны, прежде всего те, масштабы
и темпы роста экономики которых позволяют
им претендовать на свою роль в мировых фи-
нансово-экономических процессах. Речь идет.
прежде всего, о странах БРИКС, которые начали
играть все более активную не только экономи-
ческую, но и политическую роль. Причем в раз-
ных регионах фиксируется разное напряжение
между старыми и новыми центрами силы — от
наиболее сильного противоречия, назревшего
в АТР, до относительно скрытого напряжении
в Африке.
Отсутствие эффективных политичес-
ких механизмов обеспечения безопасности
в XXI веке означает, что в действительности для
ряда стран такие механизмы созданы и действу-
ют (НАТО–ЕС), а для некоторых — еще толь-
ко находятся в стадии формирования (ШОС–
БРИКС). Так, в «ATP фактически отсутствуют
эффективные механизмы обеспечения безопас-
ности на фоне сохраняющегося исторического
соперничества между странами региона. Здесь
существует не менее десяти застарелых терри-
ториальных споров, сохраняются тенденция
отхода от режима нераспространения и ядерная
проблема на Корейском полуострове. Беспо-
койство вызывают и односторонние планы со-
здания системы ПРО в Северо-Восточной Азии
(CBA)»
26
— справедливо фиксирует ситуацию
известный специалист М. Титаренко. И далее
он продолжает: «Несмотря на обилие между-
народных, региональных и субрегиональных
организаций, перед восточноазиатскими стра-
нами остро стоит проблема институализации
региона. Создание структурированного со-
общества сдерживают серьезные разногласия
в регионе. Главный вопрос заключается в том,
кто будет определять правила игры в этой ди-
намично развивающейся зоне АТР и какими
должны быть эти правила»
27
.
В частности, в рамках «двадцатки», чье
значение постепенно становится больше, чем
«восьмерки». Как пишет Н. Яковенко, «…при
этом аналитики обращают внимание и на то,
что если в рамках „восьмерки“ Россия вела пар-
тию, по сути дела в одиночку, то в „двадцатке“
— совершенно очевидна активная и солидарная
линия стран единомышленников, партнеров,
наконец, союзников. Более того, действиям
стран Запада в попытке изолировать Россию
и не допускать на саммит „двадцатки“ в Австра-
лии, партнеры по БРИКС дали жесткий отпор
и осудили практику санкций против России
и неприемлемость попыток решать, кто вправе
участвовать в саммитах „двадцатки“, а кто нет.
На эту ситуацию эксперты отреагировали од-
нозначно: ожидаемый сюрприз для Западной
группы стран. Более того, наблюдатели выража-
ют удивление относительно того, что Западные
политики не просчитывают такой очевидной
реакции со стороны членов БРИКС»
28
.
По мере изменения соотношения эконо-
мических, а теперь уже и политических сил не
в пользу Запада, все большее значение приоб-
ретает сохранение за США мирового лидерс-
тва в области наукоемких технологий и военной
мощи, а также тех военно-политических союзов
и двусторонних отношений, которые позволя-
ют США говорить о руководстве ими глобаль-
ной военно-политической коалицией. Иными
словами, сохранение рычагов управления ми-
ровыми финансами, торговлей и экономикой
во многом зависит от способности обеспечить
такой контроль военно-силовой поддержкой, су-
ществованием такой системы безопасности для
стран-лидеров, которая обеспечивала сохране-
ние геополитического и военно-политического
статус-кво в мире.
Угрозу, даже гипотетическую, такому гео-
политическому статус-кво западные страны
рассматривают в качестве прямой и непосредс-
твенной угрозе контролируемой ими системы
безопасности в мире и способности управлять
мировыми финансами, торговлей и экономи-
кой. Кризис на Украине отчетливо показал, как
этот механизм действует на практике: достаточ-
но было поставить под сомнение готовность
Украины стать на крайне невыгодных условиях
частью этого пространства, как были «включе-
ны» все механизмы — политические, военные,
78
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
финансовые для того, чтобы «исправить» эту
ситуацию. «Исправление» этой ситуации пред-
полагается в рамках развития сценария военно-
политической консолидации, когда на разных
уровнях и в разной степени зависимости от
США создается система военно-политических
отношений, подконтрольная именно США. Од-
ним из таких примеров может стать политика
субрегионального военного сотрудничества
в Европе.
Соответственно, надо признать, что без
политической и военной интеграции евразий-
ских государств (не вошедших в НАТО или
систему военных союзов, создаваемых США),
обеспеченной сознательной информационной
и культурно-образовательной (идеологической)
политикой, обеспечение безопасности в Евразии
и проект евразийской интеграции превратится
в простое соглашение о торговле. Тем более, что
масштабы экономической интеграции в Евразии
не являются такими уж впечатляющими. Они
очевидно не смогут предопределить геополити-
ческое будущее Евразии сами по себе. Тем более,
они не смогут автоматически превратить Россию
в центр евразийской интеграции — «российс-
кое ядро» всего интеграционного процесса, что
хорошо видно из следующих данных (рис. 12).
Рис. 11.
29
Рис. 12.
30