ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1495

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

79

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

3.3. Сценарий «борьба за контроль над Евразией»

Наши цели являются не только экономическими, но и стратегическими … ТТП — это абсолютная 

декларация долгосрочных стратегических обязательств США в АТР

31

.

Т. Донилон,

помощник Президента США

В XXI веке ВПО в Евразии стала фактически определять ВПО 

во всем мире… и в еще большей степени будущую ВПО

32

.

А. Подберезкин,

проректор МГИМО(У)

Сценарий ВПО «борьба за Евразию» являет-

ся одним из основных вариантов сценария гео-

политической поляризации, который отличается 

от других вариантов этой группы следующими 

признаками:

 

во-первых

, этот сценарий является наиболее 

острым с военно-политической точки зрения 

вариантом, фактически исключающим зна-
ковые компромиссы. Так, усиление глобаль-
ного противостояния отнюдь не означает, 

что во всех регионах и всегда эти процессы 

будут доминировать в XXI веке, однако при-
менительно к Евразии и всему обозримому 
периоду это утверждение будет верным;

 

во-вторых, 

этот сценарий имеет более дол-

госрочный, стратегический характер. При-

чем не только с  геополитической, но и  с 

исторической точки зрения. Это означает, 

что в отличие от других сценариев геополи-

тической поляризации, сценарий «Борьбы 
за Евразию» имеет глубокие исторические 

и нравственно-ценностные корни, уходящие 
в историю борьбы локальных цивилизаций 
Запада и Руси еще первого тысячелетия;

 

в-третьих

, сценарий «борьба за Евразию» 

предполагает противоборство по всему про-

странству Евразии, включая прилегающие 

морские акватории, Арктику, транспортные 
коридоры. Его цель — контроль над этими 
пространствами и транспортными коридо-
рами;

 

в-четвертых

, этот сценарий, «догоняющей» 

политики, искаженных представлений, гос-
подствовавших в последние годы в СССР и в 

1990-е годы в России о роли Евразии и вос-

точных регионов страны, усиления значения 

АТР в мире. Это исправление в политике пра-

вящей элиты России наиболее остро затра-
гивает формирование ВПО во всей Евразии, 
когда искусственно преувеличенное значе-

ние Западной Европы привело к откровен-
ному игнорированию интересов восточных 
регионов страны, Азии, АТР, да и собственно 
всех бывших советских республик.

Некритическое отношение к прежней по-

литике отражает существовавшую долгие годы 
инерцию мышления, в которой западной циви-
лизации и вопросам безопасности, в том числе 
в области ВПО, уделялось гипертрофированное 
значение. В качестве примера можно привести 
цитату одного из авторов, которые дают следу-
ющую неадекватную оценку прежней политике: 

«Оценка центральноазиатского региона в источ-

никах по внешней политике России. С момен-

та образования СНГ развитие отношений со 
странами-участницами данного объединения, 

в том числе республиками Центральной Азии, 
неизменно провозглашалось приоритетной за-
дачей российской дипломатии. Еще до принятия 

основополагающих документов в данной сфе-

ре МИД России действовал на основании про-
возглашенной А. Козыревым „концепции трех 
концентрических кругов во внешней политике 

России“, согласно которой СНГ входило в бли-
жайший круг внешнеполитических интересов 
Москвы»

33

.

«Аналогичный подход прослеживался и в 

Концепции внешней политики Российской Фе-

дерации 1993 г., в которой отмечалось, что СНГ 

является главным направлением внешнеполи-
тической деятельности Москвы. Связи России 
с  данной группой стран предполагалось вы-

вести на уровень полномасштабных межгосу-
дарственных отношений, обеспечивающих их 
равноправное сотрудничество во всех облас-

тях на основе взаимности. При этом Россия 

изначально допускала возможность развития 
разноскоростной интеграции в  регионе, уде-
ляя приоритетное внимание взаимодействию 

с Белоруссией, Украиной и одним из государств 


background image

80

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Центральной Азии — Казахстаном»

34

. И далее: 

наиболее подробная за всю историю оценка це-
лей и принципов внешней политики Москвы на 
постсоветском пространстве была представлена 
в утвержденном Б. Н. Ельциным в 1995 г. «Стра-

тегическом курсе России в отношениях с госу-

дарствами-участниками СНГ» и т. д.

Естественно, что влияние на военно-по-

литическую обстановку при реализации это-
го сценария будут оказывать те же три группы 
факторов ВПО а также взаимосвязь и взаимо-
зависимость между этими группами факторов

35

При этом очень важное значение будет иметь 
специфика развития субъектов ВПО в Евразии 

и отношения, которые формировались между 
ними в последние десятилетия, включая зна-

чение таких новых субъектов МО, как ШОС, 

БРИКС и ТТП

36

. Основные тренды и тенденции, 

формирующие современную ВПО в Евразии, 
были описаны прежде достаточно подробно

37

.

Влияние этих глобальных трендов на сце-

нарии ВПО «борьба за Евразию» может проил-
люстрировать нарастающая в общем спектре 
конфликтных проблем борьбы за природные 
ресурсы проблема дефицита пресной воды ко-

торая, как ожидается, будет более острой в Ев-

разии уже в 20-е годы XXI века, чем борьба за 
энергетические ресурсы.

Рис. 13.

38

В силу разного рода объективных и субъ-

ективных причин — и это хорошо показали со-
бытия на Украине 2013–2014 гг. — вопросы без-
опасности в Евразии станут в ближайшие годы 

наиболее приоритетной проблемой, которую 
можно решить исключительно с помощью ев-
разийской интеграции. И не только экономичес-
кой и торговой — о чем много говорится, — но 
и военно-политической. Прежде всего, в облас-

ти ПВО, а в перспективе — ВКО. Альтернативы 

этому процессу с точки зрения обеспечения без-

опасности государств Евразии просто нет, хотя 

пока что он и не находится в системе политичес-
ких приоритетов. Если согласиться с утверж-
дением, что существование эффективной ВКО 
равнозначно наличию суверенитета, то нужно 
признать, что без ВКО понятие «безопасность» 

теряет всякий смысл.

Таких важнейших причин несколько. 

И связаны они с изменением в соотношении 
мировых сил, новой ролью Евразии, развитием 
ВВТ и новейших технологий, радикальными 
изменениями основных грузопотоков и миро-
вой торговли. Но главной причиной остается 
геополитическая ситуация в  мире, где роль 
Евразии вообще и региона, который З. Бже-
зинский назвал «Европейскими Балканами», 
стремительно возрастает. Можно по-разному 
относиться к З. Бжезинскому, в том числе по-
лагая, что его взгляды устарели и не отражают 
современного понимания американской элитой 
международных реалий, но представляется, что 
именно он лучше других показал роль этого ре-
гиона в современном мире, откровенно и ясно 


background image

81

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

изложив существующую, а не декларативную 
американскую стратегию в Евразии.

В частности, в своей известной книге, на-

звание которой политологи часто приводят 
не полностью, — «Великая шахматная доска. 
Господство Америки и его геостратегические 
императивы» — он откровенно писал: … «„Ев-
разийские Балканы“ гораздо больше по своим 
размерам, еще более густо населены и этнически 
неоднородны. Они расположены на огромной 
территории, которая разграничивает централь-
ную зону глобальной нестабильности,… и вклю-

чает районы Юго-Восточной Европы, Средней 
Азии и части Южной Азии, района Персидского 

залива и Ближнего Востока.

„Евразийские Балканы“ составляют внут-

реннее ядро огромной территории, имеющей 

удлиненную форму (см. карту — рис. 14) и весь-
ма серьезное отличие от внешней окружающей 
зоны: они представляют собой силовой вакуум. 

Хотя в большинстве государств, расположенных 

в районе Персидского залива и Ближнего Восто-
ка, отсутствует стабильность, последним арбит-
ром в этом регионе является американская сила. 

Нестабильный регион внешней зоны является, 
таким образом, районом гегемонии единственной 
силы и сдерживается этой гегемонией…

„Евразийские Балканы“, расположенные по 

обе стороны неизбежно возникающей транспор-
тной сети, которая должна соединить по более 

правильной прямой самые богатые районы Ев-
разии и самые промышленно развитые районы 
Запада с крайними точками на Востоке, также 
имеют важное значение с геополитической точ-
ки зрения. Более того, „Евразийские Балканы“ 
имеют серьезное значение с точки зрения ис-

торических амбиций и вопросов безопасности 

по крайней мере трех самых непосредственных 
и наиболее мощных соседей, а именно России, 

Турции и Ирана. Китай также дает знать о своем 

возрастающем политическом интересе к регио-
ну. Однако „Евразийские Балканы“ гораздо бо-
лее важны как потенциальный экономический 
выигрыш: в регионе, помимо важных полезных 
ископаемых, включая золото, сосредоточены ог-
ромные запасы природного газа и нефти»

39

.

Примечательно, что к «зоне нестабильнос-

ти» З. Бжезинский относит не только страны Се-

верной Африки, Ближнего и Среднего Востока, 
но и часть европейских районов России (Повол-
жье) и восточные области Украины. Эпицентром 
же этого турбулентного региона он справедливо 
выделяет Казахстан, Киргизию, Таджикистан 
и  Узбекистан. Другая причина, объективно 

Russia

Ukraine

Azer.

Arm.

Geo.

Kazakstan

Uzbekistan

Kyrgyzstan

Turkmenistan

Tajikistan

Afghanistan

Pakistan

India

China

Saudi Arabia

Kuwait

Jordan

Yemen

U

.A.E

.

Iraq

Iran

Syria

Egypt

Sudan

Ethiopia

Eritrea

Somalia

Oman

Turkey

Bulgaria

Romania

BLACK SEA

MEDITERRANEAN SEA

C

ASPIAN SEA

“Евразийские Балканы”

Геополитическое давление

Зона нестабильности
Точки обострения конфликтов

“Евразийские Балканы”

Рис. 14.


background image

82

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

способствующая заинтересованности евразий-
ских государств в создании ВКО, — изменение 

удельного веса в экономике, торговле и политике 

стран Евразии и АТР. В том числе и для России. 
В. Никонов считает, например, что «…в бли-
жайшие пять–десять лет доля рынков стран 

АТР в России будет, как минимум, сопоставима 

с европейской, на которую сейчас приходится 

половина нашей внешней торговли»

40

. Подоб-

ные радикальные сдвиги не могут не отразиться 
на всем комплексе военно-политических отно-
шений в Евразии. Её отдельные регионы уже 

объявлены приоритетными для национальной 
безопасности России, США и других государств. 
Не случайно именно в этом контексте можно 

рассматривать идею ЕвроПРО. Как пишет ака-
демик А. Арбатов, «…очевидно, что ЕвроПРО 

НАТО, запланированная без участия России 

и вопреки ее возражениям, не является базой 
для сотрудничества… А российская ВКО … бу-
дет плохо совмещаться с общей (или сопряжен-
ной) системой ЕвроПРО России — НАТО»

41

.

Эти процессы происходят на фоне активи-

зации военной политики практически всех евра-
зийских государств. В более широком контексте 
это относится и к странам АТР, где военные рас-
ходы за последнее десятилетие выросли на 100%. 

Стремительно меняются ВВТ и концепции их 

использования, растут риски и стратегические 
неопределенности, усиливается конфликтность 
практически на всем континенте — от Централь-
ной до Юго-Восточной Азии.

Объективно процесс евразийской интегра-

ции противостоит двум влиятельным сущест-
вующим в мире военно-политическим реалиям. 

Во-первых, 

очевидному военно-технологическо-

му превосходству США в XXI веке, которое пра-
вящие круги этой страны рассматривают как ус-
ловие существования этого государства в мире. 

«Сегодня у Соединенных Штатов нет равных 

в военной мощи…», — заявил в «Стратегии на-
циональной безопасности США»

42

 в 2002 году 

Дж. Буш. Надо сказать, что сохранение техно-
логического и военного превосходства США 
в мире никем не ставится под сомнение в правя-
щей элите страны. Ни демократами, ни респуб-
ликанцами. Споры идут о том, каким образом 

развить это превосходство, на каких направ-
лениях и с какой эффективностью. И в этом 

суть научно-технической политики страны, где 

приоритеты НИОКР и технологий уже многие 
десятилетия остаются главными приоритетами.

Во-вторых,

 США осуществили форми-

рование военно-политической коалиции в Ев-
разии с участием широкого круга государств, 

обеспечили стремительный рост поставок ВВТ 

в эти страны, создание объединенной системы 

ПРО от Австралии до Аляски. США стремятся 

вовлечь в свою политику (естественно, на сво-
их условиях) многие государства — от Японии 
и Филиппин до Вьетнама и Монголии, созда-
вая благоприятные условия для проекции своей 
военной силы на континенте. В частности, как 

отмечает профессор С. Небренчин, «…переход 

к постиндустриальной экономике знаний зна-
менует начало азиатского цикла накопления 
капитала, а это означает новый виток геополи-
тического противоборства вокруг Евразии, где 
уже сейчас протекает около 80% войн и воору-
женных конфликтов. При этом в эпицентре стол-
кновения глобальных интересов оказывается все 
постсоветское пространство»

43

Этот процесс развивается стремительно, 

а его последствия (в том числе военно-полити-

ческие) проявляются достаточно быстро. Дина-

мика изменений измеряется годами, а не деся-
тилетиями. Так, по оценке китайских экспертов, 
например, «в 2012 году политико-экономическая 

ситуация в АТР претерпела глубокие измене-

ния, что существенно сказалось на глобальной 
политической, экономической, дипломатичес-
кой обстановке и в сфере безопасности. Судя 
по ситуации в этом регионе, мир, процветание 
и сотрудничество остаются главной тенденцией 
развития, но во внутренней и внешней полити-
ке ряда стран внутри и вне региона произошли 
некоторые изменения, в результате чего обста-
новка в регионе стала усложняться, а неопреде-
ленности — увеличиваться»

44

.

Похоже, что стремительное развитие собы-

тий в Евразии и АТР намного опережает пре-
жние оценки, подход к которым формировался 

в предыдущие десятилетия. Возможно, что пра-
вящие элиты евразийских государств просто не 
успевают осознавать то, что происходит в мире, 

оставаясь в плену инерции мышления. К сожале-

нию, это относится не только к экономическому 
аспекту отношений, но и к военно-политичес-
кому. Известный китайский эксперт Ли Шэнь-
минь по этому поводу написал в конце 2012 года: 

«США в  слепой самоуверенности направили 

острие атаки против двух держав  — России 

и Китая. Однако в ближайшие годы Америка 
как государство-империя будет слабеть, и для за-


background image

83

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

медления этого процесса ей придется все больше 

опираться на Европу, Японию и другие страны. 
Пока сложно предсказать, каким окажется через 
20–30 лет результат сотрудничества, конкурен-

ции, игр и борьбы между крупнейшими госу-
дарствами и группировками мира. Однако уже 

сейчас ясно одно: с момента начала мирового 
финансового кризиса и до 20–30-х годов нынеш-

него века, а возможно и до его середины, миро-
вая архитектура будет находиться в состоянии 

сильной турбулентности и даже потрясений»

45

.

Средства воздушно-космического нападе-

ния в новых геополитических условиях стано-
вятся главным инструментом военной полити-
ки, а концепции их использования — новыми 
направлениями в развитии военного искусства. 
Это — характерная черта, ставшая реальностью 

еще при ведении военных действий в Югославии 

и Ираке, но она особенно отчетливо проявилась 
в войне против Ливии, где основными средс-

твами поражения стали авианалеты и крылатые 

ракеты морского базирования.

В силу этого средства ПРО и ПВО стали 

основой потенциалов обороняющихся держав, 
от качества которых зависело, сможет ли тот 

или иной режим защитить себя и суверенитет 

страны. Наличие или отсутствие таких средств 

изначально рассматривается в качестве главного 
условия обеспечения безопасности государства. 

Сильная ПВО Сирии, в отличие от слабой ПВО 
Ливии, позволила ей сопротивляться внешнему 

давлению не несколько недель, а более двух лет. 

Сильная ПРО Израиля позволила ему нейтрали-

зовать потенциал ХАМАСа в течение несколь-
ких дней, фактически сведя на нет политические 
расчеты на террористические пуски.

Эта же тенденция превращает средства ВКО 

в политический инструмент и предмет перего-
воров. Причем в политический инструмент ев-
разийской интеграции. Так же, как в свое время 
в Европе ядерное оружие и базы США стали 
главным политическим инструментом при со-
здании НАТО. Учитывая, что удельный вес воз-
душно-космических средств нападения и обо-
роны в общих военных потенциалах замещает 
в ряде случаев традиционные средства, можно 

сделать вывод: они неизбежно станут предметом 
обсуждения не только на экспертном, но и на са-

мом высоком политическом и военном уровнях. 

Речь, конечно, идет не только о проблематике 
ЕвроПРО, но и в целом о ВКО как в евразийском, 
так и двусторонних аспектах.

Причем не только в традиционном пони-

мании — ограничение ВВТ, — но и в широком 
контексте, а именно: создание системы регио-
нальной безопасности, военно-политического 
и военно-технического сотрудничества, возмож-
ного формирования новых коалиций и союзов, 
например, в области создания объединенных 
или даже единых систем ПВО и ПРО. Наравне 

с набирающими силу в Евразии интеграцион-

ными процессами, военно-политическая ин-

теграция в области ВКО может стать главным 

интеграционным стимулом, оттеснив на второй 
план даже соображения экономической выгоды.

Возможные переговоры по проблематике 

ВКО можно условно разделить на: 

 

функциональные, посвященные отдельным 

видам наступательных и оборонительных 
вооружений, например, стратегическим 
неядерным крылатым ракетам (СКР) или 
гиперзвуковым летательным аппаратам, 
а  также роли ядерного оружия вообще, 
в частности, нестратегического; 

 

двусторонние, посвященные развитию или 

ограничению ВТС с  отдельными государ-
ствами Евразии. Классический пример  — 
отказ России от поставок в Иран ЗРК С-300, 

закупка систем ПВО Сирией, Вьетнамом 
и другими странами. Это уже признается на 
Западе. Как отмечает Федерация американ-

ских ученых в своем докладе, посвященном 
обзору позиции «НАТО в области сдержива-

ния и обороны (DDPR)», нестратегические 
ядерные силы не являются ни причиной, ни 
решением вопроса европейской безопас-
ности, однако недостаток политического 
руководства ведет к тому, что эти системы 

обладают легитимностью, которой они не 

должны обладать

46

.

«Недостаток политического руководства» 

выражается в том, что отсутствует сам предмет 
переговоров — ограничение неядерных стра-

тегических вооружений. Это, в свою очередь, 

неизбежно ведет к  тому, что другие страны 
начинают (или усиливают) собственное про-
изводство таких систем. Так, в течение ряда лет 
в России фактически не велись работы по ГЗЛА 
и ударным БЛА, однако, учитывая действия 

США, руководство страны было вынуждено 

принять решение о создании холдинга, кото-
рый будет заниматься разработками гиперзву-
ковых технологий, в том числе и в сотрудни-

честве с Индией»

47

.