ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1492
Скачиваний: 2
89
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
и Мали
58
. Это поведение определенно свиде-
тельствует в пользу изменений французской
внешней и военной политики, которая во все
большей степени ориентируется на геополити-
ческую борьбу за Африку, чье значение стреми-
тельно возрастет уже к середине XXI века.
Другой пример — создание в РФ отдельно-
го вида ВС — Воздушно-космических войск
к 1 января 2016 года
59
, фиксирует фактическое
появление единого глобального ТВД (Воздуш-
но-космического пространства), о чем подроб-
нее будет сказано ниже. Очевидно, однако, уже
сейчас, что ВКВ станут конкретным инструмен-
том геополитики в глобальном масштабе, когда
сфера ответственности этого вида войск рас-
пространяется не только на территорию РФ и ее
союзников, но и на всю планету, все государства.
С геополитической точки зрения очевиден
растущий потенциал военного присутствия США
и НАТО в Центральной Азии, Юго-Восточной
и Северо-Восточной Азии. Учитывая удаленность
от США, а также создание новых систем воздуш-
но-космического нападения, этот потенциал все
больше приобретает черты наступательно-обо-
ронительного стратегического потенциала, ис-
пользуемого в воздушном и космическом про-
странстве. Этот потенциал — главный ресурс
в силовом геополитическом противостоянии
в Евразии. Традиционные сухопутные и морс-
кие силы в такой стратегии малоэффективны,
а геополитические амбиции США столь сильны,
что их реализация без угрозы использования во-
енной силы маловероятна. Причем эти амбиции
сформулированы не только в концептуальных
наработках ученых и экспертов типа З. Бжезин-
ского, но и в официальных документах.
Как отмечают эксперты, «… идея „Шёлко-
вого пути“ не только существовала, но и была
оформлена в проект закона ещё в 1997 г. — задол-
го до начала войны США в Афганистане. В 1999 г.
палата представителей США приняла „Закон
о стратегии Шёлкового пути“, и сенат включил
его в бюджетный „Закон по зарубежным опера-
циям, экспортному финансированию и связан-
ными с этим программами“ на 2000 финансовый
год. (FY 2000 Foreign Operations, Export Financing,
and Related Programs Appropriations Act)»
60
.
В целом на всех потенциальных ТВД для
России сложилось крайне неблагоприятное со-
отношение сил, где военные возможности разли-
чаются не в разы, а на порядки. Это означает, что
должна быть избрана такая военная доктрина
и военная стратегия, которые исходили бы из
этих реалий. Соответственно, из такой военной
доктрины должны исходить и планы военного
строительства, которых, по признанию автори-
тетных экспертов, сегодня нет
61
. В частности, не-
обходимо выделить два наиболее приоритетных
направления военного строительства — созда-
ние эффективной системы ВКО территории
страны (и союзников) и развития СЯС. Эти на-
правления должны быть основой обеспечения
безопасности России, ОДКБ, СНГ и, возможно,
других стран. И в их пользу необходимо пере-
распределить национальные ресурсы, понимая,
что Сухопутные силы, ВМФ, ВВС, ВДВ и другие
виды войск становятся вспомогательными ви-
дами объединенной ВКО и СЯС.
3.5. Геополитическое противостояние в Евразии
… эти войны (мировые —
А. П.
) не сразу принимали мировой размах. Ни предшествовала
череда военных конфликтов…, взаимосвязанных своей внутренней логикой. Эта
особенность … стала характерной для всех последующих войн…
62
.
Ю. Балуевский,
бывший начальник ГШ ВС РФ
М. Хамзатов,
советник НГШ ВС РФ
Усиление военно-политического давления
западной локальной цивилизации на Россию
в 2014 году приняло беспрецедентные масшта-
бы, что поставило вопрос о конечной цели такой
политики. Если попытаться абстрагироваться от
деталей, пусть даже важных, и существенных
оговорок, то, в конечном счете, эту цель можно
сформулировать как развал России, ее терри-
ториальный раздел и устранение ее влияния
в мире, но, прежде всего, ее возможностей кон-
солидировать разные силы вокруг «российского
ядра» в Евразии. Соответственно, всю политику
90
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
США и ЕС следует рассматривать под углом зре-
ния достижения этой главной цели, подразу-
мевающей, естественно, решение конкретных
задач, от которых зависит общий результат.
Целесообразно рассмотреть некоторые из
них. В этой связи обращает на себя внимание по-
литическая логика руководства США в отноше-
нии Евразии, которая наглядно просматривается
в подходе главного информационно-консульта-
тивного органа правительства страны — Цент-
рального разведывательного управления (ЦРУ).
На официальном сайте этого ведомства Россия
(вместе с постсоветскими государствами Сред-
ней Азии) представлена как эпицентр Евразии,
«за скобками» которого остается европейская
часть континента и восточные регионы (Вос-
точная Сибирь и Дальний Восток). Как видно
из этой карты
63
(рис. 17), Восточная и Централь-
ная, а тем более Западная Европа «отрезаны» от
России и даже не рассматриваются в качестве
предмета возможной озабоченности.
Сохраняется некоторое беспокойство от-
носительно энергетической зависимости стран
ЕС от России, которую США пытаются любыми
способами уменьшить. Остановка строительства
«Южного потока», кампания в пользу американ-
ского сланцевого газа и прочие мероприятия
направлены, в конечном итоге, на одну и ту же
цель — максимально изолировать Россию в Ев-
ропе и снизить ее влияние. События на Украине
в 2014 году показали, что это США практически
удалось. Та карта ЦРУ, на которой изображена
Россия, как оказалось, отражает не только гео-
графические, но и политические и экономичес-
кие реалии.
Рис. 18.
65
Рис. 17.
91
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
Это хорошо видно на следующей карте
64
(рис. 18).
Параллельно с изоляцией России в Европе,
США стремятся максимально изолировать Рос-
сию на юге и юго-востоке, создав там очаги анти-
российской напряженности. В этом случае Рос-
сия окажется отрезанной по Уральскому хребту
от Сибири и АТР, в том числе от КНР, превра-
тится в Московское княжество XVI века, о чем
откровенно говорят на Западе. Такое представле-
ние о месте России в Евразии не случайно. Если
исходить из приоритетного геополитического
внимания США к среднеазиатским постсовет-
ским республикам, то подразумевается, что их
дестабилизация (особенно Казахстана) приведет
к распаду России на европейскую и азиатскую
часть (у З. Бжезинского — Поволжья).
При этом наиболее развитые районы Юж-
ного Урала и Западной Сибири и коммуника-
ции, которые проходят с запада на восток и с
севера на юг по Челябинской, Омской, Ново-
сибирской и другим областям, окажутся под
непосредственной угрозой. «Транспортные
коридоры» — как идея транзита из Европы
в страны АТР — также окажутся под факти-
ческим контролем, впрочем, как и основные
российские запасы природных ресурсов
66
. Это
геополитическое соображение имеет огромное
значение не только (а, может быть, не столько)
по отношению к России, но и главному конку-
ренту США в XXI веке — КНР.
Пока что дружба с Россией обеспечивает
КНР:
—
благоприятную границу с севера и северо-
запада, фактически закрывающую всю су-
хопутную границу Китая и его воздушное
пространство с этих направлений;
—
поставки сырья и источников энергии, га-
рантирующие развитие экономики КНР
и существование транспортных коридоров;
—
наконец, возможность концентрации на
тех районах, где проживает большая часть
(94%) китайского населения и находятся со-
ответственно основные интересы безопас-
ности. Как хорошо видно на карте (рис. 19),
«зона ответственности» России не затраги-
вает основные интересы КНР.
Значение транспортных коридоров России
в мире и в Евразии огромно и не вполне по до-
стоинству оценено. Так, основу транспортных
грузопотоков и пассажиропотоков в мире и в
Евразии составляет российская ж/д сеть, на
которую приходится более половины перево-
зок в Европе и в Евразии, а с учетом Украины
Рис. 19.
67
92
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
и Казахстана — почти половина мировых гру-
зопотоков по железным дорогам. Что хорошо
видно из следующих примеров (табл. 11, рис. 20).
Отсюда возникает колоссальная роль рос-
сийских транспортных коридоров с запада на
восток и с востока на запад, а так же стремитель-
но растущее значение Северного морского пути
(СМП) из Европы в Азию и обратно. Собствен-
но экономическое значение ЦА невелико. В том
числе и для России. И не стоит его переоцени-
вать с точки зрения евразийской интеграции.
Как отмечают исследователи МГИМО(У), «пять
Центрально-Азиатских государств создают всего
около 11,1% от общего ВВП СНГ, в каждом из
них насчитывается не менее трети убыточных
предприятий, и каждое обременено междуна-
родными долговыми обязательствами. В целом,
фактически только российское сотрудничест-
во с Казахстаном обеспечено по-настоящему
рентабельными проектами, а в других случаях
Табл. 11. Общий объем железнодорожных грузоперевозок (млн тонн-км.)
за вычетом пустых частных вагонов, 2011 год
68
№ №
Страна
Значение
1
Соединенные Штаты Америки
2,524,292
2
Российская Федерация
2,127,835
3
Украина
243,866
4
Казахстан
223,626
5
Германия
113,317
6
Польша
53,746
7
Франция
34,200
8
Швеция
22,864
9
Латвия
21,410
10
Австрия
20,345
11
Литва
15,088
12
Румыния
14,719
Рис. 20.
69
93
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
рентабельность взаимодействия носит условный
характер»
70
.
И опять же, возвращаясь к карте З. Бжезин-
ского, удивляешься ее совпадению с представ-
лениями ЦРУ о роли транспортных коридоров
и транзита — сырьевого и промышленного —
из Европы в страны АТР. Это подтверждается
и другими изображениями политических карт
Европы и Азии, на которых Евразия четко де-
лится на две политические части — европейс-
кую и азиатскую
71
, в центре которой находятся
государства ЦА.
Так, в представлении западных геополити-
ков Европа и ее безопасность ограничивают-
ся безопасностью государств Западной, Цент-
ральной и частью Восточной Европы (включая
страны Прибалтики, Белоруссию и Украину),
а также Турцией. «За скобками» этой архи-
тектуры безопасности находится российская
часть Восточной Европы, Поволжье, страны
ЦА и Сибирь.
Возвращаясь к ВКО, точнее, к ее политичес-
ким аспектам, во главе угла которых находится
формирование коалиции в Евразии, обнаружи-
ваешь, что в настоящее время сотрудничают
с США или ведут переговоры о создании и раз-
мещении компонентов ПРО следующие страны:
—
Великобритания — производит системы ра-
диоразведки и РЭБ, поставляет компоненты
для ПРО США (а также не исключает воз-
можное размещение ПРО США на ее тер-
ритории);
—
Ирландия — поставляет компоненты для
ПРО США (поддерживает развёртывание
ПРО США в Европе и Японии);
—
Германия и Франция — поставляют сложное
коммуникационное оборудование для ПРО
США (также не исключают возможное раз-
мещение ПРО США на своей территории);
—
Польша — ПРО США уже строится;
—
Эстония, Литва, Чехия — ведутся перегово-
ры по размещению ПРО США;
—
Дания — поставляет компоненты для ПРО
США (Дания также не исключает, что на ее
территории появится ПРО США);
—
Финляндия и Швеция — поставляют ком-
поненты для ПРО США (также ведутся пе-
реговоры о размещении РЛС);
—
Южная Корея — поставляет сложные и нау-
коемкие микросхемы для ПРО США (Корея
также не исключает, что ПРО США появится
и на Корейском полуострове);
—
Сингапур и Малайзия — ведутся переговоры
о размещении ПРО США;
—
Канада — ведёт переговоры с США по раз-
мещению ПРО США и интегрированию ПРО
Канады в систему ПРО США;
—
Япония — поставляет самые сложные ком-
поненты для ПРО США, размещает РЛС,
производит ракеты, а также скоро будут раз-
мещены ПРО США с ядерными установками
в Японии (Хоккайдо);
—
Мексика — ведутся переговоры о вступле-
нии Мексики в систему ПРО США;
—
Монголия — ведутся переговоры о разме-
щении ПРО США;
—
Азербайджан — ведутся переговоры о раз-
мещении ПРО США;
—
Румыния — поставляет компоненты для
ПРО США (также ведутся переговоры о раз-
мещении ПРО США в Румынии);
—
Грузия — ведутся переговоры о размещении
ПРО США в Грузии;
—
Австралия — строится РЛС США с интег-
рированной системой «ПРО США — Новая
Зеландия — Сингапур — Япония»;
—
Словакия — ведутся переговоры о строи-
тельстве ПРО США;
—
Италия — поставляет ОС для ПРО США
(также не исключает возможность строи-
тельства ПРО США в Италии);