ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1440

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

89

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

и  Мали

58

. Это поведение определенно свиде-

тельствует в пользу изменений французской 

внешней и военной политики, которая во все 
большей степени ориентируется на геополити-

ческую борьбу за Африку, чье значение стреми-

тельно возрастет уже к середине XXI века.

Другой пример — создание в РФ отдельно-

го вида ВС  — Воздушно-космических войск 
к 1 января 2016 года

59

, фиксирует фактическое 

появление единого глобального ТВД (Воздуш-
но-космического пространства), о чем подроб-
нее будет сказано ниже. Очевидно, однако, уже 

сейчас, что ВКВ станут конкретным инструмен-
том геополитики в глобальном масштабе, когда 
сфера ответственности этого вида войск рас-

пространяется не только на территорию РФ и ее 

союзников, но и на всю планету, все государства.

С геополитической точки зрения очевиден 

растущий потенциал военного присутствия США 
и НАТО в Центральной Азии, Юго-Восточной 
и Северо-Восточной Азии. Учитывая удаленность 

от США, а также создание новых систем воздуш-

но-космического нападения, этот потенциал все 
больше приобретает черты наступательно-обо-
ронительного стратегического потенциала, ис-
пользуемого в воздушном и космическом про-

странстве. Этот потенциал — главный ресурс 

в  силовом геополитическом противостоянии 
в Евразии. Традиционные сухопутные и морс-
кие силы в такой стратегии малоэффективны, 
а геополитические амбиции США столь сильны, 

что их реализация без угрозы использования во-

енной силы маловероятна. Причем эти амбиции 
сформулированы не только в концептуальных 

наработках ученых и экспертов типа З. Бжезин-

ского, но и в официальных документах. 

Как отмечают эксперты, «… идея „Шёлко-

вого пути“ не только существовала, но и была 

оформлена в проект закона ещё в 1997 г. — задол-

го до начала войны США в Афганистане. В 1999 г. 
палата представителей США приняла „Закон 

о стратегии Шёлкового пути“, и сенат включил 
его в бюджетный „Закон по зарубежным опера-

циям, экспортному финансированию и связан-
ными с этим программами“ на 2000 финансовый 
год. (FY 2000 Foreign Operations, Export Financing, 

and Related Programs Appropriations Act)»

60

.

В целом на всех потенциальных ТВД для 

России сложилось крайне неблагоприятное со-
отношение сил, где военные возможности разли-

чаются не в разы, а на порядки. Это означает, что 

должна быть избрана такая военная доктрина 
и военная стратегия, которые исходили бы из 
этих реалий. Соответственно, из такой военной 
доктрины должны исходить и планы военного 

строительства, которых, по признанию автори-
тетных экспертов, сегодня нет

61

. В частности, не-

обходимо выделить два наиболее приоритетных 

направления военного строительства — созда-
ние эффективной системы ВКО территории 

страны (и союзников) и развития СЯС. Эти на-

правления должны быть основой обеспечения 
безопасности России, ОДКБ, СНГ и, возможно, 
других стран. И в их пользу необходимо пере-
распределить национальные ресурсы, понимая, 

что Сухопутные силы, ВМФ, ВВС, ВДВ и другие 

виды войск становятся вспомогательными ви-
дами объединенной ВКО и СЯС.

3.5. Геополитическое противостояние в Евразии

… эти войны (мировые — 

А. П.

) не сразу принимали мировой размах. Ни предшествовала 

череда военных конфликтов…, взаимосвязанных своей внутренней логикой. Эта 

особенность … стала характерной для всех последующих войн…

62

.

Ю. Балуевский, 

бывший начальник ГШ ВС РФ

М. Хамзатов,

советник НГШ ВС РФ

Усиление военно-политического давления 

западной локальной цивилизации на Россию 
в 2014 году приняло беспрецедентные масшта-
бы, что поставило вопрос о конечной цели такой 
политики. Если попытаться абстрагироваться от 
деталей, пусть даже важных, и существенных 

оговорок, то, в конечном счете, эту цель можно 
сформулировать как развал России, ее терри-
ториальный раздел и устранение ее влияния 

в мире, но, прежде всего, ее возможностей кон-

солидировать разные силы вокруг «российского 
ядра» в Евразии. Соответственно, всю политику 


background image

90

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

США и ЕС следует рассматривать под углом зре-

ния достижения этой главной цели, подразу-
мевающей, естественно, решение конкретных 
задач, от которых зависит общий результат.

Целесообразно рассмотреть некоторые из 

них. В этой связи обращает на себя внимание по-
литическая логика руководства США в отноше-
нии Евразии, которая наглядно просматривается 
в подходе главного информационно-консульта-

тивного органа правительства страны — Цент-

рального разведывательного управления (ЦРУ). 

На официальном сайте этого ведомства Россия 
(вместе с постсоветскими государствами Сред-

ней Азии) представлена как эпицентр Евразии, 

«за скобками» которого остается европейская 

часть континента и восточные регионы (Вос-

точная Сибирь и Дальний Восток). Как видно 

из этой карты

63

 (рис. 17), Восточная и Централь-

ная, а тем более Западная Европа «отрезаны» от 

России и даже не рассматриваются в качестве 

предмета возможной озабоченности.

Сохраняется некоторое беспокойство от-

носительно энергетической зависимости стран 
ЕС от России, которую США пытаются любыми 

способами уменьшить. Остановка строительства 

«Южного потока», кампания в пользу американ-

ского сланцевого газа и прочие мероприятия 

направлены, в конечном итоге, на одну и ту же 
цель — максимально изолировать Россию в Ев-
ропе и снизить ее влияние. События на Украине 
в 2014 году показали, что это США практически 
удалось. Та карта ЦРУ, на которой изображена 

Россия, как оказалось, отражает не только гео-

графические, но и политические и экономичес-
кие реалии.

Рис. 18.

65

Рис. 17.


background image

91

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

Это хорошо видно на следующей карте

64

 

(рис. 18).

Параллельно с изоляцией России в Европе, 

США стремятся максимально изолировать Рос-
сию на юге и юго-востоке, создав там очаги анти-

российской напряженности. В этом случае Рос-

сия окажется отрезанной по Уральскому хребту 
от Сибири и АТР, в том числе от КНР, превра-
тится в Московское княжество XVI века, о чем 
откровенно говорят на Западе. Такое представле-

ние о месте России в Евразии не случайно. Если 
исходить из приоритетного геополитического 
внимания США к среднеазиатским постсовет-

ским республикам, то подразумевается, что их 

дестабилизация (особенно Казахстана) приведет 
к распаду России на европейскую и азиатскую 

часть (у З. Бжезинского — Поволжья). 

При этом наиболее развитые районы Юж-

ного Урала и Западной Сибири и коммуника-
ции, которые проходят с запада на восток и с 

севера на юг по Челябинской, Омской, Ново-
сибирской и другим областям, окажутся под 

непосредственной угрозой. «Транспортные 
коридоры»  — как идея транзита из Европы 
в страны АТР — также окажутся под факти-

ческим контролем, впрочем, как и основные 

российские запасы природных ресурсов

66

. Это 

геополитическое соображение имеет огромное 
значение не только (а, может быть, не столько) 
по отношению к России, но и главному конку-
ренту США в XXI веке — КНР. 

Пока что дружба с Россией обеспечивает 

КНР:

 

благоприятную границу с севера и северо-
запада, фактически закрывающую всю су-
хопутную границу Китая и его воздушное 
пространство с этих направлений;

 

поставки сырья и источников энергии, га-
рантирующие развитие экономики КНР 
и существование транспортных коридоров;

 

наконец, возможность концентрации на 

тех районах, где проживает большая часть 
(94%) китайского населения и находятся со-
ответственно основные интересы безопас-

ности. Как хорошо видно на карте (рис. 19), 

«зона ответственности» России не затраги-

вает основные интересы КНР.

Значение транспортных коридоров России 

в мире и в Евразии огромно и не вполне по до-

стоинству оценено. Так, основу транспортных 

грузопотоков и пассажиропотоков в мире и в 
Евразии составляет российская ж/д сеть, на 
которую приходится более половины перево-
зок в Европе и в Евразии, а с учетом Украины 

Рис. 19.

67


background image

92

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

и Казахстана — почти половина мировых гру-
зопотоков по железным дорогам. Что хорошо 
видно из следующих примеров (табл. 11, рис. 20).

Отсюда возникает колоссальная роль рос-

сийских транспортных коридоров с запада на 

восток и с востока на запад, а так же стремитель-
но растущее значение Северного морского пути 

(СМП) из Европы в Азию и обратно. Собствен-

но экономическое значение ЦА невелико. В том 

числе и для России. И не стоит его переоцени-

вать с точки зрения евразийской интеграции. 
Как отмечают исследователи МГИМО(У), «пять 
Центрально-Азиатских государств создают всего 

около 11,1% от общего ВВП СНГ, в каждом из 

них насчитывается не менее трети убыточных 
предприятий, и каждое обременено междуна-
родными долговыми обязательствами. В целом, 

фактически только российское сотрудничест-

во с Казахстаном обеспечено по-настоящему 
рентабельными проектами, а в других случаях 

Табл. 11. Общий объем железнодорожных грузоперевозок (млн тонн-км.)
за вычетом пустых частных вагонов, 2011 год

68

№ № 

Страна

Значение

1

Соединенные Штаты Америки

2,524,292

2

Российская Федерация

2,127,835

3

Украина

243,866

4

Казахстан

223,626

5

Германия

113,317

6

Польша

53,746

7

Франция

34,200

8

Швеция

22,864

9

Латвия

21,410

10

Австрия

20,345

11

Литва

15,088

12

Румыния

14,719

Рис. 20.

69


background image

93

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

рентабельность взаимодействия носит условный 
характер»

70

.

И опять же, возвращаясь к карте З. Бжезин-

ского, удивляешься ее совпадению с представ-

лениями ЦРУ о роли транспортных коридоров 
и транзита — сырьевого и промышленного — 
из Европы в страны АТР. Это подтверждается 
и другими изображениями политических карт 
Европы и Азии, на которых Евразия четко де-
лится на две политические части — европейс-
кую и азиатскую

71

, в центре которой находятся 

государства ЦА.

Так, в представлении западных геополити-

ков Европа и ее безопасность ограничивают-

ся безопасностью государств Западной, Цент-

ральной и частью Восточной Европы (включая 

страны Прибалтики, Белоруссию и Украину), 
а  также Турцией. «За скобками» этой архи-
тектуры безопасности находится российская 

часть Восточной Европы, Поволжье, страны 

ЦА и Сибирь.

Возвращаясь к ВКО, точнее, к ее политичес-

ким аспектам, во главе угла которых находится 

формирование коалиции в Евразии, обнаружи-

ваешь, что в настоящее время сотрудничают 

с США или ведут переговоры о создании и раз-

мещении компонентов ПРО следующие страны:

 

Великобритания — производит системы ра-

диоразведки и РЭБ, поставляет компоненты 

для ПРО США (а также не исключает воз-
можное размещение ПРО США на ее тер-
ритории);

 

Ирландия — поставляет компоненты для 
ПРО США (поддерживает развёртывание 
ПРО США в Европе и Японии);

 

Германия и Франция — поставляют сложное 
коммуникационное оборудование для ПРО 
США (также не исключают возможное раз-
мещение ПРО США на своей территории);

 

Польша — ПРО США уже строится;

 

Эстония, Литва, Чехия — ведутся перегово-

ры по размещению ПРО США;

 

Дания — поставляет компоненты для ПРО 
США (Дания также не исключает, что на ее 
территории появится ПРО США);

 

Финляндия и Швеция — поставляют ком-

поненты для ПРО США (также ведутся пе-
реговоры о размещении РЛС);

 

Южная Корея — поставляет сложные и нау-

коемкие микросхемы для ПРО США (Корея 
также не исключает, что ПРО США появится 
и на Корейском полуострове);

 

Сингапур и Малайзия — ведутся переговоры 
о размещении ПРО США;

 

Канада — ведёт переговоры с США по раз-
мещению ПРО США и интегрированию ПРО 
Канады в систему ПРО США;

 

Япония — поставляет самые сложные ком-

поненты для ПРО США, размещает РЛС, 
производит ракеты, а также скоро будут раз-
мещены ПРО США с ядерными установками 
в Японии (Хоккайдо);

 

Мексика — ведутся переговоры о вступле-

нии Мексики в систему ПРО США;

 

Монголия — ведутся переговоры о разме-

щении ПРО США;

 

Азербайджан — ведутся переговоры о раз-

мещении ПРО США;

 

Румыния  — поставляет компоненты для 
ПРО США (также ведутся переговоры о раз-

мещении ПРО США в Румынии);

 

Грузия — ведутся переговоры о размещении 
ПРО США в Грузии;

 

Австралия — строится РЛС США с интег-

рированной системой «ПРО США — Новая 

Зеландия — Сингапур — Япония»;

 

Словакия — ведутся переговоры о строи-
тельстве ПРО США;

 

Италия — поставляет ОС для ПРО США 
(также не исключает возможность строи-
тельства ПРО США в Италии);