ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1493
Скачиваний: 2
94
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
—
Норвегия — поставляет детали и ОС для
ПРО США
72
.
—
Вьетнам — планируются переговоры по раз-
мещению ПРО США.
Это свидетельствует, безусловно, не просто
о сотрудничестве, но о формировании крупной
военно-политической коалиции, которая (пока
что) не имеет ни четких целей, ни участников,
но ясно демонстрирует нарастающую тенден-
цию, в которой особое место отводится Евра-
зии, точнее, странам АТР и Евразии, а в узком
контексте — России и Китаю.
Возвращаясь к законодательному обеспече-
нию геополитической стратегии США, эксперты
отмечают: «Этот закон обязал исполнительную
власть США прилагать все необходимые усилия
для построения в регионах Средней Азии и Юж-
ного Кавказа „открытых демократических сис-
тем“ и „открытых рыночных экономик“. „Откры-
тый“, в терминологии США, значит доступный
для американского проникновения. Белому дому
было предписано „активно продвигать участие
американских компаний и инвесторов в пла-
нировании, финансировании и строительстве
инфраструктуры коммуникаций, транспорта,
включая воздушные сообщения, автодороги, же-
лезные дороги, порты, морские перевозки, бан-
ки, страхование, телекоммуникационные сети,
газовые и нефтяные трубопроводы“. Проекты
должны реализовываться силами частного капи-
тала, что подразумевает приватизацию местных
ресурсов и инфраструктуры»
73
.
При этом особое значение придается деста-
билизации режимов в Казахстане и других стра-
нах бывшей советской Средней Азии, но, прежде
всего, все-таки Казахстана, который (как видно
из карты ЦРУ) занимает ключевое место в аме-
риканской геополитике. Не трудно заметить, судя
по этой карте, что важнейшие районы Поволжья,
Южного Урала и Западной Сибири (то есть по сути
индустриальный и логистический центр России)
находятся в непосредственной близи от Казахста-
на, а транспортные коридоры — «запад–восток»
и «север–юг» — проходят через его территорию.
В этой связи понятна и адекватная реак-
ция правительства Казахстана, которое осенью
2012 года закрыло восемь газет, телеканал «К+»
и 23 интернет-ресурса за разжигание экстре-
мизма
74
.
В мае 2006 г. с учётом военных реалий «Закон
о стратегии Шёлкового пути» был основательно
обновлён и дополнен. В частности, США взяли
на себя обязательство по «развитию внутреннего
оборонного потенциала и обеспечению безопас-
ности границ» государств «Шёлкового пути»
75
.
Как объясняют исследователи из вашингтонс-
кого Центра стратегических и международных
исследований (CSIS), «Современный Шёлковый
путь» является «частью противоповстанческой
стратегии США в регионе». Как и Северная сеть
доставки (NDN) — пути снабжения оккупацион-
ных войск США и НАТО в Афганистане, проходя-
щие через Россию, которую в Вашингтоне считают
первым шагом к реализации «Шёлкового пути»
76
.
95
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
Таким образом, «Новый Шёлковый путь»
продолжает американскую стратегию Большой
Центральной Азии и преследует массу важных
целей одновременно:
1.
освоение природных ресурсов Афганиста-
на, оцененных геологической службой США
в один триллион долларов;
2. получение доступа к рынкам, насчитываю-
щим более двух миллиардов человек — поч-
ти четверть населения планеты;
3. строительство капитализма в регионе, мно-
гие районы которого находятся на феодаль-
ной стадии развития;
4. получение предлога для расширения воен-
ного присутствия и размещения военных
баз — «для защиты трубопроводов»;
5. перенаправление природных ресурсов ре-
гиона от Китая в Индию и Пакистан;
6. наконец, создание региональной организа-
ции «государств Шёлкового пути» в проти-
вовес ШОС и ОДКБ.
Россия незримо присутствует в законе
2006 г., где ставится цель «предотвращения ус-
тановления любой другой страной монополии
на энергоресурсы или энергетическую транспор-
тную инфраструктуру в странах Центральной
Азии и Южного Кавказа, которая бы ограничи-
ла доступ США к энергоресурсам»
77
. Другими
словами, США и их союзники недвусмысленно
заявляют о своих претензиях на контроль над
значительной частью Евразии, являющейся
в том числе и частью территории России.
3.6. Государственный терроризм как вариант сценария
развития ВПО
Некоторые коллеги мне сказали, что им теперь понятно, что «холодная война» никогда
не прекращалась, и те, кто в ней победил,… никогда не отказывались от того, чтобы
использовать ситуацию в своих геополитических интересах
78
.
С. Лавров,
министр иностранных дел России
Россия и Запад, используя как будто бы один политический язык,
иногда перестают понимать друг друга
79
.
А. Торкунов,
ректор МГИМО(У)
В сентябре 2014 года Президент Польши
и министр иностранных дел Франции предло-
жили ограничить право России на использова-
ние вето в ООН. Эта инициатива вполне сов-
мещается по сути и времени с односторонним
решением США и Франции бомбардировать
исламистов в Сирии и Ираке. Таким образом
очевидна тенденция: с одной стороны односто-
ронние силовые действия, игнорирующие Устав
ООН и нормы международного права США и их
союзников, а, с другой, — попытка лишить дру-
гие страны законной возможности ограничить
такие односторонние действия. Логическая схе-
ма такой стратегии Запада вполне укладывается
в сценарий борьбы западной локальной цивили-
зации в XXI веке с другими локальными цивили-
зациями, в основе которого лежат две осознанно
культивируемые политические концепции.
Первая концепция заключается в том, что-
бы трансформировать международную сис-
тему безопасности и связанные с ней нормы
международного права в откровенно удобную
для политики Запада форму. Такая новая форма
предполагает:
а) устранение тех элементов системы меж-
дународной безопасности, сложившихся
после Второй мировой войны и основан-
ных на вынужденном признании военно-
политического равенства, которые мешают
одностороннему использованию Западом
военной силы;
б) и, наоборот, сознательное стимулирование
развитие таких элементов системы между-
народной безопасности и права, которые
облегчают возможность политического
и военного использования силы.
Вторая концепция предполагает ускорен-
ное развитие военно-силовых возможностей,
западной локальной цивилизации, поиск новых
форм применения военной силы, средств (ВиВТ)
96
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
и расширение спектра вооруженного насилия на
гражданские области.
Вторая концепция связана с резким усиле-
нием значения качества человеческого капитала
и, его институтов в политической, экономичес-
кой и военной области
80
. Это явление иногда
рассматривается слишком узко — только как
увеличение значения «мягкой силы» во внешней
политике развитых стран, что далеко не раскры-
вает его подлинного содержания.
Применительно к развитию сценариев ВПО
в XXI веке эта тенденция означает, что резко рас-
ширяется спектр силовых форм противоборства
как за счет милитаризации гражданских, так и за
счет создания новых форм. Так, налицо быст-
рая трансформация общественных (спортивных,
культурных и пр.), институтов гражданского об-
щества (развития НЧК)
81
в полувоенные и при
необходимости военные организации, но и со-
здание внешне гражданских, а в действитель-
ности военных вооруженных формирований.
Эти процессы можно проиллюстрировать на
следующем рисунке (рис. 21).
Наконец, исподволь создается новая систе-
ма международной безопасности и права, аль-
тернативная прежней. Она является важным
элементом такой стратегии где коалиционная
политика, создание «общего знаменателя» для
всех стран, консолидированных с западной
локальной цивилизацией, не только на случай
военных действий, но и в широком спектре по-
литико-экономического сотрудничества. Типич-
ным примером этому является единая политика
Запада в ООН и по отношению к режиму санк-
ций против России.
Эти антизаконные, антиправовые средства
по сути представляют собой средства государст-
венного терроризма, которые внедряются в об-
щественное сознание в противоречии с нормами
международного права.
Так, США в последние 6 лет 7 раз исполь-
зовали военную силу против независимых го-
сударств без санкций ООН и без объявления
войны.
Другой пример: постоянное применение
ударных беспилотников в Пакистане, Ираке
и Афганистане.
Но, главное, системная поддержка (в т. ч.
вооружениями) антиправительственных сил
в любой стране мира.
В силовом противоборстве локальных ци-
вилизаций и отдельных государств в XXI веке
стремительно усиливается сегмент средств
асимметричного противоборства, когда вмес-
Рис. 21.
97
Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации
то традиционных армий и спецподразделений
выступают незаконные вооруженные формиро-
вания, а фактически полувоенные обществен-
ные организации и корпорации, которые иног-
да становятся полноправными субъектами МО
и ВПО. Так, исламисты на Большом Ближнем
Востоке фактически создали свое государство.
В Донецкой и Луганской областях оппозиция
также создала свое государственно образование.
В этих условиях Запад открыто придержива-
ется политики государственного терроризма, —
как политики и идеологии, когда государство
(группа государств) по отношению к другому
государству (группе государств) или локальной
цивилизации, становится основой для формиро-
вания одного из вариантов сценариев развития
ВПО в XXI веке. Это политика не раз апробиро-
валась США в XX веке, ведь с 1942 года США ни
разу не объявляли официально войны, участвуя
постоянно в боевых действиях против многих
государств.
Подобное обстоятельство и практика в при-
нципе не являются новым явлением в истории
человечества. Нашествия Чингисхана, например,
можно рассматривать как террор в отношении
других государств, не требовавший ни окку-
пации, ни постоянного присутствия. Террор
какого-либо государства или какого-то покро-
вительства другим государством — достаточно
эффективная политика. Ему необходимо лишь
обеспечить политическое прикрытие и незави-
симость от норм международного права. Как
показали события на Украине последних лет,
террор в отношении части граждан позволил
сложить благоприятную политико-идеологи-
ческую атмосферу для проведения откровенно
антироссийской политики. Особенно в тех горо-
дах и регионах, где были сильны пророссийские
настроения.
Противодействовать развитию такого ва-
рианта сценария глобального противоборства
крайне трудно: до конца не ясен ни противник,
ни масштаб, ни средства, ни направления ударов.
Можно только догадываться, но практически
невозможно ничего доказать.
Размышления о противодействии террориз-
му, к сожалению, достаточно критичны. Борьба
с терроризмом развернувшиеся в России, до-
статочно бессистемна и хаотична, и, как следс-
твие, малоэффективна. Главная причина — недо-
оценка терроризма как политики, политической
практики и идеологии. Идеологии, может быть,
прежде всего. Хотя именно государственный
терроризм на Кавказе больше всего угрожал
России.
Противодействовать идеологии (в том чис-
ле государственной) терроризма, и экстремиз-
ма должна прежде всего также идеология, а не
«набор мероприятий», издание брошюр и т. п.,
т. е. как минимум должна быть альтернатив-
ная, конкурентоспособная, позитивная нацио-
нальная идеология. Аналогичная политическая
идеология противодействию государственному
терроризму должна продвигаться и в мировом
общественном мнении, стать постоянным пред-
метом внимания в сотнях международных ин-
ститутов и организаций. Это означает, что, во-
первых, Россия должна создать такую идеологию
противодействия государственному терроризму
хотя бы на уровне нескольких тезисов, а, во-вто-
рых, постараться привлечь к ней максимальное
внимание СМИ, международных и обществен-
ных институтов и организаций.
Учитывая, что большинство из них нахо-
дятся под сильным влиянием Запада, либо под
его прямым контролем, эта работа является не
просто трудной, но и требующей постоянного
политического внимания и ресурсов. Причем эта
концепция не должна сводиться только к крити-
ке государственного терроризма, но и предлагать
свои позитивные варианты взаимоотношений
и решения проблем.
Такая позитивная идеология представляет
собой систему доминирующих в международ-
ном сообществе и в обществе взглядов на нацио-
нальные цели развития, средства их достижения,
систему национальных ценностей и интересов.
В этом случае терроризм выступает удивительно
точно против главной цели в противоборстве со-
временных локальных цивилизаций и наций —
систем ценностей, национальных приоритетов
и интересов. Все это объединено в единую сис-
тему, называемую идеологией.
Есть ли такая идеология сегодня в мире и в
т. ч. у нашей нации? Вряд ли можно признать,
что такая идеология действительно есть. Более
того, в России до сих пор очень сильна точка
зрения вообще, отрицающая эту необходимость.
За рубежом, по понятным причинам, у Запада
позиция близка к нашим отечественным либе-
ралам, которые апеллируют к разным аргумен-
там. В том числе ссылками на Конституцию РФ,
прямо запрещающую, по их мнению, монополию
на госидеологию (но отнюдь не на идеологию).
98
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Может быть, поэтому и результаты борьбы
с терроризмом достаточно скромны. Трезвая,
адекватная оценка позволяет сделать вывод: пока
что удалось ограничить масштаб и численность
террористических акций, но не сам терроризм
как явление. Прежде всего идеологическое. Не
осмыслены до конца и возможные меры проти-
водействия терроризму в случае нарастания гло-
бального цивилизационного противоборства,
которое становится практической реальностью,
как показал кризис на Украине.
Такая национальная идеология должна четко
сформулировать главные приоритеты нации и ее
систему ценностей, прежде всего, показать «образ
желаемого будущего»: какой мы хотим увидеть
нацию в будущем, каким критериям она должна
соответствовать, какова главная цель ее развития
и что должно делать для этого государство. И эта
цель должна быть достаточно понятна и конк-
ретна, укладываться в набор простых идеологем.
Без этого не удастся консолидировать на элиту,
ни общество в условиях нарастающего кризиса.
На мой взгляд, такой главной политико-
идеологической целью и высшим приоритетом
в противодействии информационному про-
тивоборству должен стать человек, развитие
и реализация человеческого потенциала
82
. Такая
высшая национальная (общественная, государс-
твенная, социально-экономическая и пр.) цель
предполагает, например, достижение высших
показателей в самых различных, но хорошо из-
вестных критериях, характеризующих челове-
ческий потенциал — продолжительности жизни,
душевом национальном доходе, качестве здоро-
вья и образования, — измеряемыми с 1990 года
ООН на вполне объективной основе. Пока что по
этим показателям Россия занимает 30–60 место
в мире. И эта главная слабость — политическая,
экономическая и идеологическая — России
83
.
Другая сторона этого вопроса — возмож-
ность реализации человеческого потенциала Рос-
сии, что, собственно говоря, и является главной
задачей государства и его институтов. Причем
понятия «потенциал» и его «реализация» пред-
полагают не только создание максимально благо-
приятных материальных, но и интеллектуальных
и духовных условий. В последние десятилетия
особенное значение приобретает содействие раз-
витию и реализации творческих возможностей
личностей, которые являются в XXI веке глав-
ным средством экономического и социального
развития и главным ресурсом развития нации.
Эта же проблема является ключевой при оценке
эффективности использования «мягкой силы»
в противоборстве локальных цивилизаций. Та
цивилизация, нация или государства, которые
могут эффективно и лучше других использовать
свой национальный человеческий потенциал, его
творческие и организационные возможности, та
страна окажется безусловным победителем
84
.
В современной вооруженной борьбе и войне
роль творческих личностей — акторов, интелли-
генции, журналистов, писателей, ученых, спорт-
сменов — оказывается ключевой. Именно они
формируют ту или иную общественно-полити-
ческую атмосферу в стране, которая может быть
пессимистической, настроенной на поражение,
либо наоборот. Опыт вооруженного конфликта
на Украине показал, что именно пропагандист-
ская и долговременная подготовка идеологичес-
кой почвы на Украине, направленная в течение
25 лет на формирование специфической украин-
ской «прогонации», зараженной русофобством,
позволило сформировать «сначала политичес-
кие, а затем и военные очаги» противостояния.
По сути дела военная конфронтация 2014 года
продемонстрировала, где эти «очаги» граждан-
ского противостояния смогли превратиться
в «массив» военно-политической конфронтации
с Россией, а где они остались «очагами». Карта
военных действий на юго-востоке достаточно
иллюстративна и, на мой взгляд, во многом сов-
падает с картой идеологического противостоя-
ния на Украине. С той разницей, что в значитель-
ном числе регионов Украине к осени 2014 года
идеологическое противостояние не переросло
в военное. В частности, даже по украинским ис-
точникам видно, что военные «очаги» — общее
правило идеологического противостояния
85
.
Реализация идеологией творческих и долго-
срочных целей во многом предопределяет пози-
цию творческого класса и пассионарной части
общества, от которой в конечном счете зависит
не только позиция правящей элиты, но и исход
противоборства. Соответственно эти творчес-
кие, национальные цели не совместимы, прямо
противоречат, таким враждебным, антинацио-
нальным политико-идеологическим целям, как:
—
экстремизм, терроризм, любой радикализм,
включая национальный, политический и со-
циальный;
—
универсализму, бесконтрольной глобализа-
ции в политико-культурной и ценностной
областях;