ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1493

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

94

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

 

Норвегия — поставляет детали и ОС для 
ПРО США

72

.

 

Вьетнам — планируются переговоры по раз-
мещению ПРО США.

Это свидетельствует, безусловно, не просто 

о сотрудничестве, но о формировании крупной 

военно-политической коалиции, которая (пока 

что) не имеет ни четких целей, ни участников, 

но ясно демонстрирует нарастающую тенден-
цию, в которой особое место отводится Евра-
зии, точнее, странам АТР и Евразии, а в узком 
контексте — России и Китаю.

Возвращаясь к законодательному обеспече-

нию геополитической стратегии США, эксперты 

отмечают: «Этот закон обязал исполнительную 

власть США прилагать все необходимые усилия 
для построения в регионах Средней Азии и Юж-
ного Кавказа „открытых демократических сис-

тем“ и „открытых рыночных экономик“. „Откры-
тый“, в терминологии США, значит доступный 

для американского проникновения. Белому дому 
было предписано „активно продвигать участие 

американских компаний и инвесторов в пла-
нировании, финансировании и строительстве 
инфраструктуры коммуникаций, транспорта, 
включая воздушные сообщения, автодороги, же-
лезные дороги, порты, морские перевозки, бан-
ки, страхование, телекоммуникационные сети, 
газовые и нефтяные трубопроводы“. Проекты 

должны реализовываться силами частного капи-

тала, что подразумевает приватизацию местных 

ресурсов и инфраструктуры»

73

.

При этом особое значение придается деста-

билизации режимов в Казахстане и других стра-
нах бывшей советской Средней Азии, но, прежде 
всего, все-таки Казахстана, который (как видно 
из карты ЦРУ) занимает ключевое место в аме-

риканской геополитике. Не трудно заметить, судя 
по этой карте, что важнейшие районы Поволжья, 

Южного Урала и Западной Сибири (то есть по сути 

индустриальный и логистический центр России) 
находятся в непосредственной близи от Казахста-
на, а транспортные коридоры — «запад–восток» 
и «север–юг» — проходят через его территорию.

В этой связи понятна и  адекватная реак-

ция правительства Казахстана, которое осенью 

2012 года закрыло восемь газет, телеканал «К+» 
и 23 интернет-ресурса за разжигание экстре-
мизма

74

.

В мае 2006 г. с учётом военных реалий «Закон 

о стратегии Шёлкового пути» был основательно 
обновлён и дополнен. В частности, США взяли 

на себя обязательство по «развитию внутреннего 

оборонного потенциала и обеспечению безопас-

ности границ» государств «Шёлкового пути»

75

Как объясняют исследователи из вашингтонс-
кого Центра стратегических и международных 
исследований (CSIS), «Современный Шёлковый 
путь» является «частью противоповстанческой 
стратегии США в регионе». Как и Северная сеть 

доставки (NDN) — пути снабжения оккупацион-
ных войск США и НАТО в Афганистане, проходя-
щие через Россию, которую в Вашингтоне считают 
первым шагом к реализации «Шёлкового пути»

76

.


background image

95

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

Таким образом, «Новый Шёлковый путь» 

продолжает американскую стратегию Большой 
Центральной Азии и преследует массу важных 
целей одновременно: 

1. 

освоение природных ресурсов Афганиста-

на, оцененных геологической службой США 
в один триллион долларов; 

2.  получение доступа к рынкам, насчитываю-

щим более двух миллиардов человек — поч-

ти четверть населения планеты; 

3.  строительство капитализма в регионе, мно-

гие районы которого находятся на феодаль-
ной стадии развития; 

4.  получение предлога для расширения воен-

ного присутствия и размещения военных 
баз — «для защиты трубопроводов»; 

5.  перенаправление природных ресурсов ре-

гиона от Китая в Индию и Пакистан; 

6.  наконец, создание региональной организа-

ции «государств Шёлкового пути» в проти-
вовес ШОС и ОДКБ.

Россия незримо присутствует в  законе 

2006 г., где ставится цель «предотвращения ус-
тановления любой другой страной монополии 
на энергоресурсы или энергетическую транспор-
тную инфраструктуру в странах Центральной 

Азии и Южного Кавказа, которая бы ограничи-

ла доступ США к энергоресурсам»

77

. Другими 

словами, США и их союзники недвусмысленно 

заявляют о своих претензиях на контроль над 
значительной частью Евразии, являющейся 
в том числе и частью территории России.

3.6. Государственный терроризм как вариант сценария

развития ВПО

Некоторые коллеги мне сказали, что им теперь понятно, что «холодная война» никогда 

не прекращалась, и те, кто в ней победил,… никогда не отказывались от того, чтобы 

использовать ситуацию в своих геополитических интересах

78

.

С. Лавров,

министр иностранных дел России

Россия и Запад, используя как будто бы один политический язык, 

иногда перестают понимать друг друга

79

.

А. Торкунов,

ректор МГИМО(У)

В сентябре 2014 года Президент Польши 

и министр иностранных дел Франции предло-
жили ограничить право России на использова-
ние вето в ООН. Эта инициатива вполне сов-
мещается по сути и времени с односторонним 
решением США и  Франции бомбардировать 
исламистов в Сирии и Ираке. Таким образом 

очевидна тенденция: с одной стороны односто-

ронние силовые действия, игнорирующие Устав 

ООН и нормы международного права США и их 
союзников, а, с другой, — попытка лишить дру-

гие страны законной возможности ограничить 

такие односторонние действия. Логическая схе-
ма такой стратегии Запада вполне укладывается 

в сценарий борьбы западной локальной цивили-
зации в XXI веке с другими локальными цивили-
зациями, в основе которого лежат две осознанно 
культивируемые политические концепции.

Первая концепция заключается в том, что-

бы трансформировать международную сис-

тему безопасности и связанные с ней нормы 
международного права в откровенно удобную 

для политики Запада форму. Такая новая форма 
предполагает:

а)  устранение тех элементов системы меж-

дународной безопасности, сложившихся 
после Второй мировой войны и основан-
ных на вынужденном признании военно-
политического равенства, которые мешают 

одностороннему использованию Западом 

военной силы;

б)  и, наоборот, сознательное стимулирование 

развитие таких элементов системы между-
народной безопасности и права, которые 

облегчают возможность политического 

и военного использования силы.

Вторая концепция предполагает ускорен-

ное развитие военно-силовых возможностей, 
западной локальной цивилизации, поиск новых 

форм применения военной силы, средств (ВиВТ) 


background image

96

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

и расширение спектра вооруженного насилия на 
гражданские области.

Вторая концепция связана с резким усиле-

нием значения качества человеческого капитала 
и, его институтов в политической, экономичес-
кой и военной области

80

. Это явление иногда 

рассматривается слишком узко — только как 

увеличение значения «мягкой силы» во внешней 
политике развитых стран, что далеко не раскры-
вает его подлинного содержания.

Применительно к развитию сценариев ВПО 

в XXI веке эта тенденция означает, что резко рас-
ширяется спектр силовых форм противоборства 
как за счет милитаризации гражданских, так и за 

счет создания новых форм. Так, налицо быст-

рая трансформация общественных (спортивных, 
культурных и пр.), институтов гражданского об-
щества (развития НЧК)

81

 в полувоенные и при 

необходимости военные организации, но и со-
здание внешне гражданских, а в действитель-
ности военных вооруженных формирований. 
Эти процессы можно проиллюстрировать на 

следующем рисунке (рис. 21).

Наконец, исподволь создается новая систе-

ма международной безопасности и права, аль-
тернативная прежней. Она является важным 
элементом такой стратегии где коалиционная 

политика, создание «общего знаменателя» для 
всех стран, консолидированных с  западной 
локальной цивилизацией, не только на случай 
военных действий, но и в широком спектре по-
литико-экономического сотрудничества. Типич-
ным примером этому является единая политика 
Запада в ООН и по отношению к режиму санк-
ций против России.

Эти антизаконные, антиправовые средства 

по сути представляют собой средства государст-
венного терроризма, которые внедряются в об-
щественное сознание в противоречии с нормами 
международного права.

Так, США в последние 6 лет 7 раз исполь-

зовали военную силу против независимых го-

сударств без санкций ООН и без объявления 

войны.

Другой пример: постоянное применение 

ударных беспилотников в  Пакистане, Ираке 
и Афганистане.

Но, главное, системная поддержка (в т. ч. 

вооружениями) антиправительственных сил 
в любой стране мира.

В силовом противоборстве локальных ци-

вилизаций и отдельных государств в XXI веке 

стремительно усиливается сегмент средств 
асимметричного противоборства, когда вмес-

Рис. 21.


background image

97

Глава 3. Сценарии усиления геополитической конфронтации

то традиционных армий и спецподразделений 

выступают незаконные вооруженные формиро-
вания, а фактически полувоенные обществен-
ные организации и корпорации, которые иног-
да становятся полноправными субъектами МО 
и ВПО. Так, исламисты на Большом Ближнем 

Востоке фактически создали свое государство. 
В Донецкой и Луганской областях оппозиция 
также создала свое государственно образование.

В этих условиях Запад открыто придержива-

ется политики государственного терроризма, — 

как политики и идеологии, когда государство 
(группа государств) по отношению к другому 
государству (группе государств) или локальной 
цивилизации, становится основой для формиро-
вания одного из вариантов сценариев развития 

ВПО в XXI веке. Это политика не раз апробиро-

валась США в XX веке, ведь с 1942 года США ни 
разу не объявляли официально войны, участвуя 
постоянно в боевых действиях против многих 
государств.

Подобное обстоятельство и практика в при-

нципе не являются новым явлением в истории 

человечества. Нашествия Чингисхана, например, 

можно рассматривать как террор в отношении 
других государств, не требовавший ни окку-
пации, ни постоянного присутствия. Террор 
какого-либо государства или какого-то покро-
вительства другим государством — достаточно 
эффективная политика. Ему необходимо лишь 

обеспечить политическое прикрытие и незави-
симость от норм международного права. Как 

показали события на Украине последних лет, 

террор в отношении части граждан позволил 
сложить благоприятную политико-идеологи-

ческую атмосферу для проведения откровенно 

антироссийской политики. Особенно в тех горо-

дах и регионах, где были сильны пророссийские 
настроения.

Противодействовать развитию такого ва-

рианта сценария глобального противоборства 
крайне трудно: до конца не ясен ни противник, 
ни масштаб, ни средства, ни направления ударов. 

Можно только догадываться, но практически 

невозможно ничего доказать.

Размышления о противодействии террориз-

му, к сожалению, достаточно критичны. Борьба 

с терроризмом развернувшиеся в России, до-
статочно бессистемна и хаотична, и, как следс-
твие, малоэффективна. Главная причина — недо-
оценка терроризма как политики, политической 

практики и идеологии. Идеологии, может быть, 

прежде всего. Хотя именно государственный 

терроризм на Кавказе больше всего угрожал 
России.

Противодействовать идеологии (в том чис-

ле государственной) терроризма, и экстремиз-
ма должна прежде всего также идеология, а не 

«набор мероприятий», издание брошюр и т. п., 

т. е. как минимум должна быть альтернатив-

ная, конкурентоспособная, позитивная нацио-
нальная идеология. Аналогичная политическая 
идеология противодействию государственному 

терроризму должна продвигаться и в мировом 
общественном мнении, стать постоянным пред-
метом внимания в сотнях международных ин-
ститутов и организаций. Это означает, что, во-

первых, Россия должна создать такую идеологию 
противодействия государственному терроризму 
хотя бы на уровне нескольких тезисов, а, во-вто-
рых, постараться привлечь к ней максимальное 
внимание СМИ, международных и обществен-
ных институтов и организаций.

Учитывая, что большинство из них нахо-

дятся под сильным влиянием Запада, либо под 

его прямым контролем, эта работа является не 

просто трудной, но и требующей постоянного 
политического внимания и ресурсов. Причем эта 
концепция не должна сводиться только к крити-
ке государственного терроризма, но и предлагать 

свои позитивные варианты взаимоотношений 

и решения проблем.

Такая позитивная идеология представляет 

собой систему доминирующих в международ-

ном сообществе и в обществе взглядов на нацио-
нальные цели развития, средства их достижения, 

систему национальных ценностей и интересов. 
В этом случае терроризм выступает удивительно 
точно против главной цели в противоборстве со-

временных локальных цивилизаций и наций — 

систем ценностей, национальных приоритетов 

и интересов. Все это объединено в единую сис-

тему, называемую идеологией.

Есть ли такая идеология сегодня в мире и в 

т. ч. у нашей нации? Вряд ли можно признать, 

что такая идеология действительно есть. Более 

того, в России до сих пор очень сильна точка 
зрения вообще, отрицающая эту необходимость. 
За рубежом, по понятным причинам, у Запада 

позиция близка к нашим отечественным либе-
ралам, которые апеллируют к разным аргумен-

там. В том числе ссылками на Конституцию РФ, 

прямо запрещающую, по их мнению, монополию 
на госидеологию (но отнюдь не на идеологию).


background image

98

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Может быть, поэтому и результаты борьбы 

с терроризмом достаточно скромны. Трезвая, 
адекватная оценка позволяет сделать вывод: пока 

что удалось ограничить масштаб и численность 

террористических акций, но не сам терроризм 
как явление. Прежде всего идеологическое. Не 
осмыслены до конца и возможные меры проти-

водействия терроризму в случае нарастания гло-
бального цивилизационного противоборства, 
которое становится практической реальностью, 
как показал кризис на Украине.

Такая национальная идеология должна четко 

сформулировать главные приоритеты нации и ее 
систему ценностей, прежде всего, показать «образ 
желаемого будущего»: какой мы хотим увидеть 

нацию в будущем, каким критериям она должна 

соответствовать, какова главная цель ее развития 

и что должно делать для этого государство. И эта 
цель должна быть достаточно понятна и конк-
ретна, укладываться в набор простых идеологем. 

Без этого не удастся консолидировать на элиту, 

ни общество в условиях нарастающего кризиса.

На мой взгляд, такой главной политико-

идеологической целью и высшим приоритетом 
в  противодействии информационному про-

тивоборству должен стать человек, развитие 

и реализация человеческого потенциала

82

. Такая 

высшая национальная (общественная, государс-

твенная, социально-экономическая и пр.) цель 

предполагает, например, достижение высших 
показателей в самых различных, но хорошо из-
вестных критериях, характеризующих челове-

ческий потенциал — продолжительности жизни, 

душевом национальном доходе, качестве здоро-
вья и образования, — измеряемыми с 1990 года 

ООН на вполне объективной основе. Пока что по 

этим показателям Россия занимает 30–60 место 
в мире. И эта главная слабость — политическая, 
экономическая и идеологическая — России

83

.

Другая сторона этого вопроса — возмож-

ность реализации человеческого потенциала Рос-

сии, что, собственно говоря, и является главной 

задачей государства и его институтов. Причем 
понятия «потенциал» и его «реализация» пред-
полагают не только создание максимально благо-
приятных материальных, но и интеллектуальных 
и духовных условий. В последние десятилетия 

особенное значение приобретает содействие раз-

витию и реализации творческих возможностей 
личностей, которые являются в XXI веке глав-
ным средством экономического и социального 
развития и главным ресурсом развития нации. 

Эта же проблема является ключевой при оценке 
эффективности использования «мягкой силы» 
в противоборстве локальных цивилизаций. Та 
цивилизация, нация или государства, которые 
могут эффективно и лучше других использовать 
свой национальный человеческий потенциал, его 
творческие и организационные возможности, та 
страна окажется безусловным победителем

84

.

В современной вооруженной борьбе и войне 

роль творческих личностей — акторов, интелли-
генции, журналистов, писателей, ученых, спорт-

сменов — оказывается ключевой. Именно они 
формируют ту или иную общественно-полити-

ческую атмосферу в стране, которая может быть 

пессимистической, настроенной на поражение, 
либо наоборот. Опыт вооруженного конфликта 
на Украине показал, что именно пропагандист-

ская и долговременная подготовка идеологичес-

кой почвы на Украине, направленная в течение 
25 лет на формирование специфической украин-

ской «прогонации», зараженной русофобством, 

позволило сформировать «сначала политичес-
кие, а затем и военные очаги» противостояния. 

По сути дела военная конфронтация 2014 года 

продемонстрировала, где эти «очаги» граждан-

ского противостояния смогли превратиться 

в «массив» военно-политической конфронтации 

с Россией, а где они остались «очагами». Карта 

военных действий на юго-востоке достаточно 
иллюстративна и, на мой взгляд, во многом сов-
падает с картой идеологического противостоя-
ния на Украине. С той разницей, что в значитель-
ном числе регионов Украине к осени 2014 года 
идеологическое противостояние не переросло 
в военное. В частности, даже по украинским ис-

точникам видно, что военные «очаги» — общее 

правило идеологического противостояния

85

.

Реализация идеологией творческих и долго-

срочных целей во многом предопределяет пози-

цию творческого класса и пассионарной части 

общества, от которой в конечном счете зависит 

не только позиция правящей элиты, но и исход 
противоборства. Соответственно эти творчес-
кие, национальные цели не совместимы, прямо 
противоречат, таким враждебным, антинацио-
нальным политико-идеологическим целям, как:

 

экстремизм, терроризм, любой радикализм, 
включая национальный, политический и со-
циальный;

 

универсализму, бесконтрольной глобализа-
ции в политико-культурной и ценностной 

областях;