ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1490
Скачиваний: 2
104
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
усилий по созданию антизападной военно-по-
литической коалиции.
Развитие различных сценариев ВПО и их
вариантов в мире во многом предопределяет-
ся развитием ВПО в Евразии. Именно на этом
континенте в наибольшей степени концентри-
руются противоречия между всеми основными
локальными цивилизациями. На этом же конти-
ненте сосредоточены основные мировые ресур-
сы, включая военные. На этом континенте во-
енно-политическое противостояние в прошлом
привело к двум мировым войнам и «холодной
войне». Наконец, контроль над этим континен-
том, безусловно, предопределяет возможность
контролировать ВПО в мире, учитывая геопо-
литическое положение основных участников
возможного противоборства.
Упрочение этого контроля в Евразии пред-
полагает, что нарождающийся новый центр силы
в мире окажется под силовым воздействием со
стороны Запада, которое не позволит ему стать
альтернативной западному центру силы и ло-
кальной цивилизации. При этом спектр спосо-
бов применения военной силы будет постоян-
но расширяться, однако в условиях опасности
глобального применения ОМУ, эти способы
будут во все большей степени ориентированы
на специальные военные операции. В специаль-
ном пособии по этому поводу демонстрируется
следующая «лестница эскалации» (рис. 1).
В настоящее время в Евразии существует
единственный масштабный пример военно-
политической интеграции стран представителе
западной локальной цивилизации. Это Северо-
Рис. 1.
3
105
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
атлантический союз, который давно уже пре-
вратился из регионального блока в глобальную
военно-политическую коалицию, фактически
взявшую под свою ответственность всю Евра-
зию. Учитывая планы США по созданию ТТП
и ТАП, которые могут значительно усилить по-
литически и экономически фланги НАТО, такая
геополитическая конфигурация свидетельствует
о том, что позиция западной локальной цивили-
зации по отношению к странам, не участвующим
в их системе безопасности (России, КНР, Индии,
раду другим), стремительно усиливается.
Этот же вектор развития Запада свидетельс-
твует и о том, что он не заинтересован в создании
каких-либо универсальных систем безопасно-
сти, включающих эти страны, более того, будет
всячески препятствовать этому. Любые союзы
(ТС, ШОС, БРИКС и др.) будут рассматриваться
изначально как потенциально враждебные.
Несмотря на это существует не только те-
оретическая но и практическая возможность
широкой военно-политической интеграции
в Евразии, более того, создания коалиции как
противодействия усилению геополитического
влияния США и НАТО. Не смотря на конфрон-
тационное развитие процессов в области между-
народных отношений (а, может быть, и поэтому),
сохраняются некоторые возможности создания
следующих систем международной безопасно-
сти в Евразии:
—
с участием всех локальных цивилизаций —
«от Лиссабона до Владивостока», своего рода
«ОБСЕ в Евразии», включающей все субъек-
ты МО и ВПО на континенте;
—
с участием нескольких локальных цивили-
заций (НАТО — ТС; КНР — ТС; Россия —
Индия; и т. д.);
—
с участием нескольких противостоящих ло-
кальных цивилизаций друг другу (Индия —
ЕС против КНР и исламских государств,
например).
—
создания военно-политического союза на
базе евразийской локальной цивилизации,
вокруг «российского ядра»;
—
наконец, формирования глобальной евра-
зийской коалиции на базе НАТО, как про-
должение развития существующей тенден-
ции обеспечения безопасности, в основе
которой лежит безусловное доминирование
США.
Если эти и другие возможные варианты
сценариев евразийской военно-политической
интеграции носят теоретический характер, то
последний вариант — расширение НАТО до
глобального блока, контролирующего ситуацию
в Евразии, — вполне вероятен, конкретен, может
быть, даже единственно реалистичен. А пото-
му и особенно опасен, ибо обрекает на неудачу
любой иной сценарий евразийской военно-по-
литической интеграции.
4.1. Евразийская общность как основа
для сценариев военно-политической интеграции
Кризис идентичности … характеризуется потерей смыслов и распадом
исторически сложившихся идентичностей, появлением новых
идентичностей, вступающих в конфликт друг с другом
4
.
Н. Федотова
Разрешение прежних идентичностей ло-
кальных цивилизаций Евразии и появление
новых может привести к тому, что развитие сце-
нариев ВПО приобретет неожиданный для со-
временных наблюдателей характер «интеграции
локальных цивилизаций» Евразии. Этому могут
способствовать два серьезных обстоятельства.
Во-первых, понимание того, что в разных
локальных цивилизациях могут сосуществовать
и менять свое влияние разные идентичности,
которые могут оказаться ближе к идентичности
других локальных цивилизаций и даже соста-
вить с ними некое общее целое. Это феномен
XXI века, не существовавший массово в тради-
ционных цивилизациях и обществах прежде,
но все чаще встречающийся в настоящее время.
Во-вторых, общность интересов и совмести-
мость систем ценностей некоторых локальных
цивилизаций лежит в основе многих современ-
ных процессов, в т. ч. региональной интеграции.
Как справедливо отмечает авторитетный знаток
Азии, посол и эксперт МГИМО(У) В. Воробьев,
106
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
«Интересы шести стран — основателей …
(ШОС —
А. П.
) сошлись благодаря пониманию
острой необходимости соединения усилий как
в противодействии транснациональным вызо-
вам и угрозам…, так и в обеспечении условий …
стабильности для развития Центральной Азии
5
.
Иными словами мы видим, что в основе воз-
можного сценария военно-политической интегра-
ции нескольких локальных цивилизаций Евразии
лежат фундаментальные причины — общность
интересов и совместимость систем ценностей.
Быстрое развитие отношений между страна-
ми-цивилизациями в XXI веке в рамках БРИКС
и ШОС не случайно. Оно фактически оформля-
ет политически эту общность, причем в самых
деликатных ее сферах — вопросах безопасности.
Говоря о долгосрочных перспективах раз-
вития такого сотрудничества в военно-полити-
ческой области во втором десятилетии XXI века,
надо иметь ввиду именно этот фундаменталь-
ный характер общности, который может дать
неожиданно быстрые и динамичные результаты.
Эти результаты, как ожидается, могут прогнози-
роваться при совместимости основных состав-
ляющих в модели политического процесса.
Проблема единой системы ценностей как ос-
новы евразийской интеграции сегодня очевидно
пока недооценивается. Прежде всего в военно-по-
литической области. Забывается, что в основе ус-
пешного примера европейской интеграции лежит
фундамент общеевропейской системы ценностей,
сложившийся в античную эпоху и христианский
период развития, а также общие представления
о европейской безопасности.
Торгово-экономические аспекты и финан-
совая выгода — вторичны в этом процессе, что
отнюдь не является сегодня общепринятой точ-
кой зрения. Может быть, этим и объяснятся не-
которые проблемы евразийской интеграции.
Можно констатировать, что в течение мно-
гих столетий на огромном евразийском про-
странстве — от Центральной Европы до Сибири
и Казахстана — такая общая система ценностей
и безопасности формировалась. Прежде всего
потому, что большинство населявших эту тер-
риторию народов были некогда частью таких
государственных формирований как Золотая
Орда, Российская Империя и Советский Союз,
а до этого и в другие союзы.
Славяне и кипчатская ветвь тюрских на-
родов — татары, башкиры, казахи, киргизы
и другие — тесно интегрировались с русскими
в единую культурно-историческую среду. К на-
чалу нынешнего века славяне заселили большую
часть северо-восточной Евразии. Современные
ученые насчитывают 16 славянских народов об-
щей численностью более 300 миллионов человек
(русских — более 133 миллионов), составляющих
основу 14 государств, а общая численность тюр-
ков — примерно 170 миллионов (из них тюрков-
кипчаков — примерно 20%).Недавние исследо-
вания генетиков также подтверждают близость
генотипов народов, проживающих от Сибири
до Центральной Европы. Не случайно в книге
Афанасия Никитина «Хождение за три моря»
написанной на русском языке, многочисленные
абзацы написаны на тюркском (татарском) языке.
Культурно-историческая общность так-
же совпадает с геополитическим единым про-
странством Евразии, интересами безопасности
проживавших и проживающих сегодня на этой
территории народов. К сожалению, этот фактор
107
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
сегодня также в полной мере недооценивается,
когда говорят о евразийской интеграции. Если
в основе современной европейской интеграции
находится идея формирования общей системы
ценностей, которая отодвигает на второй план
даже национальные интересы стран Евросоюза,
то общность ценностной системы и геополити-
ческого пространства Евразии пока что не стала
приоритетом интеграционного процессу в Евра-
зии. Хотя вполне могла бы и даже постепенно ста-
новится. Геополитическая общность — фундамен-
тальная основа для единой системы безопасности.
Необходимо признать, что два интеграцион-
ных процесса, идущих в Евразии, — в Евросоюзе
и на постсоветском пространстве — принципи-
ально не отличаются друг от друга и вполне сов-
местимы. Они не должны противопоставляться
друг другу и могут быть при желании объеди-
нены в единый процесс, в котором участвуют
все евразийские государства от Лиссабона до
Владивостока. Проблема в разнице политичес-
ких подходов, а не системах ценностей, которые
пока что искусственно противопоставляются
друг–другу, разнице в способах обеспечения
безопасности в отдельных регионах Евразии.
Эта разница в политических подходах очень
существенна. Суть ее в том, что интересы и цен-
ности одной, западной локальной цивилизации
навязываются, в т. ч. силой, другим цивилизаци-
ям и нациям, а откровенно преследуемая выгода
лежит в основе всей политики. Соответствен-
но сценарий развития ВПО с точки зрения за-
падной локальной цивилизации предполагает
активное использование силы против других
локальных цивилизаций.
Для развития евразийской военно-полити-
ческой интеграции на постсоветском пространс-
тве ключевое значение имеют опережающие
темпы развития восточных регионов России
и транспортной инфраструктуры. Регион АТР
превратился в новый мировой центр силы, в ко-
тором всё больше концентрируется мощь миро-
вой экономики и торговли. Доступ к странам
этого региона для стран Евросоюза, Белоруссии
и Казахстана будет во многом определяться сте-
пенью развития транспортной инфраструктуры
России. И здесь так же огромное значение имеет
общность исторических и культурных корней
постсоветских государств: не только отсутствие
языковых барьеров, общие традиции образо-
вания и воспитания, опыт освоения восточ-
ных регионов и строительство железных дорог,
портов, аэродромов, но и создание в течение
столетий интеграционных и кооперационных
связей в промышленности, — всё это говорит
о фундаментальной культурно- исторической
общей интеграционной основе. Достаточно на-
помнить о сверхтяжелых карьерных самосвалах,
производящихся в Белоруссии.
Сегодня очевидно, что в мире форсиро-
ванными темпами идут два интеграционных
процесса по созданию Трансатлантического
и Транс-тихоокеанского партнерства (ТАП
и ТТП), из которых исключены постсоветские
и многие страны Евразии государства. По сути
дела речь идет не столько об экономической ин-
теграции части стран Евразии и АТР, под эгидой
США, сколько о борьбе за политический конт-
роль над Евразией. Просто сожалеть о распаде
ОВД и СССР — бессмысленно. Нужно форми-
ровать геополитику будущего, понимая, что этот
процесс будет встречать яростное противодейс-
твие, ибо речь идет о контроле над Евразией и в
конечном счете о контроле над миром.
Такой контроль подразумевает прежде всего
продвижение своей ценностной системы, в том
числе и с помощью военной силы, навязывания
другим странам норм и стандартов поведения,
которые относятся к ценностям иной цивили-
зации. Политическая борьба за Евразию всё
больше приобретает формы культурно-цен-
ностного, цивилизационного противоборства.
Победа в такой борьбе будет означать потерю не
только суверенитета и контроля над территори-
ей и природными ресурсами (что сегодня вполне
осознается), но и, главное, потерю национальной
идентичности, разрушение системы националь-
ных ценностей, т. е. уничтожение нации.
В этой борьбе за уничтожение системы евра-
зийских ценностей западной цивилизацией ис-
пользуется все расширяющийся спектр способов
применения военной силы — от усиления угрозы
потенциального ядерного конфликта и массиро-
ванного применения неядерных стратегических
средств и другого ВТО, до специальных опера-
ций по дестабилизации и свержению правящих
режимов. Примечательно, что еще в 2010 году
в учебном пособии «Нетрадиционные военные
действия сил специального назначения» прямо
признавалось: «Ведение совместных операций
разведчиками из ЦРУ и армейским спецназом
в США восходит к Вьетнамской войне и к зна-
менитому объединению MACV SOG. Военно-
служащие сил специального назначения армии
108
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Соединенных Штатов специализируются в изуче-
нии региональных языков и культур определен-
ных частей мира. В то время, как такие элитные
части американской армии как рейнджеры пред-
назначены в основном для выполнения открытых
акций прямого действия — армейский спецназ
может проводить такие диверсии скрытно»
6
.
В частности, предполагалось, что специ-
альные силы будут участвовать в эскалации
напряженности и перерастанию ее в открытый
военный конфликт.
Одной из задач специальных сил является
изменения внутриполитической обстановки
в стране и соотношения сил, поддерживающих
режим и его противников.
В этих условиях «альтернативная» евразий-
ская военно-политическая интеграция означает
не больше и не меньше как политику сохране-
ния суверенитета и национальной идентичнос-
ти. Неверный политический выбор неизбежно
приведет к размыванию национальной системы
ценностей и самоидентификации. Что в целом
понимает большинство правящих элит Евразии.
В этой связи для России принципиально
важно определиться со стратегией евразийской
интеграции, в основе которой должна лежать не
только торгово-экономическая выгода, но пре-
жде всего сохранение общей системы ценностей
и культурно-исторического наследия народов
Евразии, обеспечение безопасности и сувере-
нитета этих государств. Причем проблема обес-
Рис. 2.
7
Рис. 3.
8