ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1489
Скачиваний: 2
109
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
печения безопасности (как в свое время в Евро-
союзе и в Европе) должна занять главное место.
Собственно военная, гуманитарная, инфор-
мационная и образовательная составляющие
интеграционного процесса в странах Евразии
(на которые обращают большое внимание в стра-
нах Евросоюза) должны стать государственным
и общественным приоритетом, в т. ч. и для ШОС,
БРИКС и других международных организаций.
Как показали события на Украине общие
интересы безопасности исторические и куль-
турные корни, общие ценности должны со-
знательно культивироваться на постсоветском
пространстве, а не уничтожаться. Не секрет, что
нередко мы наблюдаем сознательно направля-
емые процессы по «переписыванию истории»,
искажению современной политики союзных го-
сударств. Мы должны иметь не только общую
историю, но и общее будущее, в т. ч. в области
обеспечения безопасности, общие цели и об-
щие ценности, которые базируются на общих
корнях и наследии. Мы должны предложить
общую систему безопасности, основанную на
общей цивилизационной, экономической и со-
циальной модели развития, которая была бы
привлекательна и конкурентоспособна по срав-
нению с американской и западноевропейской
моделями — НАТО, ЕС, ТТП и ТАП. Другими
словами, мы должны предложить прежде всего
привлекательную систему взглядов, т. е. идео-
логию евразийской, политической и военной
интеграции, которая стала бы основой интег-
рационной политики — внешней, военной, эко-
номической, социальной.
Следует откровенно признать, что «россий-
ское ядро» должно стать основой евразийской
политики безопасности цивилизации и интегра-
ции. Прежде всего потому, что сформированная
в России система ценностей, история Евразии
демонстрировали на протяжении столетий не
только свою устойчивость и универсальность, но
и способность учитывать и бережно относиться
к национальным системам ценностей, а так же
противостоять чужим ценностным системам. Это
принципиально важно в эпоху, когда цивилиза-
ционно-ценностные противоречия становятся
основными в отношениях между государствами,
вытесняя нередко даже экономические и военные.
Российская цивилизация кроме того облада-
ет уникальной способностью ненасильственного
распространения и проникновения по всем ази-
мутам, что очень важно в условиях резко возрос-
шей роли стран АТР и Центральной Азии. Напом-
ню в этой связи, что «евразийская центрифуга»
тысячелетиями «выталкивала» народы с востока
на запад евразийского континента. И только рус-
ский народ двигался с запада на восток и юго-вос-
ток. Всей своей историей он доказал способность
к развитию и бережному отношению чужого на-
ционального наследия и системы ценностей.
4.2. Сценарий евразийской военно-политической интеграции
Возобновленная программа евразийской интеграции стремится вдохнуть новую жизнь
в центристскую идеологию, придав ей экономическую базу и политическую перспективу
9
.
Р. Саква,
английский политолог
… ведущие страны мира стали заметно чаще и откровеннее прибегать
к силе и угрозе ее применения
10
.
А. Торкунов,
ректор МГИМО(У)
Рассматривая сегодня возможность или
даже вероятность появления и развития лю-
бого сценария военно-политической обста-
новки (ВПО) в мире можно констатировать
некие общие условия, характерные в послед-
ние столетия для Евразии, которые могут со-
храниться и для прогноза будущих сценариев
ВПО:
—
Евразия была и становилась эпицентром
столкновения как локальных цивилизаций,
так и различных вариантов этих локальных
цивилизаций. Есть основания полагать, что
и будущие войны и сценарии развития ВПО
сохранят эту особенность;
—
контроль над Евразией оказывался равно-
ценным геополитическому контролю в мире,
110
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
что сохранится, как минимум, в среднесроч-
ной перспективе;
—
никогда и никакой анализ не прогнозиро-
вал точно и не предсказывал ни масштабов
войн и конфликтов в Евразии, ни состав их
участников, ни средства ведения войны, ни
способы и формы ведения военных действий,
т. е. ни один сценарий ВПО не был заранее
описан сколько-нибудь точно;
—
последние столетия любая война являлась
в той или иной мере коалиционной войной
даже несмотря на то, что в каждой из коа-
лиций находились свой безусловные лидеры.
В еще большей степени коалиции будут реа-
лиями будущих войн и военных конфликтов;
—
политические и экономические результаты
войн и конфликтов в Евразии для России
и православной локальной цивилизации
всегда были крайне тяжелыми и объектив-
но ослабляли все страны, входившие в эту
цивилизацию. И наоборот — наибольшую
экономическую и политическую выгоды
получала западная локальная цивилизация.
Изменить эту «традицию» и инерцию разви-
тия сценариев ВПО последних столетий может
только евразийская военно-политическая ин-
теграция во главе с «российским ядром». Таким
образом теоретически возможной и практичес-
ки реальной альтернативой сценариям проти-
воборства локальных цивилизаций в Евразии
может быть возможный сценарий широкой ев-
разийской военно-политической интеграции
(в мягкой форме — системы коллективной без-
опасности в Евразии), предполагающий участие
в такой системе большинства государств — ев-
ропейских, ближневосточных, дальневосточных
и пр. «от Лиссабона до Владивостока».
Во многом этот процесс актуализирован
в связи с тем, что происходит перераспределение
центра силы с Запада на Восток, а также новой
ролью стран АТР и восточных регионов России.
Это делает задачу военно-политической интег-
рации в Евразии объективно востребованной.
Даже ориентированные долгие годы на Запад
либеральные российские политики и полито-
логи вынуждены признать объективность про-
цесса смещения приоритетов России с Запада
на Восток, приоритетов, которые долгие годы
вынуждали страну искусственно встраиваться
в систему ценностей, нормы права и поведения,
навязываемые извне. Подобная переориентация,
по словам С. В. Лаврова, означает что акценты
в политике меняются «от взамен» на «в допол-
нение», т. е. не свертывая достигнутых на Западе
результатов сотрудничества, акцент делается на
развитии восточного вектора в политике. Эту
же мысль классический российский западник
С. А. Караганов сформулировал следующим
образом: «… параллельно с попытками дого-
вориться на Западе нужно удесятерить усилия
по новому освоению Сибири, по выстраиванию
новой азиатской экономической и политической
дипломатии, по активизации ШОС, интеграции
его с ЕврАзЭС, ОДКБ, с китайской идеей „нового
шелкового пути“ (к чему Пекин вроде бы скло-
няется), с южнокорейской идеей „евразийского
сообщества“, со сближением с будущим лиде-
ром Средней и Центральной Азии — Ираном.
Такой поворот будет нелегким для российской
европоцентричной элиты. Но попытка интег-
рации с Западом пока не удалась. Отказываться
от Европы, от своих европейских корней опасно
для русской идентичности, для развития России.
Но не использовать образующиеся на Востоке
возможности бесхозяйственно и опасно»
11
.
Таким образом евразийская военно-полити-
ческая интеграция может стать реальной и не-
традиционной альтернативой всем существовав-
шим сценариям развития ВПО в XIV–XX веках.
И только в конце XX и начале XXI века сложи-
лись для этого некоторые объективные условия
и возможности, которые могут привести к прак-
тической реализации сценария военно-поли-
тической евразийской интеграции. Логическую
схему такого развития можно представить сле-
дующим образом (рис. 4).
Как видно из рисунка, евразийская безо-
пасность может быть обеспечена, как минимум,
тремя вариантами:
—
вариант «а», предполагающий создание сис-
темы безопасности в Евразии и высокой сте-
пени военно-политического сотрудничества
на базе двусторонних или многосторонних
соглашений, в т. ч. между ОДКБ и НАТО;
—
вариант «б», предполагающий продолжение
противоборства локальных цивилизаций
и стран не только в различных невоенных
областях, но и в военной области. Этот тра-
диционный сценарий в XXI веке фактически
предполагает «вытеснение» России из Ев-
ропы и постоянную уступку политических
и экономических позиций;
—
вариант «в», эволюция невоенного проти-
воборства в военное противостояние коа-
111
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
лиций государств, во главе которых стоят
локальные цивилизации, укрепление НАТО,
его расширение, и создание новых коалиций
и блоков.
В отсутствии системы евразийской безопас-
ности и отчетливым нежеланием создавать тако-
вую, перед странами Евразии, которые не явля-
ются членами НАТО возникает трудный выбор.
Либо фактически положиться на гарантии США
и НАТО, либо создавать универсальную систему
евразийской безопасности, опирающуюся на со-
ответствующий военный потенциал коалиции.
Пока что прообраз такой системы может рас-
сматриваться в виде ОБСЕ, которая с 1975 года
существовала в качестве региональной органи-
зации по обеспечению безопасности в Европе.
Но эта возможность — очень теоретическая.
После саммита 2010 года в Астане, когда была
сделана безуспешная попытка создания «евра-
зийского пространства безопасности», стала
однако ясно, что констатация «стратегической
неопределенности внутри ОБСЕ, проявившаяся
в … расхождениях между государствами-учас-
тниками, усилилась в последние десятилетие»
12
.
В то же самое время можно констатировать,
что в настоящее время в Евразии формально
действует множество международных регио-
нальных организаций, которые условно можно
разделить на следующие группы и категории
13
.
Прежде всего это европейские военно-по-
литические блоки и институты обеспечения
европейской безопасности. Таких институтов
к 2014 году создано достаточно много не только
в Европе, но и в Азии.
Важнейшими военно-политическими бло-
ками и институтами обеспечения европейской
безопасности, например, являются НАТО и при-
мыкающие к ней организации (Парламентская
ассамблея НАТО, Совет евроатлантического
партнерства (СЕАП), ассоциация Атлантичес-
кого договора и др.), Западноевропейский союз,
Евросоюз, Организация договора коллективной
Рис. 4.
112
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
безопасности, Содружество Независимых Госу-
дарств (СНГ), Совет Европы (СЕ) и Организа-
ция безопасности и сотрудничества в Европе,
а также различные субрегиональные организа-
ции (Союзное государство России и Белоруссии,
Европейско-азиатское экономическое сотрудни-
чество (ЕврАзЭС), Совет государств Балтийс-
кого моря, Вишеградская группа, Вильнюсская
группа, «Сотрудничество центрально-европей-
ских государств» (СЕНКООП), Организация за
демократию и экономическое развитие (ОДЭР–
ГУАМ)) и т. д. и т. п.
Не трудно заметить, что в разной мере,
но все эти организации так или иначе зависят
и контролируются США, что позволяет сделать
вывод о том, что западной локальной цивили-
зации во главе с США удалось создать реальную
систему обеспечения их интересов и продвиже-
ния системы ценностей. Эта система не только
очень эффективна, но и обладает монополией,
фактически абсолютным правом на обеспечение
безопасности в Евразии.
Более того, эта система активно разраба-
тывает новые способы применения военной
силы в условиях отсутствия глобального воен-
ного конфликта, прежде всего с помощью сил
и средств для проведения специальных операций
для дестабилизации ситуации внутри страны
и эскалации внутреннего военного конфликта
во внешний военный конфликт. Так, в специ-
альном пособии США даются рекомендации по
подготовке разведывательных и оперативных
ячеек, которые будут в состоянии реализовать
эти планы внутри тех или иных государств.
Рис. 5.
14
Как видно на рисунке, на первом этапе го-
товится разведывательная ячейка, предназна-
ченная для создания условий для работы внут-
ренней оппозиции, а на втором этапе — сами
боевые группы.
Рис. 6.
15
В настоящее время этой широкой коалиции
в Евразии могут теоретически противостоять
четыре локальные цивилизации, объединяю-
щие большинство стран, которые не входят в за-
падный альянс, но не способные эффективно
защищать свои системы ценностей и интересы
в силу слабой интегрированности и соотноше-
ния военных сил. В случае (как планируется)
расширения НАТО, интеграции ТТП и ТАП, эти
обстоятельства еще больше усилятся и будут не
в пользу не западных локальных цивилизаций,
что объективно толкает их на формирование
собственных военно-политических коалиций.
Однако если рассуждать с практической
точки зрения, то даже в среднесрочной перс-
пективе, ни КНР (в силу имперскости), ни ислам,
ни индийская цивилизации не могут создать ко-
алиций. Это может сделать только российская
цивилизация.
Таким образом для евразийских стран
сформирована альтернатива: либо смириться
с созданием единственного инструмента без-
опасности в виде НАТО под руководством США,
что предполагает расширение блока и др. мероп-
риятий. Как отмечают некоторые последователи,
характеризуя усилия Североатлантического со-
юза по обеспечению европейской безопасности,
его военно-политическое руководство основные
усилия сосредоточивает на реализации планов
трансформации блока в политической сфере,
продолжении процесса расширения организа-
ции, вовлечении в сферу своей деятельности
других государств и международных структур,
повышении коалиционного военного потенци-
ала, а также на развитии отношений с Россией
в выгодном для Запада направлении
16
.
113
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
Либо попытаться создать свой собственный
механизм обеспечения безопасности, который
в реальности может быть создан только на осно-
ве евразийской интеграции вокруг «российского
ядра».
Это выбор отчетливо проявился в своего
рода «стресс-тесте» отношений России и НАТО
в ходе конфликта на Украине в 2014 году. Имен-
но в 2014 году на Украине, ЕС и НАТО под ру-
ководством США продемонстрировали каким
образом будет реализован план контроля над
Европой. Как заявил 18 мая 2014 года, бывший
генеральный секретарь альянса Андерс Фог
Расмуссен в интервью одной из ведущих газет
Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung, «Мы
готовы к любым вариантам развития событий,
у нас имеются соответствующие планы обороны.
Вы были бы удивлены, если бы увидели, насколь-
ко быстро мы можем действовать».
Альянс уже активизировал деятельность
на Востоке. Напомним, что после проведения
референдума в Крыму НАТО начал патрулиро-
вание самолетами радиолокационной разведки
системы АВАКС воздушного пространства над
странами Балтии.
Руководство НАТО также предоставило Киеву
обширную невоенную помощь. «С одной стороны,
мы приостановили все практическое сотрудничес-
тво с Россией, с другой — решили оставить откры-
тым канал для политического и дипломатического
диалога в рамках совета Россия — НАТО. У нас
было заседание совета Россия — НАТО 5 марта,
после начала кризиса. Мы предложили провес-
ти новое заседание в рамках совета. Мы открыты
к политическому диалогу», — заявил генсек
17
.
Таким образом, в Евразии существует единс-
твенный и дееспособный механизм обеспечения
безопасности во главе с США, который объек-
тивно не заинтересован:
—
ни в создании общеевразийского механизма
и системы безопасности ни на базе ОБСЕ,
ни в форме сотрудничества НАТО–ОДКБ
ни в какой-либо иной форме;
—
ни в создании ни одной локальной циви-
лизацией никаких самостоятельных систем
и механизмов безопасности;
—
в развитии каких-либо сценариев сотруд-
ничества ВПО
—
развитии позитивных сценариев ВПО, смяг-
чающих нарастание противоречия.
4.3. Евразийские институты обеспечения безопасности
Нельзя допустить новых разделительных линий в Европе, которые в условиях
глобализации превратятся в водораздел между Западом и остальным миром
18
.
С. Лавров,
министр иностранных дел России
«Перетягивание каната» между конкурирующими центрами силы
способно погрузить регион в пучину хаоса на долгие десятилетия
19
.
А. Дуррани,
бывший начальник разведки Пакистана
Понимание роста внешней военной угро-
зы и того обстоятельства, что созданная США
система безопасности ориентирована исключи-
тельно на защиту их интересов, а институты —
объективно игнорируют проблемы безопасно-
сти других стран, — превратилось в мощный
импульс для военно-политической интеграции
Евразии, которая однако пока что находится
только в зародыше.
Есть основания полагать, что по мере
усиления политика США и их союзников по
дестабилизации режимов в странах Евразии
и попыток взять их под свой контроль, будет
происходить и активизация военно-силовой
политики по отношению к этим странам. И не
только на Большом Ближнем Востоке и в Цен-
тральной Азии, но и в других регионах конти-
нента, включая Европу, особенно бывшую тер-
риторию СССР. В этой связи обращает на себе
внимание этапность военного вмешательства
США, которая отчетливо проявилась на Укра-
ине в 2013–2014 годах. Как видно на рисунке
из Учебного пособия сил специального назна-
чения США, эта этапность соблюдалась очень
точно вплоть до 6 этапов — ввода регулярных
войск США и НАТО на Украину.