ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1489

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

109

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

печения безопасности (как в свое время в Евро-

союзе и в Европе) должна занять главное место.

Собственно военная, гуманитарная, инфор-

мационная и  образовательная составляющие 
интеграционного процесса в странах Евразии 
(на которые обращают большое внимание в стра-
нах Евросоюза) должны стать государственным 
и общественным приоритетом, в т. ч. и для ШОС, 

БРИКС и других международных организаций.

Как показали события на Украине общие 

интересы безопасности исторические и куль-

турные корни, общие ценности должны со-
знательно культивироваться на постсоветском 

пространстве, а не уничтожаться. Не секрет, что 
нередко мы наблюдаем сознательно направля-

емые процессы по «переписыванию истории», 

искажению современной политики союзных го-

сударств. Мы должны иметь не только общую 

историю, но и общее будущее, в т. ч. в области 

обеспечения безопасности, общие цели и об-

щие ценности, которые базируются на общих 
корнях и наследии. Мы должны предложить 

общую систему безопасности, основанную на 
общей цивилизационной, экономической и со-

циальной модели развития, которая была бы 
привлекательна и конкурентоспособна по срав-
нению с американской и западноевропейской 
моделями — НАТО, ЕС, ТТП и ТАП. Другими 

словами, мы должны предложить прежде всего 

привлекательную систему взглядов, т. е. идео-

логию евразийской, политической и военной 
интеграции, которая стала бы основой интег-
рационной политики — внешней, военной, эко-
номической, социальной.

Следует откровенно признать, что «россий-

ское ядро» должно стать основой евразийской 

политики безопасности цивилизации и интегра-
ции. Прежде всего потому, что сформированная 
в России система ценностей, история Евразии 
демонстрировали на протяжении столетий не 

только свою устойчивость и универсальность, но 

и способность учитывать и бережно относиться 
к национальным системам ценностей, а так же 
противостоять чужим ценностным системам. Это 
принципиально важно в эпоху, когда цивилиза-
ционно-ценностные противоречия становятся 

основными в отношениях между государствами, 

вытесняя нередко даже экономические и военные.

Российская цивилизация кроме того облада-

ет уникальной способностью ненасильственного 

распространения и проникновения по всем ази-
мутам, что очень важно в условиях резко возрос-
шей роли стран АТР и Центральной Азии. Напом-
ню в этой связи, что «евразийская центрифуга» 

тысячелетиями «выталкивала» народы с востока 

на запад евразийского континента. И только рус-

ский народ двигался с запада на восток и юго-вос-
ток. Всей своей историей он доказал способность 

к развитию и бережному отношению чужого на-
ционального наследия и системы ценностей.

4.2. Сценарий евразийской военно-политической интеграции

Возобновленная программа евразийской интеграции стремится вдохнуть новую жизнь 

в центристскую идеологию, придав ей экономическую базу и политическую перспективу

9

.

Р. Саква,

английский политолог

… ведущие страны мира стали заметно чаще и откровеннее прибегать 

к силе и угрозе ее применения

10

.

А. Торкунов,

ректор МГИМО(У)

Рассматривая сегодня возможность или 

даже вероятность появления и развития лю-
бого сценария военно-политической обста-
новки (ВПО) в мире можно констатировать 
некие общие условия, характерные в послед-
ние столетия для Евразии, которые могут со-
храниться и для прогноза будущих сценариев 

ВПО:

 

Евразия была и  становилась эпицентром 
столкновения как локальных цивилизаций, 
так и различных вариантов этих локальных 
цивилизаций. Есть основания полагать, что 
и будущие войны и сценарии развития ВПО 
сохранят эту особенность;

 

контроль над Евразией оказывался равно-
ценным геополитическому контролю в мире, 


background image

110

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

что сохранится, как минимум, в среднесроч-

ной перспективе;

 

никогда и никакой анализ не прогнозиро-
вал точно и не предсказывал ни масштабов 
войн и конфликтов в Евразии, ни состав их 
участников, ни средства ведения войны, ни 

способы и формы ведения военных действий, 
т. е. ни один сценарий ВПО не был заранее 
описан сколько-нибудь точно;

 

последние столетия любая война являлась 
в той или иной мере коалиционной войной 
даже несмотря на то, что в каждой из коа-
лиций находились свой безусловные лидеры. 

В еще большей степени коалиции будут реа-
лиями будущих войн и военных конфликтов;

 

политические и экономические результаты 
войн и конфликтов в Евразии для России 
и  православной локальной цивилизации 
всегда были крайне тяжелыми и объектив-
но ослабляли все страны, входившие в эту 
цивилизацию. И наоборот — наибольшую 
экономическую и  политическую выгоды 
получала западная локальная цивилизация.

Изменить эту «традицию» и инерцию разви-

тия сценариев ВПО последних столетий может 
только евразийская военно-политическая ин-
теграция во главе с «российским ядром». Таким 
образом теоретически возможной и практичес-
ки реальной альтернативой сценариям проти-

воборства локальных цивилизаций в Евразии 
может быть возможный сценарий широкой ев-
разийской военно-политической интеграции 

(в мягкой форме — системы коллективной без-
опасности в Евразии), предполагающий участие 

в такой системе большинства государств — ев-
ропейских, ближневосточных, дальневосточных 
и пр. «от Лиссабона до Владивостока». 

Во многом этот процесс актуализирован 

в связи с тем, что происходит перераспределение 
центра силы с Запада на Восток, а также новой 
ролью стран АТР и восточных регионов России. 
Это делает задачу военно-политической интег-
рации в Евразии объективно востребованной. 
Даже ориентированные долгие годы на Запад 
либеральные российские политики и полито-
логи вынуждены признать объективность про-
цесса смещения приоритетов России с Запада 
на Восток, приоритетов, которые долгие годы 
вынуждали страну искусственно встраиваться 
в систему ценностей, нормы права и поведения, 
навязываемые извне. Подобная переориентация, 
по словам С. В. Лаврова, означает что акценты 

в политике меняются «от взамен» на «в допол-
нение», т. е. не свертывая достигнутых на Западе 
результатов сотрудничества, акцент делается на 
развитии восточного вектора в политике. Эту 
же мысль классический российский западник 

С. А.  Караганов сформулировал следующим 
образом: «… параллельно с попытками дого-

вориться на Западе нужно удесятерить усилия 
по новому освоению Сибири, по выстраиванию 
новой азиатской экономической и политической 
дипломатии, по активизации ШОС, интеграции 

его с ЕврАзЭС, ОДКБ, с китайской идеей „нового 

шелкового пути“ (к чему Пекин вроде бы скло-
няется), с южнокорейской идеей „евразийского 

сообщества“, со сближением с будущим лиде-

ром Средней и Центральной Азии — Ираном. 

Такой поворот будет нелегким для российской 

европоцентричной элиты. Но попытка интег-

рации с Западом пока не удалась. Отказываться 

от Европы, от своих европейских корней опасно 

для русской идентичности, для развития России. 

Но не использовать образующиеся на Востоке 

возможности бесхозяйственно и опасно»

11

.

Таким образом евразийская военно-полити-

ческая интеграция может стать реальной и не-

традиционной альтернативой всем существовав-

шим сценариям развития ВПО в XIV–XX веках. 
И только в конце XX и начале XXI века сложи-
лись для этого некоторые объективные условия 
и возможности, которые могут привести к прак-

тической реализации сценария военно-поли-
тической евразийской интеграции. Логическую 
схему такого развития можно представить сле-

дующим образом (рис. 4).

Как видно из рисунка, евразийская безо-

пасность может быть обеспечена, как минимум, 

тремя вариантами:

 

вариант «а», предполагающий создание сис-

темы безопасности в Евразии и высокой сте-

пени военно-политического сотрудничества 
на базе двусторонних или многосторонних 

соглашений, в т. ч. между ОДКБ и НАТО;

 

вариант «б», предполагающий продолжение 
противоборства локальных цивилизаций 
и стран не только в различных невоенных 

областях, но и в военной области. Этот тра-

диционный сценарий в XXI веке фактически 
предполагает «вытеснение» России из Ев-
ропы и постоянную уступку политических 
и экономических позиций;

 

вариант «в», эволюция невоенного проти-
воборства в военное противостояние коа-


background image

111

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

лиций государств, во главе которых стоят 
локальные цивилизации, укрепление НАТО, 

его расширение, и создание новых коалиций 

и блоков.

В отсутствии системы евразийской безопас-

ности и отчетливым нежеланием создавать тако-
вую, перед странами Евразии, которые не явля-
ются членами НАТО возникает трудный выбор. 

Либо фактически положиться на гарантии США 

и НАТО, либо создавать универсальную систему 

евразийской безопасности, опирающуюся на со-
ответствующий военный потенциал коалиции. 
Пока что прообраз такой системы может рас-
сматриваться в виде ОБСЕ, которая с 1975 года 
существовала в качестве региональной органи-

зации по обеспечению безопасности в Европе. 
Но эта возможность — очень теоретическая. 
После саммита 2010 года в Астане, когда была 

сделана безуспешная попытка создания «евра-

зийского пространства безопасности», стала 

однако ясно, что констатация «стратегической 

неопределенности внутри ОБСЕ, проявившаяся 
в … расхождениях между государствами-учас-

тниками, усилилась в последние десятилетие»

12

.

В то же самое время можно констатировать, 

что в настоящее время в Евразии формально 

действует множество международных регио-
нальных организаций, которые условно можно 
разделить на следующие группы и категории

13

.

Прежде всего это европейские военно-по-

литические блоки и  институты обеспечения 

европейской безопасности. Таких институтов 

к 2014 году создано достаточно много не только 
в Европе, но и в Азии.

Важнейшими военно-политическими бло-

ками и институтами обеспечения европейской 
безопасности, например, являются НАТО и при-
мыкающие к ней организации (Парламентская 
ассамблея НАТО, Совет евроатлантического 
партнерства (СЕАП), ассоциация Атлантичес-
кого договора и др.), Западноевропейский союз, 
Евросоюз, Организация договора коллективной 

Рис. 4.


background image

112

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

безопасности, Содружество Независимых Госу-
дарств (СНГ), Совет Европы (СЕ) и Организа-
ция безопасности и сотрудничества в Европе, 
а также различные субрегиональные организа-
ции (Союзное государство России и Белоруссии, 
Европейско-азиатское экономическое сотрудни-

чество (ЕврАзЭС), Совет государств Балтийс-

кого моря, Вишеградская группа, Вильнюсская 
группа, «Сотрудничество центрально-европей-

ских государств» (СЕНКООП), Организация за 

демократию и экономическое развитие (ОДЭР–

ГУАМ)) и т. д. и т. п.

Не трудно заметить, что в  разной мере, 

но все эти организации так или иначе зависят 
и контролируются США, что позволяет сделать 
вывод о том, что западной локальной цивили-
зации во главе с США удалось создать реальную 

систему обеспечения их интересов и продвиже-

ния системы ценностей. Эта система не только 

очень эффективна, но и обладает монополией, 
фактически абсолютным правом на обеспечение 
безопасности в Евразии.

Более того, эта система активно разраба-

тывает новые способы применения военной 
силы в условиях отсутствия глобального воен-

ного конфликта, прежде всего с помощью сил 
и средств для проведения специальных операций 
для дестабилизации ситуации внутри страны 
и эскалации внутреннего военного конфликта 
во внешний военный конфликт. Так, в специ-
альном пособии США даются рекомендации по 
подготовке разведывательных и оперативных 
ячеек, которые будут в состоянии реализовать 
эти планы внутри тех или иных государств.

Рис. 5.

14

Как видно на рисунке, на первом этапе го-

товится разведывательная ячейка, предназна-

ченная для создания условий для работы внут-

ренней оппозиции, а на втором этапе — сами 

боевые группы.

Рис. 6.

15

В настоящее время этой широкой коалиции 

в Евразии могут теоретически противостоять 

четыре локальные цивилизации, объединяю-

щие большинство стран, которые не входят в за-
падный альянс, но не способные эффективно 
защищать свои системы ценностей и интересы 
в силу слабой интегрированности и соотноше-
ния военных сил. В случае (как планируется) 
расширения НАТО, интеграции ТТП и ТАП, эти 

обстоятельства еще больше усилятся и будут не 

в пользу не западных локальных цивилизаций, 

что объективно толкает их на формирование 

собственных военно-политических коалиций.

Однако если рассуждать с  практической 

точки зрения, то даже в среднесрочной перс-

пективе, ни КНР (в силу имперскости), ни ислам, 
ни индийская цивилизации не могут создать ко-
алиций. Это может сделать только российская 
цивилизация.

Таким образом для евразийских стран 

сформирована альтернатива: либо смириться 
с созданием единственного инструмента без-
опасности в виде НАТО под руководством США, 

что предполагает расширение блока и др. мероп-

риятий. Как отмечают некоторые последователи, 
характеризуя усилия Североатлантического со-
юза по обеспечению европейской безопасности, 

его военно-политическое руководство основные 

усилия сосредоточивает на реализации планов 
трансформации блока в политической сфере, 
продолжении процесса расширения организа-
ции, вовлечении в сферу своей деятельности 
других государств и международных структур, 
повышении коалиционного военного потенци-
ала, а также на развитии отношений с Россией 
в выгодном для Запада направлении

16

.


background image

113

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

Либо попытаться создать свой собственный 

механизм обеспечения безопасности, который 
в реальности может быть создан только на осно-
ве евразийской интеграции вокруг «российского 
ядра».

Это выбор отчетливо проявился в своего 

рода «стресс-тесте» отношений России и НАТО 
в ходе конфликта на Украине в 2014 году. Имен-
но в 2014 году на Украине, ЕС и НАТО под ру-
ководством США продемонстрировали каким 

образом будет реализован план контроля над 
Европой. Как заявил 18 мая 2014 года, бывший 

генеральный секретарь альянса Андерс Фог 

Расмуссен в интервью одной из ведущих газет 
Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung, «Мы 

готовы к любым вариантам развития событий, 
у нас имеются соответствующие планы обороны. 

Вы были бы удивлены, если бы увидели, насколь-

ко быстро мы можем действовать».

Альянс уже активизировал деятельность 

на Востоке. Напомним, что после проведения 
референдума в Крыму НАТО начал патрулиро-
вание самолетами радиолокационной разведки 

системы АВАКС воздушного пространства над 
странами Балтии.

Руководство НАТО также предоставило Киеву 

обширную невоенную помощь. «С одной стороны, 

мы приостановили все практическое сотрудничес-
тво с Россией, с другой — решили оставить откры-
тым канал для политического и дипломатического 
диалога в рамках совета Россия — НАТО. У нас 
было заседание совета Россия — НАТО 5 марта, 
после начала кризиса. Мы предложили провес-
ти новое заседание в рамках совета. Мы открыты 
к политическому диалогу», — заявил генсек

17

.

Таким образом, в Евразии существует единс-

твенный и дееспособный механизм обеспечения 
безопасности во главе с США, который объек-
тивно не заинтересован:

 

ни в создании общеевразийского механизма 
и системы безопасности ни на базе ОБСЕ, 
ни в форме сотрудничества НАТО–ОДКБ 
ни в какой-либо иной форме;

 

ни в создании ни одной локальной циви-
лизацией никаких самостоятельных систем 
и механизмов безопасности;

 

в развитии каких-либо сценариев сотруд-
ничества ВПО

 

развитии позитивных сценариев ВПО, смяг-

чающих нарастание противоречия.

4.3. Евразийские институты обеспечения безопасности

Нельзя допустить новых разделительных линий в Европе, которые в условиях 

глобализации превратятся в водораздел между Западом и остальным миром

18

.

С. Лавров,

министр иностранных дел России

«Перетягивание каната» между конкурирующими центрами силы

способно погрузить регион в пучину хаоса на долгие десятилетия

19

.

А. Дуррани,

бывший начальник разведки Пакистана

Понимание роста внешней военной угро-

зы и того обстоятельства, что созданная США 

система безопасности ориентирована исключи-
тельно на защиту их интересов, а институты — 
объективно игнорируют проблемы безопасно-
сти других стран, — превратилось в мощный 

импульс для военно-политической интеграции 
Евразии, которая однако пока что находится 

только в зародыше.

Есть основания полагать, что по мере 

усиления политика США и их союзников по 
дестабилизации режимов в странах Евразии 
и попыток взять их под свой контроль, будет 

происходить и активизация военно-силовой 
политики по отношению к этим странам. И не 

только на Большом Ближнем Востоке и в Цен-
тральной Азии, но и в других регионах конти-

нента, включая Европу, особенно бывшую тер-
риторию СССР. В этой связи обращает на себе 
внимание этапность военного вмешательства 

США, которая отчетливо проявилась на Укра-

ине в 2013–2014 годах. Как видно на рисунке 
из Учебного пособия сил специального назна-

чения США, эта этапность соблюдалась очень 

точно вплоть до 6 этапов — ввода регулярных 

войск США и НАТО на Украину.