ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1434

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

114

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

В то же время в Евразии существуют «неев-

ропейские» организации и институты обеспече-
ния безопасности, которые (по мере усиления 
центра силы в АТР) играют все более важную 
роль. Это военно-политические блоки и инсти-

туты обеспечения безопасности в Центральной 

Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоо-

кеанском регионе. Такими важнейшими военно-
политическими блоками и институтами обес-
печения безопасности в Центральной Азии, на 

Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском 

регионе являются: НАТО, ОДКБ, Шанхайская 

организация сотрудничества, Лига арабских го-
сударств, Совет сотрудничества арабских госу-

дарств Персидского залива, Организация Ис-
ламская конференция, Ассоциация государств 

Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация 

регионального сотрудничества стран Южной 

Азии (СААРК), а также различные коллективные 

органы безопасности и двухсторонние военно-

политические союзы с участием США, Китая, 
Ирана, Японии, Республики Корея и Индии.

Страны, входящие в организацию или учас-

твующие в ее работе, ставят перед собой прежде 

всего задачу повысить уровень своей защищен-

ности от проявлений всех видов экстремизма. 

Однако становится все более очевидным, что 
обеспечение региональной безопасности и ста-
бильности возможно лишь при условии, что 

контртеррористическая деятельность будет 

сочетаться с работой по искоренению социаль-

но-экономических корней экстремизма и терро-
ризма. С этим связан «экономический акцент» 
этой организации.

Основой для объединения государств 

в Лигу арабских государств (ЛАГ) является их 
национально-этническая и конфессиональная 

общность. С этих позиций осуществляется де-
ятельность этой организации по обеспечению 
безопасности на Ближнем Востоке, которая ка-
сается прежде всего политических и экономи-

ческих аспектов.

Совет сотрудничества арабских государств 

Персидского залива (ССАГПЗ) также призван 
обеспечить безопасность государств — членов 
организации на Аравийском полуострове. Изна-

чально возникнув как региональная политичес-

кая и экономическая организация, ССАГПЗ все 
больше смещает приоритеты своей деятельности 
в сферу военно-политической интеграции участ-

Рис. 7.

20


background image

115

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

ников организации. При этом значительное вни-
мание Совета уделяется сотрудничеству с НАТО.

Организация Исламская конференция 

(ОИК) имеет целью укрепить исламскую соли-

дарность, обеспечить развитие разносторон-
них связей между исламскими государствами, 

а также поддержание мира и международной 
безопасности.

Страны Ассоциации государств Юго-Вос-

точной Азии (АСЕАН) стремятся проводить 

внешнюю политику региональной безопасности, 
которая не слишком бы связывала их с тем или 
иным центром силы в Азии. С учетом данного 

фактора большинство из этих стран поддержи-

вают выгодные для себя политические и эко-
номические связи с  США, Японией, Китаем 
и Россией.

Государствами- участниками АСЕАН при-

знается, что наиболее эффективным способом 

обеспечения стабильности и  безопасности 

в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не проти-
воречащим политическим и  экономическим 
интересам различных стран, является созда-
ние международных многосторонних диалого-
вых механизмов. В этой связи членами АСЕАН 
принимаются определенные шаги по форми-
рованию основ таких коллективных органов 
безопасности.

Большое значение для обеспечения регио-

нальной безопасности в Азиатско-Тихоокеанс-
ком регионе имеет многостороннее сотрудни-

чество в форматах «АСЕАН плюс один» (АСЕАН 

плюс Россия), «АСЕАН плюс три» (АСЕАН плюс 

Япония, Китай и Республика Корея), а также 
Восточно-Азиатского сообщества (АСЕАН+3, 
Индия, Австралия, Новая Зеландия).

Его эффективность обусловлена высокой 

степенью взаимопонимания между соседними 
азиатскими государствами и исторически сло-
жившимися между ними связями.

Значительное место в  обеспечении реги-

ональной безопасности в Южной Азии также 

принадлежит Ассоциации регионального со-

трудничества стран Южной Азии (СААРК).

Для большинства ведущих военно-полити-

ческих союзов, коллективных органов и инсти-

тутов обеспечения безопасности в Центральной 

Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоо-

кеанском регионе (Шанхайская организация со-
трудничества, Лига арабских государств, Совет 

сотрудничества арабских государств Персидско-

го залива, Организация Исламская конференция, 

АСЕАН, Форум АТЭС, СААРК) характерно уси-

ление значения экономической составляющей.

Это соответствует общей тенденции фор-

мирования в этих регионах мира экономичес-
ких сообществ государств, безопасность кото-
рых будет обеспечиваться не только военными 

средствами, но и заинтересованностью каждой 
страны в благополучии своих экономических 

партнеров и стабильной экономической ситу-
ации.

Участие России в военно-политических 

блоках и институтах обеспечения 

евразийской безопасности

Значительное место в обеспечении евразийской 
безопасности занимает участие России в воен-
но-политических блоках и международных ре-
гиональных политических организациях.

Сотрудничество России с НАТО происходит 

в рамках нескольких организаций и программ. 

При этом главным инструментом здесь высту-

пает Совет Россия — НАТО (СРН). В Римской 
декларации (2002) определены девять приори-

тетов такого сотрудничества сторон.

Первый — борьба против терроризма. Ос-

нова для сотрудничества в этой области — План 
действий СРН по терроризму.

Второй — урегулирование кризисов. В рам-

ках этого приоритета ключевую роль играет им-
ператив оперативной совместимости. В июне 
2005 года на встрече министров обороны стран 

СРН приняты «Военно-политические руково-

дящие указания по укреплению оперативной 

совместимости между силами России и госу-

дарств НАТО». Их цель — обеспечить способ-
ность к эффективным совместным действиям 
на стратегическом, оперативном и тактическом 
уровнях.

Третий — борьба с распространением ОМУ.

Четвертый — контроль над вооружениями 

и меры по укреплению доверия.

Пятый — ПРО на ТВД. В этой области уже 

проведено несколько совместных учений; дейс-

твует специальная рабочая группа СРН.

Шестой — поиск и спасение на море.
Седьмой — сотрудничество в сфере военных 

реформ. С 2002 года развивается совместный 
проект в области переподготовки и трудоуст-
ройства российских военнослужащих увольня-
ющихся с военной службы.

Восьмой — совместные действия в случае 

гражданских чрезвычайных ситуаций.


background image

116

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Наконец, девятый приоритет  — научно-

техническое сотрудничество и сотрудничество 

в управлении воздушным движением

21

.

Россия активно выступает за реформирова-

ние ОБСЕ в направлении придания этой орга-
низации статуса более эффективного механизма 

обеспечения безопасности в Европе. Сотрудни-

чество России с этой организацией заключается 

прежде всего в участии российских делегаций 
в  работе и  обеспечении иммунитета миссий 
и наблюдателей ОБСЕ.

Россия является главным инициатором 

и последовательным сторонником реализации 
процесса укрепления ОДКБ. Создание Российс-
ко-Белорусской и Российско-Армянской группи-
ровок войск (сил), Коллективных сил быстрого 
развертывания в регионах коллективной без-

опасности является важным фактором обеспе-

чения стабильности в Европейском, Кавказском 

и Центрально-Азиатском регионах.

Формирование новой системы безопасности 

в Евразии

Необходимость формирования новой системы 
безопасности Евразии обусловливается рядом 
факторов, главными из которых являются:

 

обострение военно-политической обстанов-

ки в ряде регионов Европы и Азии, сопро-
вождающееся вооруженными конфликтами 
различной степени интенсивности, которые 
в свою очередь продемонстрировали ущерб-
ность существующей системы евразийской 
безопасности;

 

стремление США затвердить свое глобаль-

ное доминирование в политике и экономи-
ке, возродить фантомы Советского Союза 
и «железного занавеса», играть роль мегаре-
гулятора мировой экономики; а также

 

усиление геополитического соперничества 
на постсоветском пространстве и оконча-
тельное превращение его из «ближнего за-

рубежья» РФ в арену международной кон-
куренции в политике и экономике.

Новая система безопасности Евразии: 
сущность, составные части и принципы 
формирования

Политические и  экономические кризисы по-
следнего времени свидетельствуют, что су-

ществующий миропорядок обусловливает 
необходимость его серьезной модернизации. 

Становится все более и более очевидно, в том 

числе и на Западе, что нарастает противоречие 

между глобальным характером современных 
вызовов и угроз (международный терроризм, 
наркотрафик, организованная преступность, 
распространение ОМУ и средств его доставки, 
региональные конфликты, демографические 
проблемы, глобальная бедность, нелегальная 
миграция, изменение климата и др.), которые 
требуют ответа солидарными усилиями всего 
мирового сообщества, и существованием одно-
полярной (а другими словами, неоимперской) 
международной системы, предполагающей од-
ностороннее реагирование по всему широкому 

спектру международных проблем.

Такое обилие международных организаций 

в Евразии не сказывается однако на укрепле-
нии ее безопасности. Наоборот, в последние два 
десятилетия мы наблюдаем, как минимум, два 

опасных процесса.

Рис. 8.

22


background image

117

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

Во-первых, страны Евразии стремительно 

наращивают свои военные расходы, а их темпы 
роста значительно опережают мировые.

Во-вторых, в начале века не только стреми-

тельно росли расходы на оборону США (вплоть 

до 2013 ф. г.), но и экспорт оружия, военной тех-
ники и разного рода услуг.

Очевидное нарастание конфликтности и го-

товности ведущих мировых держав использовать 

военную силу в Евразии сопровождалось последнее 
десятилетие стремительным ростом военных по-

тенциалов. Это было видно из фактически удвоения 

военных расходов за 10 лет, которое произошло 
практически во всех странах АТР, но, прежде все-
го, в США, чья доля в мировых расходах на воен-
ные цели превысила 40%. Значительная часть этих 

средств шла на развитие возможностей использова-

ния военной силы в Евразии. Так, из запрошенных 

Б. Обамой на 2013 год финансовых средств (более 

650 млрд долл.) почти 80 млрд специально выделя-

лось на обеспечение действий в Афганистане.

Такие процессы милитаризации экономики 

неизбежно ведут к нарастанию противостояния 
между локальными цивилизациями сами по себе, 
не зависимо даже от политических установок, но, 
взятые вместе с ними, эта тенденция означает 
нарастание вероятности реализации сценария 
военного противостояния, более того, делает его 
реализацию уже в среднесрочной перспективе 
неизбежным.

Противодействие такому развитию сце-

нариев противостояния в виде осознанного 

стимулирования развития сценария создания 

широкой военно-политической коалиции 
в Евразии — единственная пожалуй, эффек-

тивная стратегия для России и ее потенциаль-

ных союзников. Эта стратегия должна быть 
прежде всего публично политически и попу-
лярно озвучена и стать реальной обществен-
но-политической альтернативой сценарию 
военно-политической интеграции западной 
локальной цивилизации.

4.4. Воздушно-космическая оборона как эффективный
инструмент практической евразийской интеграции

Заранее понимая, в каком направлении и в какой динамике будет меняться та 

или иная ситуация, можно упредить многие вызовы, а также избежать ошибок 

и упущений в стратегическом планировании…

23

.

С. Нарышкин,

Председатель Государственной Думы ФС РФ

Превращение средств воздушно-космичес-

кого нападения в глобальное средство ведения 
войны и защиты от них практически превратило 
эти средства в синоним суверенитета государств 
и его способности защитить свои национальные 
интересы, систему ценностей своей цивилиза-
ции и своих союзников. Хронологически этот 
процесс состоялся в конце XX века: бомбарди-
ровки Югославии, Ирака, (в XXI веке) — Аф-
ганистана, Ливии, Сирии, Украины и др. стран 
показали, что только страна, обладающая средс-
твами воздушно-космического нападения (ВКН) 
и защиты (ВКО), может называться вполне суве-
ренным и независимым государством в военном 
и политическом отношении.

Учитывая, что эти современные виды и сис-

темы ВиВТ производятся в ограниченном числе 

государств (кроме США и России, способных 

создавать все виды и  системы, некоторыми 

возможностями могут обладать Франция, Ве-
ликобритания, Китай, Израиль, Индия и ряд 
других государств), обеспечение безопасности 
в области ВКО становится жестко политически 

ориентировано. Так, отказ России от поставок 
Ирану С-300 заставил их создать и производить 
собственную аналогичную систему, но это, без-

условно, не означает, что Иран смог обеспечить 

свою воздушно-космическую безопасность. Для 
того, чтобы лучше представить себе масштаб 

задач, стоящих перед ВКО страны, можно при-
вести видение этой проблемы Генеральным 
конструктором Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

В XXI веке наиболее актуальной угрозой 

в Евразии стала угроза воздушно-космического 
нападения, возможные сценарии которой были 
уже апробированы США в Ираке и Ливии. На-
земные операции в Афганистане, Ираке, других 

странах, показали свою неэффективность, даже 


background image

118

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Рис. 9.

24

Рис. 10.

25