ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1488
Скачиваний: 2
114
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
В то же время в Евразии существуют «неев-
ропейские» организации и институты обеспече-
ния безопасности, которые (по мере усиления
центра силы в АТР) играют все более важную
роль. Это военно-политические блоки и инсти-
туты обеспечения безопасности в Центральной
Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоо-
кеанском регионе. Такими важнейшими военно-
политическими блоками и институтами обес-
печения безопасности в Центральной Азии, на
Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе являются: НАТО, ОДКБ, Шанхайская
организация сотрудничества, Лига арабских го-
сударств, Совет сотрудничества арабских госу-
дарств Персидского залива, Организация Ис-
ламская конференция, Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация
регионального сотрудничества стран Южной
Азии (СААРК), а также различные коллективные
органы безопасности и двухсторонние военно-
политические союзы с участием США, Китая,
Ирана, Японии, Республики Корея и Индии.
Страны, входящие в организацию или учас-
твующие в ее работе, ставят перед собой прежде
всего задачу повысить уровень своей защищен-
ности от проявлений всех видов экстремизма.
Однако становится все более очевидным, что
обеспечение региональной безопасности и ста-
бильности возможно лишь при условии, что
контртеррористическая деятельность будет
сочетаться с работой по искоренению социаль-
но-экономических корней экстремизма и терро-
ризма. С этим связан «экономический акцент»
этой организации.
Основой для объединения государств
в Лигу арабских государств (ЛАГ) является их
национально-этническая и конфессиональная
общность. С этих позиций осуществляется де-
ятельность этой организации по обеспечению
безопасности на Ближнем Востоке, которая ка-
сается прежде всего политических и экономи-
ческих аспектов.
Совет сотрудничества арабских государств
Персидского залива (ССАГПЗ) также призван
обеспечить безопасность государств — членов
организации на Аравийском полуострове. Изна-
чально возникнув как региональная политичес-
кая и экономическая организация, ССАГПЗ все
больше смещает приоритеты своей деятельности
в сферу военно-политической интеграции участ-
Рис. 7.
20
115
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
ников организации. При этом значительное вни-
мание Совета уделяется сотрудничеству с НАТО.
Организация Исламская конференция
(ОИК) имеет целью укрепить исламскую соли-
дарность, обеспечить развитие разносторон-
них связей между исламскими государствами,
а также поддержание мира и международной
безопасности.
Страны Ассоциации государств Юго-Вос-
точной Азии (АСЕАН) стремятся проводить
внешнюю политику региональной безопасности,
которая не слишком бы связывала их с тем или
иным центром силы в Азии. С учетом данного
фактора большинство из этих стран поддержи-
вают выгодные для себя политические и эко-
номические связи с США, Японией, Китаем
и Россией.
Государствами- участниками АСЕАН при-
знается, что наиболее эффективным способом
обеспечения стабильности и безопасности
в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не проти-
воречащим политическим и экономическим
интересам различных стран, является созда-
ние международных многосторонних диалого-
вых механизмов. В этой связи членами АСЕАН
принимаются определенные шаги по форми-
рованию основ таких коллективных органов
безопасности.
Большое значение для обеспечения регио-
нальной безопасности в Азиатско-Тихоокеанс-
ком регионе имеет многостороннее сотрудни-
чество в форматах «АСЕАН плюс один» (АСЕАН
плюс Россия), «АСЕАН плюс три» (АСЕАН плюс
Япония, Китай и Республика Корея), а также
Восточно-Азиатского сообщества (АСЕАН+3,
Индия, Австралия, Новая Зеландия).
Его эффективность обусловлена высокой
степенью взаимопонимания между соседними
азиатскими государствами и исторически сло-
жившимися между ними связями.
Значительное место в обеспечении реги-
ональной безопасности в Южной Азии также
принадлежит Ассоциации регионального со-
трудничества стран Южной Азии (СААРК).
Для большинства ведущих военно-полити-
ческих союзов, коллективных органов и инсти-
тутов обеспечения безопасности в Центральной
Азии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоо-
кеанском регионе (Шанхайская организация со-
трудничества, Лига арабских государств, Совет
сотрудничества арабских государств Персидско-
го залива, Организация Исламская конференция,
АСЕАН, Форум АТЭС, СААРК) характерно уси-
ление значения экономической составляющей.
Это соответствует общей тенденции фор-
мирования в этих регионах мира экономичес-
ких сообществ государств, безопасность кото-
рых будет обеспечиваться не только военными
средствами, но и заинтересованностью каждой
страны в благополучии своих экономических
партнеров и стабильной экономической ситу-
ации.
Участие России в военно-политических
блоках и институтах обеспечения
евразийской безопасности
Значительное место в обеспечении евразийской
безопасности занимает участие России в воен-
но-политических блоках и международных ре-
гиональных политических организациях.
Сотрудничество России с НАТО происходит
в рамках нескольких организаций и программ.
При этом главным инструментом здесь высту-
пает Совет Россия — НАТО (СРН). В Римской
декларации (2002) определены девять приори-
тетов такого сотрудничества сторон.
Первый — борьба против терроризма. Ос-
нова для сотрудничества в этой области — План
действий СРН по терроризму.
Второй — урегулирование кризисов. В рам-
ках этого приоритета ключевую роль играет им-
ператив оперативной совместимости. В июне
2005 года на встрече министров обороны стран
СРН приняты «Военно-политические руково-
дящие указания по укреплению оперативной
совместимости между силами России и госу-
дарств НАТО». Их цель — обеспечить способ-
ность к эффективным совместным действиям
на стратегическом, оперативном и тактическом
уровнях.
Третий — борьба с распространением ОМУ.
Четвертый — контроль над вооружениями
и меры по укреплению доверия.
Пятый — ПРО на ТВД. В этой области уже
проведено несколько совместных учений; дейс-
твует специальная рабочая группа СРН.
Шестой — поиск и спасение на море.
Седьмой — сотрудничество в сфере военных
реформ. С 2002 года развивается совместный
проект в области переподготовки и трудоуст-
ройства российских военнослужащих увольня-
ющихся с военной службы.
Восьмой — совместные действия в случае
гражданских чрезвычайных ситуаций.
116
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Наконец, девятый приоритет — научно-
техническое сотрудничество и сотрудничество
в управлении воздушным движением
21
.
Россия активно выступает за реформирова-
ние ОБСЕ в направлении придания этой орга-
низации статуса более эффективного механизма
обеспечения безопасности в Европе. Сотрудни-
чество России с этой организацией заключается
прежде всего в участии российских делегаций
в работе и обеспечении иммунитета миссий
и наблюдателей ОБСЕ.
Россия является главным инициатором
и последовательным сторонником реализации
процесса укрепления ОДКБ. Создание Российс-
ко-Белорусской и Российско-Армянской группи-
ровок войск (сил), Коллективных сил быстрого
развертывания в регионах коллективной без-
опасности является важным фактором обеспе-
чения стабильности в Европейском, Кавказском
и Центрально-Азиатском регионах.
Формирование новой системы безопасности
в Евразии
Необходимость формирования новой системы
безопасности Евразии обусловливается рядом
факторов, главными из которых являются:
—
обострение военно-политической обстанов-
ки в ряде регионов Европы и Азии, сопро-
вождающееся вооруженными конфликтами
различной степени интенсивности, которые
в свою очередь продемонстрировали ущерб-
ность существующей системы евразийской
безопасности;
—
стремление США затвердить свое глобаль-
ное доминирование в политике и экономи-
ке, возродить фантомы Советского Союза
и «железного занавеса», играть роль мегаре-
гулятора мировой экономики; а также
—
усиление геополитического соперничества
на постсоветском пространстве и оконча-
тельное превращение его из «ближнего за-
рубежья» РФ в арену международной кон-
куренции в политике и экономике.
Новая система безопасности Евразии:
сущность, составные части и принципы
формирования
Политические и экономические кризисы по-
следнего времени свидетельствуют, что су-
ществующий миропорядок обусловливает
необходимость его серьезной модернизации.
Становится все более и более очевидно, в том
числе и на Западе, что нарастает противоречие
между глобальным характером современных
вызовов и угроз (международный терроризм,
наркотрафик, организованная преступность,
распространение ОМУ и средств его доставки,
региональные конфликты, демографические
проблемы, глобальная бедность, нелегальная
миграция, изменение климата и др.), которые
требуют ответа солидарными усилиями всего
мирового сообщества, и существованием одно-
полярной (а другими словами, неоимперской)
международной системы, предполагающей од-
ностороннее реагирование по всему широкому
спектру международных проблем.
Такое обилие международных организаций
в Евразии не сказывается однако на укрепле-
нии ее безопасности. Наоборот, в последние два
десятилетия мы наблюдаем, как минимум, два
опасных процесса.
Рис. 8.
22
117
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
Во-первых, страны Евразии стремительно
наращивают свои военные расходы, а их темпы
роста значительно опережают мировые.
Во-вторых, в начале века не только стреми-
тельно росли расходы на оборону США (вплоть
до 2013 ф. г.), но и экспорт оружия, военной тех-
ники и разного рода услуг.
Очевидное нарастание конфликтности и го-
товности ведущих мировых держав использовать
военную силу в Евразии сопровождалось последнее
десятилетие стремительным ростом военных по-
тенциалов. Это было видно из фактически удвоения
военных расходов за 10 лет, которое произошло
практически во всех странах АТР, но, прежде все-
го, в США, чья доля в мировых расходах на воен-
ные цели превысила 40%. Значительная часть этих
средств шла на развитие возможностей использова-
ния военной силы в Евразии. Так, из запрошенных
Б. Обамой на 2013 год финансовых средств (более
650 млрд долл.) почти 80 млрд специально выделя-
лось на обеспечение действий в Афганистане.
Такие процессы милитаризации экономики
неизбежно ведут к нарастанию противостояния
между локальными цивилизациями сами по себе,
не зависимо даже от политических установок, но,
взятые вместе с ними, эта тенденция означает
нарастание вероятности реализации сценария
военного противостояния, более того, делает его
реализацию уже в среднесрочной перспективе
неизбежным.
Противодействие такому развитию сце-
нариев противостояния в виде осознанного
стимулирования развития сценария создания
широкой военно-политической коалиции
в Евразии — единственная пожалуй, эффек-
тивная стратегия для России и ее потенциаль-
ных союзников. Эта стратегия должна быть
прежде всего публично политически и попу-
лярно озвучена и стать реальной обществен-
но-политической альтернативой сценарию
военно-политической интеграции западной
локальной цивилизации.
4.4. Воздушно-космическая оборона как эффективный
инструмент практической евразийской интеграции
Заранее понимая, в каком направлении и в какой динамике будет меняться та
или иная ситуация, можно упредить многие вызовы, а также избежать ошибок
и упущений в стратегическом планировании…
23
.
С. Нарышкин,
Председатель Государственной Думы ФС РФ
Превращение средств воздушно-космичес-
кого нападения в глобальное средство ведения
войны и защиты от них практически превратило
эти средства в синоним суверенитета государств
и его способности защитить свои национальные
интересы, систему ценностей своей цивилиза-
ции и своих союзников. Хронологически этот
процесс состоялся в конце XX века: бомбарди-
ровки Югославии, Ирака, (в XXI веке) — Аф-
ганистана, Ливии, Сирии, Украины и др. стран
показали, что только страна, обладающая средс-
твами воздушно-космического нападения (ВКН)
и защиты (ВКО), может называться вполне суве-
ренным и независимым государством в военном
и политическом отношении.
Учитывая, что эти современные виды и сис-
темы ВиВТ производятся в ограниченном числе
государств (кроме США и России, способных
создавать все виды и системы, некоторыми
возможностями могут обладать Франция, Ве-
ликобритания, Китай, Израиль, Индия и ряд
других государств), обеспечение безопасности
в области ВКО становится жестко политически
ориентировано. Так, отказ России от поставок
Ирану С-300 заставил их создать и производить
собственную аналогичную систему, но это, без-
условно, не означает, что Иран смог обеспечить
свою воздушно-космическую безопасность. Для
того, чтобы лучше представить себе масштаб
задач, стоящих перед ВКО страны, можно при-
вести видение этой проблемы Генеральным
конструктором Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
В XXI веке наиболее актуальной угрозой
в Евразии стала угроза воздушно-космического
нападения, возможные сценарии которой были
уже апробированы США в Ираке и Ливии. На-
земные операции в Афганистане, Ираке, других
странах, показали свою неэффективность, даже
118
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Рис. 9.
24
Рис. 10.
25