ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1427

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

119

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

Рис. 11.

26

Рис. 12.

27


background image

120

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

вредность. Понятно, что единственным реаль-
ным средством противодействия воздушно-
космическому нападению становятся средства 

ВКО. Они же, будучи оформлены в адекватную 

военную доктрину, могут стать и главным инс-

трументом военно-политической интеграции 

в Евразии, т. е. помочь реализовать сценарий во-

енно-политической интеграции в Евразии. Это 

может быть тот редкий случай, когда внешне 
выглядевшие военно-технические решения ста-
новились влиятельными средствами политики. 

Решение этой задачи однако под силу лишь не-
скольким государствам, либо коалициям. Сис-
тема ВКО предполагает, в частности, разработку, 
создание, развертывание и эксплуатацию следу-

ющих основных подсистем, которые показаны 
на рисунке (рис. 10).

В свою очередь подсистема единого инфор-

мационного пространства ВКО представляет 

собой архисложный «пирог» из информацион-

ных систем (рис. 11).

В этой связи необходимо рассмотреть ар-

гументы в пользу этой идеи. Идея, которая мо-
жет стать главным инструментом евразийской 
интеграции и лечь в основу общей военной до-

ктрины и планов военного строительства во-

енно-политической коалиции в Евразии, про-
тивостоящей НАТО.

1. Ни одна из стран любого союза, включая 

СНГ, в силу финансовых научно-технических, 
технологических и иных проблем, не способна 
обеспечить создание ВКО своей национальной 
территории самостоятельно, без сотрудничества 
с Россией и другими государствами СНГ и Ев-

разии. 

Уровень такого сотрудничества вместе 

с тем определяется прежде всего уровнем воен-

но-политического и научного сотрудничества, 

общностью системы ценностей и понимани-
ем необходимости усиления позиций в кон-

куренции этносов в Евразии, способностью 
конкурировать с противостоящими силами. 

Простой пример. За последнее десятилетие 

XXI  века военные расходы США выросли 

с 300 до 700 млрд долл., а расходы на разведы-

вательную деятельность — 80 млрд долл.

29

, что 

составляет половину мировых расходов. Со-
ответственно противопоставить аналогичные 

научно-технические программы будет стоить, 
как минимум, столько же.

Рис. 13.

28


background image

121

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

Другие союзники США — Япония, Великоб-

ритания, Франция, Германия — тратят на воен-
ные цели примерно столько же, сколько Россия, 

а Канада, Саудовская Аравия, Южная Корея — 
несколько меньше. В целом же военные расходы 
США и их союзников примерно в 20 раз превы-
шают российские, что делает военное соревно-
вание по всем направлениям военного строи-
тельства бессмысленным. Неизбежно придется 
выбирать и концентрироваться на одном-двух 
направлениях. Вероятнее всего, на ВКО и СЯС, 
которые во все большей степени превращаются 
в единый стратегический комплекс.

Вместе с тем евразийская кооперация может 

позволить странам не только создать националь-
ные системы ПВО и ПРО, но и объединенную 

систему ВКО Евразии.

Другими словами, потенциально у Евразии 

есть организационная и промышленная струк-
тура, способная при определенных условиях 

решить задачу евразийской ВКО.

2. Последние 20 лет продемонстрировали, 

что военная сила развитых государств, актив-

но использовавшаяся США и их союзниками 
против Югославии, Ирака, Ливии и  других 
государств, представляет собой прежде всего 

способность к нанесению высокоточных ударов 
авиацией и крылатыми ракетами (КР), а ее ней-
трализация зависит от развитой системы ВКО.

В последние годы этот потенциал пополня-

ется новыми типами ВТО, чья скорость и даль-

ность существенно увеличены. Эти новые типы 
и системы оружия, разрабатываемые в рамках 
концепции «Быстрого глобального удара», 
например, гиперзвуковые аппараты и КРМБ, 
позволяют наносить неядерные высокоточные 
удары по любой точке планеты в течение часа

30

.

Важно отметить, что эти программы перехо-

дят из стадии разработок и испытаний в стадию 
полномасштабного развертывания, которая уже 
измеряется не десятилетиями, а годами. Иначе — 

формирование потенциала для воздушно-косми-

ческого нападения и защиты от уцелевших средств 

противника перешло в заключительную фазу.

Аргументы о том, что эти системы направле-

ны против Ирана, не выдерживают критики. По 
признанию представителей Пентагона, ракетные 
потенциалы Тегерана надежно нейтрализова-
ны 24 батареями системы ПВО/ПРО «Пэтриот», 
размещенными в шести государствах Персидс-
кого залива (это от 96 до 384 ракет в зависимости 

от их типа); корабельными ракетами-перехват-

чиками ВМС США SM-3 с БИУС «Иджис», рас-

положенными в его зоне (боекомплект до 300 ра-
кет, поскольку в Аравийском море постоянно 
находятся несколько таких кораблей), а также 
эффективными средствами ПРО Израиля. «Воз-
ражай, не возражай против такой мощной про-

тиворакетной инфраструктуры — она все равно 
уже развернута»

31

, — считает В. Козин.

К этому надо добавить еще две батареи про-

тиворакетной системы THAAD (в общей сложнос-
ти 96 ракет-перехватчиков с двумя РЛС), которые 
США решили в конце декабря 2011 года поставить 
ОАЭ на сумму 3,48 млрд долл. В 2011 году Вашинг-
тон дал добро на продажу Кувейту 209 ракет «Пэт-

риот» повышенной точности GEM-Т-104E, а также 
на замену ракет «Пэтриот» РАС-2 на РАС-3 в Сау-
довской Аравии. О потенциальных возможностях 

Пентагона по сдерживанию «иранской ракетной 
угрозы» говорит также тот факт, что в период вой-

ны против Ирака в 2003 году Соединенные Шта-

ты сконцентрировали в зоне конфликта в общей 
сложности 1015 ракет-перехватчиков ЗРК «Пэт-

риот» РАС-2 и 54 ракеты РАС-3

32

.

Особенно дестабилизирующими станут но-

вые типы противоракет SM-3 IIB, которые будут 
предназначены для перехвата баллистических 
ракет. Как показали слушания в Конгрессе США 
в феврале 2013 года, эти ракеты «будут обладать 
значительно большими возможностями, чем 
предыдущие типы SM-3»

33

. Обращает на себя 

внимание и то, что в ходе доклада отмечается, 

что наиболее эффективной дислокацией этих ра-

кет признается размещение на судах ВМС США 
в Северном море, что абсолютно дезавуирует 
идею «иранской угрозы» с юга.

Собственно в создании интегрированного — 

наступательного и оборонительного потенциала 
в Евразии и по периметру ее границ — аккумули-
руются сегодня основные усилия США. Причем 
этот потенциал переходит в плоскость возмож-
ности его практического использования. Осенние 
учения 2012 года успешно продемонстрировали 
возможности США по отражению ракетной уг-
розы, состоящей одновременно из пяти целей 
и ракет различного радиуса действия. Эти испы-

тания укладываются во второй раунд создания 

глобальной системы ВКО США и заключаются 
в отработке всех систем региональной ПРО, ко-

торая будет реализовываться сначала в Европе 

и Юго-Восточной Азии. Так как система имеет 
значительную мобильность, то возможности ее 
использования не ограничиваются только этими 


background image

122

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

регионами, и она может быть развернута прак-

тически в любой точке мира. Практически это 
означает, что по периметру Евразии формируется 

глобальная система ВКО США.

Впервые установки типа THAAD отразили 

угрозу удара ракетами средней дальности (MRB), 
комплекс Patriot Advanced Capability-3 (PAC-3) 
уничтожил крылатую ракету малой дальности 
(SRBM), двигавшейся на предельно малой вы-

соте вдоль водной поверхности.

Демонстрация боевых возможностей реги-

ональной системы ВКО была проведена в райо-

не атолла Кваджалейн и прилегающей к нему 
западной части Тихого океана, что позволило 

отработать действия комплекса ПРО морско-

го базирования (Aegis Ballistic Missile Defense 

(BMD), а также системы THAAD и PATRIOT на 
островах и мобильных морских платформах.

Это означает, что в ближайшие 3–5 лет у США 

и их союзников появится военно-техническая воз-
можность использования военной силы в Евра-
зии в любой точке по своему усмотрению в любое 
время и против любого противника. Иран, КНДР 
или Афганистан, конечно, не являются главными 
целями такой политики. Уже имеющихся у США 
в настоящее время средств вполне достаточно, 

чтобы решить эти задачи. Главной целью являются 

Россия и Китай, точнее, их возможность контро-
лировать ситуацию в Евразии и АТР.

Единственным практическим средством 

нейтрализации угрозы воздушно-космическо-
го нападения становится создание объединен-
ной системы ВКО евразийских государств, если, 

конечно, исходить из того, что эти страны хо-
тят сохранить свой суверенитет во внутренней 
и внешней политике.

3. В последнее десятилетие складывается си-

туация, когда США фактически создают единую 
систему ПРО вокруг и в самой Евразии, состо-
ящую из отдельных территориальных систем 

в Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточ-
ной Азии. Предположительное завершение со-
здания единой системы ПРО к 2020 году может 
привести к такой ситуации, когда США смогут 
без особого риска использовать во всей Евразии 
высокоточные системы наступательных воору-
жений, превратив их фактически в потенциал 
первого, «разоружающего» удара. Традиционное 

ядерное сдерживание перестанет существовать, 
а вместе с ним и последний атрибут великой де-

ржавы для России. Вместе с тем, ряд экспертов, 
например, академик А. Арбатов, полагают, что 
имеющиеся у России комплексы средств преодо-
ления ПРО (КСП ПРО) уже сегодня «на поря-
док более эффективны…, чем запланированная 
к 2020 году система США/НАТО»

34

.

Думается, что эти оценки излишне оптимис-

тичны. Проблема в том, что они не учитывают 

важнейшей характеристики средств ПРО: буфер-
ности системы. Предположим, что оценка верна, 
и вероятность поражения баллистической цели 

одной ракетой действительно стала на порядок 

хуже, то есть 0,09 вместо 0,9. Таким образом, для 
доведения вероятности поражения до приемле-
мой величины потребуется на порядок больше 
ракет. В США прекрасно осознают эту потреб-


background image

123

Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции

ность, и количество противоракет уже сегодня 
превышает количество перехватываемых целей 
более чем в 3 раза. При сложившемся темпе на-
ращивания численности перехватчиков одновре-
менно с ростом их потенциала декларируемое 

«превосходство на порядок» будет сведено к нулю 

через 10–12 лет по самым пессимистичным оцен-

кам. А с учетом слабой вариативности траекторий 
боевых блоков и повышенного потенциала пере-
хватчиков класса GBI, размещенных на основных 
направлениях возможного удара, превосходство 
даже самых передовых боевых частей будет ниве-
лировано на этих направлениях за 5–7 лет. Реаль-
ность такова: мы стоим на пороге того периода, 

когда ядерное сдерживание перестает быть эф-

фективным, а само ядерное оружие становится 
бесполезным. Более того, его могут объявить «вне 
закона» не только применительно к Ирану, КНДР, 

но и к другим странам.

4. Под угрозой находится стратегическая ста-

бильность, сложившаяся в последние пять деся-
тилетий. Утеря Россией возможности ядерного 
сдерживания неизбежно отразится не только на ее 
военных возможностях, но и на внешнеполитичес-
ких позициях и прочности суверенитета, а также 
на позициях ее союзников по ОДКБ, более того, на 
всей ситуации в Евразии. Фактически большинс-
тво этих государств могут оказаться объектом для