ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1487
Скачиваний: 2
119
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
Рис. 11.
26
Рис. 12.
27
120
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
вредность. Понятно, что единственным реаль-
ным средством противодействия воздушно-
космическому нападению становятся средства
ВКО. Они же, будучи оформлены в адекватную
военную доктрину, могут стать и главным инс-
трументом военно-политической интеграции
в Евразии, т. е. помочь реализовать сценарий во-
енно-политической интеграции в Евразии. Это
может быть тот редкий случай, когда внешне
выглядевшие военно-технические решения ста-
новились влиятельными средствами политики.
Решение этой задачи однако под силу лишь не-
скольким государствам, либо коалициям. Сис-
тема ВКО предполагает, в частности, разработку,
создание, развертывание и эксплуатацию следу-
ющих основных подсистем, которые показаны
на рисунке (рис. 10).
В свою очередь подсистема единого инфор-
мационного пространства ВКО представляет
собой архисложный «пирог» из информацион-
ных систем (рис. 11).
В этой связи необходимо рассмотреть ар-
гументы в пользу этой идеи. Идея, которая мо-
жет стать главным инструментом евразийской
интеграции и лечь в основу общей военной до-
ктрины и планов военного строительства во-
енно-политической коалиции в Евразии, про-
тивостоящей НАТО.
1. Ни одна из стран любого союза, включая
СНГ, в силу финансовых научно-технических,
технологических и иных проблем, не способна
обеспечить создание ВКО своей национальной
территории самостоятельно, без сотрудничества
с Россией и другими государствами СНГ и Ев-
разии.
Уровень такого сотрудничества вместе
с тем определяется прежде всего уровнем воен-
но-политического и научного сотрудничества,
общностью системы ценностей и понимани-
ем необходимости усиления позиций в кон-
куренции этносов в Евразии, способностью
конкурировать с противостоящими силами.
Простой пример. За последнее десятилетие
XXI века военные расходы США выросли
с 300 до 700 млрд долл., а расходы на разведы-
вательную деятельность — 80 млрд долл.
29
, что
составляет половину мировых расходов. Со-
ответственно противопоставить аналогичные
научно-технические программы будет стоить,
как минимум, столько же.
Рис. 13.
28
121
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
Другие союзники США — Япония, Великоб-
ритания, Франция, Германия — тратят на воен-
ные цели примерно столько же, сколько Россия,
а Канада, Саудовская Аравия, Южная Корея —
несколько меньше. В целом же военные расходы
США и их союзников примерно в 20 раз превы-
шают российские, что делает военное соревно-
вание по всем направлениям военного строи-
тельства бессмысленным. Неизбежно придется
выбирать и концентрироваться на одном-двух
направлениях. Вероятнее всего, на ВКО и СЯС,
которые во все большей степени превращаются
в единый стратегический комплекс.
Вместе с тем евразийская кооперация может
позволить странам не только создать националь-
ные системы ПВО и ПРО, но и объединенную
систему ВКО Евразии.
Другими словами, потенциально у Евразии
есть организационная и промышленная струк-
тура, способная при определенных условиях
решить задачу евразийской ВКО.
2. Последние 20 лет продемонстрировали,
что военная сила развитых государств, актив-
но использовавшаяся США и их союзниками
против Югославии, Ирака, Ливии и других
государств, представляет собой прежде всего
способность к нанесению высокоточных ударов
авиацией и крылатыми ракетами (КР), а ее ней-
трализация зависит от развитой системы ВКО.
В последние годы этот потенциал пополня-
ется новыми типами ВТО, чья скорость и даль-
ность существенно увеличены. Эти новые типы
и системы оружия, разрабатываемые в рамках
концепции «Быстрого глобального удара»,
например, гиперзвуковые аппараты и КРМБ,
позволяют наносить неядерные высокоточные
удары по любой точке планеты в течение часа
30
.
Важно отметить, что эти программы перехо-
дят из стадии разработок и испытаний в стадию
полномасштабного развертывания, которая уже
измеряется не десятилетиями, а годами. Иначе —
формирование потенциала для воздушно-косми-
ческого нападения и защиты от уцелевших средств
противника перешло в заключительную фазу.
Аргументы о том, что эти системы направле-
ны против Ирана, не выдерживают критики. По
признанию представителей Пентагона, ракетные
потенциалы Тегерана надежно нейтрализова-
ны 24 батареями системы ПВО/ПРО «Пэтриот»,
размещенными в шести государствах Персидс-
кого залива (это от 96 до 384 ракет в зависимости
от их типа); корабельными ракетами-перехват-
чиками ВМС США SM-3 с БИУС «Иджис», рас-
положенными в его зоне (боекомплект до 300 ра-
кет, поскольку в Аравийском море постоянно
находятся несколько таких кораблей), а также
эффективными средствами ПРО Израиля. «Воз-
ражай, не возражай против такой мощной про-
тиворакетной инфраструктуры — она все равно
уже развернута»
31
, — считает В. Козин.
К этому надо добавить еще две батареи про-
тиворакетной системы THAAD (в общей сложнос-
ти 96 ракет-перехватчиков с двумя РЛС), которые
США решили в конце декабря 2011 года поставить
ОАЭ на сумму 3,48 млрд долл. В 2011 году Вашинг-
тон дал добро на продажу Кувейту 209 ракет «Пэт-
риот» повышенной точности GEM-Т-104E, а также
на замену ракет «Пэтриот» РАС-2 на РАС-3 в Сау-
довской Аравии. О потенциальных возможностях
Пентагона по сдерживанию «иранской ракетной
угрозы» говорит также тот факт, что в период вой-
ны против Ирака в 2003 году Соединенные Шта-
ты сконцентрировали в зоне конфликта в общей
сложности 1015 ракет-перехватчиков ЗРК «Пэт-
риот» РАС-2 и 54 ракеты РАС-3
32
.
Особенно дестабилизирующими станут но-
вые типы противоракет SM-3 IIB, которые будут
предназначены для перехвата баллистических
ракет. Как показали слушания в Конгрессе США
в феврале 2013 года, эти ракеты «будут обладать
значительно большими возможностями, чем
предыдущие типы SM-3»
33
. Обращает на себя
внимание и то, что в ходе доклада отмечается,
что наиболее эффективной дислокацией этих ра-
кет признается размещение на судах ВМС США
в Северном море, что абсолютно дезавуирует
идею «иранской угрозы» с юга.
Собственно в создании интегрированного —
наступательного и оборонительного потенциала
в Евразии и по периметру ее границ — аккумули-
руются сегодня основные усилия США. Причем
этот потенциал переходит в плоскость возмож-
ности его практического использования. Осенние
учения 2012 года успешно продемонстрировали
возможности США по отражению ракетной уг-
розы, состоящей одновременно из пяти целей
и ракет различного радиуса действия. Эти испы-
тания укладываются во второй раунд создания
глобальной системы ВКО США и заключаются
в отработке всех систем региональной ПРО, ко-
торая будет реализовываться сначала в Европе
и Юго-Восточной Азии. Так как система имеет
значительную мобильность, то возможности ее
использования не ограничиваются только этими
122
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
регионами, и она может быть развернута прак-
тически в любой точке мира. Практически это
означает, что по периметру Евразии формируется
глобальная система ВКО США.
Впервые установки типа THAAD отразили
угрозу удара ракетами средней дальности (MRB),
комплекс Patriot Advanced Capability-3 (PAC-3)
уничтожил крылатую ракету малой дальности
(SRBM), двигавшейся на предельно малой вы-
соте вдоль водной поверхности.
Демонстрация боевых возможностей реги-
ональной системы ВКО была проведена в райо-
не атолла Кваджалейн и прилегающей к нему
западной части Тихого океана, что позволило
отработать действия комплекса ПРО морско-
го базирования (Aegis Ballistic Missile Defense
(BMD), а также системы THAAD и PATRIOT на
островах и мобильных морских платформах.
Это означает, что в ближайшие 3–5 лет у США
и их союзников появится военно-техническая воз-
можность использования военной силы в Евра-
зии в любой точке по своему усмотрению в любое
время и против любого противника. Иран, КНДР
или Афганистан, конечно, не являются главными
целями такой политики. Уже имеющихся у США
в настоящее время средств вполне достаточно,
чтобы решить эти задачи. Главной целью являются
Россия и Китай, точнее, их возможность контро-
лировать ситуацию в Евразии и АТР.
Единственным практическим средством
нейтрализации угрозы воздушно-космическо-
го нападения становится создание объединен-
ной системы ВКО евразийских государств, если,
конечно, исходить из того, что эти страны хо-
тят сохранить свой суверенитет во внутренней
и внешней политике.
3. В последнее десятилетие складывается си-
туация, когда США фактически создают единую
систему ПРО вокруг и в самой Евразии, состо-
ящую из отдельных территориальных систем
в Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточ-
ной Азии. Предположительное завершение со-
здания единой системы ПРО к 2020 году может
привести к такой ситуации, когда США смогут
без особого риска использовать во всей Евразии
высокоточные системы наступательных воору-
жений, превратив их фактически в потенциал
первого, «разоружающего» удара. Традиционное
ядерное сдерживание перестанет существовать,
а вместе с ним и последний атрибут великой де-
ржавы для России. Вместе с тем, ряд экспертов,
например, академик А. Арбатов, полагают, что
имеющиеся у России комплексы средств преодо-
ления ПРО (КСП ПРО) уже сегодня «на поря-
док более эффективны…, чем запланированная
к 2020 году система США/НАТО»
34
.
Думается, что эти оценки излишне оптимис-
тичны. Проблема в том, что они не учитывают
важнейшей характеристики средств ПРО: буфер-
ности системы. Предположим, что оценка верна,
и вероятность поражения баллистической цели
одной ракетой действительно стала на порядок
хуже, то есть 0,09 вместо 0,9. Таким образом, для
доведения вероятности поражения до приемле-
мой величины потребуется на порядок больше
ракет. В США прекрасно осознают эту потреб-
123
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
ность, и количество противоракет уже сегодня
превышает количество перехватываемых целей
более чем в 3 раза. При сложившемся темпе на-
ращивания численности перехватчиков одновре-
менно с ростом их потенциала декларируемое
«превосходство на порядок» будет сведено к нулю
через 10–12 лет по самым пессимистичным оцен-
кам. А с учетом слабой вариативности траекторий
боевых блоков и повышенного потенциала пере-
хватчиков класса GBI, размещенных на основных
направлениях возможного удара, превосходство
даже самых передовых боевых частей будет ниве-
лировано на этих направлениях за 5–7 лет. Реаль-
ность такова: мы стоим на пороге того периода,
когда ядерное сдерживание перестает быть эф-
фективным, а само ядерное оружие становится
бесполезным. Более того, его могут объявить «вне
закона» не только применительно к Ирану, КНДР,
но и к другим странам.
4. Под угрозой находится стратегическая ста-
бильность, сложившаяся в последние пять деся-
тилетий. Утеря Россией возможности ядерного
сдерживания неизбежно отразится не только на ее
военных возможностях, но и на внешнеполитичес-
ких позициях и прочности суверенитета, а также
на позициях ее союзников по ОДКБ, более того, на
всей ситуации в Евразии. Фактически большинс-
тво этих государств могут оказаться объектом для