ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1486
Скачиваний: 2
124
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
шантажа населения с применением массирован-
ного воздушного удара по всей своей территории.
Пример с Ливией очень показателен: война была
выиграна с помощью КР и авиационных ударов
без наземной операции. При этом главной угрозой
стратегической стабильности становится развер-
тывание глобальной системы ВКО США.
Сегодня наблюдается системное и достаточ-
но быстрое, заранее спланированное наступ-
ление на стратегическую стабильность. Так, за
2011 год модернизированы:
—
система обнаружения и слежения (UEWR)
различных видов ракет, которая направлена
на околоземное пространство, РЛС раннего
предупреждения ракетного пуска;
—
три комплекса наземных пусковых установок
в Форт Грейли;
—
установлено улучшенное программное
обеспечение по управлению системы пере-
хватчиков (GMD Fire Control) и новый узел
контроля управления системой слежения
и выявления целей FGA;
125
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
—
закончено строительство основных конс-
трукций Missile Field-2.
К началу 2012 года ВКО США состояла из:
—
30 наземных комплексов (GBI) ПРО от Аляс-
ки до Калифорнии;
—
23 комплексов морского базирования (BMD),
рассчитанных на противодействие ракетам
малой и средней дальности и для выполнения
операций по наблюдению и слежению за ра-
кетами дальнего радиуса действия (LRS&T);
—
87 комплексов ракет перехватчиков SM-3
и 72 комплекса SM-2 морского базирования;
—
двух систем THAAD;
—
шести радаров типа AN/TPY-2;
—
903 ракет типа PATRIOT (PAC)-3 новой мо-
дификации;
—
56 узлов огневой поддержки типа PAC-3
35
.
5. Рост конфликтности в Евразии — очевид-
ный факт, имеющий прямое отношение не толь-
ко к Центральной Азии, но и к Юго-Восточной
и Северо-Восточной Азии, где территориальные
и экономические проблемы становятся все более
острыми, а готовность к их разрешению снижается.
В немалой степени этому способствует и растущая
конкуренция в мире, борьба за ресурсы и влияние.
Сказанное говорит о том, что проблема
создания эффективной ВКО — это отнюдь не
только российская, а евразийская проблема,
в решении которой должны быть заинтересо-
ваны по большому счету все государства кон-
тинента. Но и для России, следует подчеркнуть,
необходимо решительнее выходить за рамки
идеи создания национальной ВКО, которая не
может быть реализованной только ресурсами
нашего государства. Тем более такая система
ВКО не может «разорвать» решение проблемы
евразийской безопасности на сугубо «россий-
скую» и «остальную». Как справедливо заме-
тил академик А. Торкунов, «При рассмотрении
любого исторического феномена необходима
своеобразная шкала мер, элемент сопоставле-
ния. Российскую государственность, степень
консолидации российского суверенитета мож-
но понять только на общем фоне международ-
ных отношений конкретного периода, только
в сопоставлении с состоянием дел у ближайших
соседей и лидеров мирового порядка»
36
.
6. В этой связи важно подчеркнуть тезис, ко-
торый постоянно пытаются игнорировать в пос-
ледние десятилетия: в международных отноше-
ниях военная сила остается (порой, решающим)
инструментом внешней политики, несмотря на
рост влияния «мягкой силы» и экономических
средств воздействия, несмотря на все процессы
глобализации и «гуманизации». При этом важно
понимать, что военная сила по-прежнему, как и в
XX веке, реализуется в двух формах — политико-
психологической (давление, шантаж) и прямой,
военной. Для того, чтобы политико-психоло-
гическая (в т. ч. «эмоциональная») форма была
эффективна, нужно, чтобы угроза использова-
ния военной силы выглядела абсолютно реаль-
ной. Здесь играют главную роль не намерения
(«intentions»), а возможности («capabilities»).
4.5. Сценарий возможной евразийской военно-политической
интеграции во главе с «российским ядром»
Запад выиграл мир не с помощью своего превосходства в идеях, ценностях или
религии, … но скорее с помощью превосходства применения организованного
насилия. Запад иногда забывает это; не-Запад — никогда
37
.
С. Хантингтон,
политолог
Россия сможет их преодолеть (жесткие реалии), если обретет собственную стратегию, ориентированную на
традиционный для себя евразийский регион, найдет нужные для новой евразийской интеграции идеи
38
.
С. Глазьев,
советник Президента России
На возможный сценарий долгосрочного во-
енного планирования России должно влиять две
группы факторов: формирование ВПО в мире
с учетом вероятности складывания враждеб-
ной военно-политической коалиции, во-первых,
и развитие военных программ государств, объ-
единенных в такую враждебную Россию военно-
политическую коалицию, в Евразии, во-вторых.
126
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
И первая, и вторая группа факторов не просто
возможны, их вероятность, на мой взгляд, очень
высока, если не неизбежна. Вся политика США
и их союзников второго десятилетия XXI века
свидетельствует о том, что на Западе сознатель-
но формируют военно-политическую коалицию
как главное условие будущего развития различ-
ных сценариев МО и ВПО.
Не менее актуальна и вторая группа факто-
ров — продолжение ставки США на военно-тех-
ническое превосходство, которое неоднократно
подтверждалось в последние годы в т. ч. и Б. Оба-
мой. Это стремление сопровождается консолида-
цией экономических и финансовых усилий под
эгидой США, которая стала особенно заметна
во втором десятилетии XXI века. В результате,
не смотря на некоторое абсолютное сокраще-
ние военных расходов США в 2012–2014 годах,
общая тенденция роста военных расходов Запа-
да сохраняется, более того, она уже превысила
показатели последних лет «холодной войны».
Рис. 13.
39
Очевидно, что «ядром» такой коалиции мо-
жет быть только Россия, обладающая необхо-
димым научно-техническим и экономическим
потенциалом. Теоретически на эту роль мог бы
претендовать Китай, однако вряд ли он будет го-
тов быть только лидером такой коалиции, а не ее
полноправным гегемоном. Эту тенденцию мож-
но рассмотреть и на примере динамики развития
ВВС в различных регионах мира, которая так или
иначе отражает специфику отдельных регионов.
Так, несмотря на значительное сокращение обо-
ронных расходов многих стран мира, из состава
всех национальных ВВС было выведено отно-
сительно небольшое количество авиатехники —
всего около 75 единиц. По данным справочника
«Уорлд эйр форсез-2014» (World Air Forces 2014)
компании «ФлайтГлоубал» (FlightGlobal), все-
го на данный момент в строю находится более
63 тысяч машин различного назначения. Из них
50,7 тысячи составляют боевые и специальные
самолеты, заправщики и транспортники, боевые
вертолеты и учебно-тренировочные самолеты
(УТС). Около 5300 единиц включены в состав
оплаченных контрактов и будут переданы в ВВС
в ближайшее время. Ожидается приобретение
еще примерно 6800 машин
40
.
ВВС стран Северной Америки
Боевые самолеты, всего
2804
Специальные самолеты
897
Самолеты-заправщики
601
ВТС
1102
Боевые вертопеты
5810
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
2881
Изменения в количестве
+2%
ВВС стран Европы
Боевые самолеты
2320
Специальные самолеты
237
Самолеты-заправщики
51
ВТС
690
Боевые вертолеты
3432
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
2016
Изменения в количестве
–3%
ВВС стран Латинской Америки
Боевые самолеты
629
Специальные самолеты
145
Самолеты-заправщики
9
ВТС
480
Боевые вертолеты
1210
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
721
Изменения в количестве
+3%
ВВС стран Африки
Боевые самолеты
1002
Специальные самолеты
46
Самолеты-заправщики
7
ВТС
393
Боевые вертолеты
1335
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
936
Изменения в количестве
–2%
127
Глава 4. Сценарии евразийской военно-политической интеграции
ВВС стран Ближнего Востока
Боевые самолеты
1250
Специальные самолеты
77
Самолеты-заправщики
37
ВТС
281
Боевые вертолеты
1247
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
904
Изменения в количестве
–7%
ВВС стран Ближнего Востока
Боевые самолеты
1250
Специальные самолеты
77
Самолеты-заправщики
37
ВТС
281
Боевые вертолеты
1247
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
904
Изменения в количестве
–7%
ВВС России и стран СНГ
Боевые самолеты
1852
Специальные самолеты
80
Самолеты-заправщики
23
ВТС
357
Боевые вертолеты
1216
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
368
Изменения в количестве
+1%
ВВС стран Азиатско-Тихоокеанского
региона
Боевые самолеты
4931
Специальные самолеты
425
Самолеты-заправщики
35
ВТС
894
Боевые вертолеты
4576
Учебно-тренировочная авиация (УТА)
2435
Изменения в количестве
+5%
Источник: World Air Forces 2014, FlightGloba
Рост количества авиатехники по сравне-
нию с 2013 годом наблюдался, таким образом,
в Северной Америке, АТР, Латинской Америке,
России и странах Содружества Независимых
Государств. Напротив, сокращение парка про-
изошло в Европе, Африке, странах Ближнего
Востока. Например, ВВС Германии вывели из
своего состава самолеты F-4 «Фантом» про-
изводства «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell
Douglas). Франция распрощалась с истребите-
лями «Мираж-F1» (Mirage F1), выпускавши-
мися авиакомпанией «Дассо» (Dassault). Вели-
кобритания сократила парк ВТС за счет C-130K
компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin)
и VC10 производства «Виккерс» (Vickers)
41
.
Поэтому, когда мы рассуждаем об измене-
нии соотношения военных сил и неприемлемом
ущербе использования военной силы, необхо-
димо иметь в виду, что стремление ведущих
государств обеспечить себе силовые позиции
Рис. 14.
128
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
неизбежно должны быть обеспечены матери-
альными возможностями — соответствующими
вооружениями, военной техникой, вооружен-
ными силами и концепциями их использова-
ния. Сегодня речь идет прежде всего о высо-
котехнологических и высокоточных системах
наступательных и оборонительных вооружений,
которые (вкупе с информационными и комму-
никационными) средствами составляют единый
наступательно-оборонительный комплекс. Эти
средства, как видно из рисунка (рис. 14), стре-
мительно развивались в последние 20 лет, что
отражает очевидную тенденцию создания все
более совершенных средств ведения войны. Пре-
жде всего, в области ВТО, ВКО и систем боевого
управления ими.
Ложные рассуждения о «недопустимости
войны», ее «невозможности», «аморальности»
и «бесчеловечности» не имеют ничего общего
с реальной политикой. Политические деклара-
ции имеют некоторый смысл лишь до опреде-
ленной степени. В действительности мы наблю-
даем стремительное и бесконтрольное развитие
ВВТ по всем направлениям, которые достаточ-
но четко определяются военно-политическим
руководством ведущих государств. Что видно
из простого подсчета появления новых систем
оружия, проведенного экспертами
42
.
Главной целью в Евразии в среднесрочной
перспективе становятся Казахстан, Киргизия
и Таджикистан, против которых ведется систем-
ная и последовательная политика, направленная
на дестабилизацию. Центром военной активнос-
ти США в Средней Азии, помимо Киргизии, стал
Таджикистан, отмечается в пресс-релизе армии
США. В Таджикистане Центральное командо-
вание ежегодно проводит от 50 до 60 программ
и мероприятий в сфере безопасности (в 2011 г. —
более 70)
43
. В частности, закончено строительс-
тво Национального центра боевой подготовки,
создаются системы межведомственной связи для
правительства Таджикистана, построен мост че-
рез реку Пяндж с пограничным и таможенным
постами на таджикско-афганской границе —
комплекс, который «способствует увеличению
коммерческого обмена, укрепляющего связи
Таджикистана с его южным соседом»
44
.
Проникновение США в Евразию идет по
всем направлениям. Так, институт иностранных
языков Министерства обороны США провел
два 16-недельных курса английского языка для
таджиков, закончена реконструкция Академии
МВД Таджикистана, оказывается содействие
в обучении кадров. Построены пограничные
заставы в Шурабаде и Яхчи-пуне, на открытие
которых в июне 2011 г. приезжал сам Браун-
филд — там даже установлены «полы с обогре-
вом»
45
! Военный партнер Таджикистана — На-
циональная гвардия штата Вирджиния — также
расширяет военное сотрудничество: проведе-
ние боевой подготовки и обмен информацией
в 2011 г. дополнены формированием «миротвор-
ческого подразделения», подготовкой «ликви-
дации последствий чрезвычайных ситуаций»