ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1504
Скачиваний: 2
34
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
сценария ВПО). Такая модель может стать одним
из первых этапов анализа и прогноза, предпо-
лагающего формализацию и математическое
выражение процессов, формирующих ВПО в бу-
дущем. Такой прототип модели системы сце-
нария развития ВПО может, например, иметь
в перспективе следующий вид (рис. 8).
Дальнейшая формализация и детализация
этой модели возможна до бесконечности. Важ-
нейшими ее условиями однако являются:
—
системность, учет всех факторов, формиру-
ющих не только ВПО, но и МО и ЧЦ;
—
последовательность развития сценариев;
—
иерархичность сценариев.
1.5. Систематизация современных сценариев развития ВПО
(на примере России и США)
После распада Советского Союза у Америки не осталось равного по силам соперника.
На рубеже ХХ–XXI веков США достигли пика своей мощи
31
.
… После 1990-х годов — периода открытого доминирования Соединенных
Штатов в мировой экономике и мировой политике — наблюдается эрозия
положения США как единственной сверхдержавы
32
.
А. Кокошин,
академик РАН
Систематизация основных сценариев разви-
тия ВПО в мире XXI века крайне важна потому,
что сегодня существует широчайший (по сути
неограниченный) круг таких сценариев, среди
которых нередко искусственно выделяют по не-
известным критериям наиболее вероятные. Оп-
ределение места сценариев развития ВПО имеет
важное значение прежде всего с точки зрения
адекватной оценки политического и военного
значения роли военной силы в современных
международных отношениях, что было пред-
метом острых политических и научных споров
в последние десятилетия XX века
33
, когда воз-
никла иллюзия того, что военная сила «потеряла
свое значение».
К сожалению, эта политическая иллюзия
сохраняет часть своего влияния до сих пор, что
негативно воздействует на адекватность вос-
приятия действительности российской правя-
щей элитой. Эта субъективность безусловно
заметна, когда рассматриваешь существующие
многочисленные прогнозы развития сценариев
ВПО в XXI веке. Так, в работе «Стратегический
глобальный прогноз 2030 академик А. Дынкин
пишет: «Военная мощь остается инструментом
политики, но ее роль в прогнозной период будет
относительно уменьшаться»
34
. Западные полити-
ки, военные и эксперты также исходят из этой
последовательности
35
.
Целесообразно изначально выделить воз-
можные и вероятные сценарии развития ВПО из
соответствующих сценариев развития ЧЦ и МО,
о которых говорилось выше, объединив их в со-
ответствующие группы и подгруппы по аналогии
с соответствующими группами сценариев разви-
тия МО. Для того, чтобы избежать чрезмерной
детализации и сохранить логику исследования
предлагается (также, как и в случае с анализом
сценариев МО) рассмотреть их на примере сце-
нария развития отношений двух основных субъ-
ектов ВПО — России и США. При этом важно не
недооценивать последствий для сценариев ВПО
развития некоторых сценариев МО.
Можно выделить, как минимум, две гло-
бальные тенденции, дестабилизирующие бу-
дущее состояние МО: внешняя задолженность
США, которая может привести к обвалу про-
мышленного производства, и ценной реакции
в других странах — производителях промыш-
ленной продукции, которая, как показал кризис
2008–2010 годов, неизбежно последует. Российс-
кие исследователи отмечают эти две фундамен-
тальные тенденции, имеющие долгосрочное
значение: «Америка уже давно живет в долг и,
производя 20% мирового ВВП, потребляет 40%
всего производимого в мире. Общая задолжен-
ность США превышает 53 трлн долл., что в че-
тыре раза больше годового ВВП США.
Финансовый кризис и снижение возмож-
ностей для кредитования американского рын-
ка неизбежно приведет к падению массового
спроса и сокращению потребления в США. Все
35
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
это, в свою очередь, вызовет сокращение произ-
водства и уменьшение мирового энергопотреб-
ления, а следовательно, сокращение спроса на
главный энергоноситель — нефть. Это приведет
к обвальному падению мировых цен на нефть,
если, конечно, страны — экспортеры нефти
(в том числе и Россия) не объединятся и не на-
чнут одновременное резкое снижение объемов
торговли нефтью, чтобы удержать цены на нее
на приемлемом для себя уровне»
36
.
Табл. 2. Основные группы и подгруппы сценариев развития ВПО, вытекающие
из соответствующих сценариев развития МО (на примере России и США),
вероятность их реализациипо состоянию на 2014 год
Субъек-
ты
сценари-
ев
МО
и ВПО
(США
и РФ)
Соединенные Штаты Америки
Группы и подгруппы
сценариев МО
Группы и подгруппы
сценариев развития
ВПО
настоя-
щее вре-
мя
прогноз
до
2035 г.
прогноз
до
2050 г.
Р
о
ссийск
а
я
Ф
е
дерация
С
ледс
твие к
онфронт
ационног
о с
ц
енария развития о
тношений
лок
альных цивилизаций Запада и Вос
ток
а
Гр
уппа позит
ивных сценариев
развит
и
я МО (ГПСР МО)
союзни
ческие
о
тношения
Сценарии
формирования военно-
политического союзов
Сценарии
создания
политических коалиции
пар
тнерские
о
тношения
Сценарии
военно-
политического
сотрудничества в мире
в отдельных регионах
+ 1
+ 1
+ 1
Гр
уппа нег
ат
ивных
сценариев развит
и
я МО
(ГНСР МО)
враж
дебные
сценарии
Сценарий
формирования
враждебной коалиции
Сценарий
геополитической,
экономической
и военной изоляции
и инфраструктур
+ 3
+ 4
+ 5
+ 5
+ 5
+ 5
о
ткровенно
конфронт
а
-
ционные
Сценарий
создания
«облачного противника
в СНГ»
Сценарий
военной
провокации в СНГ
+ 3
+ 4
+ 4
Гр
уппа нейт
р
а
льных сценариев
развит
и
я МО
(ГНСЦР МО)
по
дг
р
уппа
сценариев иг
-
норирования
Сценарий
фактической
военно-политической
изоляции
по
дг
р
уппа
сценариев
изолирования
Сценарий
противодействия любой
активности РФ
в ВТС и военно-
политической области
область вероятных
сценариев развития МО
36
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Сокращение промышленного производства
и экономический кризис в США — угроза для
всей МО, — имеющая долгосрочное значение,
которое, надо подчеркнуть, следует отнести
к конкретным условиям
развития МО. Эта
угроза может проявиться и обостриться не-
ожиданно, как это случилось в 2008 году, даже
на фоне вполне благополучных прогнозируе-
мых тенденциях в экономике США на 2014–
2016 годы, когда рост ВВП может превысить 3%.
Это означает, что в случае неожиданно-
го кризиса в США резко ухудшится не только
экономическая ситуация в мире, но, прежде
всего у ведущих партнеров США по ТАП: стран
Евросоюза и по ТТП: Японии, Южной Кореи,
Австралии. «С другой стороны, падение спроса
в США в результате финансового кризиса не-
избежно приведет к существенному снижению
производства в Европе, Китае, Японии, Индии
и других азиатских странах, которые во время
повышательной волны пятого К-цикла превра-
тились в мировую фабрику по производству
потребительских товаров и IT-технологий для
США. Это приведет к резкому сужению миро-
вого рынка, росту протекционизма и усилению
торговых противоречий между США, ЕС, Ки-
таем, Японией, Индией, т. е. обострению МО
37
.
Также,как и в прежней матрице, в которой
рассматривался сценарий развития МО, попыта-
емся количественно оценить вероятность разви-
тия таких возможных сценариев ВПО от 0 до + 5,
где 0 будет означать абсолютную невозможность,
а + 5 – сильную вероятность того или иного сце-
нария. При этом в матрице предлагаются только
отдельные группы и подгруппы сценариев МО
и ВПО, а не сами сценарии, которые должны
быть абсолютно конкретными — политически,
исторически, а также с собственно военной точ-
ки зрения.
Более того, развитие тех или иных конк-
ретных сценариев в перспективе 2035 года или
2050 годов предполагает их неизбежную эволю-
цию, в том числе и усиление, и ослабление, а в
ряде случаев, — исчезновение.
Объединение сценариев в группы и под-
группы существующих и будущих сценариев
развития МО и ВПО необходимо прежде всего
для выделения наиболее вероятных (важных
с практической точки зрения) сценариев из всех
теоретически возможных сценариев развития
ВПО, количество которых теоретически может
быть неограниченным.
Как видно из расположения существующих
и будущих сценариев развития ВПО (табл. 2), они
являются следствием и производными от груп-
пы негативных сценариев развития МО. В свою
очередь, эта группа является следствием развития
конфронтационного сценария взаимоотношений
локальных цивилизаций Запада и Востока. Это
обстоятельство важно не забывать потому, что
в нем скрываются фундаментальные и системные
противоречия (ценностные, интересы цивилиза-
ций, нации и государств, социально-культурные,
геополитические и др.), которые формируют об-
щие контуры всех вероятных сценариев развития
МО и, как следствие, ВПО.
1.6. Военно-техническое развитие как противодействие
негативным сценариям развития ВПО
Симметричные сокращения ядерных сил США и России больше не влияют
симметрично на безопасность
двух стран
38
.
Т. Бордачев, К. Дарден
Типичное заблуждение авторов цитируемо-
го доклада заключается в том, что безопасность
может быть обеспечена международными до-
говорами в т. ч. по ограничению и сокращению
вооружений. Этого не было и никогда не будет.
Правда, никто всерьез на это и не рассчитывал.
Во второй половине XX века и в начале XXI века,
похоже, утвердилось единственное средство, га-
рантирующее обеспечение безопасности государ-
ства, — технологическое и военно-техническое
равенство, то есть способность создавать такие
виды и системы ВиВТ, которые делают невозмож-
ным либо очень рискованным применение воен-
ной силы в качестве политического инструмента.
Международные и региональные системы
безопасности могут быть эффективными средс-
37
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
твами обеспечения национальной безопасности
только в ряде случаев, то есть они отнюдь не
универсальны. Тем более, что их эффективность
в значительной степени зависит от политики
ряда великих держав, которые в последние деся-
тилетия сознательно разрушают международно-
правовую основу безопасности. Ни для Югос-
лавии, ни для Ирака, ни для Ливии, Сирии или
Украины международная система безопасности
не стала гарантией.
Таким образом, на фоне усиления негатив-
ных тенденций в развитии сценариев ВПО и их
неутешительного долгосрочного прогноза остро
возникает вопрос о реанимации традиционных
и о поиске новых средств обеспечения нацио-
нальной безопасности. Имея в виду множество
нравственных, политических и религиозных,
а также научных заблуждений относительно
эффективности таких средств, практическая
определенность имеет огромное, даже решаю-
щее значение. В итоге приходится признать, что
противопоставить обостряющимся цивилиза-
ционным противоречиям интересы сотрудни-
чества, изменив тем самым, общий негативный
вектор развития сценариев ВПО, можно всего
лишь в четырех случаях:
—
во-первых
, когда цивилизационные риски
и общие интересы всей глобальной циви-
лизации (экономические, природные и т. д.)
будут очевидно сильнее аналогичных рисков
конфликта локальных цивилизаций: «метео-
ритная угроза», катаклизмы, эпидемии и др.
проявления опасности для всей цивилиза-
ции должны быть не только теоретическими,
но и реальными, актуальными угрозами;
—
во-вторых
, когда возникнут боле серьез-
ные угрозы со стороны других локальных
цивилизаций (например, исламской), или
внутри самой локальной цивилизации меж-
ду отдельными нациями (Первая мировая
война между Германией и Великобританией,
например);
—
в-третьих
, когда внутренние угрозы (в т. ч.
национальные, социальные и др.) окажутся
значительно сильнее внешних угроз, либо
когда природные и иные катаклизмы созда-
дут угрозу существования локальной циви-
лизации. Революции перевороты, приход
к власти новых элит или социальных групп
может делать внешнюю политику (далеко не
всегда) менее важной, чем ход внутренних
событий;
—
в-четвертых
, когда военно-техническое со-
перничество между локальными цивилиза-
циями станет невыгодным и даже опасным,
как это имело место, например, на рубеже
70-х годов XX века. Именно к концу1960-
х годов неконтролируемое наращивание
ядерных сил СССР и США остро поставило
вопрос о практической целесообразности
и военно-политической опасности такой по-
литики, что стало, в конечном счете, глав-
ным мотивом ослабления напряженности
и смены сценария «подготовка войны» на
сценарий «разрядки».
Как видно в первых трех случаях изменение
негативного вектора развития сценариев ВПО
практически не зависит от политической воли
и политика государств: глобальные грозы не рас-
сматриваются как конкретные, а внутриполити-
ческие катаклизмы не прогнозируются, а, значат,
не занимают достойное место в стратегическом
планировании.
Другое дело последнее, четвертое условие,
которое не только имело прецедента в мировой
истории, но и последствия которого до сих пор
положительно сказываются на предотвращении
угрозы глобальной войны. Причем характер это-
го условия в принципе не изменился: в насто-
ящее время конкретным мотивом предотвра-
щения развития негативного сценария может,
как и прежде, стать провал политики США,
ориентированной на технологическое и воен-
но-техническое превосходство в основных на-
правлениях НТП, а именно тех, которые будут
определять место государства в соревновании на
шестом технологическом этапе. Это — вполне
конкретное соревнование на совершенно кон-
кретных технологических направлениях. Также,
как и в 40-е и 50-е годы XX века, в двух других
комплексах технологий — в ядерной области
и ракетостроении, — это соревнование будет
предопределять условия для развития различ-
ных сценариев ВПО.
Победа в научно-техническом и технологи-
ческом соперничестве между ведущими страна-
ми-лидерами локальных цивилизаций может
быть либо главным средством, обеспечивающим
военную и политическую победу (как это явля-
ется сегодня официально признанным в США),
либо средством сдерживания, предотвращения
опасной эскалации в негативном развитии сце-
нариев ВПО. К сожалению, это средство в пос-
ледние десятилетия было фактически един-
38
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
ственным реальным средством обеспечения
национальной безопасности и предотвращения
ряда крупных военных конфликтов.
Признание этого значения может быть и от
обратного: то государство, которое уступило
с военно-технической точки зрения своим оп-
понентам, неизбежно было вынуждено участ-
вовать в навязанном ему конфликте или войне
с заранее известным результатом. Югославия, не
занимавшаяся своим оборонным потенциалом,
Ирак, уделявший ему мало внимания, Ливия,
игнорировавшая эти правила и другие государс-
тва-жертвы агрессии стали яркими примерами
ошибочности расчетов на политические средс-
тва предотвращения конфликта.
Признание Россией значения качества тех-
нологического и военно-технического развития
происходило в XXI веке по мере роста пони-
мания необходимости отстаивания цивилиза-
ционной системы ценностей и национальных
интересов. После разрушительных последс-
твий экономических и военных реформ конца
1980-х — начала 2000-х годов, это признание
означало, в конечном счете, признание необ-
ходимости успешного научно-технического
и технологического соперничества с Западом
по всем основным направлениям. Причем, если
для Запада, особенно для США, этот приоритет
всегда был важнейшим с 40-х годов XX века и яв-
ляется важнейшим и в настоящее время, то для
России в разные периоды времени (на рубеже
1980-х годов, в 1990-х годах, в начале 2000-х го-
дов) этот приоритет таковым не являлся. Это
означало, что, как минимум, по ряду причин
такое соперничество России и США с каждым
годом затруднялось:
—
во-первых
, по причине непоследователь-
ности такой политики. Если для США все
последние 60–70 лет ставка на научно-тех-
ническое превосходство являлась высшим
приоритетом, то для СССР/России периоди-
чески появлялись годы, когда этот приори-
тет игнорировался. Последовательность в его
соблюдении в истории СССР можно, наверно,
отнести только к 30–70-м годам XX века;
—
во-вторых
, огромная разница между на-
чальными научными, экономическими
и промышленными потенциалами, которые
в 1930-е годы можно было оценить в сотни
раз, а в 1960-е — в десятки. Особенно рази-
тельно такой разрыв существовал в качестве
НЧК, однако его преодоление к 1980-м го-
дам означало по сути достижения военного
равновесия
39
;
—
в-третьих
, развал потенциалов СЭВ и СССР,
с одной стороны, и интеграция Запада, с дру-
Рис. 9.