Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6393
Скачиваний: 32
отношений и реформы федеральных органов исполнительной власти.
Из этих трех частей наиболее «продвинутыми» в настоящее время
являются реформы федеративных отношений и реформы федераль-
ных органов исполнительной власти. Реформы государственной служ-
бы пока далеки от завершения. Проводимые преобразования могут
быть эффективными только при использовании информационных тех-
нологий.
Преобразования в органах федеральной исполнительной власти —
это самая болезненная составляющая административной реформы.
Главной задачей изменения структуры правительства было разделе-
ние функций: регулятивных (министерства), контрольно-надзорных
(службы) и по оказанию услуг (агентства). Однако и то, что уже
сделано, в том числе и в информационном плане, позволяет выстро-
ить эффективную, понятную для граждан систему управления.
Каковы предпосылки внедрения информационных технологий
электронного правительства? Реализуемые в настоящее время про-
граммы социально-экономического развития и модернизации систе-
мы государственного управления предусматривают мероприятия, на-
правленные: 1) на повышение квалификации государственных
служащих и уровня технической оснащенности государственной служ-
бы; 2) обеспечение информационной открытости и прозрачности про-
цедур разработки и принятия государственных решений, реализации
прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных
органов государственной власти; 3) формирование современной те-
лекоммуникационной инфраструктуры на территории страны; 4) обес-
печение роста объемов финансирования государственных программ
и проектов, предусматривающих использование информационных тех-
нологий в государственной деятельности; 5) распространение опыта
успешного использования информационных технологий в деятель-
ности федеральных государственных органов.
Внедрение данных информационных технологий, как показыва-
ет практика, осуществляется интенсивными темпами. В ряде госу-
дарственных органов созданы основы информационно-технологиче-
ской инфраструктуры, формируется организационно-методическое
и кадровое обеспечение эффективного использования информаци-
онных технологий.
Выводы
• Сохраняющееся в Законе № 58-ФЗ положение об «акте го-
сударственного органа о назначении на должность гражданской служ-
201
бы» (ст. 26, п. 1), который предшествует заключению «служебного
контракта», является тоталитарной отрыжкой прошлого, ставящим
гражданского служащего в полную зависимость от политического
и административного руководителя конкретного государственного
органа. Если мы хотим иметь теоретически грамотных и професси-
онально подготовленных гражданских служащих, то акт о назначе-
нии следует из этого закона изъять, а поступление на гражданскую
службу осуществлять по результатам конкурса через заключение слу-
жебного контракта.
• Объективная основа государственной властной вертикали
в России в основном уже создана. Закон Федерального законодательно-
го собрания № 159-ФЗ от 11 декабря 2004 г., подчинивший руководи-
телей исполнительной власти субъектов Федерации федеральному
президенту и законодательным собраниям территорий, обеспечит соот-
ветствующую политическую субординацию. Указ Президента № 773
от 2 июля 2005 г. и постановление Правительства № 725 от 5 декабря
2005 г. в значительной мере соподчинили федеральному центру и ре-
гиональные отраслевые исполнительные органы субъектов РФ. Ос-
новную нагрузку по взаимодействиюи координации с ними будут
выполнять федеральные территориальные органы.
• Для осуществления административного соподчинения граж-
данских служащих федерального и субъектов Федерации уровней
необходимо реальное создание федерального органа по управлению
гражданской службой и подчиняющихся ему государственных орга-
нов субъектов Федерации по управлению гражданской службой. Ве-
роятно, аналогичные органы по управлению гражданской службой
следует создать и при полномочных представителях президента в семи
федеральных округах для координации деятельности соподчиненных
региональных гражданских служб.
• Современные информационно-коммуникационные техноло-
гии (англ. — IT) способны поднять государственное управление
на новый уровень, отвечающий современным тенденциям социаль-
но-экономического развития. Внедрение этих технологий в работу
государственного аппарата значительно повышает эффективность его
внутренних (делопроизводство) и внешних (взаимодействие с граж-
данами и бизнесом) отношений.
• На основе договора социального мира, ориентированного на
партнерские отношения между управляемыми и управляющими,
в конце XX в. зародилась идея об «электронном правительстве». За
последние годы она набирала все больше сторонников и в настоящее
время уже получила реальные формы. Электронное правительство —
202
это эффективно и продуктивно работающая на базе цифровых IT-
технологий система оказания информационных услуг гражданам
и бизнесу, а также межведомственных услуг. Другими словами, фор-
мирование электронного правительства происходит путем интегра-
ции в единую общенациональную информационную сеть всех на-
личных информационных ресурсов государственного управления. При
этом в отношении национального правительства замерялись три
параметра, из которых и складывался индекс развития электронного
правительства: присутствие в Интернете; развитие телекоммуника-
ционной инфраструктуры; развитие человеческого капитала.
• По данным ООН, к 2003 г. число стран, использующих ин-
тернет-технологии для оптимизации своей работы и взаимодействия
с гражданами (электронное правительство), увеличилось до 173. Здесь
же впервые был дан рейтинг стран по «электронной готовности»
и «электронному участию». «Готовность» складывается: из образова-
тельного уровня населения; уровня развития инфраструктуры; ин-
формационных сервисов, а «участие» определяется степенью откры-
тости государства для взаимодействия с гражданами через Интернет.
Самыми «готовыми» оказались США и Швеция, а самыми «откры-
тыми» — Великобритания и США. Россия по данному рейтингу заняла
лишь 58-е место в мире по «готовности» и 91-е — по «открытости».
• Программа действий информационного общества в России
основана на стратегии опережающего развития. Причем наша страна
не собирается «догонять» технологически развитие страны, а наме-
рена конкурировать с ними на равных и как максимум — стать ли-
дером в сфере информатизации уже в ближайшем будущем.
Контрольные вопросы
1. В чем различие «акта о назначении на должность» и «служебным
контрактом»? Что чему предшествует?
2. Создана ли теперь властная вертикаль в России?
3. Нужны ли органы управления для государственной гражданской
службы? Для государственной службы РФ?
4. Каково содержание федеральной целевой программы «Электрон-
ная Россия (2002-2010 годы)»?
5. Что такое «электронное правительство»?
6. Что входит в индекс развития электронного правительства?
7. Что означают понятия «электронная готовность» и «электронное
участие»?
203
Рекомендуемая литература
О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федераль-
ный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Об общих принципах организации законодательных и исполнительных ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ.
Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации и территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти. Указ Пре-
зидента РФ от 2 июля 2005 г. № 773.
О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти. Постанов-
ление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725.
Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становле-
ния / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005.
Граждан В.Д.
Какая модель управления государственной гражданской служ-
бой нам нужна? // Власть. 2005. № 12.
Овсянко Д.М.
Государственная служба Российской Федерации: учеб. посо-
бие. М., 2005.
ГЛАВА 10
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ключевые
конкурс при поступлении; акт о назначении; служеб-
понятия:
ный контракт; испытание; аттестация; квалифика-
ционный экзамен; прекращение гражданской службы
Подготовка граждан для прохождения государственной граждан-
ской службы осуществляется в формах, установленных Федераль-
ным законом «О государственной гражданской службе РФ» и ины-
ми нормативными правовыми актами Российской Федерации. Они
устанавливают порядок поступления на гражданскую службу, заме-
щения вакантных должностей на конкурсной основе, прохождения
гражданской службы, оснований и последствий прекращения граж-
данской службы, а также предусматривают и другие процедуры.
§ 10.1. Технология отбора лиц на гражданскую службу
Согласно ст. 21 на гражданскую службу вправе поступать граж-
дане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государ-
ственным языком и соответствующие квалификационным требова-
ниям, установленным настоящим федеральным законом. Предельный
возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет.
Профессиональная служебная деятельность гражданского слу-
жащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом,
утверждаемым представителем нанимателя и являющимся состав-
ной частью административного регламента государственного органа.
Конкурс при поступлении на гражданскую службу.
Помимо за-
кона «О государственной гражданской службе РФ» процедуры при-
ема на гражданскую службу регламентируются также Указом Прези-
дента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государ-
ственной гражданской службы РФ», принятом 1 февраля 2005 г.
№ 112. Поступление гражданина на гражданскую службу для заме-
205