Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6388
Скачиваний: 32
шениями между федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные
в области осуществления государственного контроля и надзора тер-
риториальные органы направляют предложения об устранении на-
рушений высшим должностным лицам субъектов РФ, а если указан-
ные нарушения не устранены, информируют об этом федеральный
орган исполнительной власти, передавшей реализацию части своих
полномочий органу исполнительной власти субъекта РФ.
Руководители территориальных органов вправе приглашать ру-
ководителей (представителей) органов исполнительной власти субъек-
тов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп
по вопросам, находящимся в сфере их ведения.
Территориальные органы обязаны заблаговременно информировать
приглашаемых ими лиц о дате, времени, месте проведения и повестке
дня совещания, заседаний комиссии и рабочей группы, а также направ-
лять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите
государственной тайны, предусмотренных законодательством РФ.
Руководители территориальных органов в случае приглашения
могут принимать участие (направлять уполномоченных ими лиц)
в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъек-
тов РФ, а также в работе консультативно-совещательных и(или) ко-
ординационных органов, создаваемых высшими должностными ли-
цами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти
субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образован-
ных этими органами.
Разногласия между территориальными органами и органами ис-
полнительной власти субъектов РФ по вопросам взаимодействия
и координации их деятельности разрешаются руководителем феде-
рального органа исполнительной власти, в подчинении которого на-
ходится территориальный орган, либо путем согласительных про-
цедур.
Таким образом, региональные отраслевые исполнительные орга-
ны субъектов РФ на основе Указа Президента и постановления Пра-
вительства РФ в определенной мере подчиняются (субординированы)
федеральным органам, но лишь «в определенной мере». Основную
нагрузку по взаимодействию и координации с ними выполняют те-
перь федеральные территориальные органы. В какой мере данные
механизмы окажутся работоспособными, покажет время. Но пока
очевидно одно, что именно федеральные территориальные органы
могут в максимальной степени обеспечить проектируемые механиз-
мы взаимодействия с органами власти субъектов Федерации. Основ-
196
ная проблема для Президента и Правительства состоит в том, чтобы
проконтролировать намечаемый процесс (рис. 7).
Рис.
7. Примерный вариант организационного строения
гражданской службы РФ
На схеме видно, что если государственная служба РФ хоть как-
то регулируется со стороны Управления по вопросам государствен-
ной службы Администрации Президента РФ, то федеральная и боль-
шая часть региональных гражданских служб никем никак не
направляются, а всецело отданы на откуп политическим руководи-
телям (представителям нанимателя) государственных органов. Это
обстоятельство как раз и делает гражданскую службу плохо органи-
зуемым политическим субъектом, не приносящим должной отдачи
российскому обществу. Именно поэтому она не получает положи-
тельной оценки населения. Чтобы предотвратить подобное состоя-
ние и в дальнейшем, крайне необходимо создать соподчиненные
Администрации Президента органы управления этими гражданским
службами.
Вместе с тем ни Закон Федерального законодательного собрания
от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 2 июля
2005 г. № 773, ни постановление Правительства РФ от 5 декабря
2005 г. № 725 ничего реального об управлении государственной служ-
бой РФ, федеральной гражданской службой и региональными граж-
данскими службами не говорят. Данные нормативные акты созда-
ют предпосылки для учреждения таких структур, но реального
конструирования подобных государственных органов они не содер-
197
жат. Самая злободневная задача по усилению государственного уп-
равления социальными делами по-прежнему не решается.
§ 9.4. Гражданская служба
и «электронное правительство»
Вполне очевидно, что организация государственного управле-
ния в большей степени, чем другие организационные структуры, нуж-
дается в современном высококлассном информационном обслужи-
вании, потому что административно-управленческая деятельность
органов власти, особенно обоснованность управленческих решений,
во многом зависит от унифицированности, полноты и качества ин-
формационных ресурсов, которыми они обладают.
Качественное обновление общества, становление рыночной эко-
номики, построение демократического правового государства — эти
и другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной
задачи — формирование в России единого информационного про-
странства, обеспечивающего необходимую информированность всех
структур общества и каждого гражданина в отдельности. Эта задача
была сформулирована в правительственной программе «Электрон-
ная Россия (2002-2010 годы)», принятой в начале 2002 г.
Информационно-коммуникационные технологии (англ. — IT)
способны поднять государственное управление на новый уровень,
отвечающий современным тенденциям социально-экономического
развития, в том числе постоянным угрозам государству и праву.
Внедрение этих технологий в работу государственного аппарата
значительно повышает эффективность его внутренних (делопроиз-
водство) и внешних (взаимодействие с гражданами и бизнесом) от-
ношений.
С точки зрения отношения к внедрению новых информацион-
ных технологий всех гражданских служащих условно можно поде-
лить на две неравные группы в соответствии с условной шкалой
активности, на одном из крайних полюсов которой находится ряд
сторонников и энтузиастов внедрения нового Web-стиля работы, на
другой, которых большинство,— индеферентных работников, но
использующих электронную технику в разумных пределах и воспри-
нимающих происходящее как должный и неизбежный этап научно-
технического прогресса.
Внедрение IT-технологий в систему общественной жизни меня-
ет саму организационно-управленческую культуру общества — реально
разрушает традиционную стену между управляемыми и уиравля-
198
ющими, вводит и тех и других в режим диалога, компромисса, когда
управляемые реально могут рассчитывать на то, что управляющие
будут рассматривать их скорее как клиентов и даже партнеров, неже-
ли как социальное бремя. На основе этих технологий в конце XX в.
зародилась идея об
«электронном правительстве»,
которая набирает
обороты и в настоящее время уже получила реальные формы.
Электронное правительство
—
это эффективно и продуктивно
работающая на базе цифровых IT-технологий система оказания ус-
луг политическим руководителям, гражданам и бизнесу, а также меж-
ведомственных услуг.
При этом в отношении национального прави-
тельства замерялись три параметра, из которых и складывался индекс
развития электронного правительства: присутствие в Интернете; раз-
витие телекоммуникационной инфраструктуры, развитие человече-
ского капитала.
По данным ООН, к 2005 г. число стран, использующих интер-
нет-технологии для оптимизации своей работы и взаимодействия
с гражданами (электронное правительство), увеличилось до 173.
А десять стран во главе с Исландией, Финляндией, Новой Зеланди-
ей, Данией, Сингапуром и др., по данным ежегодного всемирного
исследования «Реализация концепции электронного правительства»
в области автономизации государственного управления, приближа-
ются к 100%-ному охвату правительственных услуг онлайновым ре-
жимом. Здесь же впервые был дан рейтинг стран по
«электронной
готовности»
и
«электронному участию».
«Готовность» складывается
из образовательного уровня населения, уровня развития инфраструк-
туры и информационных сервисов, а «участие» определяется степе-
нью открытости государства для взаимодействия с гражданами через
Интернет. Самыми «готовыми» оказались США и Швеция, а самыми
«открытыми» — Великобритания и США. Россия по данному рейтин-
гу заняла лишь 58-е место в мире по «готовности» и 91-е — по «от-
крытости».
Программа по созданию в России «электронного правительства»
и единой системы электронного документооборота, который должен
прийти на смену бумажному, разрабатывается в рамках утвержден-
ной 27 сентября 2004 г. Правительством РФ «Концепции использо-
вания информационных технологий в деятельности федеральных
органов государственной власти до 2010 года». Она призвана опре-
делить основные направления информатизации органов власти Рос-
сийской Федерации.
Основной целью использования информационных технологий
в деятельности министерств и ведомств является повышение эффек-
199
тивности механизмов государственного управления на основе созда-
ния общей информационно-технологической инфраструктуры, которая
будет включать в себя государственные информационные системы
и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование,
взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках
предоставления государственных услуг.
Следовательно,
сущность электронного правительства заключа-
ется в том, что властные структуры разных уровней будут активно
использовать современные информационно-коммуникационные техно-
логии для непосредственного предоставления информации и услуг по-
требителям — как гражданам, так и организациям.
Хотя главным
фигурантом в этой ситуации является государственно-администра-
тивный персонал, электронное правительство — это элемент граж-
данского общества, такое состояние человеко-компьютерной среды,
которое позволяет большинству населения участвовать в подготов-
ке, принятии и выполнении государственно-социальных решений.
Что касается проблем дальнейшего развития, то важнейшим при-
оритетом является обеспечение целостности системы управления стра-
ной на всех уровнях — от высшей государственной власти до мест-
ного самоуправления. На эти цели, как известно, и ориентируются
проекты создания электронного правительства, которые осуществ-
ляются не только на федеральном, но и на региональном уровнях.
Таким образом, электронное правительство в современной Рос-
сии стало реальностью, пусть пока и несовершенной. Но даже и оно
не только информирует жителей страны о планах государственного
управления, но и дает людям возможность обсуждать различные про-
блемы и высказывать свою точку зрения. В результате внедрения
в работу государственного аппарата подобных стандартов все боль-
шее количество услуг государства приобретают новое качество, ста-
новятся информационными услугами. В этой ситуации необходимо
создавать не только технико-технологическую и правовую, но и со-
циальную готовность к жизни в информационном обществе.
Программа действий информационного общества основана на
стратегии опережающего развития. Наша страна не собирается «до-
гонять» технологически развитые страны, а намерена конкурировать
с ними на равных и как максимум — стать лидером в сфере инфор-
матизации уже в ближайшем будущем. Очевидно, что проникнове-
ние информационных технологий во все сферы жизни постепенно
начинает приносить результаты.
По существу, административная реформа состоит из трех час-
тей — реформы государственной службы, реформы федеративных
200