Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6386

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Для того чтобы практически нормализовать на длительную пер-

спективу вопрос с ключевыми фигурами федеральной гражданской
службы, судя по всему, надо учредить номенклатуру должностей ка-
тегории «руководители» и «специалисты» и закрепить ее в соответ-
ствующем законе. Назначение на должности и освобождение от дол-
жностей, входящих в эту номенклатуру, должно проводиться только
по рекомендации федерального или региональных органов управле-
ния государственной службой.

Кроме того, уже пора возобновить принцип ротации кадров: из

федерального центра посылать гражданских служащих в регионы,
а из регионов выдвигать в федеральные органы, с тем чтобы, во-пер-
вых, у региональных кадров был стимул дослужиться до должности
в Москве, во-вторых, чтобы молодые перспективные кадры из фе-

дерального центра могли быть назначены на руководящие должнос-
ти в субъектах Федерации.

Серьезным препятствием в деле оптимизации гражданской службы

субъектов Федерации является отсутствие единого Сводного реестра

должностей государственной гражданской службы РФ, который бы
включал все уровни государственного управления снизу доверху.

В настоящее время по данному вопросу на региональном и районом

уровнях царит хаос и неразбериха. В результате во многих субъектах

Федерации на каждом уровне государственного управления, в том чис-

ле и на районном, учреждаются свои пять групп должностей граждан-
ской службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие). Так
обстоит дело в г. Москве, Омской и Томской областях, в республиках

Башкортостан, Коми, Саха (Якутия), Татарстан и некоторых других.

Во многих республиках сохраняются прежние пять классных

чинов, в том числе государственный советник 1, 2 и 3 класса, но
отсутствуют секретари государственной гражданской службы 1, 2, 3
класса. Иначе говоря, эти классные чины значительно расходятся
с теми классными чинами, которые определены в законе «О государ-
ственной гражданской службе Российской Федерации».

Чтобы урегулировать данную проблему, видимо, необходимо как

можно быстрее начать формировать Сводный реестр должностей го-
сударственной гражданской службы, в соответствии с которым гла-
вы исполнительной власти каждого уровня будут утверждать свои
реестры.

Соответственно Сводному реестру должностей государственной

гражданской службы также снизу доверху необходимо установить
единые классные чины. Поскольку в стране должна быть единая граж-
данская служба, постольку должны быть едиными в ней и группы

191


background image

должностей, и классные чины, что, кстати, вполне определено ст. 13

Федерального закона «О системе государственной службы РФ»
и ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе
РФ». Поэтому в классных чинах не следует использовать региональ-
ные названия. Другое дело, что общие вопросы и особенности феде-

ральной гражданской службы являются предметом ведения Россий-
ской Федерации, а общие вопросы и особенности региональной
гражданской службы — предметом ведения субъектов Федерации.

Принцип единства правовых и организационных основ граждан-

ской службы, установленный ст. 3 закона «О системе государствен-
ной службы РФ», нарушается разными подходами к материальному
обеспечению гражданских служащих разных субъектов РФ. Связано
это с тем, что каждый субъект РФ в силу возможностей своего бюд-
жета определяет материальное положение своих гражданских слу-
жащих. Сейчас понемногу сближаются уровни оплаты труда в субъек-
тах РФ. Ранее эта разница была достаточно ощутимой. Этот подход,
как представляется, не только нарушает принцип единства, установ-
ленный федеральными законами, но и ст. 19 Конституции РФ, со-
гласно которой государство должно гарантировать равенство прав
и свобод человека и гражданина.

Таким образом, гражданская служба субъектов Федерации пока

что еще недостаточно определилась как информационно (норматив-
но), так и организационно. В большинстве случаев она представляет
собой простой или слегка модифицированный повтор ранее суще-
ствовавших структур. При этом наблюдается большой разброс в на-
званиях этих структур. Отсутствие единых методологических подхо-
дов к проектированию структур регионального управления создает
определенные трудности при идентификации органов и должностей
гражданской службы различных субъектов Федерации. Кроме того,
это ведет к дублированию функций различными подразделениями
и отдельными работниками, раздуванию штатной численности пер-
сонала, быстрому обюрокрачиванию управленческих структур.

§ 9.3. Некоторые новации построения властной вертикали
гражданской службы

Недостающее звено властной вертикали гражданской службы

решено в Указе Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы
взаимодействия и координации деятельности органов исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации и территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти» и принятом

192


background image

в соответствии с этим Указом постановлении Правительства РФ от
5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятель-
ности органов исполнительной власти субъектов РФ и территори-
альных органов федеральных органов исполнительной власти».

Судя по всему, данными нормативными актами федеральные

руководители пытаются достроить властную вертикаль. В отличие
от прошлого, они намерены это сделать на демократических началах.
Если прежде федеральный министр (глава ведомства) назначал ру-
ководителей территориальных органов подчас без какого-либо со-
гласования с высшим должностным лицом субъекта РФ, то теперь
такое согласование обязательно требуется.

В Указе Президента РФ сказано, что следует наделить высшее

должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнитель-
ного органа государственной власти субъекта РФ) полномочиями по
организации взаимодействия и координации деятельности органов
исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территори-
альных органов Министерства внутренних дел Российской Федера-
ции, Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации,

Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регист-

рационной службы, Федеральной службы судебных приставов, фе-
деральных министерств и иных федеральных органов исполнитель-
ной власти, руководство которыми осуществляет Правительство
Российской Федерации.

Для этого следует установить, что федеральные министры до

решения вопроса о кандидате на должность руководителя террито-
риального органа федерального органа исполнительной власти со-
гласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта

Российской Федерации.

В случае отказа высшего должностного лица субъекта РФ в со-

гласовании кандидатуры на должность руководителя территориаль-
ного органа федерального органа исполнительной власти федераль-
ный министр вновь предлагает прежнюю или другую кандидатуру
на указанную должность.

В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры феде-

ральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня об-
ращения к высшему должностному лицу субъекта Российской Фе-
дерации, принимает решение о назначении руководителя федерального
территориального органа исполнительной власти, либо о предостав-
лении его к назначению в установленном порядке.

7 Государственная гражданская служба

1 9 3


background image

О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновре-

менно с принятием вышеуказанного решения информирует соответ-
ственно Президента Российской Федерации или Правительство Рос-
сийской Федерации.

Положения настоящего указа не распространяются на террито-

риальные органы федеральных органов исполнительной власти, де-
ятельность которых осуществляется на территориях нескольких
субъектов Российской Федерации.

В постановлении Правительства РФ конкретизируются различ-

ные аспекты взаимодействия и координации федеральных террито-
риальных и региональных органов исполнительной власти отно-
сительно планирования и реализации совместных мероприятий;
подготовки предложений но совершенствованию законодательства
РФ и законодательства субъектов РФ; а также обмена информаци-
ей, необходимой для реализации полномочий органов исполнитель-
ной власти и предоставляемой в установленном порядке.

В целях организации взаимодействия региональных и Федераль-

ных территориальных органов исполнительной власти высшие долж-
ностные лица субъектов РФ могут проводить совещания и создавать
консультативно-совещательные и(или) координационные органы
с участием представителей территориальных органов.

Координация и контроль реализации субвенций

1

, т.е. государ-

ственных финансовых пособий региональным или местным властям
из федерального бюджета, осуществляются федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами в порядке,
предусмотренном федеральными законами и соответствующими со-
глашениями.

В целях осуществления взаимодействия и координации деятель-

ности органов исполнительной власти субъектов РФ и территори-
альных органов территориальные органы в пределах своей компе-
тенции:

а) выполняют задачи и функции федерального органа исполни-

тельной власти, в том числе связанные с реализацией федеральных
программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных акта-
ми Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов ис-

полнительной власти;

б) запрашивают в установленном порядке от органов исполни-

тельной власти субъектов РФ информационно-аналитические мате-

1

 Субвенция (лат.

 subveniere

 — приходить на помощь) — вид государствен-

ного финансового пособия региональным или местным властям.

194


background image

риалы, экономико-статистические данные и иную информацию, не-
обходимую для реализации своих полномочий, а также сведения
о принятых решениях;

в) направляют информационно-аналитические материалы, эко-

номико-статистические данные и иную информацию, необходимую
органам государственной власти субъектов РФ для реализации сво-
их полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся
в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информа-
ции с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законо-
дательством Российской Федерации;

г) осуществляют в порядке и формах, определенных законода-

тельством РФ и соглашениями между федеральными органами ис-
полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов

РФ, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъек-

тов РФ переданных им в установленном порядке полномочий феде-
ральных органов исполнительной власти, а также за соблюдением
требований, предъявляемых к качеству и доступности государствен-
ных услуг, оказываемых организациями;

д) привлекают органы исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации (по согласованию) к проведению совместных
проверок соблюдения требований, предъявляемых к качеству и дос-
тупности государственных услуг, оказываемых организациями;

е) направляют высшим должностным лицам субъектов РФ пред-

ложения, касающиеся вопросов совместной деятельности террито-
риальных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ,
а также информацию об основных направлениях и результатах своей
деятельности в порядке, установленном положениями об этих тер-
риториальных органах;

ж) рассматривают обращения высших должностных лиц субъек-

тов РФ и информируют их о принятых решениях.

Полномочия территориальных органов по вопросам взаимодей-

ствия и координации деятельности региональных и территориаль-
ных органов устанавливаются положениями об этих территориаль-
ных органах. Если территориальный орган для решения определенного
вопроса не обладает достаточными полномочиями, руководитель этого
территориального органа направляет свои предложения в федераль-
ный орган исполнительной власти и руководствуется принятым этим
органом решением.

При ненадлежащей реализации органами исполнительной вла -

сти субъектов РФ полномочий в области осуществления государ-
ственного контроля и надзора, переданных в соответствии с согла-

195