Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6320

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(до шести месяцев) и долгосрочным (до пяти лет) с возможным его
продлением.

При

 выводе за штат

 служащий теряет право на продвижение

по службе и пенсию. Он подчиняется правилам своей новой службы.
При этом он не утрачивает права на возвращение на прежнюю служ-
бу.

 Перевод в резерв

 обусловливается продолжительной болезнью

служащего или его длительным отпуском. По окончании срока на-
хождения в резерве он может быть уволен с согласия паритетной
административной комиссии, если трижды отказался от предлагае-
мых ему должностей. В случае

 прохождения воинской службы

 служа-

щий теряет право на получение жалованья в учреждении, из которо-
го был призван. При прохождении военной подготовки он получает
оплачиваемый отпуск.

 Отпуск по уходу за детьми

 предоставляется

матери или отцу ребенка сроком на два года.

Ответственность за проведение политики в области государствен-

ной публичной службы несет Премьер-министр. Координацией и вы-
работкой основных направлений в области государственной публич-
ной службы занимается Генеральное управление администрации
и государственной службы. Кроме того, полномочия, касающиеся госу-
дарственной публичной службы, обладают Президент Республики,
правительство и его министры. В соответствии со ст. 13 Конститу-
ции Президент назначает лиц на высшие гражданские и военные долж-
ности, а также членов Государственного совета, префектов, послов,
высших судебных чиновников, профессоров университетов и др.

В соответствии с принципом участия чиновников в самоуправ-

лении и определении условий труда, провозглашенным законом от

13 июля 1983 г., предусматриваются

 четыре категории консульта-

тивных органов, в рамках которых это участие осуществляется:
Высший совет государственной публичной службы, паритетные ад-

министративные комиссии, паритетные технические администра-

тивные комиссии, паритетные технические комитеты, комитеты ги-
гиены и охраны труда.

§ 21.2. Публичная служба ФРГ

Среди европейских стран с федеральным типом государственно-

административного управления наиболее влиятельной является пуб-
личная служба Федеративной Республики Германия. Она регулиру-
ется многими законами, но основным среди них является Конституция

ФРГ от 23 мая 1949 г.

461


background image

В части 3 ст. 33 Конституции установлен принцип равенства субъ-

ектов публичной службы. Никто не может быть ущемлен в своих пра-
вах из-за религиозного вероисповедания, мировоззрения или принадлеж-
ности к политическим партиям. В отраслях, где в управленческих
структурах недостаточно представлены женщины, при равной про-
фессиональной подготовке предпочтение отдается женщинам.

Следует отметить, что в Германии на сегодняшний день нет по-

нятия «государственная служба». После Первой мировой войны по-
явился термин «публичная служба», который прочно вошел в тео-
рию и практику социальной жизни. В функциональном плане

 публичная

служба означает деятельность в целях выполнения общегосударствен-
ных задач управления.

 В институциональном плане под ней подразу-

мевается определенный круг лиц, для которых выполнение публич-
ных дел составляет профессиональную деятельность.

Согласно закона 1985 г. федеральным служащим является лицо,

находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верно-
сти» с Федерацией либо непосредственно подчиненной ей «корпора-
цией, учреждением или организацией публичного права». Различ-
ные задачи в государственных органах и учреждениях выполняются
не только профессиональными

 публичными служащими (чиновника-

ми),

 но также

 служащими и рабочими.

 Следовательно, деятельность

в сфере государственной (публичной) службы может быть основана
как на государственно-правовом акте (для чиновников), так и на
служебном договоре на основе частного права (для служащих и ра-
бочих). Поэтому понятие «публичный служащий» или «чиновник»
и «служащий» в ФРГ не совпадают.

Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции ФРГ федеральный Президент

имеет право назначать и освобождать от должности федеральных
судей, федеральных государственных служащих, офицеров и унтер-
офицеров, а также может делегировать эти полномочия другим ве-
домствам. По статуту федеральный Президент отчасти символиче-
ская (номинальная) фигура. Реальную власть в стране имеет
федеральный Канцлер.

Общий закон о правовом положении публичных служащих ус-

танавливает

 четыре уровня должностей: 1) нижний (простая служ-

ба); 2) средний (средняя служба); 3) повышений (ответственная служ-
ба); 4) высший (высшая служба).

Публичным служащим-чиновникам в пределах каждого уровня

присваиваются ранги. Всего их 16: А1—А5

 —

 низшие ранги (вспомога-

тельно-технический персонал); А6—А9 — средние ранги (правитель-
ственные секретари, обер-секретари, гауп-секретари); А10—А13

 —

462


background image

высшие ранги I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-
амтсманы); А14—А16

 —

 высшие ранги II ступени (высшие правитель-

ственные советники)

1

.

Особую группу составляют

 политические и почетные чиновники.

Институт политических чиновников сложился в Германии в конце
XIX в. Смысл этого института заключается в том, что вместе с прави-

тельством или отдельным министром приходят и уходят со своих
постов наиболее близкие к его политической программе сотрудники
администрации. В результате в случае смены кабинета и его политиче-
ской платформы освобождаются места для прихода новых чиновни-
ков, солидаризирующимися с новыми установками. К политическим
чиновникам относятся: статс-секретари в федеральных министерствах,
ведомствах федерального канцлера и федерального президента; ру-
ководители отделов в министерствах, ведомствах федерального канц-
лера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам
печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата

(Палата земель), руководители в земельных министерствах и канце-

ляриях (государственные советники).

Что касается института почетных чиновников, то это лица, име-

ющие гражданскую профессию, которых назначают на почетные долж-
ности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспе-

чение. К ним относятся присяжные, а также выборные консулы.

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникно-

вение и переплетение политической и административной сфер. Это
нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно кото-
рому

 чиновники имеют право участвовать в деятельности полити-

ческих партий и добиваться парламентской карьеры.

 Избранные

в Бундестаг или Бундесрат, наряду с депутатским содержанием, про-
должают получать значительную часть своего основного жалованья.

В настоящее время численность чиновников в Парламенте достигает
более 40% всего состава.

 Поэтому они мало заинтересованы в рефор-

ме публичной службы, которая может лишить их подобной занято-
сти.

Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует поря-

док приема на публичную службу. Претенденты определяются с по-
мощью оповещения о наличии свободной должности в специальных

печатных сообщениях. Их отбор должен производиться в соответ-

1

 См.:

 Василенко И.А.

 Административно-государственное управление в стра-

нах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. М., 2000.
С. 130.

463


background image

ствии с пригодностью, способностями и профессиональными дости-
жениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания,
религиозных или политических взглядов. Назначение на должность
осуществляется после подтверждения их пригодности к публичной
службе в результате сдачи экзаменов. Если возраст служащего не
превышает 32 лет, он может быть назначен на должность лишь после
испытательного срока. Назначение допускается только на началь-
ную должность.

Для подтверждения профессиональной пригодности служащему

предоставляется возможность пройти испытательный срок, который
в целом не может превышать 5 лет. Назначение на публичную
службу пожизненно производится только после успешного прохож-

дения испытательного срока и достижения 27-летнего возраста.

Публичный служащий несет полную личную ответственность за

правомерность своих действий. О своих сомнениях относительно
правомерности (законности) служебных указаний (распоряжений)
он должен немедленно сообщать своему непосредственному началь-
нику. Если распоряжение остается в силе, то служащий, если его
сомнения относительно правомерности этого распоряжения остались,

должен обратиться к следующему вышестоящему начальнику. Если

и он письменно (по просьбе служащего) подтверждает распоряжение,

то государственный служащий должен его исполнить при условии,
когда такое исполнение не кажется ему наказуемым, противореча-
щим установленному порядку, не нарушает человеческого достоин-
ства. Такое исполнение освобождает его от ответственности.

Публичному служащему для всякой иной работы помимо ос-

новной требуется предварительное разрешение высшей служебной
инстанции. Публичные служащие-чиновники не вправе заниматься
какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления,
наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества
или предприятия любой иной правовой формы

1

.

Продвижение по службе включает подготовительную службу и ис-

пытательный срок.

 Во время испытательного срока, который состав-

ляет по закону минимум один год, служащий не может быть повышен
в должности. Для обычного повышения по службе требуется сдача
экзамена. Соответствующие инстанции, ответственные за порядок

1

 См.: Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие. М.,

1999. С. 242.

464


background image

прохождения службы, при участии федерального комитета по кад-
рам определяют требования к подготовительной службе и испыта-
тельному сроку.

Подготовительная служба низшего уровня длится шесть месяцев,

испытательный срок — один год (этот срок может быть продлен); сред-
него уровня — продолжается не менее одного года со сдачей экзаме-
на, испытательный срок составляет два года. Однако для служащих,
сдавших экзамен с результатом выше среднего уровня, он может быть
сокращен до одного года или даже до шести месяцев.

Подготовительная служба повышенного уровня (первая ступень)

длится не менее трех лет. После успешной сдачи экзамена служащий
проходит испытательный срок, составляющий два с половиной года.
Служащие среднего уровня могут быть переведены на повышенный
уровень, если они прослужили не менее четырех лет и пригодны к ра-
боте на таком уровне. Ознакомление с новой должностью длится не
менее трех лет, после чего сдается переходной экзамен.

Аналогично подготовительная служба высшего уровня (вторая

ступень) также длится три года, после чего сдается экзамен. Испыта-
тельный срок длится три года, но его половина проходит в органах
внешнего управления. Должность более высокого уровня службы
одного профессионального направления может быть предоставлена
особенно способным служащим высшего уровня, если они: по своим
личным качествам пригодны для такой работы; прослужили не ме-
нее 15 лет; в возрасте от 40 до 58 лет; прошли все требуемые ступени
карьерной лестницы и успешно справляются с новой должностью.
Ознакомление с новой работой длится не менее трех лет.

Законодательством регулируются и вопросы назначения на дол-

жности других кандидатов. При этом вопрос об их пригодности ре-
шается Федеральным комитетом по кадрам. Испытательный срок для
них определяется следующим образом: низший и средний уровень —
три года; повышенный уровень (первая ступень) — четыре года; выс-
ший уровень (вторая ступень) — пять лет.

Конституционной основой оплаты публичных служащих явля-

ется

 «принцип содержания»,

 по которому оплата должна быть сораз-

мерной и соответствовать занимаемой должности. Она должна обес-
печивать служащему возможность полностью посвятить себя своей
профессии. Очевидно, что только независимый, с экономической точки
зрения, публичный служащий способен выполнять задачи, постав-
ленные перед ним Конституцией.

Законодательством предусмотрено право публичных служащих

на определенный должностной оклад, доплаты для профессоров ву-

16 Государственная гражданская служба