Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3191

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

70

Т.И. Дронова

стародавние наряды, в центре России, хранящиеся лишь в музеях, 

и становятся в единый «вселенский» хоровод, значение которого в 

современных условиях обретает особый смысл.

С 2010 г. в Министерстве культуры РФ разработан электронный 

реестр, в который включены памятники нематериального культурно-

го наследия народов России, в который включена и усть-цилемская 

горка.  Хочется  верить  и  надеяться,  что  создание  федерального 

реестра  не  сведется  к  исключительному  фиксированию  уникаль-

ных культурных традиций в очередном «документе», а хранители 

традиций, культурно-просветительские учреждения получат финан-

совую поддержку для развития народных традиций в современных 

условиях. 

примечания

1.  Статья  подготовлена  в  рамках  проекта  РГНФ  №  11-11-11001  а/С 

«Русские  староверы-беспоповцы  Европейского  Северо-Востока: 

мировоззрение, самосознание, культура».

2.  Настоящая  статья  представляет  дополненный  вариант  работы,  опу-

бликованной в журнале «Этнографическое обозрение» (2001. № 4. 

с. 48-56).

3.  Проживание  в  суровых  климатических  условиях  Крайнего  Севера 

предопределило основные занятия устьцилёмов, в число которых не 

входило возделывание технических культур (лён, конопля). В конце 

XIX в. 96% всех засеваемых площадей приходилось на ячмень и лишь 

4% на рожь, картофель, репу, редьку.

4. Первая православная церковь действовала с 1547 по 1745г. (сгорела): 

«В 1745 году Усть-Цильма сделалась жертвою пожара, истребившего 

все дома и первую церковь, построенную ещё Ивашкой Ласткой в 1547 

году. Осталась только одна икона Николая Чудотворца, сохраняющаяся 

ещё и до настоящего времени и признанная тогда же чудотворною, 

так как, помещённая в часовне, на месте сгоревшей церкви, она не-

однократно была находима на другом месте, значительно удалённом 

от берега, где и решились поставить новую церковь; а вскоре мало-

по-малу к церкви принуждены были перенести и все дома, находив-

шиеся у самого берега, так как берег начало подмывать и к 50-м годам 

нынешняго столетия смыло уже окончательно то место, где стояла 

первоначально слободка» (

Истомин

 1890: 436-437). Вторая – с 1746 

до 1877г. (закрыта за ветхостью); освящение третьей датируется 19 

декабря 1851г. Единоверческий приход открыт в 1856 г., а освящение 

единоверческой церкви совершено в 1872 г. (Краткое историческое 

описание  1895:  394-395).  С  1991  года  в  с.  Усть-Цильма  действует 

старообрядческий  молитвенный  дом  и  строится  новый,  освящение 

которого предполага-ется в 2012 г.

5. Согласно примете, если на Егорьев день случался заморозок, то от-

рицательная температура сохранялась все последующие сорок дней 


background image

71

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

и  весна  предвещалась  затяжной.  В  ином  случае  к  Николину  дню 

ожидали траву.

6. «Река уйдёт, вся деревня по вечерам на край (высокий берег – 

Т.Д.

выходит. Тут и качелу ставили. Беда ждали ледоход, Уж тут радости. 

Река откроецце, все ходили смотреть и весь вечер девки, бабы песни 

поют, молодёжь кружаецце, на качелы качаюцце. Пошшо-то всегда к 

реки ходели, беда радовались» (ПМА-3).

7. Ср.: запрет на каждение могил, покрытых снегом. Согласно народным 

представлениям,  такое  каждение  считалось  бесполезным  –  «недо-

ходным до усопших».

8. В усть-цилемской лексике в настоящее время активно используются 

слова с корнем «яр»: старухи овечку первого года жизни называют 

исключительно ярочка, а шерсть первой стрижки – еретина. О корове 

в период её «игры» говорят заярыжила; о подростках, не по возрасту 

определяющихся в пары, иронично подмечают: парочка – баран да 

ярочка и др.

9. См. о функциях танца и хоровода: (

Агапкина

 2011: 56-70).

10. Существовала примета, если к Иванову дню комары летали по вер-

тикали – вверх-вниз, в народном понимании «комары толкут» – это 

предвещало неурожайный год; если комары летали по горизонтали 

– вкруговую («месят») – к урожайному году. 

11. Заготовка первого стога сена к Иванову дню была чрезвычайно важ-

ным делом для усть-цилемских крестьян, поскольку с этим связывался 

успех не только всей сенокосной страды, но и благополучия на год. 

Согласно усть-цилемскому присловью «К празднику/к Ивану дню за-

род – благополучие на год». Закреплению «успеха» были направлены 

молодёжные игры, устраиваемые в вечерне-ночное время: парни и 

девушки парами верхом на лошадях разъезжали по окрестным сено-

косным станам (огнищам) и устраивали игрища. 

12. Петровщина – местный обычай. В прошлом к 12 июля крестьяне уже 

заезжали  на  сенокосные  луга,  находившиеся  на  противоположном 

берегу рек (Печора, Пижма, Цильма, Нерица), где стационарно про-

живали  до  завершения  работ.  В  ночь  с  11  на  12  июля  (в  ночь  на 

Петров день) они варили кашу – петровщину из жита (рожь крупного 

помола)  или  ячменя  на  воде  с  добавлением  масла.  За  ритуальным 

угощением поминали предков и одновременно праздновали начало 

сенокосных работ.

13. Огнище – сенокосный стан. 

14. Приведено рабочее название фильма «Праздник на Печоре». 

15. Фильмы о традиционной культуре устьцилёмов: «Там, за рекой Пе-

чорой» (1971 г.) и «Праздник на Печоре» (1976 г.) в 2006 г. были 

оцифрованы при поддержке Некоммерческой организации «Благотво-

рительный фонд «Лукойл» и ООО «Лукойл-Коми» и распространены 

среди жителей Усть-Цилемского района. 

16. Три столетия усть-цилемские староверы проживают в соседстве с коми-

ижемцами, заимствовавшими некоторые виды традиционной севернорус-

ской одежды. Представители каждой из групп считают одежду «своей». В 

1990-е гг. коми-ижемцы начали возрождать хороводный праздник «луд». 


background image

72

Т.И. Дронова

Реконструируя  обряд,  они  неоднократно  приезжали  в  Усть-Цильму  с 

целью сопоставления хороводов, в процессе этих дискуссий устьцилёмы 

и заявили о хороводном празднике 

горка

 как исконно староверческом 

обряде, подразумевая также и то, что это исконно русский обряд.

Литература 

А в Усть-Цильме поют 1992 – А в Усть-Цильме поют: Традиционный пе-

сенно-игровой фольклор Усть-Цильмы: (К 450-летию села). СПб., 1992. 

Агапкина

 2011 – 

Агапкина Т.А.

 Символика и обрядовые функции танца и 

хоровода в традиционной культуре славян // Славяноведение. 2011. 

№ 2. С. 56-70.

Бабикова

  1992  – 

Бабикова  (Дронова)  Т.И.

  1.  Усть-Цилемская  «Горка». 

Ижма, 1992. 

Бернштам

 1988 – 

Бернштам Т.А. 

Молодежь в обрядовой жизни русской 

общины  XIX-  начала  XX  в.:  половозрастной  аспект  традиционной 

культуры. Л., 1988. 

Бернштам

 1991 – 

Бернштам Т.А.

 Совершеннолетие девушки в метафо-

рах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) // 

Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. 

А.К.Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.

Ботвинник

 1988 – 

Ботвинник М.Н. 

Ярила // Мифы народов мира/ Под ред. 

С.А. Токарева. Т. 2. М., 1988. С. 686-687. 

Валенцова 

2009 – 

Валенцова М.М. 

Прялка // Славянские древности. Эт-

нолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М., 2009. 

С. 331.

Виноградова

  2004  – 

Виноградова  Л.Н.

  Мост  //  Славянские  древности. 

Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М., 2004. 

С. 303-305.

Герасимова 

2010 – 

Герасимова Е.И.

 Позвольте о Горке замолвить слово 

// Красная Печора. 2010. № 93. 

Дронова,  Истомин

  2003  – 

Дронова  Т.И.,  Истомин  К.В.

  Межэтническое 

взаимодействие трех печорских групп: ненцев, русских (устьцилёмов) 

и коми-ижемцев // Этнографическое обозрение. 2003. № 5. С. 54 – 65.

Дронова

 2010 – 

Дронова Т.И. 

Культурный феномен «традиционная одеж-

да»  как  один  из  факторов,  формирующих  имидж  Усть-Цилемского 

района // Политические, экономические и социокультурные аспекты 

регионального управления на Европейском Севере. Мат-лы IX Все-
российской научно-теоретич. конф. Ч 2. Сыктывкар, 2010. С. 44-47.

Дронова

 2007 – 

Дронова Т.И.

 Локальные традиции в праздновании Ива-

нова дня у староверов-беспоповцев Усть-Цильмы (конец XIX – XXI вв.) 

// Этнографическое обозрение. 2007. № 2. С. 112-117. 

Дронова

 2011 – 

Дронова Т.И. 

Республиканский праздник «Усть-Цилемская 

горка» // X Санкт-Петербургские этнографические чтения «Праздники 

и обряды как феномены этнической культуры». СПб. 2011. С. 391-392.


background image

73

Дронова

 2002 – 

Дронова Т.И.

 Таинство исповеди в обрядовой практике 

нижнепечорских староверов // Старообрядчество: история, культура, 

современность. М., 2002. № 9. 

Дронова

 2000 – 

Дронова Т.И. 

Территория как один из дифференцирующих 

факторов  в  этноконфессиональном  самосознании  нижнепечорских 

староверов // Коренные этносы Севера европейской части России на 

пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы / 

Отв. ред. Э.А. Савельева. Сыктывкар, 2000. 

Дронова

 2013 – 

Дронова  Т.  

Усть-Цильма – жемчужина Русского Севера. 

[Фотоальбом]. Сыктывкар, 2013. 

Дронова 

2011 – 

Дронова Т.И. 

Усть-Цилемская горка: от обряда к республи-

канскому празднику // Этнографическое обозрение 2011. № 4. С. 48-56. 

Ильина

 2006 – 

Ильина О

. «Горка для меня словно допинг» // Красная 

Печора. 2006. № 90. 

Истомин

 1890 – 

Истомин Ф.М.

 Предварительный отчет о поездке в Печор-

ский край летом 1890 года // Известия Императорского Русского Гео-

графического общества (далее – Изв. ИРГО). СПб., 1890. Т. 26. Вып. 2.

Канева

 2011 – 

Канева Т.С.

 Из истории изучения усть-цилемской «горки» 

и «горочного» фольклора // Вторые Мяндинские чтения. Материалы 

Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х Т. Т. 1. Сык-

тывкар, 2011. С. 294-300.

Канева

 2007 – 

Канева Т.С.

 «Не в саду девки гуляли, да в хороводе на 

лужку…» (усть-цилемская «горка» в контексте местной традиции) // 

Арт. 2007. № 2. С. 119-133.

Канева

  2002  – 

Канева  Т.С.

  Фольклорная  традиция  Усть-Цильмы.  Сык-

тывкар, 2002. 

Колпакова

 1975 – 

Колпакова Н.П

. У золотых родников: записки фолькло-

риста. Л., 1975. 

Краткое историческое описание 1895 – Краткое историческое описание 

приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2. Архангельск, 

1895. 

Лихачёв 

1984 – 

Лихачёв Д.С.

 Заметки о русском. М., 1984. 

Ляцкий

 1904 – 

Ляцкий Е.

 Поездка на Печору // Вестник Европы. 1904. 

№ 12. 

Мазалова

 2001 – 

Мазалова Н. Е. 

Человек в традиционных соматических 

представлениях русских. СПб., 2001. 

Неклюдова

 1984 – 

Неклюдова Т.

 Поэтика северной «горки» // Декоратив-

ное искусство СССР. 1984. № 4. С. 19-23. 

Ончуков

 1905 – 

Ончуков Е.А.

 Печорская старина // Императорское обще-

ство русского языка и словесности (далее – ИОРЯС). Т. X. 1905. №2. 

Песни 1963 – Песни Печоры / Подгот. изд. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов, 

Б. М. Добровольски. М.; Л., 1963; 

Поздеева

 2006 – 

Поздеева К.А. 

Первый шаг к укреплению Горки // Красная 

Печора. 2006. № 61. 


background image

74

Т.И. Дронова

Соловьева

 2005 – 

Соловьева Е.К.

 Особенности проведения и исполнения 

действа «Пижемской горки» // Традиционная культура Усть-Цильмы. 

Мат-лы республиканской научно-практич. конф. Усть-Цильма, 2005. 

С. 48-52.

Тульцева

 2001 – 

Тульцева Л.А. 

Рязанский месяцеслов: Круглый год празд-

ников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. – Рязань. Рязанский 

этнографический вестник. 2001. 

Успенский

 1982 – 

Успенский Б.А.

 Филологические разыскания в области 

славянских древностей. М., 1982. 

Чупрова

 2006 – 

Чупрова А.

 Горка на Николу вешнего // Красная Печора. 

2006. № 65. 

Шаповалова,  Лаврентьева

  1998  – 

Шаповалова  Г.Г.,  Лаврентьева  Л.С.

 

Жили-были: Русская обрядовая поэзия. СПб., 1998. 

архивные источники

ПМА – Полевые материалы автора (далее – ПМА). 

ПМА-1. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август 

1987 г. (информант: У.Я. Рочева, 1907 г.р., с. Усть-Цильма).

ПМА-2. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август 

1987 г. (информант М.Н. Тиранова, 1919 г.р., с. Усть-Цильма).

ПМА-3. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июнь-июль 

2003 г. информант: П.Г. Бабикова, 1932 г.р., д. Чукчино. 

ПМА-4. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август 

2004 г. (информанты: К.М. Вокуева 1910 г.р., м/р с. Сергеево-Щелье, 

м/п С. Усть-Цильма; Е.Я. Чипсанова, 1919 г.р. м/р д. Уег, м/п с. Бугаево).

ПМА-5. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, февраль 

2005 г. (информант А.И. Дуркина, 1912 г.р., д. Чукчино). 

ПМА-6. – Экспедиция в Усть-Цилемский район Республики Коми, июль 

2008 г. (информант Л.Ф. Соловьев, 1934 г.р., с. Замежная). 

ПМА-7. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, февраль 

2010 г. (информант – Е.С. Осташова, 1937 г.р., с. Усть-Цильма).

ПМА-8. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-он Республики Коми, январь-

февраль 2011 г. (информанты: И.А. Бабиков, 1940 г.р., д. Чукчино; 

Е.С. Осташова, 1937 г.р., с. Усть-Цильма; И.М. Лазаренко, 1931 г.р., 

Е.М. Пыстина, 1932 г.р., д. Коровий Ручей).

ПМА-9. – Записано от П.К. Чупровой, 1923 г.р. в г. Сыктывкаре в 2011 г.

ПМА-10. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми в июне-

июле  2011  г.  (информанты  О.Ф.  Чупрова,  м/ж  г.  Сыктывкар;  М.И. 

Терентьева, м/ж г. Ухта).