ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3191
Скачиваний: 7
70
Т.И. Дронова
стародавние наряды, в центре России, хранящиеся лишь в музеях,
и становятся в единый «вселенский» хоровод, значение которого в
современных условиях обретает особый смысл.
С 2010 г. в Министерстве культуры РФ разработан электронный
реестр, в который включены памятники нематериального культурно-
го наследия народов России, в который включена и усть-цилемская
горка. Хочется верить и надеяться, что создание федерального
реестра не сведется к исключительному фиксированию уникаль-
ных культурных традиций в очередном «документе», а хранители
традиций, культурно-просветительские учреждения получат финан-
совую поддержку для развития народных традиций в современных
условиях.
примечания
1. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 11-11-11001 а/С
«Русские староверы-беспоповцы Европейского Северо-Востока:
мировоззрение, самосознание, культура».
2. Настоящая статья представляет дополненный вариант работы, опу-
бликованной в журнале «Этнографическое обозрение» (2001. № 4.
с. 48-56).
3. Проживание в суровых климатических условиях Крайнего Севера
предопределило основные занятия устьцилёмов, в число которых не
входило возделывание технических культур (лён, конопля). В конце
XIX в. 96% всех засеваемых площадей приходилось на ячмень и лишь
4% на рожь, картофель, репу, редьку.
4. Первая православная церковь действовала с 1547 по 1745г. (сгорела):
«В 1745 году Усть-Цильма сделалась жертвою пожара, истребившего
все дома и первую церковь, построенную ещё Ивашкой Ласткой в 1547
году. Осталась только одна икона Николая Чудотворца, сохраняющаяся
ещё и до настоящего времени и признанная тогда же чудотворною,
так как, помещённая в часовне, на месте сгоревшей церкви, она не-
однократно была находима на другом месте, значительно удалённом
от берега, где и решились поставить новую церковь; а вскоре мало-
по-малу к церкви принуждены были перенести и все дома, находив-
шиеся у самого берега, так как берег начало подмывать и к 50-м годам
нынешняго столетия смыло уже окончательно то место, где стояла
первоначально слободка» (
Истомин
1890: 436-437). Вторая – с 1746
до 1877г. (закрыта за ветхостью); освящение третьей датируется 19
декабря 1851г. Единоверческий приход открыт в 1856 г., а освящение
единоверческой церкви совершено в 1872 г. (Краткое историческое
описание 1895: 394-395). С 1991 года в с. Усть-Цильма действует
старообрядческий молитвенный дом и строится новый, освящение
которого предполага-ется в 2012 г.
5. Согласно примете, если на Егорьев день случался заморозок, то от-
рицательная температура сохранялась все последующие сорок дней
71
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
и весна предвещалась затяжной. В ином случае к Николину дню
ожидали траву.
6. «Река уйдёт, вся деревня по вечерам на край (высокий берег –
Т.Д.
)
выходит. Тут и качелу ставили. Беда ждали ледоход, Уж тут радости.
Река откроецце, все ходили смотреть и весь вечер девки, бабы песни
поют, молодёжь кружаецце, на качелы качаюцце. Пошшо-то всегда к
реки ходели, беда радовались» (ПМА-3).
7. Ср.: запрет на каждение могил, покрытых снегом. Согласно народным
представлениям, такое каждение считалось бесполезным – «недо-
ходным до усопших».
8. В усть-цилемской лексике в настоящее время активно используются
слова с корнем «яр»: старухи овечку первого года жизни называют
исключительно ярочка, а шерсть первой стрижки – еретина. О корове
в период её «игры» говорят заярыжила; о подростках, не по возрасту
определяющихся в пары, иронично подмечают: парочка – баран да
ярочка и др.
9. См. о функциях танца и хоровода: (
Агапкина
2011: 56-70).
10. Существовала примета, если к Иванову дню комары летали по вер-
тикали – вверх-вниз, в народном понимании «комары толкут» – это
предвещало неурожайный год; если комары летали по горизонтали
– вкруговую («месят») – к урожайному году.
11. Заготовка первого стога сена к Иванову дню была чрезвычайно важ-
ным делом для усть-цилемских крестьян, поскольку с этим связывался
успех не только всей сенокосной страды, но и благополучия на год.
Согласно усть-цилемскому присловью «К празднику/к Ивану дню за-
род – благополучие на год». Закреплению «успеха» были направлены
молодёжные игры, устраиваемые в вечерне-ночное время: парни и
девушки парами верхом на лошадях разъезжали по окрестным сено-
косным станам (огнищам) и устраивали игрища.
12. Петровщина – местный обычай. В прошлом к 12 июля крестьяне уже
заезжали на сенокосные луга, находившиеся на противоположном
берегу рек (Печора, Пижма, Цильма, Нерица), где стационарно про-
живали до завершения работ. В ночь с 11 на 12 июля (в ночь на
Петров день) они варили кашу – петровщину из жита (рожь крупного
помола) или ячменя на воде с добавлением масла. За ритуальным
угощением поминали предков и одновременно праздновали начало
сенокосных работ.
13. Огнище – сенокосный стан.
14. Приведено рабочее название фильма «Праздник на Печоре».
15. Фильмы о традиционной культуре устьцилёмов: «Там, за рекой Пе-
чорой» (1971 г.) и «Праздник на Печоре» (1976 г.) в 2006 г. были
оцифрованы при поддержке Некоммерческой организации «Благотво-
рительный фонд «Лукойл» и ООО «Лукойл-Коми» и распространены
среди жителей Усть-Цилемского района.
16. Три столетия усть-цилемские староверы проживают в соседстве с коми-
ижемцами, заимствовавшими некоторые виды традиционной севернорус-
ской одежды. Представители каждой из групп считают одежду «своей». В
1990-е гг. коми-ижемцы начали возрождать хороводный праздник «луд».
72
Т.И. Дронова
Реконструируя обряд, они неоднократно приезжали в Усть-Цильму с
целью сопоставления хороводов, в процессе этих дискуссий устьцилёмы
и заявили о хороводном празднике
горка
как исконно староверческом
обряде, подразумевая также и то, что это исконно русский обряд.
Литература
А в Усть-Цильме поют 1992 – А в Усть-Цильме поют: Традиционный пе-
сенно-игровой фольклор Усть-Цильмы: (К 450-летию села). СПб., 1992.
Агапкина
2011 –
Агапкина Т.А.
Символика и обрядовые функции танца и
хоровода в традиционной культуре славян // Славяноведение. 2011.
№ 2. С. 56-70.
Бабикова
1992 –
Бабикова (Дронова) Т.И.
1. Усть-Цилемская «Горка».
Ижма, 1992.
Бернштам
1988 –
Бернштам Т.А.
Молодежь в обрядовой жизни русской
общины XIX- начала XX в.: половозрастной аспект традиционной
культуры. Л., 1988.
Бернштам
1991 –
Бернштам Т.А.
Совершеннолетие девушки в метафо-
рах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) //
Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред.
А.К.Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.
Ботвинник
1988 –
Ботвинник М.Н.
Ярила // Мифы народов мира/ Под ред.
С.А. Токарева. Т. 2. М., 1988. С. 686-687.
Валенцова
2009 –
Валенцова М.М.
Прялка // Славянские древности. Эт-
нолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М., 2009.
С. 331.
Виноградова
2004 –
Виноградова Л.Н.
Мост // Славянские древности.
Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 3. М., 2004.
С. 303-305.
Герасимова
2010 –
Герасимова Е.И.
Позвольте о Горке замолвить слово
// Красная Печора. 2010. № 93.
Дронова, Истомин
2003 –
Дронова Т.И., Истомин К.В.
Межэтническое
взаимодействие трех печорских групп: ненцев, русских (устьцилёмов)
и коми-ижемцев // Этнографическое обозрение. 2003. № 5. С. 54 – 65.
Дронова
2010 –
Дронова Т.И.
Культурный феномен «традиционная одеж-
да» как один из факторов, формирующих имидж Усть-Цилемского
района // Политические, экономические и социокультурные аспекты
регионального управления на Европейском Севере. Мат-лы IX Все-
российской научно-теоретич. конф. Ч 2. Сыктывкар, 2010. С. 44-47.
Дронова
2007 –
Дронова Т.И.
Локальные традиции в праздновании Ива-
нова дня у староверов-беспоповцев Усть-Цильмы (конец XIX – XXI вв.)
// Этнографическое обозрение. 2007. № 2. С. 112-117.
Дронова
2011 –
Дронова Т.И.
Республиканский праздник «Усть-Цилемская
горка» // X Санкт-Петербургские этнографические чтения «Праздники
и обряды как феномены этнической культуры». СПб. 2011. С. 391-392.
73
Дронова
2002 –
Дронова Т.И.
Таинство исповеди в обрядовой практике
нижнепечорских староверов // Старообрядчество: история, культура,
современность. М., 2002. № 9.
Дронова
2000 –
Дронова Т.И.
Территория как один из дифференцирующих
факторов в этноконфессиональном самосознании нижнепечорских
староверов // Коренные этносы Севера европейской части России на
пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы /
Отв. ред. Э.А. Савельева. Сыктывкар, 2000.
Дронова
2013 –
Дронова Т.
Усть-Цильма – жемчужина Русского Севера.
[Фотоальбом]. Сыктывкар, 2013.
Дронова
2011 –
Дронова Т.И.
Усть-Цилемская горка: от обряда к республи-
канскому празднику // Этнографическое обозрение 2011. № 4. С. 48-56.
Ильина
2006 –
Ильина О
. «Горка для меня словно допинг» // Красная
Печора. 2006. № 90.
Истомин
1890 –
Истомин Ф.М.
Предварительный отчет о поездке в Печор-
ский край летом 1890 года // Известия Императорского Русского Гео-
графического общества (далее – Изв. ИРГО). СПб., 1890. Т. 26. Вып. 2.
Канева
2011 –
Канева Т.С.
Из истории изучения усть-цилемской «горки»
и «горочного» фольклора // Вторые Мяндинские чтения. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х Т. Т. 1. Сык-
тывкар, 2011. С. 294-300.
Канева
2007 –
Канева Т.С.
«Не в саду девки гуляли, да в хороводе на
лужку…» (усть-цилемская «горка» в контексте местной традиции) //
Арт. 2007. № 2. С. 119-133.
Канева
2002 –
Канева Т.С.
Фольклорная традиция Усть-Цильмы. Сык-
тывкар, 2002.
Колпакова
1975 –
Колпакова Н.П
. У золотых родников: записки фолькло-
риста. Л., 1975.
Краткое историческое описание 1895 – Краткое историческое описание
приходов и церквей Архангельской Епархии. Вып. 2. Архангельск,
1895.
Лихачёв
1984 –
Лихачёв Д.С.
Заметки о русском. М., 1984.
Ляцкий
1904 –
Ляцкий Е.
Поездка на Печору // Вестник Европы. 1904.
№ 12.
Мазалова
2001 –
Мазалова Н. Е.
Человек в традиционных соматических
представлениях русских. СПб., 2001.
Неклюдова
1984 –
Неклюдова Т.
Поэтика северной «горки» // Декоратив-
ное искусство СССР. 1984. № 4. С. 19-23.
Ончуков
1905 –
Ончуков Е.А.
Печорская старина // Императорское обще-
ство русского языка и словесности (далее – ИОРЯС). Т. X. 1905. №2.
Песни 1963 – Песни Печоры / Подгот. изд. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов,
Б. М. Добровольски. М.; Л., 1963;
Поздеева
2006 –
Поздеева К.А.
Первый шаг к укреплению Горки // Красная
Печора. 2006. № 61.
74
Т.И. Дронова
Соловьева
2005 –
Соловьева Е.К.
Особенности проведения и исполнения
действа «Пижемской горки» // Традиционная культура Усть-Цильмы.
Мат-лы республиканской научно-практич. конф. Усть-Цильма, 2005.
С. 48-52.
Тульцева
2001 –
Тульцева Л.А.
Рязанский месяцеслов: Круглый год празд-
ников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. – Рязань. Рязанский
этнографический вестник. 2001.
Успенский
1982 –
Успенский Б.А.
Филологические разыскания в области
славянских древностей. М., 1982.
Чупрова
2006 –
Чупрова А.
Горка на Николу вешнего // Красная Печора.
2006. № 65.
Шаповалова, Лаврентьева
1998 –
Шаповалова Г.Г., Лаврентьева Л.С.
Жили-были: Русская обрядовая поэзия. СПб., 1998.
архивные источники
ПМА – Полевые материалы автора (далее – ПМА).
ПМА-1. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август
1987 г. (информант: У.Я. Рочева, 1907 г.р., с. Усть-Цильма).
ПМА-2. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август
1987 г. (информант М.Н. Тиранова, 1919 г.р., с. Усть-Цильма).
ПМА-3. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июнь-июль
2003 г. информант: П.Г. Бабикова, 1932 г.р., д. Чукчино.
ПМА-4. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, июль-август
2004 г. (информанты: К.М. Вокуева 1910 г.р., м/р с. Сергеево-Щелье,
м/п С. Усть-Цильма; Е.Я. Чипсанова, 1919 г.р. м/р д. Уег, м/п с. Бугаево).
ПМА-5. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, февраль
2005 г. (информант А.И. Дуркина, 1912 г.р., д. Чукчино).
ПМА-6. – Экспедиция в Усть-Цилемский район Республики Коми, июль
2008 г. (информант Л.Ф. Соловьев, 1934 г.р., с. Замежная).
ПМА-7. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми, февраль
2010 г. (информант – Е.С. Осташова, 1937 г.р., с. Усть-Цильма).
ПМА-8. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-он Республики Коми, январь-
февраль 2011 г. (информанты: И.А. Бабиков, 1940 г.р., д. Чукчино;
Е.С. Осташова, 1937 г.р., с. Усть-Цильма; И.М. Лазаренко, 1931 г.р.,
Е.М. Пыстина, 1932 г.р., д. Коровий Ручей).
ПМА-9. – Записано от П.К. Чупровой, 1923 г.р. в г. Сыктывкаре в 2011 г.
ПМА-10. – Экспедиция в Усть-Цилемский р-н Республики Коми в июне-
июле 2011 г. (информанты О.Ф. Чупрова, м/ж г. Сыктывкар; М.И.
Терентьева, м/ж г. Ухта).