ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3207
Скачиваний: 8
65
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
меслам и научно-практические конференции. В эти праздничные
дни с 2004 г. воплощается уникальный проект «Родовой дом»,
главная цель которого сплотить поколения и семьи (
Дронова
2011:
391-392). Таким образом, летние празднования, объединенные в
названии «Усть-Цилемская горка», являются важнейшим факто-
ром консолидации и самоидентификации русских, проживающих
белее четырех столетий в условиях иноэтничного окружения и
сохраняющие русскую культуру (
Дронова, Истомин
2003: 54-65). И
именно вековые традиции становятся символом единства людей,
коллективные празднования служат фундаментом в транслировании
исторического опыта и народных знаний.
традиционная одежда.
Сохранению уникального хороводного
праздника способствовало и сохранение традиционной празднич-
ной одежды – обязательного атрибута горки. В прошлом одежда
отражала экономическое положение семьи, социальный статус ее
владельца, а в обрядах имела глубокий знаковый смысл. Неслучайно
в былые времена до трёх раз в день собирались участницы водить
хороводы, в каждый последующий выход меняли и наряды. Самые
яркие, дорогие наряды из красного штофа, узорчатых шелков наде-
вали на дневные хороводы, считавшиеся главными. Благодаря пере-
одеваниям в течение праздничного дня, девушки демонстрировали
свою красоту и здоровье. Одновременно, поскольку наряды являлись
частью приданого, женихи и их матери оценивали материальный
достаток семей. Переодевание рассматривалось и с точки зрения
охранительной функции этого действа. Поэтому всем девушкам по-
лагалось иметь не менее пяти-шести комплектов нарядов, каждый
из которых назывался смена. Наряды очень берегли, их передавали
по наследству, костюмы служили трем-четырём поколениям. Бывало,
в семьях победнее, прибегали к помощи соседей или крёстных: на
время гуляний девушки одалживали какую-либо часть костюма с
тем, чтобы соблюсти традицию и не повториться в одежде.
Соохранность традиционной одежды у устьцилёмов, с одной сто-
роны, объясняется их осознанным выбором – стремлением сохранять
«стародавние» традиции, заповеданные отцами и дедами; с другой,
– этому способствовали обстоятельства, связанные с неудовлетвори-
тельным снабжением усть-цилемских деревень промышленными това-
рами (до конца 1950-х годах). В этой ситуации борьба за искоренение
народной одежды была бессмысленной, а чинившиеся в 1960-х гг. за-
преты не нанесли желаемого «сокрушительного» удара: староверы не
спешили изымать из обихода традиционные одеяния, их по-прежнему
66
Т.И. Дронова
хранили в сундуках и использовали по назначению. Но жизнь вносила
свои коррективы. И к 1970-м годам традиционную одежду в полном
объёме носили уже только женщины старше 50-ти лет.
С возобновившимся интересом к народному гулянью вновь
обнаружился спрос и на традиционную одежду, которую отныне
молодёжь стала надевать в дни проведения горки, на концертные
мероприятия, семейные торжества. Это вызвало заметное оживление
на селе. Молодые портнихи начали обучаться у старших женщин
шитью народной одежды, а в 1980-х годах традиционные рубахи и
сарафаны уже шили и продавали в сельском ателье. Новым явле-
нием стало изготовление праздничных нарядов для детей от трех
лет, участвующих в фольклорных коллективах и горочных гуляньях,
хотя в прошлом первые наряды примеряли лишь в подростковом
p
Места проведения
горки
в первой половине ХХ в.
Места проведения
горки
в настоящее время
67
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
возрасте, только тогда, когда становились в хоровод. Их пошив был
инициирован старейшими участницами горки, которые хотели видеть
во внуках продолжателей традиций, поэтому, с учётом происходив-
ших изменений в жизни сельчан, это новшество уже не считали за-
зорным. В 1980-е годы был пополнен набор нагрудных украшений:
обрели популярность массивные броши, которые поначалу крепили
к рубахам, сшитым из современных тканей, с тем, чтобы придать им
большую праздничность. Ранее броши не использовали и объясняли
это исключительно практическими соображениями – сбережения
одежды: «время было дорого, одежу берегли», «брошки не кололи,
одежу не рвали, не как нынь, не берегут». Между тем, в настоящее
время украшение используется всеми, кто носит традиционную
праздничную одежду, включая девочек-младенцев.
В настоящее время устьцилёмы горку и народную одежду иденти-
фицируют со староверием в целом, вкладывая этноконфессиональ-
ное содержание в понятия «наша горка», «наша староверска одеж-
да», хотя, в сущности, хороводы, как и традиционные облачения,
имеют давнюю историю развития и привязка к древлеправославию
весьма условная, поскольку исторически они являются
хранителя
-
ми и трансляторами
древнерусского обряда и народной одежды в
исследуемом регионе со времён появления староверов на Печоре
три столетия назад
16
.
* * *
Современная усть-цилемская молодёжь полагает, что у горки
есть будущее, и, несмотря на стремительные перемены на селе,
праздник занимает в жизни сельчан значительное место. Жители
сел и деревень живут его ожиданием, т.к. праздник – это и радость
встреч с земляками, выехавшими за пределы Усть-Цилемского
района. «Живём от горки до горки» – говорят жители деревень. К
празднику готовятся, обновляют наряды. Ныне горка в Петров день
считается главной: в ночь с 11 на 12 июля устьцилёмы по традиции
варят кашу
петровщину
, а вечером водят хороводы.
Современный праздник вызывает чувство гордости у молодёжи за
родной край. В с. Усть-Цильма теперь проводятся высокоуровневые
научные форумы, выездные коллегии министерств Республики Коми,
республиканские мероприятия, приуроченные исключительно к дням
проведения двух празднований –
горки
и
петровщины
.
Главное значение современной горки – это то, что праздник
сплачивает семьи, роды и всех устьцилёмов. По справедливому за-
мечанию Д.С. Лихачева, «Творческое следование традиции предпо-
68
Т.И. Дронова
лагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое
подражание иногда отмершему» (
Лихачев
1984: 56). В едином хоро-
воде познается невероятный дух и сила коллектива, родной земли,
понимание того, что только сообща можно преодолевать трудности.
И, как говорят устьцилёмы: «купно молились, купно трудились,
купно радовались», – в этом и заключена великая сила староверов,
сумевших выжить в сложные времена изгнаний и притеснений. В
XXI в. горка по-прежнему рассматривается как священный обряд, о
чем свидетельствует факт ее проведения даже в день траура, объ-
явленного президентом России 12 июля 2011 г.: «Когда президент
объявил траур мы призадумались, а как быть с горкой, но админи-
страция поддержала народ и хороводы водили, только кадрили не
плясали. Горка для нас все, люди специально приехали. У меня на
календаре настенном два дня красным карандашом обведены – Иван
и Петров дни, когда горку водим. У меня внучка горочны песни поет
и в хороводе ходит, внук в красной рубахе да в писанных чулках
возле хороводов пока в коляске ездит»; «Мы специально на горку
приезжаем, даже кто и не участвует, только смотрит и то заряжается
какой-то энергией. Мы горку даже в Ухте проводим с 2003 года, в
Печору ездили горку водить, пусть все знают. Так и живем – от горки
до горки, горка силу дает» ПМА-10, Чупрова, Терентьева).
В постсоветский период, когда было пересмотрено отношение ко
всему традиционному и идея национально-культурного возрождения
стала центральной в культурном строительстве России, народное
гуляние прагматично восприняли местные представители власти,
пытавшиеся использовать локальную идентичность и местные обы-
чаи как некий ресурс для привлечения общественного внимания к
Усть-Цильме и определенного финансирования (
Дронова
2010: 44-
47). Впервые в ХХ веке власть начала диалог с верующими людьми
и стала проявлять поддержку в официальном оформлении старо-
обрядческой общины и регистрации общественной организации
по сохранению традиционной культуры. В 1990 г. в с. Усть-Цильма
состоялся I (Учредительный) съезд общества «Русь Печорская». В
принятой Программе были сформулированы основные задачи: все-
мерно содействовать сохранению и развитию самобытной культуры
Усть-Цильмы, ее бытового уклада, народного творчества, самобыт-
ного древнерусского говора, народных промыслов, традиционного
костюма, горочных гуляний. В отличие от других общественных
объединений в республике, призванных возрождать и сохранять
традиции, в усть-цилемском варианте костяк активистов был пред-
69
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
ставлен не политической группировкой, а староверами – носителя-
ми и хранителями традиций. За двадцатилетний период развития
общества было многое сделано для упрочения русских традиций, в
том числе и горки, которая в постсоветский период была названа
праздником, с присвоением празднику горка в 2003 г. республикан-
ского статуса, а в 2010 – федерального.
В созданных землячествах общества «Русь Печорская», действу-
ющих ныне в Республике Коми: города Ухта и Сыктывкар (1990 г.),
Печора (1996 г.), Инта (2008 г.), Усинск (2009 г.) и за её пределами:
Нарьян-Мар (2000 г.), Москва (2005 г.), и Санкт-Петербург (2008 г.),
образованы фольклорные коллективы, основу которых составили
народные исполнители – знатоки традиций. Возглавили коллективы
устьцилёмы из певческих семей, познавшие песенную культуру в
раннем возрасте. В настоящее время о самобытном празднике горка
широко известно в Республике Коми: её проводят в праздники дней
городов, а в концертных программах показывают и за пределами
Коми.
Благодаря возрождению обряда, его популярности и широкой
известности в России, исторические и этнокультурные особенности
Нижнепечорья привлекли внимание туристических менеджеров. Их
деятельность активно поддержана администрацией Усть-Цилемского
района, понимающей, что туризм служит устойчивой базой для
поддержания высокого престижа территории. Этнокультурная са-
мобытность, прежде всего, горочные гуляния и народная одежда,
как важная составляющая обрядов – это ресурсы, по мнению ме-
неджеров, соответствующие ожиданиям и потребностям туристов,
интересующихся народными традициями. Сегодня горка и народный
костюм – это бренды Усть-Цильмы. Одновременно появилась и
теперь широко представлена в Усть-Цилемском р-не такая форма
современной масс-индустрии как сувенирная продукция. Фабричная
кукла в народной праздничной одежде, выполненной в точности
оригинала, обрела популярность, её активно приобретают и жители
района, и гости, приезжающие на горочные гулянья.
Горка признана уникальным явлением традиционной культуры
локальной группы севернорусских староверов, проживающих в ре-
лигиозных центрах по рекам Пижме, Цильме и в волостном центре
с. Усть-Цильме. Она по-прежнему притягивает к себе внимание
исследователей, журналистов, почитателей древнерусской стари-
ны, ежегодно съезжающихся в Усть-Цильму к дням её проведения.
Поклонники русской народной куль-туры с интересом примеряют