Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3123

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

65

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

меслам  и  научно-практические  конференции.  В  эти  праздничные 

дни  с  2004  г.  воплощается  уникальный  проект  «Родовой  дом», 

главная цель которого сплотить поколения и семьи (

Дронова 

2011: 

391-392).  Таким  образом,  летние  празднования,  объединенные  в 

названии  «Усть-Цилемская  горка»,  являются  важнейшим  факто-

ром  консолидации  и  самоидентификации  русских,  проживающих 

белее  четырех  столетий  в  условиях  иноэтничного  окружения  и 

сохраняющие русскую культуру (

Дронова, Истомин

 2003: 54-65). И 

именно  вековые  традиции  становятся  символом  единства  людей, 

коллективные празднования служат фундаментом в транслировании 

исторического опыта и народных знаний. 

традиционная одежда. 

Сохранению уникального хороводного 

праздника способствовало и сохранение традиционной празднич-

ной одежды – обязательного атрибута горки. В прошлом одежда 

отражала экономическое положение семьи, социальный статус ее 

владельца, а в обрядах имела глубокий знаковый смысл. Неслучайно 

в былые времена до трёх раз в день собирались участницы водить 

хороводы, в каждый последующий выход меняли и наряды. Самые 

яркие, дорогие наряды из красного штофа, узорчатых шелков наде-

вали на дневные хороводы, считавшиеся главными. Благодаря пере-

одеваниям в течение праздничного дня, девушки демонстрировали 

свою красоту и здоровье. Одновременно, поскольку наряды являлись 

частью приданого, женихи и их матери оценивали материальный 

достаток семей. Переодевание рассматривалось и с точки зрения 

охранительной функции этого действа. Поэтому всем девушкам по-

лагалось иметь не менее пяти-шести комплектов нарядов, каждый 

из которых назывался смена. Наряды очень берегли, их передавали 

по наследству, костюмы служили трем-четырём поколениям. Бывало, 

в семьях победнее, прибегали к помощи соседей или крёстных: на 

время гуляний девушки одалживали какую-либо часть костюма с 

тем, чтобы соблюсти традицию и не повториться в одежде.

Соохранность традиционной одежды у устьцилёмов, с одной сто-

роны, объясняется их осознанным выбором – стремлением сохранять 

«стародавние» традиции, заповеданные отцами и дедами; с другой, 

– этому способствовали обстоятельства, связанные с неудовлетвори-

тельным снабжением усть-цилемских деревень промышленными това-

рами (до конца 1950-х годах). В этой ситуации борьба за искоренение 

народной одежды была бессмысленной, а чинившиеся в 1960-х гг. за-

преты не нанесли желаемого «сокрушительного» удара: староверы не 

спешили изымать из обихода традиционные одеяния, их по-прежнему 


background image

66

Т.И. Дронова

хранили в сундуках и использовали по назначению. Но жизнь вносила 

свои коррективы. И к 1970-м годам традиционную одежду в полном 

объёме носили уже только женщины старше 50-ти лет.

С  возобновившимся  интересом  к  народному  гулянью  вновь 

обнаружился  спрос  и  на  традиционную  одежду,  которую  отныне 

молодёжь стала надевать в дни проведения горки, на концертные 

мероприятия, семейные торжества. Это вызвало заметное оживление 

на селе. Молодые портнихи начали обучаться у старших женщин 

шитью народной одежды, а в 1980-х годах традиционные рубахи и 

сарафаны уже шили и продавали в сельском ателье. Новым явле-

нием стало изготовление праздничных нарядов для детей от трех 

лет, участвующих в фольклорных коллективах и горочных гуляньях, 

хотя в прошлом первые наряды примеряли лишь в подростковом 

p

   Места проведения 

горки

 в первой половине ХХ в. 

˜ 

Места проведения 

горки

 в настоящее время


background image

67

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

возрасте, только тогда, когда становились в хоровод. Их пошив был 

инициирован старейшими участницами горки, которые хотели видеть 

во внуках продолжателей традиций, поэтому, с учётом происходив-

ших изменений в жизни сельчан, это новшество уже не считали за-

зорным. В 1980-е годы был пополнен набор нагрудных украшений: 

обрели популярность массивные броши, которые поначалу крепили 

к рубахам, сшитым из современных тканей, с тем, чтобы придать им 

большую праздничность. Ранее броши не использовали и объясняли 

это  исключительно  практическими  соображениями  –  сбережения 

одежды: «время было дорого, одежу берегли», «брошки не кололи, 

одежу не рвали, не как нынь, не берегут». Между тем, в настоящее 

время  украшение  используется  всеми,  кто  носит  традиционную 

праздничную одежду, включая девочек-младенцев. 

В настоящее время устьцилёмы горку и народную одежду иденти-

фицируют со староверием в целом, вкладывая этноконфессиональ-

ное содержание в понятия «наша горка», «наша староверска одеж-

да», хотя, в сущности, хороводы, как и традиционные облачения, 

имеют давнюю историю развития и привязка к древлеправославию 

весьма условная, поскольку исторически они являются 

хранителя

-

ми и трансляторами

 древнерусского обряда и народной одежды в 

исследуемом регионе со времён появления староверов на Печоре 

три столетия назад

16

*  *  *

Современная  усть-цилемская  молодёжь  полагает,  что  у  горки 

есть  будущее,  и,  несмотря  на  стремительные  перемены  на  селе, 

праздник занимает в жизни сельчан значительное место. Жители 

сел и деревень живут его ожиданием, т.к. праздник – это и радость 

встреч  с  земляками,  выехавшими  за  пределы  Усть-Цилемского 

района. «Живём от горки до горки» – говорят жители деревень. К 

празднику готовятся, обновляют наряды. Ныне горка в Петров день 

считается главной: в ночь с 11 на 12 июля устьцилёмы по традиции 

варят кашу 

петровщину

, а вечером водят хороводы. 

Современный праздник вызывает чувство гордости у молодёжи за 

родной край. В с. Усть-Цильма теперь проводятся высокоуровневые 

научные форумы, выездные коллегии министерств Республики Коми, 

республиканские мероприятия, приуроченные исключительно к дням 

проведения двух празднований – 

горки

 и 

петровщины

Главное  значение  современной  горки  –  это  то,  что  праздник 

сплачивает семьи, роды и всех устьцилёмов. По справедливому за-

мечанию Д.С. Лихачева, «Творческое следование традиции предпо-


background image

68

Т.И. Дронова

лагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое 

подражание иногда отмершему» (

Лихачев 

1984: 56). В едином хоро-

воде познается невероятный дух и сила коллектива, родной земли, 

понимание того, что только сообща можно преодолевать трудности. 

И,  как  говорят  устьцилёмы:  «купно  молились,  купно  трудились, 

купно радовались», – в этом и заключена великая сила староверов, 

сумевших выжить в сложные времена изгнаний и притеснений. В 

XXI в. горка по-прежнему рассматривается как священный обряд, о 

чем свидетельствует факт ее проведения даже в день траура, объ-

явленного президентом России 12 июля 2011 г.: «Когда президент 

объявил траур мы призадумались, а как быть с горкой, но админи-

страция поддержала народ и хороводы водили, только кадрили не 

плясали. Горка для нас все, люди специально приехали. У меня на 

календаре настенном два дня красным карандашом обведены – Иван 

и Петров дни, когда горку водим. У меня внучка горочны песни поет 

и в хороводе ходит, внук в красной рубахе да в писанных чулках 

возле хороводов пока в коляске ездит»; «Мы специально на горку 

приезжаем, даже кто и не участвует, только смотрит и то заряжается 

какой-то энергией. Мы горку даже в Ухте проводим с 2003 года, в 

Печору ездили горку водить, пусть все знают. Так и живем – от горки 

до горки, горка силу дает» ПМА-10, Чупрова, Терентьева). 

В постсоветский период, когда было пересмотрено отношение ко 

всему традиционному и идея национально-культурного возрождения 

стала центральной в культурном строительстве России, народное 

гуляние прагматично восприняли местные представители власти, 

пытавшиеся использовать локальную идентичность и местные обы-

чаи как некий ресурс для привлечения общественного внимания к 

Усть-Цильме и определенного финансирования (

Дронова

 2010: 44-

47). Впервые в ХХ веке власть начала диалог с верующими людьми 

и стала проявлять поддержку в официальном оформлении старо-

обрядческой  общины  и  регистрации  общественной  организации 

по сохранению традиционной культуры. В 1990 г. в с. Усть-Цильма 

состоялся I (Учредительный) съезд общества «Русь Печорская». В 

принятой Программе были сформулированы основные задачи: все-

мерно содействовать сохранению и развитию самобытной культуры 

Усть-Цильмы, ее бытового уклада, народного творчества, самобыт-

ного древнерусского говора, народных промыслов, традиционного 

костюма,  горочных  гуляний.  В  отличие  от  других  общественных 

объединений  в  республике,  призванных  возрождать  и  сохранять 

традиции, в усть-цилемском варианте костяк активистов был пред-


background image

69

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

ставлен не политической группировкой, а староверами – носителя-

ми и хранителями традиций. За двадцатилетний период развития 

общества было многое сделано для упрочения русских традиций, в 

том числе и горки, которая в постсоветский период была названа 

праздником, с присвоением празднику горка в 2003 г. республикан-

ского статуса, а в 2010 – федерального. 

В созданных землячествах общества «Русь Печорская», действу-

ющих ныне в Республике Коми: города Ухта и Сыктывкар (1990 г.), 

Печора (1996 г.), Инта (2008 г.), Усинск (2009 г.) и за её пределами: 

Нарьян-Мар (2000 г.), Москва (2005 г.), и Санкт-Петербург (2008 г.), 

образованы фольклорные коллективы, основу которых составили 

народные исполнители – знатоки традиций. Возглавили коллективы 

устьцилёмы из певческих семей, познавшие песенную культуру в 

раннем возрасте. В настоящее время о самобытном празднике горка 

широко известно в Республике Коми: её проводят в праздники дней 

городов, а в концертных программах показывают и за пределами 

Коми. 

Благодаря возрождению обряда, его популярности и широкой 

известности в России, исторические и этнокультурные особенности 

Нижнепечорья привлекли внимание туристических менеджеров. Их 

деятельность активно поддержана администрацией Усть-Цилемского 

района,  понимающей,  что  туризм  служит  устойчивой  базой  для 

поддержания высокого престижа территории. Этнокультурная са-

мобытность, прежде всего, горочные гуляния и народная одежда, 

как важная составляющая обрядов – это ресурсы, по мнению ме-

неджеров, соответствующие ожиданиям и потребностям туристов, 

интересующихся народными традициями. Сегодня горка и народный 

костюм  –  это  бренды  Усть-Цильмы.  Одновременно  появилась  и 

теперь широко представлена в Усть-Цилемском р-не такая форма 

современной масс-индустрии как сувенирная продукция. Фабричная 

кукла  в  народной  праздничной  одежде,  выполненной  в  точности 

оригинала, обрела популярность, её активно приобретают и жители 

района, и гости, приезжающие на горочные гулянья. 

 Горка признана уникальным явлением традиционной культуры 

локальной группы севернорусских староверов, проживающих в ре-

лигиозных центрах по рекам Пижме, Цильме и в волостном центре 

с.  Усть-Цильме.  Она  по-прежнему  притягивает  к  себе  внимание 

исследователей, журналистов, почитателей древнерусской стари-

ны, ежегодно съезжающихся в Усть-Цильму к дням её проведения. 

Поклонники русской народной куль-туры с интересом примеряют