Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3220

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

100

Т.А. Листова

чувство  защищенности  и  упорядоченности  бытия.  Стремление  к 

изоляции было чуждо массовому крестьянскому сознанию, которое 

не менее, если не более, не желало смиряться с перспективой оди-

ночества  в  недоступной  разуму  загробной  жизни.  Эти  ощущения, 

пережив социальные катаклизмы XX в., призванные изменить пси-

хологические установки, до некоторой степени сохранились у селян 

до настоящего времени. У наших современников гораздо слабее вы-

ражена ориентация на будущее пребывание в загробном мире, неже-

ли это было в традиционной культуре. Однако и сейчас идея смерти 

и  посмертного  существования  занимает  значительное  место  как  в 

обрядовой жизни, так и в социально-психологическом осмыслении 

бытия.

примечания

1. Статья выполнена при финансовой поддержке ОИФН, проект «Русские 

начала XXI в.: историческая память, самосознание, культура».

2. Имеются ввиду Витебская (далее Вит.), Могилевская (Мог.) и Гомельская 

(Гом.) области Белоруссии, Брянская (Бр.), Псковская (Пск.) Смоленская 

(Смол.) и Калужская (Кал.) области России, Черниговская (Черн.)об-

ласть Украины. 

Литература и источники

АРГО – Архив Русского Географического общества

Белоусов

  1989  – 

Белоусов  И.А.

  Ушедшая  Москва  //  Московская  старина. 

М., 1989. 

Гринченко

 1895 – 

Гринченко Б.Д.

 Этнографические материалы, собранные в 

Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1895. Вып. 1. Новго-

род-Северский уезд.

Громыко, Буганов

 2000 – 

Громыко М.М. , Буганов А.В.

 О воззрениях русского 

народа. М., 2000. 

Добровольский

 1894 – 

Добровольский В.Н. 

Смоленский этнографический 

сборник. Т. 3. СПб, 1894.

Кремлева

 1997 – 

Кремлева И.А.

 Похоронно-поминальные обычаи и обряды 

// Русские. М., 1997. 

Никифоровский

 1897 – 

Никифоровский Н.Я.

 Простонародные приметы и 

поверия, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах 

и местах (Витебская Белоруссия). Витебск, 1897. 

СМЭС – Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похорон-

ный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003.

Флоровский

 1991 – 

Флоровский Г.

, прот. Пути русского богословия. Киев, 

1991. 

Шейн

 1887 – 

Шейн П.В.

 Материалы для изучения быта и языка русского 

населения Северо-Западного края. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1887.


background image

101

И.С. Слепцова

ДРАзНЕНИЕ: ОДИН Из мЕхАНИзмОв 

фОРмИРОвАНИя ИДЕНтИчНОСтИ У ДЕтЕй 

И мОлОДЕЖИ

Несмотря на то, что феномен идентичности рассматривался во 

многих трудах, особенно после выхода книги Э. Эриксона (

Эриксон

 

1996),  очень  мало  работ  посвящено  исследованию  конкретных 

способов и приемов, посредством которых индивид или группа вы-

страивают свою идентичность. Э. Эриксон показал, что обретение 

идентичности является центральным моментом формирования лич-

ности. Этот процесс начинается в детстве и особенно интенсивно 

проходит в подростковом и юношеском возрасте. С самого раннего 

детства ребенок получает знания о своей половой принадлежности 

и соответствующих ей ролях и нормах (половая и гендерная иден-

тичность), о принадлежности к определенному этносу (этническая 

идентичность), локальной группе (локальная идентичность), рели-

гии (конфессиональная идентичность) и т.д. 

Процесс  формирования  идентичности  на  каждом  возрастном 

этапе имеет свои особенности и доминанты. В первые годы жиз-

ни социализация ребенка происходит в семье, однако уже с 5-6 

лет все большее влияние на становление личности ребенка на-

чинает оказывать детское сообщество. С этого периода ведущей 

деятельностью в жизни ребенка становится игра: первоначально 

развиваются ролевые игры, затем появляются и более сложные 

формализованные игры с правилами. Взаимодействие в игровой 

компании воспитывает навыки общения, умение руководить и под-

чиняться, разрешать конфликты, мирить враждующих и мирить-

ся, находить общие решения и т.п., другими словами, у ребенка 

формируется  коммуникативная  компетентность.  Этот  процесс 

особенно активизируется и усложняется в предподростковом воз-

расте в связи с расширением границ пространственно-вещного и 

социального мира (

Осорина

 2000). Таким образом, в течение до-


background image

102

И.С. Слепцова

статочно длительного периода жизни ребенка игровой коллектив 

является той средой, где происходит усвоение социального опыта 

и формирование его личности. 

В  данной  статье  мы  подробнее  остановимся  на  такой  форме 

коммуникации  как  дразнение  и  постараемся  показать  его  роль 

и значение в развитии самосознания и становления личности, а, 

следовательно, и для формирования идентичности. Дразнение ча-

сто имеет игровой характер, что сближает его с другими формами 

игрового поведения, например с подшучиванием, розыгрышами и 

озорством. Часто границу между этими формами поведения можно 

провести с большим трудом, и только зная цели участников того 

или иного акта коммуникации (

Морозов, Слепцова

 2008). 

Наиболее  интенсивно  процесс  социализации  происходит  в 

детском и юношеском возрасте, поэтому мы ограничимся рассмо-

трением различных практик, включающих дразнение, характерных 

для этого возраста. Для анализа привлекаются архивные и поле-

вые материалы, собранные автором за последнее десятилетие в 

ходе экспедиционных исследований в Инзенском (далее – Инз.), 

Карсунском (Карс.) и Сурском (Сур.) районах Ульяновской области 

(Ульяновском Присурье)

1

.

* * *

идентичность и социализация.

 Социализация, или используя 

выражение Г.С. Виноградова «врастание нового поколения в жизнь 

взрослых» (

Виноградов

 2009: 642), предполагает как усвоение ин-

дивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, 

в систему социальных связей, так и активное воспроизводство этой 

системы человеком в его деятельности (

Кон

 1988; 

Андреева

 1996). 

В сложном процессе социализации выделяется, по крайней мере, 

два взаимосвязанных компонента: это освоение всей совокупности 

знаний,  навыков,  ценностей  и  социальных  ролей,  свойственных 

данному обществу, а также формирование индивидуального само-

сознания, одним из механизмов которого и является идентифика-

ция. В современных гуманитарных науках под идентификацией по-

нимается отождествление индивида с другим объектом (человеком, 

группой, символом) на основании эмоциональной связи (эмпатии), 

в результате чего индивид усваивает чужие установки, ценности, 

нормы и принимает их как собственные. Отождествление себя с 

другим одновременно свидетельствует и об осознании индивидом 

своей  особости,  поэтому  процесс  идентификации  неотделим  от 

обособления (

Мухина

 1999: 172-190). 


background image

103

Дразнение

Детский коллектив является социокультурным пространством, 

в  котором  ребенок  живет  по  правилам,  отличным  от  взрослого 

мира.  Одно  из  важных  различий  состоит  в  отсутствии  жесткой 

заданности ролей, которая характерна для отношений взрослых 

и детей: взрослый всегда наставник и руководитель, а ребенок – 

подчиненный. Коммуникация в детском сообществе строится на 

презумпции равенства его членов. Однако со временем в детском 

коллективе (также как и в любой группе) формируется иерархи-

ческая  структура,  и  будет  ли  конкретный  ребенок  лидером  или 

аутсайдером, во многом зависит от его личностных качеств.

В  такой  ситуации  особенно  важным  становится  умение  до-

биться  признания  со  стороны  сверстников.  Это  стремление,  в 

силу  ограниченности  возможностей  ребенка,  может  наиболее 

полно реализоваться в доступной для него области – игре. С этим 

связано бытование у детей и подростков большого числа различ-

ных  игровых  практик.  Кроме  собственно  игр,  это  и  состязания, 

и  выполнение  действий  «на  спор»,  и  различные  розыгрыши  и 

подшучивания,  позволяющие  ребенку  продемонстрировать  свои 

знания, способности и умения (

Морозов, Слепцова 

2006: 244-290; 

Слепцова

 2010: 156-168). При этом игра служит одним из наиболее 

действенных способов завоевания уважения среди сверстников, 

поскольку оптимально удовлетворяет стремление к достижению 

успеха и позволяет индивиду продемонстрировать свою состоятель-

ность «здесь и сейчас», пережить ощущение победы, контроля над 

событиями и уверенности в своих силах. 

дразнение  как  способ  формирования  идентичности. 

В 

арсенале игровых способов формирования идентичности особую 

роль  выполняют  различные  формы  подшучивания  и  дразнения 

(

Мартин

  2009:  154-157,  288-291).  В  последнем  случае  внимание 

исследователей было, в основном, сосредоточено на вербальных 

формах  дразнения  («дразнилках»).  Причем,  акцент  ставился  на 

происхождении и жанровом своеобразии этих текстов (

Виноградов

 

2009: 195-242; 

Лойтер 

2001: 78-79; 

Капица, Колядич

 2002: 100-109; 

Мадлевская 

2006: 81-85). В то же время из поля зрения исследо-

вателей выпали акциональные формы дразнения, которые также 

широко  распространены  в  детской  культуре.  Подобный  подход 

определил и недостаточное внимание к функциям, которые выпол-

няет эта форма коммуникации. Из известных нам работ функциям 

дразнения  посвящены  очень  немногие  (см.,  например: 

Осорина 

1985; 

Давыдова

 2009). Этим обстоятельством обусловлено описание 


background image

104

И.С. Слепцова

нами различных акций, имеющих характер поддразнивания, и их 

роли в повседневной жизни.

Дразнение начинает активно использоваться детьми со стар-

шего дошкольного возраста. Эта форма общения является новым 

способом  социального  взаимодействия,  что  связано  с  активным 

усвоением в этом возрасте разного рода норм, правил и стереоти-

пов. Дразнилки выступают при этом и как средство наказания за 

отклонение от норм, и как средство принуждения к их исполнению. 

Причем,  воздействие  референтной  группы  оказывается  более 

успешным в силу того, что ее влияние на становление личности 

ребенка и подростка важнее, чем общества взрослых. Кроме того, 

поскольку этот коммуникативный акт всегда имеет яркую эмоцио-

нальную окраску, он оказывает более эффективное воздействие, 

чем просто внушение или предписание, исходящие от взрослых.

При рассмотрении феномена дразнения очень важно учитывать 

контекст коммуникативной ситуации и половозрастные и статусные 

характеристики  ее  участников  (

Морозов,  Слепцова

  2009).  Одно 

и то же действие или исполнение одного и того же текста могут 

совершаться  с  самыми  разными  целями  и  иметь  диаметрально 

противоположный  смысл.  Такое  непостоянство  функции  более 

свойственно акциям молодежи, которая более тонко, чем дети и 

подростки, использует этот инструмент в силу лучшего понимания 

неоднозначности человеческих взаимоотношений и учета харак-

тера конкретной ситуации. 

Личностная идентичность. 

В структуре идентичности выде-

ляют «индивидуальный» и «социальный» уровни, хотя полностью 

разделить их нельзя, поскольку представления человека о самом 

себе  складываются  под  влиянием  социума,  прежде  всего  рефе-

рентной группы (

Арутюнян

 1979; 

Малахов

 2010). Дразнение служит 

инструментом формирования практически всех видов идентично-

сти, но наиболее важную роль оно играет в процессе становления 

личностной идентичности. В первую очередь, это касается образа 

тела,  который  является  важной  составляющей  самосознания. 

Осознание неизменности своего внешнего облика поддерживает у 

ребенка чувство «идентичности самому себе» (Развитие 1989: 179) 

(самотождественности), а нападки на него ставят под угрозу данное 

переживание, и поэтому воспринимаются очень болезненно. В силу 

того, что какие-то внешние недостатки доступны всеобщему обо-

зрению и бывают легко заметны, они гораздо чаще высмеиваются. 

Обычно осмеянию подвергаются особенности внешности, которые в