ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3220
Скачиваний: 8
100
Т.А. Листова
чувство защищенности и упорядоченности бытия. Стремление к
изоляции было чуждо массовому крестьянскому сознанию, которое
не менее, если не более, не желало смиряться с перспективой оди-
ночества в недоступной разуму загробной жизни. Эти ощущения,
пережив социальные катаклизмы XX в., призванные изменить пси-
хологические установки, до некоторой степени сохранились у селян
до настоящего времени. У наших современников гораздо слабее вы-
ражена ориентация на будущее пребывание в загробном мире, неже-
ли это было в традиционной культуре. Однако и сейчас идея смерти
и посмертного существования занимает значительное место как в
обрядовой жизни, так и в социально-психологическом осмыслении
бытия.
примечания
1. Статья выполнена при финансовой поддержке ОИФН, проект «Русские
начала XXI в.: историческая память, самосознание, культура».
2. Имеются ввиду Витебская (далее Вит.), Могилевская (Мог.) и Гомельская
(Гом.) области Белоруссии, Брянская (Бр.), Псковская (Пск.) Смоленская
(Смол.) и Калужская (Кал.) области России, Черниговская (Черн.)об-
ласть Украины.
Литература и источники
АРГО – Архив Русского Географического общества
Белоусов
1989 –
Белоусов И.А.
Ушедшая Москва // Московская старина.
М., 1989.
Гринченко
1895 –
Гринченко Б.Д.
Этнографические материалы, собранные в
Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1895. Вып. 1. Новго-
род-Северский уезд.
Громыко, Буганов
2000 –
Громыко М.М. , Буганов А.В.
О воззрениях русского
народа. М., 2000.
Добровольский
1894 –
Добровольский В.Н.
Смоленский этнографический
сборник. Т. 3. СПб, 1894.
Кремлева
1997 –
Кремлева И.А.
Похоронно-поминальные обычаи и обряды
// Русские. М., 1997.
Никифоровский
1897 –
Никифоровский Н.Я.
Простонародные приметы и
поверия, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах
и местах (Витебская Белоруссия). Витебск, 1897.
СМЭС – Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похорон-
ный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003.
Флоровский
1991 –
Флоровский Г.
, прот. Пути русского богословия. Киев,
1991.
Шейн
1887 –
Шейн П.В.
Материалы для изучения быта и языка русского
населения Северо-Западного края. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1887.
101
И.С. Слепцова
ДРАзНЕНИЕ: ОДИН Из мЕхАНИзмОв
фОРмИРОвАНИя ИДЕНтИчНОСтИ У ДЕтЕй
И мОлОДЕЖИ
Несмотря на то, что феномен идентичности рассматривался во
многих трудах, особенно после выхода книги Э. Эриксона (
Эриксон
1996), очень мало работ посвящено исследованию конкретных
способов и приемов, посредством которых индивид или группа вы-
страивают свою идентичность. Э. Эриксон показал, что обретение
идентичности является центральным моментом формирования лич-
ности. Этот процесс начинается в детстве и особенно интенсивно
проходит в подростковом и юношеском возрасте. С самого раннего
детства ребенок получает знания о своей половой принадлежности
и соответствующих ей ролях и нормах (половая и гендерная иден-
тичность), о принадлежности к определенному этносу (этническая
идентичность), локальной группе (локальная идентичность), рели-
гии (конфессиональная идентичность) и т.д.
Процесс формирования идентичности на каждом возрастном
этапе имеет свои особенности и доминанты. В первые годы жиз-
ни социализация ребенка происходит в семье, однако уже с 5-6
лет все большее влияние на становление личности ребенка на-
чинает оказывать детское сообщество. С этого периода ведущей
деятельностью в жизни ребенка становится игра: первоначально
развиваются ролевые игры, затем появляются и более сложные
формализованные игры с правилами. Взаимодействие в игровой
компании воспитывает навыки общения, умение руководить и под-
чиняться, разрешать конфликты, мирить враждующих и мирить-
ся, находить общие решения и т.п., другими словами, у ребенка
формируется коммуникативная компетентность. Этот процесс
особенно активизируется и усложняется в предподростковом воз-
расте в связи с расширением границ пространственно-вещного и
социального мира (
Осорина
2000). Таким образом, в течение до-
102
И.С. Слепцова
статочно длительного периода жизни ребенка игровой коллектив
является той средой, где происходит усвоение социального опыта
и формирование его личности.
В данной статье мы подробнее остановимся на такой форме
коммуникации как дразнение и постараемся показать его роль
и значение в развитии самосознания и становления личности, а,
следовательно, и для формирования идентичности. Дразнение ча-
сто имеет игровой характер, что сближает его с другими формами
игрового поведения, например с подшучиванием, розыгрышами и
озорством. Часто границу между этими формами поведения можно
провести с большим трудом, и только зная цели участников того
или иного акта коммуникации (
Морозов, Слепцова
2008).
Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в
детском и юношеском возрасте, поэтому мы ограничимся рассмо-
трением различных практик, включающих дразнение, характерных
для этого возраста. Для анализа привлекаются архивные и поле-
вые материалы, собранные автором за последнее десятилетие в
ходе экспедиционных исследований в Инзенском (далее – Инз.),
Карсунском (Карс.) и Сурском (Сур.) районах Ульяновской области
(Ульяновском Присурье)
1
.
* * *
идентичность и социализация.
Социализация, или используя
выражение Г.С. Виноградова «врастание нового поколения в жизнь
взрослых» (
Виноградов
2009: 642), предполагает как усвоение ин-
дивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,
в систему социальных связей, так и активное воспроизводство этой
системы человеком в его деятельности (
Кон
1988;
Андреева
1996).
В сложном процессе социализации выделяется, по крайней мере,
два взаимосвязанных компонента: это освоение всей совокупности
знаний, навыков, ценностей и социальных ролей, свойственных
данному обществу, а также формирование индивидуального само-
сознания, одним из механизмов которого и является идентифика-
ция. В современных гуманитарных науках под идентификацией по-
нимается отождествление индивида с другим объектом (человеком,
группой, символом) на основании эмоциональной связи (эмпатии),
в результате чего индивид усваивает чужие установки, ценности,
нормы и принимает их как собственные. Отождествление себя с
другим одновременно свидетельствует и об осознании индивидом
своей особости, поэтому процесс идентификации неотделим от
обособления (
Мухина
1999: 172-190).
103
Дразнение
Детский коллектив является социокультурным пространством,
в котором ребенок живет по правилам, отличным от взрослого
мира. Одно из важных различий состоит в отсутствии жесткой
заданности ролей, которая характерна для отношений взрослых
и детей: взрослый всегда наставник и руководитель, а ребенок –
подчиненный. Коммуникация в детском сообществе строится на
презумпции равенства его членов. Однако со временем в детском
коллективе (также как и в любой группе) формируется иерархи-
ческая структура, и будет ли конкретный ребенок лидером или
аутсайдером, во многом зависит от его личностных качеств.
В такой ситуации особенно важным становится умение до-
биться признания со стороны сверстников. Это стремление, в
силу ограниченности возможностей ребенка, может наиболее
полно реализоваться в доступной для него области – игре. С этим
связано бытование у детей и подростков большого числа различ-
ных игровых практик. Кроме собственно игр, это и состязания,
и выполнение действий «на спор», и различные розыгрыши и
подшучивания, позволяющие ребенку продемонстрировать свои
знания, способности и умения (
Морозов, Слепцова
2006: 244-290;
Слепцова
2010: 156-168). При этом игра служит одним из наиболее
действенных способов завоевания уважения среди сверстников,
поскольку оптимально удовлетворяет стремление к достижению
успеха и позволяет индивиду продемонстрировать свою состоятель-
ность «здесь и сейчас», пережить ощущение победы, контроля над
событиями и уверенности в своих силах.
дразнение как способ формирования идентичности.
В
арсенале игровых способов формирования идентичности особую
роль выполняют различные формы подшучивания и дразнения
(
Мартин
2009: 154-157, 288-291). В последнем случае внимание
исследователей было, в основном, сосредоточено на вербальных
формах дразнения («дразнилках»). Причем, акцент ставился на
происхождении и жанровом своеобразии этих текстов (
Виноградов
2009: 195-242;
Лойтер
2001: 78-79;
Капица, Колядич
2002: 100-109;
Мадлевская
2006: 81-85). В то же время из поля зрения исследо-
вателей выпали акциональные формы дразнения, которые также
широко распространены в детской культуре. Подобный подход
определил и недостаточное внимание к функциям, которые выпол-
няет эта форма коммуникации. Из известных нам работ функциям
дразнения посвящены очень немногие (см., например:
Осорина
1985;
Давыдова
2009). Этим обстоятельством обусловлено описание
104
И.С. Слепцова
нами различных акций, имеющих характер поддразнивания, и их
роли в повседневной жизни.
Дразнение начинает активно использоваться детьми со стар-
шего дошкольного возраста. Эта форма общения является новым
способом социального взаимодействия, что связано с активным
усвоением в этом возрасте разного рода норм, правил и стереоти-
пов. Дразнилки выступают при этом и как средство наказания за
отклонение от норм, и как средство принуждения к их исполнению.
Причем, воздействие референтной группы оказывается более
успешным в силу того, что ее влияние на становление личности
ребенка и подростка важнее, чем общества взрослых. Кроме того,
поскольку этот коммуникативный акт всегда имеет яркую эмоцио-
нальную окраску, он оказывает более эффективное воздействие,
чем просто внушение или предписание, исходящие от взрослых.
При рассмотрении феномена дразнения очень важно учитывать
контекст коммуникативной ситуации и половозрастные и статусные
характеристики ее участников (
Морозов, Слепцова
2009). Одно
и то же действие или исполнение одного и того же текста могут
совершаться с самыми разными целями и иметь диаметрально
противоположный смысл. Такое непостоянство функции более
свойственно акциям молодежи, которая более тонко, чем дети и
подростки, использует этот инструмент в силу лучшего понимания
неоднозначности человеческих взаимоотношений и учета харак-
тера конкретной ситуации.
Личностная идентичность.
В структуре идентичности выде-
ляют «индивидуальный» и «социальный» уровни, хотя полностью
разделить их нельзя, поскольку представления человека о самом
себе складываются под влиянием социума, прежде всего рефе-
рентной группы (
Арутюнян
1979;
Малахов
2010). Дразнение служит
инструментом формирования практически всех видов идентично-
сти, но наиболее важную роль оно играет в процессе становления
личностной идентичности. В первую очередь, это касается образа
тела, который является важной составляющей самосознания.
Осознание неизменности своего внешнего облика поддерживает у
ребенка чувство «идентичности самому себе» (Развитие 1989: 179)
(самотождественности), а нападки на него ставят под угрозу данное
переживание, и поэтому воспринимаются очень болезненно. В силу
того, что какие-то внешние недостатки доступны всеобщему обо-
зрению и бывают легко заметны, они гораздо чаще высмеиваются.
Обычно осмеянию подвергаются особенности внешности, которые в