Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3219

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

105

Дразнение

детском сообществе считаются «некрасивыми», «неправильными» 

(физически слабые, хромые, косые, толстые и т.п.).  

Нос до потолка,

Уши до дверей,

А сам как муравей

[с. Белый Ключ Сур; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1991].

Жирная бочка

Родила сыночка,

Не успела пятого,

Родила десятого

[с. Белый Ключ Сур.; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1991]. 

Титьки по пуду,

Работать не буду,

Мне папаша приказал,

Вези титьки на базар

[с. Валгуссы Инз.; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1979].

В данном случае позитивное утверждение о себе позициониру-

ется через негативную оценку других. Причем, насколько верна 

негативная дескрипция, для инициатора дразнилки не имеет зна-

чения. Наделив соперника реальными или выдуманными отрица-

тельными чертами, адресант по умолчанию получает весь набор 

положительных  качеств,  т.е.  адресату  дразнилки  навязывается 

негативная идентичность, а положительная самоидентификация 

происходит по принципу «от противного».

Столь же часто встречаются дразнилки, которые основаны на 

тех  или  иных  манипуляциях  с  именем.  Часто  они  представляют 

собой своеобразную языковую игру, в которой происходит «жон-

глирование» именами и подобранными к ним рифмами (подробнее 

о  функциях  антропонимов  в  дразнилках  см. 

Cмольников

  2007). 

«Жека-пека,  Танька-матанька,  Верка-белка,  Тюльтюк-бультюк, 

Касьян-засьян, Саток-молоток» [с. Вагуссы Инз.; ФА УлГПУ, ф. 4, 

оп. 12, 1979]. Или более развернутые: 

Лена-пена,

Дай полено,

Нечем печку растопить

[с. Белый Ключ Сур.; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1991].


background image

106

И.С. Слепцова

Некоторые из них очень похожи на прибаутки.

Васька-Васенок,

Рыжий поросенок,

Ножки трясутся,

Кишки волокутся.

– Почем кишки?

– По три денежки!

[с. Кезмино Сур.; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1991].

Подобные тексты бытуют, как правило, у детей дошкольного и 

младшего школьного возраста, мышление которых обнаруживает 

определенное сходство с мышлением первобытного человека. На 

определенной стадии развития детское сознание можно назвать 

мифологическим (

Лотман, Успенский

 1992: 65; 

Чередникова

 2002: 

78-79). Среди специфических особенностей данного типа сознания 

отмечается  отсутствие  четкого  различия  «между  словами  и  ве-

щами» (

Фрезер

 1980: 277), т.е. название предмета тождественно 

самому  предмету.  Для  маленького  ребенка  характерна  иденти-

фикация со своим именем. Он не отделяет личное имя от своего 

«Я» и относится к нему очень серьезно (

Мухина

 1999: 143-146), 

поэтому любые шутливые или оскорбительные манипуляции с име-

нем воспринимаются как дискредитация его персоны и становятся 

причиной обиды. Таким образом, в дразнилках актуализируется 

весьма архаичное по своей природе явление: причинение ущерба 

личному имени влечет за собой негативные последствия для его 

хозяина (

Толстая

 1999: 411). 

Большую роль в становлении самосознания и формировании 

личностной  идентичности  играют  различные  акции  дразнения, 

имеющие испытательный характер (см. ниже «Дразнение в кон-

тексте групповой идентичности»). При этом детей и подростков 

привлекает  чувство  опасности  и  острые  ощущения,  подобные 

тем, которые испытываются в азартных играх. В обоих случаях – 

это ситуация «пан или пропал». Но в отличие от игры, результат 

которой  непредсказуем,  результат  дразнения  больше  зависит 

от  личностных  качеств  его  инициатора:  храбрости,  остроумия, 

быстроты реакции и т.п. Благодаря участию в подобных акциях у 

ребенка развивается и укрепляется чувство собственной взросло-

сти. Такой же испытательный смысл имело дразнение домашних 

животных. Некоторые его формы были довольно безобидны и не 

могли причинить особого вреда ребенку. Это относится, например, 

к дразнению индюков. Подойдя к птице, произносили: «Курын-


background image

107

Дразнение

курын не нарядный, а курышка нарядней». Считалось, что индюк 

при этом раздувается, растопыривает крылья и может напасть на 

обидчика. Другие же его формы были весьма рискованны и могли 

окончиться серьезной травмой. Например, одна из жительниц с. 

Утесовка вспоминает, что в детстве добывала разноцветные тря-

почки для кукольных нарядов, срывая их с овец, которых таким 

образом помечали хозяйки. При этом она дразнила в стаде козла. 

«Потом у нас в этом [стаде овец], такой вот козел был: вот так 

идут рога да вот так вот. А пырялся [=бодался]! Вот всех пырял: и 

взрослых, и никого не пропускал. Пырючий. Ну, какая я? В школе, 

в первом классе училась. Вот с детства я никого не боялась. Стадо 

гонят, пастух кричит: “Уйди, козел идет!” – “А он меня не догонит!” 

Я как тряпочки оторву нарядные у овец, значит, в куклы играли, 

метят овец-то нарядненько. Я зашла в стадо: у этой оторву, у этой 

оторву. “Он тебе сейчас распорет кишки!” А я: “Шерстяк, Шерстяк!” 

[=дразнит, плюет] – он за мной. И понеслась! Он за мной бежит, 

я к соседям в сени, а у них сени гнилые, как пролечу туда – доска 

провалилась! И сейчас вон дыра-то вот где у меня [в ноге], гвоздь 

туда влез мне. Ну, ведь нисколько [ума нет]!» [с. Утесовка Сур.]. 

половая и гендерная идентичность.

 В сложении половой 

идентичности  определенную  роль  играли  дразнилки,  в  которых 

осмеивался интерес к детям противоположного пола. В них отраз-

илась характерная для подросткового возраста половая сегрегация.

Тили-тили тесто,

Жених да невеста,

Тесто засохло,

А невеста-то сдохла.

Жених-то остался,

И ночью обосрался

[с. Елховка Сур.].

Ленка-пенка, колбаса,

На веревочке оса,

А оса шевелится,

Лена скоро женится

[с. Белый Ключ Сур.; ФА УлГПУ, ф. 4, оп. 12, 1991].

Формирование половой и гендерной идентичности происходило 

также  благодаря  наблюдению,  а  часто  специальной  слежке,  за 

взрослой молодежью. Присматриваясь к ее поведению, подростки 


background image

108

И.С. Слепцова

осваивали те стереотипы поведения, которым им самим в недале-

ком будущем придется следовать, а игровое поведение (дразнение) 

выступало здесь как механизм, помогающий их интериоризации. 

Кроме повсеместно употребляемого приговора «Тили-тили тесто, 

жених и невеста», изобретались и другие, подходящие к конкретной 

ситуации, способы дразнения.

«Мы еще [подростки]... Мы и дружить не умели, бегали, как 

сопляки, загнув хвост. Нам весело, ага, нас ищут, мы прячемся. 

Мокрые, грязные! Да нам для смеху. Мы какие? Сидит если парень 

с девкой, ага, они хоть на этом крыльце сидят, а мы где-то там на 

лужайке стоим поем, а им слыхать: “Коля, Коля”, – там его Колей 

зовут, – пропоем про него что-нибудь. “Поцелуй меня залетка, еще 

губы прикуси. Вот тогда тебе поверю, что ты любишь от души”. 

Он засмеется там. Ту, видно, укусит. Она: “Ой!” Она завизжит, мы 

песню-то споем. “Во, правильно мы стоим!” Озорство. А он возьмет 

да эта куснет ее. “А то, – говорит, – не поверишь”. Ну и над нами 

ржали. А мы уж поем не “меня”, а: 

Поцелуй ее, залетка, 

Еще губы укуси,

Вот тогда она поверит,

Что ты любишь от души!

Она: “Ай!” – завизжит там. “Велели”, – он говорит. А то еще, 

как уж:

У меня залетка был,

Звали его Николай,

Привяжу его к столбу,

Николай, давай полай!

Где-нибудь неподалеку стоим отдельно, а они где-то на крылеч-

ке сидят рядышком не больно далеко, им слыхать. Они то засмеются 

над нами, то что, оба враз – чудную-то споем. Ну, какие мы еще? 

Соплюхи бегали. А те повзрослей» [с. Утесовка Сур.].

социальная  идентичность. 

Социальная  идентичность,  ко-

торая  отражает  осознание  индивидом  своей  принадлежности  к 

различным  группам  (национальным,  региональным,  этническим, 

локальным и др.) складывается под прямым воздействием непо-

средственного окружения индивида. Это динамическое состояние, 

которое зависит от конкретного партнера-оппонента или ситуации. 

Например, при смене социального окружения (при переезде из села 

в город, поступлении на учебу и т.п.) индивид может изменить свое 


background image

109

Дразнение

представление о себе, что трансформирует его идентичность. 

Вхождение ребенка в определенное сообщество требует от него 

освоения принятой в нем системы ценностей, стереотипов и правил 

поведения. Тем самым групповые свойства становятся все более 

важными  для  индивида  и  зачастую  определяют  его  поведение, 

что  создает  условия  для  комфортного  существования  в  группе. 

Вхождение в состав какого-либо сообщества позволяет индивиду 

ощутить эмоциональную общность с другими людьми, компенси-

рует неуверенность в своих силах, что в итоге формирует у него 

чувство  защищенности.  Набор  социально  осуждаемых  качеств, 

которые  высмеиваются  в  дразнилках,  в  различных  сообществах 

может отличаться и довольно значительно, но, как правило, в этот 

перечень  входят  проявление  жадности,  зависти,  наушничество, 

слабохарактерность  и  т.п.  (конкретные  примеры  см. 

Слепцова

 

2012а: 365-379).

У детей и подростков основные функции дразнения заключа-

ются в высмеивании соперников и более низких по статусу лиц с 

целью продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство, 

поэтому оно нередко применяется в борьбе за лидерство в группе. 

Это  отражает  важное  для  самосознания  ребенка  явление:  при-

тязание на социальную доминантность. В результате успешного 

использования дразнилки ее инициатор привлекает к себе внима-

ние, демонстрируя остроумие и знание большого числа текстов. 

Одновременно  ему  удается  представить  адресата  дразнилки  в 

невыгодном свете и сформировать о нем соответствующее обще-

ственное мнение. Другими словами, дразнение может быть одним 

из инструментов выстраивания иерархии в детском коллективе. 

Кроме  того,  подчеркивание  своей  особой  значимости  и  низкого 

положения  соперника  оказывается  эффективным  средством  по-

вышения самооценки и самоуважения и, следовательно, форми-

рования позитивной социальной идентичности. 

Дразнение часто служило средством мести и унижения сопер-

ника. При этом игровая форма, в которую она облекалась, делала 

ее более обидной для адресата, так как выставляла его на все-

общее посмешище. В качестве примера приведем меморат о том, 

каким  образом  две  девочки  отомстили  мастеру,  занимавшемуся 

подшиванием валенок. Этот случай будет более понятным, если 

учитывать, что для ремонта подошвы использовали голенища от 

старой пары, которые клали в два слоя. Однако мастер обманул 

и  положил  только  один  слой,  а  остаток  не  вернул.  «А  у  одной