Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3239

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

150

П.С. Куприянов

Никанорова

 2009 – 

Никанорова Е.К.

 Письма из Италии Д.И. Фонвизина и 

идея «коловращения наук» // Образы Италии в русской словесности 

XVIII – XX вв. Томск. 2009. С 53-68.

Образы Италии 2012 – Образы Италии в России – Петербурге – Пушкин-

ском  доме.  Международная  научная  конференция  2012  г.  –  http://

podosokorskiy.livejournal.com/1594368.html 

Панафидин

  1916  – 

Панафидин  П.И. 

Письма  морского  офицера  (1806-

1809). Пг., 1916.

Россия и Италия 1993 – Россия и Италия. Сборник статей. М., 1993. 

Россия и Италия 1996 – Россия и Италия. Вып. 2. М., 1996.

Россия и Италия 2000 – Россия – Италия. Встреча культур. М., 2000.

Россия – Италия 2011 – Россия – Италия. Общие ценности». Материалы 

XVII Царскосельской конференции СПб., 2011.

Рутенбург

 1968 – 

Рутенбург В.И.

 Культурные и общественные связи России 

и Италии (XVIII и XIX века) // Россия и Италия. Из истории русско-

итальянских культурных и общественных отношений. М., 196.

Свиньин

 1818 – 

Свиньин П.П. 

Воспоминания на флоте. Ч. 1. СПб., 1818.

Свиньин

 1819 – 

Свиньин П.П. 

Воспоминания на флоте. Ч. 2. СПб., 1819.

Смилянская

 1995 – 

Смилянская И.М.

 Восточное Средиземноморье в вос-

приятии россиян в российской политике (вторая половина XVIII в.) // 

Восток. 1995. № 5. С. 68-81.

Смилянская

 и др. 2011 – 

Смилянская И.М., Велижев М.Б., Смилянская Е.Б. 

Россия  в  Средиземноморье.  Архипелагская  экспедиция  Екатерины 

Великой. М., 2011.

Стефко

 2009 – 

Стефко М.С.

 Русские путешественники конца XVIII – первой 

четверти XIX вв. в художественных галереях Италии: картины – кри-

тика-зритель // Материалы Международной научно-практической кон-

ференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 

Х Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения». 12-14 мая 2009 года. 

С. 231 – 236.

Тургенев

 1915 – 

Тургенев А.И.

 Путешествие А.И. Тургенева и А.С. Кай-

сарова по славянским землям в 1804 г. //Архив братьев Тургеневых, 

Вып 4. / Под ред. В.М.Истрина СПб., 1915.

Шестаков

 2012 – 

Шестаков В.П.

 Grand Tour – образовательное путешествие 

в Италию (из опыта британской и российской истории культуры) // 

Золотой век Grand Tour: путешествие как феномен культуры. СПб., 

2012. С. 21-78.

Яйленко

 2012 – 

Яйленко Е.

 Миф Италии в русском искусстве первой по-

ловины XIX века. М., 2012.


background image

151

И.А. Морозов

лИчНОСтНыЕ АСПЕКты тРАНСфОРмАцИИ 

тРАДИцИИ 

Современные полевые исследования в области традиционной эт-

нографии сталкиваются с серьезными проблемами концептуального 

плана. Некоторые из них отражены в положениях наших докладов 

(

Морозов 

2009а; 

Морозов

 2009б, с. 114-120; 

Морозов

 2011, с. 293), 

фрагменты которых использованы нами в дальнейшем изложении. 

При этом в первую очередь становится очевидной необходимость 

пересмотра подходов и взглядов на традицию и если не переосмыс-

ления самого понятия «традиционного», то, по крайней мере, на-

полнения его новым содержанием (

Чистов

 2005, с. 124-133; 

Тишков 

2003, с. 8, 34-43). В последнее время при обсуждении этих проблем 

все большее внимание уделяется проблеме инноваций, включению 

в поле зрения исследователя новых массовых повседневных прак-

тик, основанных как на традиционном обрядовом и необрядовом 

обиходе, так и на особенностях современного жизненного уклада 

городского и сельского населения (см. дискуссию на эту тему: Со-

временные тенденции 2004). Полевые исследования, связанные с 

изучением традиционного быта русских в разных регионах России, 

постоянно приводят исследователей как к необходимости пересмо-

тра подходов к предмету исследования, в частности, расширению 

диапазона изучаемых явлений, так и к постепенному изменению 

и совершенствованию методов исследования, что отражено, на-

пример, в серии издаваемых нами региональных исследований в 

форме  этнодиалектных  словарей  (ДКСБ  1997;  ШЭС  2001;  ТКУП 

2012). То есть к выработке нового исследовательского инструмен-

тария, который позволил бы более адекватно отражать и «пре-

парировать»  изменяющуюся  реальность.  Некоторые  результаты 

этого поиска отражены в журнальных публикациях последних лет, 

а также в сборниках «Полевые исследования Института этнологии 

и антропологии РАН», «Мировоззрение и культура севернорусского 

населения»  (2006), альманахах «Актуальные  проблемы полевой 

фольклористики» и др. 

В данной статье мы хотели бы рассмотреть несколько типичных, 

с нашей точки зрения, примеров эволюции традиции, связанных с 


background image

152

И.А. Морозов

изменением личностных статусов и сопряженных с ними обиходных 

и  обрядовых  практик.  В  первую  очередь  это  касается  обрядов, 

которые в традиционном быту связывались с социовозрастными 

инициациями (свадьба, рекрутская обрядность), а также с некото-

рыми обрядами, включенными в ткань календарных праздников.

Ниже  будет  дан  обзор  зафиксированных  автором  в  ходе  по-

левых исследований в различных регионах России современных 

повседневных  и  обрядовых  практик,  которые  сохраняют  явную 

преемственность  по  отношению  к  различным  традиционным 

формам, как правило, используя при этом принципиально иную 

предметную атрибутику, символику, а часто и идеологическое на-

полнение. Будет проанализировано функционирование в советское 

и постсоветское время некоторых типов традиционных сакральных 

локусов. Особое внимание будет уделено их атрибуции и предмет-

ному наполнению в разные периоды, а также случаям порождения 

новых повседневных и ритуально-обрядовых практик, напрямую 

связанных с этими локусами, и случаям трансформации и замены 

традиционных локусов на их современные аналоги.

В качестве полевого материала, иллюстрирующего дальнейшее 

наше  рассуждение,  мы  привлекаем  несколько  разноплановых 

подборок  из  наших  наблюдений  над  современной  обрядовой  и 

повседневной жизнью в ее традиционных и современных формах 

в сельской и городской среде в разных регионах России в течение 

последних десятилетий. При этом мы намеренно привлекаем те-

матически очень разные материалы, чтобы продемонстрировать, 

что сделанные нами обобщения относятся к достаточно большому 

спектру фактов. Мы использовали несколько методов фиксации, 

начиная с традиционных дневниковых записей до видео- и ауди-

озаписей, фотографирования, устных интервью и т.д. Основные 

тематические группы, привлекаемые нами для анализа, следующие: 

традиционные и современные праздники; ключевые обряды жиз-

ненного цикла; связанные с ними пищевые ритуалы и застольные 

традиции. В основе наших наблюдений, материалы, записывавши-

еся в 2004-2006 годах в нескольких селах Ульяновского Присурья, 

а также наши наблюдения за современной праздничной жизнью в 

Москве, Санкт-Петербурге и некоторых провинциальных российских 

городах (Вологда, Кострома, Орел, Ульяновск).

*  *  *

об  основных  понятиях  и  терминах.

  Если  говорить  об 

идентичностях, то можно выделить, по крайней мере, два типа, 

которые непосредственно относятся к предмету нашего описания: 

идентичность коллективная

, которая может иметь разные уровни и 

модификации (групповая, этническая, национально-культурная и 


background image

153

Личностные аспекты трансформации традиции

т.д.) и 

идентичность личностная

, которая связывается с осознани-

ем конкретным индивидом своей принадлежности к той или иной 

разновидности групповой идентичности в зависимости от личных 

убеждений и установок конкретной жизненной ситуации. В этом 

смысле личностная идентичность представляется функцией иден-

тичности групповой, наложенной на карту личности. В отличие от 

групповой идентичности личностная идентичность более пластична 

и подвержена влиянию ситуативных факторов и порой склонна к 

инверсиям. Эти различия вполне понятны, поскольку коллективная 

идентичность – это абстрактное понятие, связанное с обобщенным 

пониманием  некой  суммы  личностных  идентичностей,  и  в  этом 

смысле это достаточно не гибкая и не склонная к изменениям кон-

струкция. Индивид, примеряющий на себя коллективные идентич-

ности и склонный к самоотождествлению с ними, в конечном счете, 

оказывается уязвимым перед вызовами конкретных исторических 

обстоятельств (

Гудков

 2004). 

Можно ли говорить о «формировании личностной идентично-

сти», ведь она в значительной мере окказиональна и ситуативна? 

Видимо,  можно,  если  говорить  об  идентичности  как  результате 

проявления  сформировавшихся  в  процессе  жизненного  пути 

личных убеждений, оценок, предпочтений, установок. При этом, 

в отличие от коллективной идентичности, личностная не просто 

опирается на конкретный жизненный опыт и доверяется ему, но 

и,  как  правило,  не  склонна  к  догматизму,  поскольку  это  будет 

противоречить жизненно важным интересам. В этом смысле, на-

пример, проецируемая коллективной идентичностью установка, не 

вступать в брак с иноверцами или инородцами, может вступить в 

конфликт с конкретными жизненными обстоятельствами и противо-

речить жизненной стратегии индивида, что будет подталкивать его 

к иному ответственно личному выбору. 

Попробуем теперь рассмотреть, каким образом взаимодействуют 

коллективные и личностные идентичности в конкретных ситуациях 

и как они влияют на поддержание традиционных ценностей или 

формирование новых мировоззренческих установок, что проявля-

ется в конкретных повседневных и обрядовых практиках. 

Прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, необходи-

мо сделать одну существенную оговорку. Поскольку дальше речь 

пойдет о традиционных и современных формах, необходимо четко 

обозначить зависимость между традиционными формами и коллек-

тивными идентичностями. Многие традиционные формы возникают 

на основе коллективных идентичностей, являются их отражениями 

в духовной и материальной культуре, произведениях фольклора и 

обрядовой жизни. И напротив, многое из того, что мы обозначаем 

как «современное», является проявлением действия личностных 


background image

154

И.А. Морозов

идентичностей. Именно поэтому современные практики, современ-

ная обрядность или вновь возникающие ментальные формы перво-

начально редко получают широкое распространение и имеют лишь 

локальное ограниченное употребление. В этом смысле они резко 

«выбиваются из нормы», противоречат устоявшимся привычкам и 

вкусам и потому вполне резонно встречают сопротивление и даже 

осуждение со стороны общественного мнения.  Здесь нужно сделать 

еще одну оговорку, касающуюся специфики коммуникаций в со-

временном информационном обществе, где даже самые частные и 

маргинальные идентичности могут стремительно распространяться 

и  утверждаться  в  качестве  доминирующих.  Один  из  последних 

ярких примеров – быстрое распространение в молодежной среде 

весьма специфической культуры «эмо». Впрочем, таких примеров 

можно привести достаточно много.  

направления трансформации традиционных обыденных 

и  праздничных  практик.

  Говоря  о  традиционных  практиках, 

мы  имеем  в  виду  как  повседневные,  так  и  празднично-игровые 

практики разного типа: от оформления интерьера и придомового 

пространства до устройства застолья и семейных и общественных 

праздников. Многие из них носят этикетный или церемониальный 

характер и связаны с обрядами разного типа от свадьбы и похорон 

до проводов масленицы и поздравительно-пожелательных обходов 

на святки или Пасху. 

Современные трансформации традиционных практик связаны, 

например,  с  необходимостью  актуализации  в  общественном  со-

знании  тех  или  иных  форм  поведения,  игровых  или  обрядовых 

амплуа, выполняющих  важную  роль  в  регуляции  межгрупповых 

или межличностных отношений. Так, в 2006 г. в Ульяновском При-

сурье местная молодежь устойчиво ассоциировала традиционный 

типаж ряженого-травести с популярным на тот момент персонажем 

телевизионных комедийных шоу Веркой Сердючкой. Выбор имен-

но этого персонажа продиктован его безусловной узнаваемостью 

представителями всех возрастных и социальных страт, что чрезвы-

чайно важно для целей участников данного календарного обхода 

домов. Понятно, что в данном контексте невозможно представить, 

например,  персонажей  детских  мультфильмов  («Винни-Пух», 

«Смешарики»)  или  популярных  скетч-шоу  («6  кадров»,  «Даешь 

молодежь», «Наша Russia»), поскольку не для всей целевой ау-

дитории они актуальны. При их появлении с группой ряженых не 

возникало бы мгновенного отклика, который является необходи-

мой предпосылкой игровой коммуникации. Она осуществляется в 

конкретных диалогах и инсценировках ряженых, которым присуща 

злободневность,  то  есть  стремление  к  смеховому  изображению 

повседневности  данного  сообщества.  В  случае  ряженья  Веркой