Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3139

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

165

Личностные аспекты трансформации традиции

ствование популярные еще пару десятилетий назад традиционные 

пасхальные  развлечения  и  игры,  например,  с  «выкатыванием» 

специально изготовленным тряпичным мячом яиц или мужская игра 

на деньги «в орла», призом в которой также часто служили яйца. 

Однако  у  некоторых  жителей  еще  сохранились  «мячи»,  поэтому 

они с удовольствием продемонстрировали нам игру с пасхальными 

яйцами. Посмотреть и поучаствовать в ней собрались дети из со-

седних домов. В двух случаях нам удалось зафиксировать не только 

реконструкцию игры в исполнении старожилов и детей, но и сам 

процесс изготовления тряпичного мяча для игры «в яйца».

Многие праздники и связанные с ними обычаи и поверья ис-

чезли из реального бытования и об их существовании в прошлом 

сохранились  лишь  воспоминания  представителей  старшего  по-

коления,  а  также  отдельные  приметы,  предписания  и  запреты, 

передающиеся в устном бытовании. Это относится, например, к 

некоторым святочным и масленичным церемониям, связанным с 

молодежными коммуникациями и чествованием молодоженов; с 

предписаниями, относящимися к некоторым праздникам годового 

цикла,  таким  как  Благовещение,  Вербное  воскресенье,  четверг 

на Страстной неделе, Вознесение, Воздвижение, Иванов и Ильин 

дни и т.п. В реальном бытовании большинство традиционных об-

рядов и церемоний, связанных с этими праздниками, уже давно 

не существует. Тем не менее, сохраняются отдельные элементы, 

которые и могут быть предметом нашего пристального внимания, 

поскольку тот факт, что уцелели именно они при исчезновении 

других,  более  важных  элементов,  требует  объяснения.  И  ответ, 

по-видимому, в личной идентичности.

Возьмем  для  примера  несколько  таких  уцелевших  элементов. 

В святочной обрядности, которая за годы советской власти была 

существенно очищены от смыслов, связанных с православной тра-

дицией,  основные  акценты  сместились  на  празднование  Нового 

года. Однако в повседневном бытовании до сих пор продолжают 

существовать отдельные фрагменты традиционной святочной об-

рядности,  в  частности,  связанные  с  этим  календарным  периодом 

обходы с исполнением поздравительно-благожелательных текстов. 

Причем даже в советское время, несмотря на запреты, продолжало 

существовать  различие  между  рождественским  поздравительным 

обходом (

славлением

), правда, с очень редуцированными текстами, и 

обходом, приуроченным к кануну старого Нового года, с исполнением 

колядок и/или таусеней. Конечно, при этом существенно менялся 

половозрастной состав участников этих акций, что имело под собой 

несколько оснований. Например, обходы колядовщиков, которые не-

когда были направлены на величание (пожелание замужества или 

женитьбы) парней и девушек, а также пожелания приплода скота и 


background image

166

И.А. Морозов

богатства хозяевам дома, предполагали молодежный состав участ-

ников. Это поддерживалось и соответствующим вознаграждением 

участников обхода, после которого по обычаю устраивалась моло-

дежная пирушка. Современные версии этого обряда предполагают 

существенно больший половозрастной диапазон состава участников. 

Поскольку  цели  обхода  сузились  до  поздравлений  хозяев  дома  с 

наступившим Новым годом и лишь иногда включают традиционные 

благопожелательные формулы, основными исполнителями обхода 

стали подростки младшей возрастной группы и дети. Это, в свою 

очередь, повлекло за собой изменение состава угощения (конфеты, 

сладости), которое в своем нынешнем виде больше ориентировано 

на детей. Параллельно принимают участие в обряде и представи-

тели старших возрастных групп, но и их цели при этом не связаны 

со «святочной женитьбой», как это было в традиционных версиях 

святочных обходов. Для многих это повод угоститься и выпить, по-

этому довольно большую активность проявляют те, которых местные 

жители считают пьяницами. Кроме того, для отдельных семей это 

является способом сбора пищи, поскольку в некоторых многодетных 

семьях собственных ресурсов для полноценного питания недостаточ-

но. Экономические факторы играют при этом существенную роль и 

могут оказывать влияние и на межэтнические отношения, вовлекая 

в обходы представителей других этнических групп, появившихся в 

этих селах в последние десятилетия, среди которых преобладают 

исповедующие ислам азербайджанцы. 

Этот  пример  хорошо  иллюстрирует,  как  личные  жизненные 

стратегии влияют на трансформацию традиционного уклада, со-

храняя при этом те его составляющие, которые не вступают с ними 

в противоречие. Если объяснять более детально, то суть заключа-

ется в следующем. При современном демографическом раскладе: 

резком, а порой катастрофическом уменьшении количества детей 

и молодежи, усилении миграционного прессинга, увеличении доли 

люмпенизированного  населения  –  упомянутые  выше  обрядовые 

обходы утрачивают прежний свой смысл и направленность, и соот-

ветственно должны были бы уже исчезнуть из бытования. Однако 

именно здесь и начинают работать механизмы идентичности. 

С одной стороны, для местного русского населения традицион-

ная календарная обрядность всегда являлась важным маркером 

этнической идентичности на фоне окружающего их иноэтничного 

населения  (мордва,  татары,  чуваши).  Удержание  и  сохранение 

этих отличий помогало осознавать свою общность и спасало от 

окончательной  деградации  устоявшиеся  социальные  структуры. 

Дело в том, что многие традиционные праздники, будучи по при-

роде церковно-православными, уйдя в советское время из обще-

ственного  бытования,  переместились  в  семью  или  в  узкий  круг 


background image

167

Личностные аспекты трансформации традиции

родственников. Именно там во многих случаях сохранилась тради-

ция празднования Рождества и Пасхи, а также некоторых других 

крупных  календарных  праздников  (Троица,  Вознесение,  Ильин 

день, престольные праздники). Этническая идентичность в данном 

случае нередко суживается до семейной и даже личной традиции, 

благодаря соблюдению которой человек в определенных случаях 

может заявлять о своей принадлежности к этнической группе. 

С другой стороны, календарные обходы всегда выполняли еще и 

коммуникативно-информационные функции, давая возможность членам 

сообщества ощущать себя единым целым и одновременно узнавать от 

участников обхода оперативную информацию об отношениях  между от-

дельными членами сообщества. Именно по этой причине из боязни «быть 

обойденным» хозяева были заинтересованы в том, чтобы привлечь к 

себе внимание участников обхода щедрыми подаяниями. Коммуникатив-

но-информационные функции продолжают сохранять свое значение и 

в современном бытовании данных обходов. Наши наблюдения показы-

вают, что приходящие в дом участники обхода принимая угощение от 

хозяев часто обмениваются с ними репликами о том, в какие дома они 

еще заходили и какое вознаграждение они там получили, кто отказал 

им в подаянии, кто еще участвует в данных обходах, кто как нарядился 

и какие при этом разыгрываются сценки и т.п. Эта информация позво-

ляет хозяевам включить себя в контекст данного праздника, проявить 

достойную щедрость, и соответственно, поддержать свою репутацию и 

повысить свой статус «хлебосольных хозяев». То есть репутационные 

выигрыши  в  результате  современных  обходных  церемоний  гораздо 

важнее магических или обрядовых смыслов, которые некогда припи-

сывались обходам славильщиком или колядовщиков. 

При обходах славильщиков, в которых принимают участие в основ-

ном дети и младшие подростки, в первую очередь родственники или 

соседи, денежное вознаграждение для участников является частью 

экономических  внутрисемейных,  близкородственных  и  соседских 

отношений. Идентичность в данном случае носит личный характер, 

поскольку для родственников, как правило, вознаграждение бывает 

более щедрым. Немаловажно и то, что в этих обходах могут участво-

вать и представители иноэтничных диаспор. Тем самым их этническая 

солидарность  разбавляется  солидарностью  социальной  в  составе 

детской или подростковой группы в рамках поддержания соседских 

отношений между семьями местных жителей и мигрантов. 

*  *  *

Итак, традиционные праздники продолжают свое существование 

в современной деревне Ульяновского Присурья, но их наполнение 

обусловлено конкретной социокультурной ситуацией: изменение 

половозрастного состава населения с ярко выраженной тенденцией 


background image

168

И.А. Морозов

сокращения количества детей и молодежи, а также увеличение 

доли  иноэтничного  населения  с  другой  культурной  и  празднич-

ной традицией приводят к редукции игровой и развлекательной 

составляющей праздника. Там, где этот компонент сохраняется и 

сочетается с денежными стимулами, это обеспечивает вовлечение 

в состав участников не только местной молодежи, но и подростков 

из числа иноэтничных мигрантов. Современные исследования не 

только помогают выявить важные тенденции современного разви-

тия празднично-игровой традиции, но и позволяют строить модели 

будущего ее развития.

праздник в современном мегаполисе. 

Вторым показатель-

ным  примером  трансформации  праздничной  традиции  может  по-

служить  отслеживаемая  нами  в  течение  нескольких  десятилетий 

площадка возле Ростокинского акведука в г. Москве. Это место в 

настоящее время является историческим, ландшафтным и культур-

ным памятником с более чем двухвековой историей. Ростокинский 

акведук был спроектирован по приказу императрицы Екатерины II в 

конце XVIII века и его строительство продолжалось четверть века, 

отчасти и на пожертвования горожан. С этим сооружением связан 

целый пласт городских преданий и легенд. Например, одно из назва-

ний акведука – «Миллионный мост» – объясняется тем, что при его 

строительстве для изготовления раствора было использовано более 

миллиона яиц. Акведук был сооружен возле с. Ростокино, которое 

было известно по документам с XI века и находилось на возвышенном 

месте возле р. Яузы. О живописном виде, открывающимся на это 

село из Останкино, оставил заметку в своем дневнике А.С. Пушкин. 

«Во время своих “наездов” в Москву в период с 1826 по 1830 года 

Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в том районе, где 

сейчас согласно современному административно-территориальному 

делению, район “Ростокино”. Он ездил на прогулки с друзьями в 

район  Останкинских  прудов.  Затем  они  выезжали  на  Мещанский 

тракт и останавливались на взгорке, любуясь с него “першпективой” 

ростокинского заливного луга и реки Яузы. В лёгкой дымке виднелись 

кружевные очертания ростокинского акведука, бабы, подоткнув по-

долы, полоскали бельё, неспешно пасся домашний скот, сельские 

ребятишки озорничали на лугу. В эти минуты Александр Сергеевич 

впадал в глубокую задумчивость. Обычно наблюдения продолжались 

до получаса. Потом он отдавал команду кучеру: “Трогай!” и ехал 

обратно в Москву» (

Бугрова

 2010). 

Неудивительно  поэтому,  что  удобно  расположенное  на  воз-

вышенности село с церковью и находящимся рядом пойменным 

лугом,  являлось  обычным  местом  праздничных  гуляний.  В  этой 

связи очень показательным представляется тот факт, что совре-

менная праздничная жизнь большого московского микрорайона, 


background image

169

Личностные аспекты трансформации традиции

прилегающего к Ростокинскому акведуку, также в значительной 

мере локализуется на прилегающей к нему местности, на которой в 

последние десятилетия был создан дендропарк. Наши наблюдения 

за времяпрепровождением горожан, связанным с годовым циклом 

праздников в районе Ростокинского акведука, позволяют сделать 

некоторые выводы о закономерностях трансформации традицион-

ной праздничной жизни в современных условиях. 

Первое,  что  можно  отметить,  –  это  сохранение  традиционной 

приуроченности многих праздничных действий и их привязки к дан-

ному локусу. На Ростокинском холме собираются не только в ново-

годние праздники, а в последние десятилетия и на Рождество, но и 

на масленицу, Пасху, Троицу, а также государственные праздники. 

Причем, характер и тип развлечений горожан во время этих гуляний 

достаточно традиционен. Например, гора возле акведука является 

популярным местом катаний на санях, во время летних праздников 

многочисленные  разновозрастные  группы  устраивают  пикники  на 

горе  и  в  прилегающем  сквере.  В  последние  десятилетия  на  фоне 

возвращения в официальную праздничную жизнь православной об-

рядности на горе можно встретить не только христосующихся людей, 

но и увидеть обмен пасхальными яйцами. 

Вместе с тем традиционные элементы инкорпорируются в совре-

менные формы праздничной жизни. Например, при катании с гор за-

частую используются не принесенные с собой сани, а предлагаемые 

напрокат тюбинги («ватрушки»). Коммерческая составляющая может 

существенно  видоизменять  некоторые  традиционные  доминанты 

праздника,  подстраивая  действо  к  потребностям  бизнеса.  Отме-

тим, что и в столице этот компонент праздничной жизни во многом