ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3246
Скачиваний: 8
165
Личностные аспекты трансформации традиции
ствование популярные еще пару десятилетий назад традиционные
пасхальные развлечения и игры, например, с «выкатыванием»
специально изготовленным тряпичным мячом яиц или мужская игра
на деньги «в орла», призом в которой также часто служили яйца.
Однако у некоторых жителей еще сохранились «мячи», поэтому
они с удовольствием продемонстрировали нам игру с пасхальными
яйцами. Посмотреть и поучаствовать в ней собрались дети из со-
седних домов. В двух случаях нам удалось зафиксировать не только
реконструкцию игры в исполнении старожилов и детей, но и сам
процесс изготовления тряпичного мяча для игры «в яйца».
Многие праздники и связанные с ними обычаи и поверья ис-
чезли из реального бытования и об их существовании в прошлом
сохранились лишь воспоминания представителей старшего по-
коления, а также отдельные приметы, предписания и запреты,
передающиеся в устном бытовании. Это относится, например, к
некоторым святочным и масленичным церемониям, связанным с
молодежными коммуникациями и чествованием молодоженов; с
предписаниями, относящимися к некоторым праздникам годового
цикла, таким как Благовещение, Вербное воскресенье, четверг
на Страстной неделе, Вознесение, Воздвижение, Иванов и Ильин
дни и т.п. В реальном бытовании большинство традиционных об-
рядов и церемоний, связанных с этими праздниками, уже давно
не существует. Тем не менее, сохраняются отдельные элементы,
которые и могут быть предметом нашего пристального внимания,
поскольку тот факт, что уцелели именно они при исчезновении
других, более важных элементов, требует объяснения. И ответ,
по-видимому, в личной идентичности.
Возьмем для примера несколько таких уцелевших элементов.
В святочной обрядности, которая за годы советской власти была
существенно очищены от смыслов, связанных с православной тра-
дицией, основные акценты сместились на празднование Нового
года. Однако в повседневном бытовании до сих пор продолжают
существовать отдельные фрагменты традиционной святочной об-
рядности, в частности, связанные с этим календарным периодом
обходы с исполнением поздравительно-благожелательных текстов.
Причем даже в советское время, несмотря на запреты, продолжало
существовать различие между рождественским поздравительным
обходом (
славлением
), правда, с очень редуцированными текстами, и
обходом, приуроченным к кануну старого Нового года, с исполнением
колядок и/или таусеней. Конечно, при этом существенно менялся
половозрастной состав участников этих акций, что имело под собой
несколько оснований. Например, обходы колядовщиков, которые не-
когда были направлены на величание (пожелание замужества или
женитьбы) парней и девушек, а также пожелания приплода скота и
166
И.А. Морозов
богатства хозяевам дома, предполагали молодежный состав участ-
ников. Это поддерживалось и соответствующим вознаграждением
участников обхода, после которого по обычаю устраивалась моло-
дежная пирушка. Современные версии этого обряда предполагают
существенно больший половозрастной диапазон состава участников.
Поскольку цели обхода сузились до поздравлений хозяев дома с
наступившим Новым годом и лишь иногда включают традиционные
благопожелательные формулы, основными исполнителями обхода
стали подростки младшей возрастной группы и дети. Это, в свою
очередь, повлекло за собой изменение состава угощения (конфеты,
сладости), которое в своем нынешнем виде больше ориентировано
на детей. Параллельно принимают участие в обряде и представи-
тели старших возрастных групп, но и их цели при этом не связаны
со «святочной женитьбой», как это было в традиционных версиях
святочных обходов. Для многих это повод угоститься и выпить, по-
этому довольно большую активность проявляют те, которых местные
жители считают пьяницами. Кроме того, для отдельных семей это
является способом сбора пищи, поскольку в некоторых многодетных
семьях собственных ресурсов для полноценного питания недостаточ-
но. Экономические факторы играют при этом существенную роль и
могут оказывать влияние и на межэтнические отношения, вовлекая
в обходы представителей других этнических групп, появившихся в
этих селах в последние десятилетия, среди которых преобладают
исповедующие ислам азербайджанцы.
Этот пример хорошо иллюстрирует, как личные жизненные
стратегии влияют на трансформацию традиционного уклада, со-
храняя при этом те его составляющие, которые не вступают с ними
в противоречие. Если объяснять более детально, то суть заключа-
ется в следующем. При современном демографическом раскладе:
резком, а порой катастрофическом уменьшении количества детей
и молодежи, усилении миграционного прессинга, увеличении доли
люмпенизированного населения – упомянутые выше обрядовые
обходы утрачивают прежний свой смысл и направленность, и соот-
ветственно должны были бы уже исчезнуть из бытования. Однако
именно здесь и начинают работать механизмы идентичности.
С одной стороны, для местного русского населения традицион-
ная календарная обрядность всегда являлась важным маркером
этнической идентичности на фоне окружающего их иноэтничного
населения (мордва, татары, чуваши). Удержание и сохранение
этих отличий помогало осознавать свою общность и спасало от
окончательной деградации устоявшиеся социальные структуры.
Дело в том, что многие традиционные праздники, будучи по при-
роде церковно-православными, уйдя в советское время из обще-
ственного бытования, переместились в семью или в узкий круг
167
Личностные аспекты трансформации традиции
родственников. Именно там во многих случаях сохранилась тради-
ция празднования Рождества и Пасхи, а также некоторых других
крупных календарных праздников (Троица, Вознесение, Ильин
день, престольные праздники). Этническая идентичность в данном
случае нередко суживается до семейной и даже личной традиции,
благодаря соблюдению которой человек в определенных случаях
может заявлять о своей принадлежности к этнической группе.
С другой стороны, календарные обходы всегда выполняли еще и
коммуникативно-информационные функции, давая возможность членам
сообщества ощущать себя единым целым и одновременно узнавать от
участников обхода оперативную информацию об отношениях между от-
дельными членами сообщества. Именно по этой причине из боязни «быть
обойденным» хозяева были заинтересованы в том, чтобы привлечь к
себе внимание участников обхода щедрыми подаяниями. Коммуникатив-
но-информационные функции продолжают сохранять свое значение и
в современном бытовании данных обходов. Наши наблюдения показы-
вают, что приходящие в дом участники обхода принимая угощение от
хозяев часто обмениваются с ними репликами о том, в какие дома они
еще заходили и какое вознаграждение они там получили, кто отказал
им в подаянии, кто еще участвует в данных обходах, кто как нарядился
и какие при этом разыгрываются сценки и т.п. Эта информация позво-
ляет хозяевам включить себя в контекст данного праздника, проявить
достойную щедрость, и соответственно, поддержать свою репутацию и
повысить свой статус «хлебосольных хозяев». То есть репутационные
выигрыши в результате современных обходных церемоний гораздо
важнее магических или обрядовых смыслов, которые некогда припи-
сывались обходам славильщиком или колядовщиков.
При обходах славильщиков, в которых принимают участие в основ-
ном дети и младшие подростки, в первую очередь родственники или
соседи, денежное вознаграждение для участников является частью
экономических внутрисемейных, близкородственных и соседских
отношений. Идентичность в данном случае носит личный характер,
поскольку для родственников, как правило, вознаграждение бывает
более щедрым. Немаловажно и то, что в этих обходах могут участво-
вать и представители иноэтничных диаспор. Тем самым их этническая
солидарность разбавляется солидарностью социальной в составе
детской или подростковой группы в рамках поддержания соседских
отношений между семьями местных жителей и мигрантов.
* * *
Итак, традиционные праздники продолжают свое существование
в современной деревне Ульяновского Присурья, но их наполнение
обусловлено конкретной социокультурной ситуацией: изменение
половозрастного состава населения с ярко выраженной тенденцией
168
И.А. Морозов
сокращения количества детей и молодежи, а также увеличение
доли иноэтничного населения с другой культурной и празднич-
ной традицией приводят к редукции игровой и развлекательной
составляющей праздника. Там, где этот компонент сохраняется и
сочетается с денежными стимулами, это обеспечивает вовлечение
в состав участников не только местной молодежи, но и подростков
из числа иноэтничных мигрантов. Современные исследования не
только помогают выявить важные тенденции современного разви-
тия празднично-игровой традиции, но и позволяют строить модели
будущего ее развития.
праздник в современном мегаполисе.
Вторым показатель-
ным примером трансформации праздничной традиции может по-
служить отслеживаемая нами в течение нескольких десятилетий
площадка возле Ростокинского акведука в г. Москве. Это место в
настоящее время является историческим, ландшафтным и культур-
ным памятником с более чем двухвековой историей. Ростокинский
акведук был спроектирован по приказу императрицы Екатерины II в
конце XVIII века и его строительство продолжалось четверть века,
отчасти и на пожертвования горожан. С этим сооружением связан
целый пласт городских преданий и легенд. Например, одно из назва-
ний акведука – «Миллионный мост» – объясняется тем, что при его
строительстве для изготовления раствора было использовано более
миллиона яиц. Акведук был сооружен возле с. Ростокино, которое
было известно по документам с XI века и находилось на возвышенном
месте возле р. Яузы. О живописном виде, открывающимся на это
село из Останкино, оставил заметку в своем дневнике А.С. Пушкин.
«Во время своих “наездов” в Москву в период с 1826 по 1830 года
Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в том районе, где
сейчас согласно современному административно-территориальному
делению, район “Ростокино”. Он ездил на прогулки с друзьями в
район Останкинских прудов. Затем они выезжали на Мещанский
тракт и останавливались на взгорке, любуясь с него “першпективой”
ростокинского заливного луга и реки Яузы. В лёгкой дымке виднелись
кружевные очертания ростокинского акведука, бабы, подоткнув по-
долы, полоскали бельё, неспешно пасся домашний скот, сельские
ребятишки озорничали на лугу. В эти минуты Александр Сергеевич
впадал в глубокую задумчивость. Обычно наблюдения продолжались
до получаса. Потом он отдавал команду кучеру: “Трогай!” и ехал
обратно в Москву» (
Бугрова
2010).
Неудивительно поэтому, что удобно расположенное на воз-
вышенности село с церковью и находящимся рядом пойменным
лугом, являлось обычным местом праздничных гуляний. В этой
связи очень показательным представляется тот факт, что совре-
менная праздничная жизнь большого московского микрорайона,
169
Личностные аспекты трансформации традиции
прилегающего к Ростокинскому акведуку, также в значительной
мере локализуется на прилегающей к нему местности, на которой в
последние десятилетия был создан дендропарк. Наши наблюдения
за времяпрепровождением горожан, связанным с годовым циклом
праздников в районе Ростокинского акведука, позволяют сделать
некоторые выводы о закономерностях трансформации традицион-
ной праздничной жизни в современных условиях.
Первое, что можно отметить, – это сохранение традиционной
приуроченности многих праздничных действий и их привязки к дан-
ному локусу. На Ростокинском холме собираются не только в ново-
годние праздники, а в последние десятилетия и на Рождество, но и
на масленицу, Пасху, Троицу, а также государственные праздники.
Причем, характер и тип развлечений горожан во время этих гуляний
достаточно традиционен. Например, гора возле акведука является
популярным местом катаний на санях, во время летних праздников
многочисленные разновозрастные группы устраивают пикники на
горе и в прилегающем сквере. В последние десятилетия на фоне
возвращения в официальную праздничную жизнь православной об-
рядности на горе можно встретить не только христосующихся людей,
но и увидеть обмен пасхальными яйцами.
Вместе с тем традиционные элементы инкорпорируются в совре-
менные формы праздничной жизни. Например, при катании с гор за-
частую используются не принесенные с собой сани, а предлагаемые
напрокат тюбинги («ватрушки»). Коммерческая составляющая может
существенно видоизменять некоторые традиционные доминанты
праздника, подстраивая действо к потребностям бизнеса. Отме-
тим, что и в столице этот компонент праздничной жизни во многом