Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3137

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

170

И.А. Морозов

инициируется  и  поддерживается  усилиями  этнических  диаспор.  В 

районе Ростокино, например, в праздничном сервисе существенную 

роль  играют  представители  среднеазиатских  диаспор  и  китайцы. 

По-видимому, не без их влияния во время летних праздников одним 

из  устойчивых  развлечений  стало  запускание  воздушных  змеев  и 

«китайских»  фонариков.  Например,  на  майские  праздники  2013  г. 

в небо над Ростокино по вечерам неоднократно всплывали тысячи 

горящих фонариков. 

Важной  составляющей  современного  досуга  горожан,  особенно 

детей и молодых пар, является кормление животных и птиц. В районе 

Ростокинского акведука и прилегающего к нему мостика образовались 

устойчивые стаи уток и голубей, которые выживают даже в суровые 

зимы благодаря подкормке их гуляющими гражданами. В летние меся-

цы на прилегающей к акведуку территории можно встретить горожан, 

которые подкармливают бродячих собак или кошек, превращая это 

занятие в своеобразное развлечение. Можно предположить, что эти 

практики являются отголоском традиционных обычаев праздничного 

обмена пищей, включающего в себя одаривание странников и нищих. 

В пасхальные и троицкие праздники одаривание было связано с поми-

новением усопших и локализовалось на местном погосте. Среди объ-

яснений, зачем нужно оставлять в эти дни поминовение на могилах, 

употребительны формулы «пусть птички помянут» и «потом придут 

собаки, съедят». То есть современные городские формы непроизволь-

но перекликаются с традиционными сакральными практиками, являясь 

своеобразной «законсервированной», «спящей» формой традиции. 

В ткань современных городских весенних праздников органично 

вписываются и церемонии, связанные с молодоженами, которые рань-

ше часто приурочивались к Красной Горке. Это, например, традиция 

посещения молодоженами локусов, значимых для свадебного обряда: 

погост,  который  часто  располагался  возле  церкви;  дерево,  вокруг 

которого  молодоженов  обводили,  имитируя  венчание;  источник, 

возле которого совершалось омовение или обливание молодоженов. 

В Ростокино представлены все эти компоненты, а, кроме того, по-

сле  обустройства  дендропарка  администрация  района  специально 

установила металлические конструкции в виде дерева, на которых 

молодожены вешают ставшие в последние годы традиционные за-

мочки «на счастье».

семейная  и  окказиональная  обрядность. 

Из  реально  бы-

тующих  традиционных  обрядов  пока  очень  неплохо  сохраняются 

похороны  (вполне  возможно,  например,  исследование  эволюции 

за последнее столетие русских погостов), фрагментарно – свадьба 

и  некоторые  формы  лечебной  магии  (уже  с  очень  сильным  воз-

действием масс-медиа и печатных изданий). Устойчиво воспроиз-

водятся практики, связанные с проводами в армию новобранцев, 


background image

171

Личностные аспекты трансформации традиции

продолжающие традицию проводов некрутов (

Кормина

 2005). Во 

многих регионах наблюдается ренессанс «народного православия»: 

возрождаются прежние и возникают новые «святые места» (камни, 

горы, источники, деревья и проч.), возле которых устанавливаются 

часовни и поклонные кресты, обрели новое дыхание культы святых, 

в том числе местночтимых, блаженных и проч. (ТКУП 2012).

Рассмотрим  несколько  примеров  современных  способов  орга-

низации личного и общественного пространства и использования 

традиционных локусов в современных повседневных, праздничных 

и обрядовых практиках в качестве маркеров идентичности.

традиционные локусы.

 Сакральные локусы, как известно, от-

ражают топологические свойства пространства, характерного для 

той или иной сложившейся культурной, этнической и социальной 

среды, сохраняющей историческую преемственность. Они сохраняют 

поразительную устойчивость при смене культурных и идеологиче-

ских парадигм, приобретая в каждой из них новое звучание. Хорошо 

известны  и  изучены  случаи  использования  языческих  капищ  при 

возведении  христианских  храмов  и  обустройстве  и  канонизации 

народно-христианских святынь (возведение часовен возле «святых 

источников», камней-«следовиков», почитаемых рощ и деревьев, 

пещер и проч.). В упомянутых нами выше современных способах 

оформления  домашних  локусов  и  в  принципах  локализации  со-

временной городской праздничной жизни также просматривается 

устойчивая тенденция обращения к традиционным, архетипическим 

пространственным образам, которые позволяют индивиду осознанно 

или непроизвольно осуществлять и проявлять свою идентичность. 

Рассмотрим это на примере употребления предметных символов в 

современных городских версиях свадебного обряда.

В последние десятилетия в России появилась и получила широкое 

распространение традиция посещения молодоженами определен-

ных  городских  локусов,  где  принято  совершать  уже  устоявшиеся 

ритуализованные  действия.  Среди  наиболее  распространенных 

– «деревья молодоженов», на которые жених и невеста повязыва-

ют  ленточки  с  пожеланиями  будущего  потомства.  Цвет  ленточки 

традиционно соотносится с полом будущего ребенка: синяя лента 

– пожелание родить мальчика, красная – девочку, то есть ленточки 

используются как предметы-персонификаторы. Подобные деревья, 

повязанные  множеством  ленточек,  можно,  например,  увидеть  в 

Орле возле набережной Оки неподалеку от Дома-музея А.А. Фета. 

В целом символика ленточек достаточно традиционна и связана со 

следующими смыслами:

– Закрепление уз брака (символическое «связывание» молодых).

– Пожелание крепкой и счастливой жизни в браке («узел на счастье», 


background image

172

И.А. Морозов

символически закрепляющий свершившийся брак).

– Пожелание потомства (пол ребенка определяется цветом ленточки).

– Напоминание о свершившемся браке («узел на память»).

Нередко ленточки сочетаются с замочками, которые прикрепляют-

ся к близлежащим объектам и символизируют «скрепление в браке». 

В упомянутом нами сквере возле Ростокинского акведука ленточки 

и замочки вывешиваются на специально установленной металличе-

ской конструкции, символизирующей дерево. Аналогичные обычаи в 

течение нескольких лет практикуются на уже ставшем знаменитом 

мосту на Болотной площади в Москве, где для этих целей установле-

ны металлические «деревья». Ленточки в данном случае являются 

дублями замков, которыми увешаны ветви «деревьев», и их функции 

в данном случае ближе к тем, которые закреплены за ними в других 

ситуациях, например, при повязывании деревьев у святых источников 

или в памятных местах, посещаемых паломниками или туристами. 

– Ленточки завязываются «в знак присутствия», «на память», анало-

гично мемориальным надписям (иногда это дублируется надписями 

на ленточках).

– Ленточки завязываются «на счастье», причем не только того, кто их 

завязывает, но и его родственников и близких.

Особый интерес при этом вызывают локусы с которыми связаны

перечисленные действия. Они вполне традиционны:

– гора, возвышенное место;

– дерево (чаще всего отдельно стоящее, в том числе на возвышенности, 

и выделяющееся размером и формой);

– водоем (чаще всего река или источник);

– мост через реку или ручей.


background image

173

Личностные аспекты трансформации традиции

Создается  впечатление,  что  локусы,  с  которыми  устойчиво 

связываются  традиционные  обрядовые  практики,  активизируют 

архетипические мифологические представления, которые, в свою 

очередь, индуцируют воспроизводство новых мифологем и опира-

ющихся на них обрядов.

Литература

Бугрова

 2010 – 

Бугрова А.В.

 Яузская Москва. Очерки по истории местности. 

По обоим берегам «малой» московской реки. М., 2010. 

Гудков

  2004  – 

Гудков  Л. 

Негативная  идентичность.  Статьи  1997  –  2002 

годов. М., 2004.

ДКСБ  1997  –  Духовная  культура  Северного  Белозерья.  Этнодиалектный 

словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова, Е.Б. Островский, С.Н. 

Смольников, Е.А. Минюхина. М., 1997.

Енговатова

  1996  – 

Енговатова  М.А. 

Пасхальный  тропарь  «Христос 

воскресе» в народной песенной традиции западных русских тер-

риторий  //  Экспедиционные  открытия  последних  лет.  Народная 

музыка, словесность, обряды в записях 1970-х 1990-х годов. СПб., 

1996, с. 72-87.

Кормина

 2005 – 

Кормина Ж.В. 

Проводы в армию в пореформенной России. 

Опыт этнографического анализа. М., 2005.

ЛА  МИА  2005  –  Личный  архив  И.А.  Морозова.  Материалы  экспедиции  в 

Карсунский р-н Ульновской обл., 2005 г.

Львов 

1999 – 

Львов А.

 Мидраш как ответ библейского мышления на вы-

зов греческого рационализма // Греки и евреи: диалог в поколениях. 

Сборник научных трудов. СПб., 1999. С. 155-176. 

Морозов

 2002 – 

Морозов И.А.

 Кукла в современном обиходе (полевое ис-

следование эволюции статуса вещи) // Актуальные проблемы полевой 

фольклористики. [Вып. 1]. М., 2002. С. 53-68.

Морозов

  2009а  – 

Морозов  И.А.

  Традиционные  локусы  и  репрезентации 

пространства  личности  в  современном  быту  //  Міжнародна  наукова 

конференція, присвячена пам’яті П.П. Чубинського, Київ, Інститут ми-

стецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського НАН 

України, 26-27 березня 2009 р. Київ, 2009.

Морозов 

2009б  – 

Морозов  И.А. 

Традиционный  праздник  в  современной 

деревне (полевое исследование) // Полевые этнографические иссле-

дования:  Материалы  Восьмых  Санкт-Петербургских  этнографических 

чтений. СПб., 2009. С. 114-120. 

Морозов

  2011  – 

Морозов  И.А.

  Традиционные  практики  в  современной 

сельской и городской среде: способы трансформации и адаптации // 

Материалы IX Конгресса этнографов и антропологов России (г. Петро-

заводск, 4-8 июля 2011 г.). М.; Петрозаводск, 2011.

Морозов, Слепцова

 1996 – 

Морозов И.А., Слепцова И.С.

 Свидание с пред-


background image

174

И.А. Морозов

ком  (пережиточные  формы  ритуального  брака  в  святочных  забавах 

ряженых)  //  Секс  и  эротика  в  традиционной  русской  культуре.  М., 

1996. С. 248-304.

Морозов,  Слепцова 

2011  – 

Морозов  И.А.,  Слепцова  И.С. 

Репрезентации 

пространства  личности  в  русской  культурной  традиции  (на  примере 

интерьера) // Искусство и наука в современном мире. Сборник мате-

риалов Международной научной конференции (Москва, 11-13 ноября 

2009 г.). М., 2011. С. 280-295, илл. С. 197-201.

Никитина 

1993 – 

Никитина С.Е. 

Устная народная культура и языковое со-

знание. М., 1993. 

Никитина 

2004  – 

Никитина  С.Е. 

Об  устных  герменевтических  текстах  в 

русских  конфессиональных  культурах  (на  материале  полевых  иссле-

дований) // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. 

М., 2004. С. 18-33.

Нуркова 

2006 – 

Нуркова В.В. 

Зеркало с памятью: Феномен фотографии. 

Культурно-исторический анализ. М., 2006.

Панченко 

1998 – 

Панченко А.А. 

Исследования в области народного право-

славия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. 

Путилов 

1994 – 

Путилов Б.Н. 

Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Разумова 

2001  – 

Разумова  И.А. 

Потаенное  знание  современной  русской 

семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.

Розов 

1999 – 

Розов А.Н. 

Русское рождественское христославление (Матери-

алы и исследование) // Русский фольклор: Материалы и исследования. 

СПб., 1999. Т. 30. С. 20-53.

Розов 

2003 – 

Розов А.Н. 

Священник в духовной жизни русской деревни. 

СПб., 2003.

Российский менталитет 1996 – Российский менталитет (психология лич-

ности, сознание, социальные представления). М., 1996.

Современные тенденции 2004 – Современные тенденции в антропологиче-

ских исследованиях // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 6-101.

Тишков 

2003 – 

Тишков В.А.

 Реквием по этносу: Исследования по социально-

культурной антропологии. М., 2003. С. 8, 34-43.

ТКУП 2012 – Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалект-

ный словарь. Т. 1, 2 / Колл. авт. И.С. Кызласова, А.П. Липатова, М.Г. 

Матлин, И.А. Морозов и др. М., 2012. 

Чистов

 2005 – 

Чистов К.В. 

Традиционные и «вторичные» формы культуры 

// Фольклор. Текст. Традиция. М., 2005. С. 124-133.

ШЭС 2001 – Рязанская традиционная культура первой половины XX века. 

Шацкий этнодиалектный словарь / Колл. авт.  И.А. Морозов, И.С. Слеп-

цова, Н.Н. Гилярова, Л.Н. Чижикова. Рязань, 2001.

Эриксон

 1996 – 

Эриксон Э. 

Идентичность: юность и кризис. М., 1996.