ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3247
Скачиваний: 8
170
И.А. Морозов
инициируется и поддерживается усилиями этнических диаспор. В
районе Ростокино, например, в праздничном сервисе существенную
роль играют представители среднеазиатских диаспор и китайцы.
По-видимому, не без их влияния во время летних праздников одним
из устойчивых развлечений стало запускание воздушных змеев и
«китайских» фонариков. Например, на майские праздники 2013 г.
в небо над Ростокино по вечерам неоднократно всплывали тысячи
горящих фонариков.
Важной составляющей современного досуга горожан, особенно
детей и молодых пар, является кормление животных и птиц. В районе
Ростокинского акведука и прилегающего к нему мостика образовались
устойчивые стаи уток и голубей, которые выживают даже в суровые
зимы благодаря подкормке их гуляющими гражданами. В летние меся-
цы на прилегающей к акведуку территории можно встретить горожан,
которые подкармливают бродячих собак или кошек, превращая это
занятие в своеобразное развлечение. Можно предположить, что эти
практики являются отголоском традиционных обычаев праздничного
обмена пищей, включающего в себя одаривание странников и нищих.
В пасхальные и троицкие праздники одаривание было связано с поми-
новением усопших и локализовалось на местном погосте. Среди объ-
яснений, зачем нужно оставлять в эти дни поминовение на могилах,
употребительны формулы «пусть птички помянут» и «потом придут
собаки, съедят». То есть современные городские формы непроизволь-
но перекликаются с традиционными сакральными практиками, являясь
своеобразной «законсервированной», «спящей» формой традиции.
В ткань современных городских весенних праздников органично
вписываются и церемонии, связанные с молодоженами, которые рань-
ше часто приурочивались к Красной Горке. Это, например, традиция
посещения молодоженами локусов, значимых для свадебного обряда:
погост, который часто располагался возле церкви; дерево, вокруг
которого молодоженов обводили, имитируя венчание; источник,
возле которого совершалось омовение или обливание молодоженов.
В Ростокино представлены все эти компоненты, а, кроме того, по-
сле обустройства дендропарка администрация района специально
установила металлические конструкции в виде дерева, на которых
молодожены вешают ставшие в последние годы традиционные за-
мочки «на счастье».
семейная и окказиональная обрядность.
Из реально бы-
тующих традиционных обрядов пока очень неплохо сохраняются
похороны (вполне возможно, например, исследование эволюции
за последнее столетие русских погостов), фрагментарно – свадьба
и некоторые формы лечебной магии (уже с очень сильным воз-
действием масс-медиа и печатных изданий). Устойчиво воспроиз-
водятся практики, связанные с проводами в армию новобранцев,
171
Личностные аспекты трансформации традиции
продолжающие традицию проводов некрутов (
Кормина
2005). Во
многих регионах наблюдается ренессанс «народного православия»:
возрождаются прежние и возникают новые «святые места» (камни,
горы, источники, деревья и проч.), возле которых устанавливаются
часовни и поклонные кресты, обрели новое дыхание культы святых,
в том числе местночтимых, блаженных и проч. (ТКУП 2012).
Рассмотрим несколько примеров современных способов орга-
низации личного и общественного пространства и использования
традиционных локусов в современных повседневных, праздничных
и обрядовых практиках в качестве маркеров идентичности.
традиционные локусы.
Сакральные локусы, как известно, от-
ражают топологические свойства пространства, характерного для
той или иной сложившейся культурной, этнической и социальной
среды, сохраняющей историческую преемственность. Они сохраняют
поразительную устойчивость при смене культурных и идеологиче-
ских парадигм, приобретая в каждой из них новое звучание. Хорошо
известны и изучены случаи использования языческих капищ при
возведении христианских храмов и обустройстве и канонизации
народно-христианских святынь (возведение часовен возле «святых
источников», камней-«следовиков», почитаемых рощ и деревьев,
пещер и проч.). В упомянутых нами выше современных способах
оформления домашних локусов и в принципах локализации со-
временной городской праздничной жизни также просматривается
устойчивая тенденция обращения к традиционным, архетипическим
пространственным образам, которые позволяют индивиду осознанно
или непроизвольно осуществлять и проявлять свою идентичность.
Рассмотрим это на примере употребления предметных символов в
современных городских версиях свадебного обряда.
В последние десятилетия в России появилась и получила широкое
распространение традиция посещения молодоженами определен-
ных городских локусов, где принято совершать уже устоявшиеся
ритуализованные действия. Среди наиболее распространенных
– «деревья молодоженов», на которые жених и невеста повязыва-
ют ленточки с пожеланиями будущего потомства. Цвет ленточки
традиционно соотносится с полом будущего ребенка: синяя лента
– пожелание родить мальчика, красная – девочку, то есть ленточки
используются как предметы-персонификаторы. Подобные деревья,
повязанные множеством ленточек, можно, например, увидеть в
Орле возле набережной Оки неподалеку от Дома-музея А.А. Фета.
В целом символика ленточек достаточно традиционна и связана со
следующими смыслами:
– Закрепление уз брака (символическое «связывание» молодых).
– Пожелание крепкой и счастливой жизни в браке («узел на счастье»,
172
И.А. Морозов
символически закрепляющий свершившийся брак).
– Пожелание потомства (пол ребенка определяется цветом ленточки).
– Напоминание о свершившемся браке («узел на память»).
Нередко ленточки сочетаются с замочками, которые прикрепляют-
ся к близлежащим объектам и символизируют «скрепление в браке».
В упомянутом нами сквере возле Ростокинского акведука ленточки
и замочки вывешиваются на специально установленной металличе-
ской конструкции, символизирующей дерево. Аналогичные обычаи в
течение нескольких лет практикуются на уже ставшем знаменитом
мосту на Болотной площади в Москве, где для этих целей установле-
ны металлические «деревья». Ленточки в данном случае являются
дублями замков, которыми увешаны ветви «деревьев», и их функции
в данном случае ближе к тем, которые закреплены за ними в других
ситуациях, например, при повязывании деревьев у святых источников
или в памятных местах, посещаемых паломниками или туристами.
– Ленточки завязываются «в знак присутствия», «на память», анало-
гично мемориальным надписям (иногда это дублируется надписями
на ленточках).
– Ленточки завязываются «на счастье», причем не только того, кто их
завязывает, но и его родственников и близких.
Особый интерес при этом вызывают локусы с которыми связаны
перечисленные действия. Они вполне традиционны:
– гора, возвышенное место;
– дерево (чаще всего отдельно стоящее, в том числе на возвышенности,
и выделяющееся размером и формой);
– водоем (чаще всего река или источник);
– мост через реку или ручей.
173
Личностные аспекты трансформации традиции
Создается впечатление, что локусы, с которыми устойчиво
связываются традиционные обрядовые практики, активизируют
архетипические мифологические представления, которые, в свою
очередь, индуцируют воспроизводство новых мифологем и опира-
ющихся на них обрядов.
Литература
Бугрова
2010 –
Бугрова А.В.
Яузская Москва. Очерки по истории местности.
По обоим берегам «малой» московской реки. М., 2010.
Гудков
2004 –
Гудков Л.
Негативная идентичность. Статьи 1997 – 2002
годов. М., 2004.
ДКСБ 1997 – Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный
словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слепцова, Е.Б. Островский, С.Н.
Смольников, Е.А. Минюхина. М., 1997.
Енговатова
1996 –
Енговатова М.А.
Пасхальный тропарь «Христос
воскресе» в народной песенной традиции западных русских тер-
риторий // Экспедиционные открытия последних лет. Народная
музыка, словесность, обряды в записях 1970-х 1990-х годов. СПб.,
1996, с. 72-87.
Кормина
2005 –
Кормина Ж.В.
Проводы в армию в пореформенной России.
Опыт этнографического анализа. М., 2005.
ЛА МИА 2005 – Личный архив И.А. Морозова. Материалы экспедиции в
Карсунский р-н Ульновской обл., 2005 г.
Львов
1999 –
Львов А.
Мидраш как ответ библейского мышления на вы-
зов греческого рационализма // Греки и евреи: диалог в поколениях.
Сборник научных трудов. СПб., 1999. С. 155-176.
Морозов
2002 –
Морозов И.А.
Кукла в современном обиходе (полевое ис-
следование эволюции статуса вещи) // Актуальные проблемы полевой
фольклористики. [Вып. 1]. М., 2002. С. 53-68.
Морозов
2009а –
Морозов И.А.
Традиционные локусы и репрезентации
пространства личности в современном быту // Міжнародна наукова
конференція, присвячена пам’яті П.П. Чубинського, Київ, Інститут ми-
стецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського НАН
України, 26-27 березня 2009 р. Київ, 2009.
Морозов
2009б –
Морозов И.А.
Традиционный праздник в современной
деревне (полевое исследование) // Полевые этнографические иссле-
дования: Материалы Восьмых Санкт-Петербургских этнографических
чтений. СПб., 2009. С. 114-120.
Морозов
2011 –
Морозов И.А.
Традиционные практики в современной
сельской и городской среде: способы трансформации и адаптации //
Материалы IX Конгресса этнографов и антропологов России (г. Петро-
заводск, 4-8 июля 2011 г.). М.; Петрозаводск, 2011.
Морозов, Слепцова
1996 –
Морозов И.А., Слепцова И.С.
Свидание с пред-
174
И.А. Морозов
ком (пережиточные формы ритуального брака в святочных забавах
ряженых) // Секс и эротика в традиционной русской культуре. М.,
1996. С. 248-304.
Морозов, Слепцова
2011 –
Морозов И.А., Слепцова И.С.
Репрезентации
пространства личности в русской культурной традиции (на примере
интерьера) // Искусство и наука в современном мире. Сборник мате-
риалов Международной научной конференции (Москва, 11-13 ноября
2009 г.). М., 2011. С. 280-295, илл. С. 197-201.
Никитина
1993 –
Никитина С.Е.
Устная народная культура и языковое со-
знание. М., 1993.
Никитина
2004 –
Никитина С.Е.
Об устных герменевтических текстах в
русских конфессиональных культурах (на материале полевых иссле-
дований) // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3.
М., 2004. С. 18-33.
Нуркова
2006 –
Нуркова В.В.
Зеркало с памятью: Феномен фотографии.
Культурно-исторический анализ. М., 2006.
Панченко
1998 –
Панченко А.А.
Исследования в области народного право-
славия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
Путилов
1994 –
Путилов Б.Н.
Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Разумова
2001 –
Разумова И.А.
Потаенное знание современной русской
семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001.
Розов
1999 –
Розов А.Н.
Русское рождественское христославление (Матери-
алы и исследование) // Русский фольклор: Материалы и исследования.
СПб., 1999. Т. 30. С. 20-53.
Розов
2003 –
Розов А.Н.
Священник в духовной жизни русской деревни.
СПб., 2003.
Российский менталитет 1996 – Российский менталитет (психология лич-
ности, сознание, социальные представления). М., 1996.
Современные тенденции 2004 – Современные тенденции в антропологиче-
ских исследованиях // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 6-101.
Тишков
2003 –
Тишков В.А.
Реквием по этносу: Исследования по социально-
культурной антропологии. М., 2003. С. 8, 34-43.
ТКУП 2012 – Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалект-
ный словарь. Т. 1, 2 / Колл. авт. И.С. Кызласова, А.П. Липатова, М.Г.
Матлин, И.А. Морозов и др. М., 2012.
Чистов
2005 –
Чистов К.В.
Традиционные и «вторичные» формы культуры
// Фольклор. Текст. Традиция. М., 2005. С. 124-133.
ШЭС 2001 – Рязанская традиционная культура первой половины XX века.
Шацкий этнодиалектный словарь / Колл. авт. И.А. Морозов, И.С. Слеп-
цова, Н.Н. Гилярова, Л.Н. Чижикова. Рязань, 2001.
Эриксон
1996 –
Эриксон Э.
Идентичность: юность и кризис. М., 1996.