ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3249
Скачиваний: 8
205
С.И. Дмитриева
РУССКИй гЕРОИчЕСКИй эПОС в СвязИ
С САмОСОзНАНИЕм ЕгО СОзДАтЕлЕй,
хРАНИтЕлЕй И ИСПОлНИтЕлЕй
Русский героический эпос (былины), известный в народе под
названием «стáрины», «стáринки», занимает значительное место
среди разнообразных произведений русского традиционного фоль-
клора. Содержащий в себе свидетельства многовековой историче-
ской, политической и бытовой жизни народа, русский эпос стоит в
одном ряду с такими народными эпосами, как греческая «Илиада»
и «Одиссея», французская «Песнь о Роланде», германская «Песнь о
Нибелунгах», скандинавские «Саги», а также, хотя и обработанные
отдельными писателями, но основанные на древних традиционных
народных песнях, иранская «Шахнаме», грузинская поэма «Рыцарь
в тигровой шкуре», карело-финская «Калевала»», англо-саксонская
«Беовульф» и др.
Былины использовались в качестве исторического источника в
трудах историков. Б.Д. Греков называл былины «историей, расска-
занной самим народом», и свое известное исследование о Киевской
Руси начал с оценки этого периода русской истории в былинах (
Греков
1949: 5). Д.С. Лихачев обращался к былинам как к источнику для
воссоздания истории культуры древней Руси (
Лихачев
1946: 73).
Былины неоднократно использовал в своих работах Б.А. Рыбаков,
отстаивая ценность былин как превосходного и единственного в
своем роде исторического источника (
Рыбаков
1963). Данные бы-
лин привлекались для расшифровки археологических находок. В.Л.
Янин, описывая историю Новгорода по археологическим раскопкам,
использует данные былин для расшифровки найденных артефактов
(
Янин
1953). Былины неоднократно привлекали внимание не только
ученых, но и видных писателей, поэтов, музыкантов, художников.
Отголоски эпических песен, упоминание некоторых имен бы-
линных богатырей содержатся на страницах русских летописей. От
206
С.И. Дмитриева
ХVII – ХVIII веков дошло немало прозаиче-ских пересказов былин
(всего около 30 текстов). К середине ХVIII в. относится составление
сборника «Древние Российские стихотворения», известного как
сборник Кирши Данилова, который, по мнению исследователей,
был исполнителем и составителем сборника (ДРС 1958.). В ХIХ в.
начинается собирание былин с научными целями. Былины, запи-
санные собирателями из разных областей России, вошли в первый
том многотомного собрания русского фольклора П.В. Киреевского
(
Киреевский
1868–1879).
Сенсацией не только для русской, но и мировой образованной
общественности стало появление в 1861 – 1867 годах сборника
былин, собранных П.Н. Рыбниковым (
Рыбников
1909–1910). Со-
бирателем были обнаружены живые и мощные очаги эпической
традиции в Прионежье, записаны двести текстов былин, выявлены
талантливые сказители – носители многовековой эпической тра-
диции. Один из них В. Щеголенок гостил у Л.Н. Толстого в Ясной
Поляне; на основе легенд, записанных от сказителя писатель
создал несколько своих рассказов. Т.Г. Рябинин, благодаря не-
однократным выступлениям перед образованной общественностью,
стал известен не только в России, но и за рубежом.
Летом 1871 г. совершил поездку в Прионежье знаменитый сла-
вист, ставший известным собирателем и исследователем былин,
А.Ф. Гильфердинг (
Гильфердинг
1949–1951). За короткий срок он
записал более трехсот тестов эпических произведений. Его записи
отличались невиданной до него точностью; он записывал тексты
не под диктовку, а под пение былин. Впервые записи текстов
были расположены по сказителям, причем каждый такой блок
произведений автор предварял биографией и характеристикой
творчества сказителя.
В конце ХIХ – начале ХХ в. новые крупные очаги эпической
традиции были обнаружены в других районах Русского Севера.
В селениях по берегам Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и
Печоре собирателями А.Д. Григорьевым, А.В. Марковым и Н.Е.
Ончуковым было записано около семисот текстов былин (
Марков
1901;
Ончуков
1904;
Григорьев
1904, 1939, 1910). Эта работа была
продолжена в 20-е – 40-е годы ХХ столетия советскими учеными
(
Астахова
1966: 167). Всего записано около трех тысяч былин, вы-
явлено более ста былинных сюжетов. Основу репертуара многих
сказителей, что особенно касается творчества самых выдающихся
из них, составляли героические былины, воспевающие военные
207
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
подвиги русских богатырей-«храбров», их службу по охране границ
(стояние на «заставе богатырской»), службу при дворе Великого
князя.
С момента появления в печати былины стали объектом изуче-
ния ученых – филологов и историков, этнографов и археологов. В
рамках известных европейских научных школ – мифологической,
миграционной (сравнительной), антропологической (этнографи-
ческой) исследованием эпоса занимались крупные ученые ХIХ
– начала ХХ в.: А.Н. Афанасьев, О. Миллер, Ф.И. Буслаев, Л.Н.
Майков, А.Н. Веселовский, В.В. Стасов, Г.Н. Потанин, Г. Халанский,
В.Ф. Миллер, А.В. Марков и др. В конце ХIХ в. в России появляется
новое направление – историческая школа, приверженцы которой
главное внимание уделяли историческим основам эпоса. Успехам
новой школы, во главе которой стояли такие выдающиеся ученые,
как Л.Н. Майков и В.Ф. Миллер, способствовало появление фунда-
ментальных работ по отечественной истории В.С. Соловьева, В.О.
Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Открытия в области архе-
ологии и этнографии предоставили ученым новые исторические
свидетельства и артефакты для сопоставления с подобного рода
фактами, содержащимися в былинах. Фундаментальные исследо-
вания ученых ХIХ в. послужили базой для последующих научных
работ, посвященных изучению эпического наследия. В ХХ столетии
учеными были не только продолжены подобные исследования, но
и восполнены в аспектах, не освещенных в должной мере в про-
шлом. Особое внимание ими уделялось идейно-художественному
содержанию, поэтике и языку былин. Продолжено изучение исто-
рических основ русского эпоса, в том числе, такими выдающимися
исследователями, как Д.С. Лихачев и Б.А. Рыбаков.
* * *
Благодаря трудам ученых ХХ в. были решены многие спорные в
среде исследователей ХIХ в. вопросы, касающихся русского эпоса.
Одним из важнейших из них является вопрос о среде, в которой соз-
давались былины. Историки и филологи ХIХ в. обратили внимание на
урбанистический характер произведений былинного эпоса, особенно
той его части, которая относится к периоду Киевской Руси. Это неслу-
чайно, так как русский эпос, как и эпосы других народов, складывался
в эпоху становления раннеклассового общества, когда происходила
замена родоплеменных связей территориальными. Одним из главных
признаков этого процесса является возникновение городов. Средне-
вековый Киев предстает в былинах как богатый и красивый город:
208
С.И. Дмитриева
Славен Киев град на красы стоит
На красы-басы, на великия…
Город окружен крепкой городовой стеной с воротами, охраня-
емыми стражниками; главные входные ворота города называются
в былинах, как и в письменных источниках, «золотыми». Богатыри
часто посещают город по приглашению князя Владимира.
Былинные богатыри являются обязательными участниками зна-
менитых застольных пиров Великого князя, сопровождавшимися
разного рода увеселениями и соревнованиями: исполнением песен,
воспевавших подвиги дружины, конскими ристаниями, состязания-
ми в стрельбе из лука и т.п. В случае военной опасности, о которой
чаще всего сообщают богатыри, стоящие на богатырских заставах,
пир собирается князем для военного совета с дружиной. Такие
пиры обычно происходили в гриднице, торжественном зале двор-
ца князя, тогда как праздничные пиры, куда приглашался более
широкий круг горожан, проводились на большом княжеском дворе.
С описания пира Владимира начинаются, а иногда и кончаются,
многие героические былины; формула пира является наиболее
устойчивым, сюжетообразующим «типическим местом» эпоса.
Богатыри, присутствующие на пиру, судя по былинам, одеты, как
богатые горожане, в дорогие одежды (цветное платье), которые
им дарит князь Владимир, носят дорогие доспехи и оружие, также
подаренные князем.
Тот факт, что в былинах ярко отражен городской быт Древ-
ней Руси, а сами богатыри предстают не только воинами на за-
ставах и полях битвы, но и почетными горожанами, позволило
исследователям предположить возможность сложения эпических
песен в городской среде, а вернее, в княжеской и дружинной
среде. Эта мысль, высказанная еще Л.Н. Майковым, была более
полно представлена в трудах В.Ф. Миллера (
Миллер
1897: 30.).
Его последователь А.В. Марков разделял дружинные былины на
«княжеские», воспевающие князя, и «богатырские», воспеваю-
щие подвиги богатырей и, по всей вероятности, созданные в их
среде. Характерно, что в былинах второй группы князь иногда
наделяется отрицательными чертами, а богатыри, в том числе и
Илья Муромец, вступают с ним в пререкания, в тех случаях, если
князь совершил несправедливый или неблаговидный поступок
(
Марков
1904: 40). По мнению Б.А. Рыбакова, былины могли
складываться не только в Киеве, Новгороде и других городах
Древней Руси, но и в пограничных заставах, где могло проис-
209
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
ходить смешение репертуара исполнителей эпических песен
(
Рыбаков
1963).
Теория В.Ф. Миллера, получившая в науке название «аристо-
кратической» из-за слишком большой роли в сложении былин,
приписываемой автором ближайшему окружению князя Влади-
мира, вызвала возражение ученых ХIХ в. Многие из них, включая
Ф.И. Буслаева и А.В. Веселовского, указывали на несомненную
связь эпического стихосложения с остальными видами русского
фольклора и, в первую очередь, с песенным жанром. К тому же
язык всего русского фольклора, включая былины, имеет общую
основу, восходящую к языку Древней Руси. Особенно много для
изучения роли крестьянства в истории былинного эпоса было
сделано советскими исследователями, опиравшимися в своих вы-
водах не только на собрания былин дореволюционного времени,
но и на обширные новые записи, сделанные в 20-е – 40-е годы ХХ
столетия (
Астахова
1966: 127).
Утверждение о большой роли крестьянства в сложении, раз-
витии и сохранении эпоса, не исключает возможности создания
эпических песен в городской, дружинной среде. Это тем более
вероятно, что княжеская дружина формировалась в том числе и
из крестьянской среды. Главный эпический герой Илья Муромец,
как известно, был крестьянским сыном. Его ближайший соратник
Добрыня Никитич, согласно былинам, был известным певцом и
«игрецом» на гуслях. Нужно, по всей видимости, иметь в виду,
что в «эпическое время», воспетое в былинах, еще существовала
единая культура, восходящая во многом к родовому обществу и
объединявшая разные сословия. Из исторических и этнографиче-
ских материалов известно, что это единство в той или иной мере
сохранялось вплоть до ХVIII в., когда господствующий класс под
влиянием западноевропейской культуры стал отходить от древне-
русских традиций.
* * *
Сохранению интереса к древнерусскому эпосу со стороны
крестьянства несомненно способствовало то обстоятельство, что
экономическая, социальная и культурная жизнь севернорусских
крестьян, особенно районов, связанных первоначально с новгород-
ским освоением Севера, по многим чертам схожа с описываемой в
былинах. Осваивая северные территории, русские люди оказались
в природных и хозяйственно-экономических условиях, сходных с
таковыми в Киевском государстве. Экономическую и культурную