Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3249

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

205

С.И. Дмитриева

РУССКИй гЕРОИчЕСКИй эПОС в СвязИ 

С САмОСОзНАНИЕм ЕгО СОзДАтЕлЕй, 

хРАНИтЕлЕй И ИСПОлНИтЕлЕй

Русский героический эпос (былины), известный в народе под 

названием «стáрины», «стáринки», занимает значительное место 

среди разнообразных произведений русского традиционного фоль-

клора. Содержащий в себе свидетельства многовековой историче-

ской, политической и бытовой жизни народа, русский эпос стоит в 

одном ряду с такими народными эпосами, как греческая «Илиада» 

и «Одиссея», французская «Песнь о Роланде», германская «Песнь о 

Нибелунгах», скандинавские «Саги», а также, хотя и обработанные 

отдельными писателями, но основанные на древних традиционных 

народных песнях, иранская «Шахнаме», грузинская поэма «Рыцарь 

в тигровой шкуре», карело-финская «Калевала»», англо-саксонская 

«Беовульф» и др.

Былины использовались в качестве исторического источника в 

трудах историков. Б.Д. Греков называл былины «историей, расска-

занной самим народом», и свое известное исследование о Киевской 

Руси начал с оценки этого периода русской истории в былинах (

Греков

 

1949: 5). Д.С. Лихачев обращался к былинам как к источнику для 

воссоздания  истории  культуры  древней  Руси  (

Лихачев

  1946:  73). 

Былины неоднократно использовал в своих работах Б.А. Рыбаков, 

отстаивая  ценность  былин  как  превосходного  и  единственного  в 

своем роде исторического источника (

Рыбаков

 1963). Данные бы-

лин привлекались для расшифровки археологических находок. В.Л. 

Янин, описывая историю Новгорода по археологическим раскопкам, 

использует данные былин для расшифровки найденных артефактов 

(

Янин

 1953). Былины неоднократно привлекали внимание не только 

ученых, но и видных писателей, поэтов, музыкантов, художников. 

Отголоски эпических песен, упоминание некоторых имен бы-

линных богатырей содержатся на страницах русских летописей. От 


background image

206

С.И. Дмитриева

ХVII – ХVIII веков дошло немало прозаиче-ских пересказов былин 

(всего около 30 текстов). К середине ХVIII в. относится составление 

сборника  «Древние  Российские  стихотворения»,  известного  как 

сборник Кирши Данилова, который, по мнению исследователей, 

был исполнителем и составителем сборника (ДРС 1958.). В ХIХ в. 

начинается собирание былин с научными целями. Былины, запи-

санные собирателями из разных областей России, вошли в первый 

том многотомного собрания русского фольклора П.В. Киреевского 

(

Киреевский 

1868–1879). 

Сенсацией не только для русской, но и мировой образованной 

общественности стало появление в 1861 – 1867 годах сборника 

былин,  собранных  П.Н.  Рыбниковым  (

Рыбников

  1909–1910).  Со-

бирателем были обнаружены живые и мощные очаги эпической 

традиции в Прионежье, записаны двести текстов былин, выявлены 

талантливые сказители – носители многовековой эпической тра-

диции. Один из них В. Щеголенок гостил у Л.Н. Толстого в Ясной 

Поляне;  на  основе  легенд,  записанных  от  сказителя  писатель 

создал  несколько  своих  рассказов.  Т.Г.  Рябинин,  благодаря  не-

однократным выступлениям перед образованной общественностью, 

стал известен не только в России, но и за рубежом.

Летом 1871 г. совершил поездку в Прионежье знаменитый сла-

вист, ставший известным собирателем и исследователем былин, 

А.Ф. Гильфердинг (

Гильфердинг 

1949–1951). За короткий срок он 

записал более трехсот тестов эпических произведений. Его записи 

отличались невиданной до него точностью; он записывал тексты 

не  под  диктовку,  а  под  пение  былин.  Впервые  записи  текстов 

были  расположены  по  сказителям,  причем  каждый  такой  блок 

произведений  автор  предварял  биографией  и  характеристикой 

творчества сказителя. 

В  конце  ХIХ  –  начале  ХХ  в.  новые  крупные  очаги  эпической 

традиции  были  обнаружены  в  других  районах  Русского  Севера. 

В селениях по берегам Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и 

Печоре  собирателями  А.Д.  Григорьевым,  А.В.  Марковым  и  Н.Е. 

Ончуковым было записано около семисот текстов былин (

Марков 

1901; 

Ончуков

 1904; 

Григорьев

 1904, 1939, 1910). Эта работа была 

продолжена в 20-е – 40-е годы ХХ столетия советскими учеными 

(

Астахова

 1966: 167). Всего записано около трех тысяч былин, вы-

явлено более ста былинных сюжетов. Основу репертуара многих 

сказителей, что особенно касается творчества самых выдающихся 

из них, составляли героические былины, воспевающие военные 


background image

207

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

подвиги русских богатырей-«храбров», их службу по охране границ 

(стояние на «заставе богатырской»), службу при дворе Великого 

князя. 

С момента появления в печати былины стали объектом изуче-

ния ученых – филологов и историков, этнографов и археологов. В 

рамках известных европейских научных школ – мифологической, 

миграционной  (сравнительной),  антропологической  (этнографи-

ческой)  исследованием  эпоса  занимались  крупные  ученые  ХIХ 

–  начала  ХХ  в.:  А.Н.  Афанасьев,  О.  Миллер,  Ф.И.  Буслаев,  Л.Н. 

Майков, А.Н. Веселовский, В.В. Стасов, Г.Н. Потанин, Г. Халанский, 

В.Ф. Миллер, А.В. Марков и др. В конце ХIХ в. в России появляется 

новое направление – историческая школа, приверженцы которой 

главное внимание уделяли историческим основам эпоса. Успехам 

новой школы, во главе которой стояли такие выдающиеся ученые, 

как Л.Н. Майков и В.Ф. Миллер, способствовало появление фунда-

ментальных работ по отечественной истории В.С. Соловьева, В.О. 

Ключевского, Н.И. Костомарова и др. Открытия в области архе-

ологии и этнографии предоставили ученым новые исторические 

свидетельства и артефакты для сопоставления с подобного рода 

фактами, содержащимися в былинах. Фундаментальные исследо-

вания ученых ХIХ в. послужили базой для последующих научных 

работ, посвященных изучению эпического наследия. В ХХ столетии 

учеными были не только продолжены подобные исследования, но 

и восполнены в аспектах, не освещенных в должной мере в про-

шлом. Особое внимание ими уделялось идейно-художественному 

содержанию, поэтике и языку былин. Продолжено изучение исто-

рических основ русского эпоса, в том числе, такими выдающимися 

исследователями, как Д.С. Лихачев и Б.А. Рыбаков.

*  *  *

Благодаря трудам ученых ХХ в. были решены многие спорные в 

среде исследователей ХIХ в. вопросы, касающихся русского эпоса. 

Одним из важнейших из них является вопрос о среде, в которой соз-

давались былины. Историки и филологи ХIХ в. обратили внимание на 

урбанистический характер произведений былинного эпоса, особенно 

той его части, которая относится к периоду Киевской Руси. Это неслу-

чайно, так как русский эпос, как и эпосы других народов, складывался 

в эпоху становления раннеклассового общества, когда происходила 

замена родоплеменных связей территориальными. Одним из главных 

признаков этого процесса является возникновение городов. Средне-

вековый Киев предстает в былинах как богатый и красивый город: 


background image

208

С.И. Дмитриева

Славен Киев град на красы стоит 

На красы-басы, на великия…

Город окружен крепкой городовой стеной с воротами, охраня-

емыми стражниками; главные входные ворота города называются 

в былинах, как и в письменных источниках, «золотыми». Богатыри 

часто посещают город по приглашению князя Владимира. 

Былинные богатыри являются обязательными участниками зна-

менитых застольных пиров Великого князя, сопровождавшимися 

разного рода увеселениями и соревнованиями: исполнением песен, 

воспевавших подвиги дружины, конскими ристаниями, состязания-

ми в стрельбе из лука и т.п. В случае военной опасности, о которой 

чаще всего сообщают богатыри, стоящие на богатырских заставах, 

пир  собирается  князем  для  военного  совета  с  дружиной.  Такие 

пиры обычно происходили в гриднице, торжественном зале двор-

ца князя, тогда как праздничные пиры, куда приглашался более 

широкий круг горожан, проводились на большом княжеском дворе. 

С описания пира Владимира начинаются, а иногда и кончаются, 

многие  героические  былины;  формула  пира  является  наиболее 

устойчивым,  сюжетообразующим  «типическим  местом»  эпоса. 

Богатыри, присутствующие на пиру, судя по былинам, одеты, как 

богатые горожане, в дорогие одежды (цветное платье), которые 

им дарит князь Владимир, носят дорогие доспехи и оружие, также 

подаренные князем.

Тот факт, что в былинах ярко отражен городской быт Древ-

ней Руси, а сами богатыри предстают не только воинами на за-

ставах и полях битвы, но и почетными горожанами, позволило 

исследователям предположить возможность сложения эпических 

песен в городской среде, а вернее, в княжеской и дружинной 

среде. Эта мысль, высказанная еще Л.Н. Майковым, была более 

полно представлена в трудах В.Ф. Миллера (

Миллер

 1897: 30.). 

Его последователь А.В. Марков разделял дружинные былины на 

«княжеские», воспевающие князя, и «богатырские», воспеваю-

щие подвиги богатырей и, по всей вероятности, созданные в их 

среде. Характерно, что в былинах второй группы князь иногда 

наделяется отрицательными чертами, а богатыри, в том числе и 

Илья Муромец, вступают с ним в пререкания, в тех случаях, если 

князь совершил несправедливый или неблаговидный поступок 

(

Марков

  1904:  40).  По  мнению  Б.А.  Рыбакова,  былины  могли 

складываться  не  только  в  Киеве,  Новгороде  и  других  городах 

Древней Руси, но и в пограничных заставах, где могло проис-


background image

209

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

ходить  смешение  репертуара  исполнителей  эпических  песен 

(

Рыбаков

 1963).

Теория В.Ф. Миллера, получившая в науке название «аристо-

кратической»  из-за  слишком  большой  роли  в  сложении  былин, 

приписываемой  автором  ближайшему  окружению  князя  Влади-

мира, вызвала возражение ученых ХIХ в. Многие из них, включая 

Ф.И.  Буслаева  и  А.В.  Веселовского,  указывали  на  несомненную 

связь эпического стихосложения с остальными видами русского 

фольклора и, в первую очередь, с песенным жанром. К тому же 

язык всего русского фольклора, включая былины, имеет общую 

основу, восходящую к языку Древней Руси. Особенно много для 

изучения  роли  крестьянства  в  истории  былинного  эпоса  было 

сделано советскими исследователями, опиравшимися в своих вы-

водах не только на собрания былин дореволюционного времени, 

но и на обширные новые записи, сделанные в 20-е – 40-е годы ХХ 

столетия (

Астахова 

1966: 127). 

Утверждение о большой роли крестьянства в сложении, раз-

витии и сохранении эпоса, не исключает возможности создания 

эпических  песен  в  городской,  дружинной  среде.  Это  тем  более 

вероятно, что княжеская дружина формировалась в том числе и 

из крестьянской среды. Главный эпический герой Илья Муромец, 

как известно, был крестьянским сыном. Его ближайший соратник 

Добрыня  Никитич,  согласно  былинам,  был  известным  певцом  и 

«игрецом»  на  гуслях.  Нужно,  по  всей  видимости,  иметь  в  виду, 

что в «эпическое время», воспетое в былинах, еще существовала 

единая культура, восходящая во многом к родовому обществу и 

объединявшая разные сословия. Из исторических и этнографиче-

ских материалов известно, что это единство в той или иной мере 

сохранялось вплоть до ХVIII в., когда господствующий класс под 

влиянием западноевропейской культуры стал отходить от древне-

русских традиций.

*  *  *

Сохранению  интереса  к  древнерусскому  эпосу  со  стороны 

крестьянства несомненно способствовало то обстоятельство, что 

экономическая,  социальная  и  культурная  жизнь  севернорусских 

крестьян, особенно районов, связанных первоначально с новгород-

ским освоением Севера, по многим чертам схожа с описываемой в 

былинах. Осваивая северные территории, русские люди оказались 

в природных и хозяйственно-экономических условиях, сходных с 

таковыми в Киевском государстве. Экономическую и культурную