ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3248
Скачиваний: 8
210
С.И. Дмитриева
жизнь Русского Поморья, как в свое время и Киевской Руси, во
многом определяло географическое положение, в силу которого
через него проходили пути, с глубокой древности соединявшие
Восточноевропейскую равнину с равниной Среднеазиатской и с
Сибирью. Торговые пути, шедшие через Север, первоначально
контролировались новгородцами. Торговые связи Новгорода рас-
пространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской
земли и от Скандинавии до Константинополя и Астрахани. Роль
Новгорода в торговле, особенно с Западом, возросла, когда после
татарского нашествия и падения Константинополя прежняя тор-
говля с Византией и Востоком пришла в упадок, а водный «Путь
из Варяг (Балтийского моря) в Греки (Средиземное море)» утратил
свое былое значение. Эту контролирующую роль в восточноевро-
пейской торговле Новгород сохранял до своего поражения в борьбе
с Московской властью (1478 г.).
Так же, как и в Древнерусском государстве, основными жиз-
ненными артериями на Русском Севере были реки, часто служив-
шие торговыми путями; на их протяжении возникали слободки,
становища, деревни и села. С торговыми путями связаны торги и
ярмарки, на которых русские и иноземные купцы обменивались
товарами. Как и в Древней Руси, в торгово-экономическом укладе
Русского Поморья особенно большую роль играла торговля с севе-
ро-западными европейскими государствами, в частности, меновая
торговля со скандинавскими странами, особенно, с Норвегией.
Сношения русских поморов с поморами скандинавскими, особенно
норвежскими, продолжались до ХХ в. Жители селений по берегам
Бело-го моря на своих лодьях плавали не только по родному морю,
но и по океану, достигая Скандинавии.
Изображаемая в былинах природа состоит из труднопроходимых
лесов, болот, топей, рек без переправы. Основными путями со-
общения эпических героев были водные пути – моря и реки. Моря
чаще всего упоминаются в связи с купцами-«гостями», которые
прибывали на кораблях, хотя, по мнению исследователей, так на-
зывались небольшие судна, вмещавшие не более 30 человек; на
«червленном» корабле Василия Буслаева размещалась его дружина
– «тридцать удалых молодцов» (
Марков
1904: 31). Плавание к месту
назначения на таких судах (гребных и парусных) занимало продол-
жительное время. Например, описываемое в былинах путешествие
Василия Булаева в Иерусалим продолжалось семь недель. Согласно
письменным источникам, путь киевлян в Царь-Град занимал не ме-
211
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
нее сорока дней, а в Рим – полгода; на путь новгородцев в Данию,
к устью Одера, уходило от тридцати до сорока трех дней. Из-за
плохого состояния дорог еще продолжительнее были сухопутные
пути. Дорогу путнику преграждали не только грязи и болота, но и
большие реки, которые надо были переходить вброд.
Подобно эпическим персонажам, жители севернорусских селе-
ний, расположенных преимущественно вдоль рек, пользовались
главным образом водными путями сообщения. Обилие болот,
непроходимых лесов, мелких озер и рек затрудняло сухопутное
передвижение. Поэтому лодка была наиболее употребима в быту
северян. На лодке отправлялись на работу, на рынок, на рыбные
и охотничьи промыслы. Для переправы грузов по сухопутным до-
рогам нередко употребляли волокушу. Сухопутное передвижение
становилось основным лишь в зимнее время. Санный путь, так
называемый «зимник», связывал селения бассейнов рек Печоры,
Мезени и Северной Двины с Архангельском. Известно, что многие
путешественники и этнографы, изучавшие Северный край, предпо-
читали пользоваться именно зимним путем. Достаточно вспомнить
собирателей былинного эпоса А.Д. Григорьева, Н.Е. Ончукова. Тем
же путем воспользовался и известный этнограф С.В. Максимов.
Н.Е. Ончуков в своем предисловии к собранию «Печорских бы-
лин» писал: «Печора совсем еще не знает тележных дорог… Летом
ездят исключительно в лодках… Как только подул сильный ветер,
так езда по Печоре в лодках становится невозможной… Бывает
часто, что выехав в хорошую погоду, но застигнутые в пути ветром,
путешественники робинзонствуют где-нибудь на пустынном бере-
гу Печоры неделю и больше… В глухих лесах Печоры некоторые
деревни столетиями жили совершенно безвестно для властей;
одна из таких деревень была обнаружена лишь в начале ХХ сто-
летия» (
Ончуков
1904: 11). От тяжелых климатических условий и
бездорожья в не меньшей мере страдали жители других районов
Русского Севера. Из-за внезапного изменения погоды крестьяне,
промышлявшие на островах холодных северных морей, оставались
зимовать там, будучи полностью отрезанными от родных мест.
Нередко это вынужденное ожидание из-за недостатка еды и по-
стоянного холода оканчивалось смертью. Известно, что так погиб
отец нашего знаменитого ученого М.В. Ломоносова.
Суровые климатические и природные условия, в которых ока-
зывались северяне, требовали от них больших усилий в быту и
работе. А.Ф. Гидьфердинг писал: «Легко вообразить, но трудно
212
С.И. Дмитриева
передать словами, какого тяжелого труда требует от человека эта
северная природа… чтобы существовать… никто не ограничивается
одним хлебопашеством и рыболовством; кто занимается в свобод-
ное время каким-нибудь деревенским ремеслом, кто идет в извоз
к Белому морю зимой, а летом в бурлаки на канал, кто “полесует”,
т.е. стреляет и ловит дичь и т.д. Женщины и девушки вынуждены
работать столько же, сколько мужчины. Крестьянин этих мест рад
и доволен, если совокупными усилиями, по тамошнему выражению,
“огорюет” как-нибудь подати и не умрет с голоду. Это – народ тру-
женик в полном смысле слова» (
Гильфердинг
1871: 31–32). Другой
исследователь Русского Севера С.В. Максимов так характеризовал
крестьян, вынужденных работать на морских промыслах в за-
мерзающих зимой северных акваториях: «Чтобы понять, почему
героика былин была настолько сродни промысловой среде, надо
вспомнить о тяжести работы на старых северных промыслах:
борьбу со штормом на море и на озерах, единоборство промыш-
ленников с моржом и белым медведем, обладающим неизмерно
большей силой, сбегание на пловучий лед к залежкам тюленей в
момент прилива, когда лед прижимает к берегу, причем малейшее
промедление грозило гибелью или тем, что зверобоев “отдернет”
от берега и унесет со льдиной в открытое море» (
Максимов
1871:
20). Рыбацкий промысел был также связан с постоянной опасно-
стью и риском, особенно тресковый промысел на Мурмане, где лов
производился в «голымя» – в открытом море за десятки киломе-
тров от берега, и рыбаков на парусных лодках застигал нередко
шторм. Эти промыслы требовали соединенных усилий многих
людей и строгой внутренней дисциплины. В то же время необхо-
димы были большая наблюдательность, зоркость и выдержка. О
тюленьем промысле сами зверобои говорили, что «тяжелее его
нет: недели по три, по четыре земли не видишь, какая есть она.
Боевой промысел, смертельный, трудный промысел» (
Максимов
1871: 20). Об опасности и рискованности промыслового труда
свидетельствует обычай поморов брать с собой на очередной
сезон смертную одежду.
Особой дисциплины требовала и сложная организация про-
мысловых артелей. Артель (
бурса
) включавшая иногда до двухсот
человек, возглавлялась опытным
юровщиком
. Внутри артели ее
члены соединялись по двое –
парами
, помогая друг другу пере-
правляться через трещины между льдинами, тащить тяжелый груз.
Нередко такие пары обвязывали друг друга веревками, чтобы иметь
213
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
возможность вытянуть напарника, провалившегося в ледяную воду.
По свидетельствам крестьян не бывало так, чтобы напарник вер-
нулся один, оставив другого в беде. Подобное товарищество очень
похоже на отношения богатырей-побратимов. К тому же обычай
побратимства был свойственен русским поморам и связывал их не
менее крепкими узами, нежели кровное родство.
Похожим образом строилась работа на рыболовецких промыс-
лах; основным орудием производства был невод, вмещавший сотни
пудов рыбы. Чтобы вытащить такой невод на сушу, требовались
усилия немалого числа людей (от 20 до 40 человек). Поморы-
рыболовы объединялись в артели, которые в некоторых районах
назывались
дружинами
. По представлениям северян, работавших
на морских промыслах и охотившихся на лесного зверя, глава ар-
тели должен быть «знатливым», способным снять «обуроченность»
(порчу) с промысла своей артели. Такую способность крестьяне
приписывали сельским знахарям. Подобными свойствами обладает
былинный охотник Вольга, владеющий искусством превращения в
разных животных, чтобы выгонять добычу из водных источников,
воздушных просторов и земли (
Липец
1951: 176).
Необыкновенных физических и душевных усилий от северян
требовали не только работы на морских промыслах, но и земле-
дельческие. В.Н. Харузина писала: «Кто видел пашни в лесу – так
называемые “лядины”, кто знает, что такое “лядины” или подсечное
хозяйство, тот не станет сомневаться в силе воли олончанина»
(
Харузина
1890: 29). Трудоемкая вырубка леса применялась при
прокладывании дорог; стволами деревьев выстилали образовав-
шуюся просеку. Сделанными таким образом
гатями
пользовались
жители Архангельской губернии. Так же устраивались волоки, по
которым древние новгородцы перетаскивали свои суда из реки в
реку во время торговых и военных походов. О подобной практике
делания дорог неоднократно говорится в летописях. В «Слове о
полку Игореве» присутствует эпическая формула – «мосты мо-
стить», применявшаяся как иносказание сборов в путь (
Жилинский
1919: 256).
В былинном эпосе присутствует образ леса как мощная, неопре-
одолимая застава, наряду с грязями, разбойниками и чудовищами:
Еще перва-то застава – река Заостровочка,
А втора заставушка – черны грязи,
И еще третья-то заставушка – темны леса.
214
С.И. Дмитриева
Главный эпический герой Илья Муромец «стелет мосты», про-
кладывая дорогу к Киеву лесами и болотами, что засчиталось ему
как подвиг.
Помимо непроходимых лесов и болот, путнику преграждали
дорогу реки и озера, на которых часто отсутствовали мосты и
переправы. Если реки были мелкими, их переходили вброд, если
глубокими – их переплывали, держа одежду в одной руке; озера
обычно огибали, обходя их по берегу. Подобные преграды опи-
сываются в былинах; например Авдотья Рязаночка, спасаясь от
погони, преодолевала препятствия:
Мелки-то ручейки бродом брела,
Глубокие-то реки плывом плыла,
Широкие озера кругом обошла
(
Астахова
1938: 253).
Слушателям и исполнителям былин, вынужденным жить и тру-
диться в тяжелейших природных и климатических условиях, были
понятны и вызывали сочувствие нелегкая служба и неустроенная
жизнь эпических героев. Жизнь богатырей проходит в непрерывных
скитаниях. К богатырству начинали готовиться с детства; поездки
в поле, охота, противоборство с «поединщиками» начиналось с
двенадцати лет. Как следствие кочевой жизни богатырей – ча-
стое упоминание в былинах шатров, ковров, войлоков, потников
– атрибутов кочевой жизни. Помимо военных (ратных) подвигов,
герои эпоса выполняют ответственные дипломатические поручения
князя Владимира: привозят и отвозят дани, выступают в качестве
сватов к дочерям иноземных властителей, иногда добывают не-
весту князю силой. В мирное время дружинники, сопровождавшие
князя, исполняли различные хозяйственные должности, служили
стольниками, чашниками, придверниками. Например, имя одного
из дружинников – Данила Ловчанин – говорит о его должности по
организации охоты.
Вся жизнь главных богатырей, воспетых в былинах героического
цикла, проходила в походах и битвах. По словам Ильи Муромца,
за свою службу, длившуюся тридцать лет, он участвовал в семи-
десяти семи боях. В другой былине этот богатырь говорит князю
Владимиру:
Жил-то я у тя во Киеве шестьдесят годов
Я сносил-то у тебя во Киеве шестьдесят воев,
А как срывочных, порывочных – числа, счета нет.