ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3245
Скачиваний: 8
215
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
О тяжести службы богатырской красноречиво свидетельствует
обращенная к матери жалоба Добрыни Никитича на свою участь:
Ты на что меня несчастного спородила,
Спородила бы, государыня родна матушка,
Ты бы беленьким горючим меня камешком,
Завернула в тонкий в льняной во рукавичек,
Спустила бы меня во сине море.
Я бы век Добрыня в море лежал,
Я не ездил бы Добрыня по чисту полю,
Я не убивал бы Добрыня неповинных душ,
Не проливал бы крови я напрасныя…
(
Рыбников
1909–1910: 162).
Былины сохранили свидетельства походов княжеской дружины
с целью обороны от врагов, расширения государственных границ
(«прибавления земли святорусской»), покорения «немирных орд».
Однако подавляющее большинство эпических песен рисует богаты-
рей как оборонителей земли русской. По словам В.Ф. Миллера, «са-
мое главное и основное в нашем эпосе – борьба русских богатырей
с разными врагами Русской земли и, преимущественно, с татарами,
заслонившими в эпосе других, более ранних исторических врагов
России» (
Миллер
1892: 216.).
Исполнителям и слушателям былин был понятен необычный
эпический образ
поленицы
– женщины-богатырши, некоторые ка-
чества которой соответствовали особому типу женщины-поморки.
А.Ф. Гильфердинг писал: «Как бы образ женщины-богатырши ни
сложился, сохранению его в живом представлении народа способ-
ствовали несомненно бытовые условия в северной части Олонецкой
губернии. Здесь от женщины требуется не только равная доля фи-
зического труда, но требуется та же неустрашимость и отвага, что
от мужчины. Здесь женщина в бурю должна уметь гресть и править
лодкою, в осеннюю погоду тянуть “кереводы” и невода, в зимние ме-
тели отправляться в извоз к Белому морю» (
Гильфердинг
1949–1951:
56). Работая на мужских промыслах, женщины нередко надевали
мужскую одежду, зачастую усваивая мужские навыки и привычки.
Именно таких женщин поморы сравнивали с поленицами.
Северянам был близок и другой былинный образ – девушки-за-
творницы, проводящей время за шитьем, ткачеством или вышива-
нием. Искусство вышивания
шириночек
– полотенец замысловатыми
узорами шелком, жемчугом и золотом было привычным занятием не
216
С.И. Дмитриева
только для былинных героинь, но и для крестьянок Русского Севера.
Археологические данные и музейные собрания свидетельствуют о
высоком уровне этого искусства в средневековой Руси. Крестьянки
Русского Севера во многом сохранили традиции древнерусского
искусства. В каждой северной избе имелись вышитые
досюльным
(старинным) способом и украшенные древним (архаичным) узором
полотенца, украшенныее жемчугом девичьи головные уборы –
по
-
вязки
, вышитые золотом женские головные уборы –
повойники
.
Нередко в былинах упоминается ткацкий стан; былинные кня-
гини и королевишны изображаются не только искусными вышива-
тельницами, но и ткачихами. Ткацкий стан в ХIХ в. имелся в каждом
крестьянском доме. И в наше время он сохраняется и используется
некоторыми хозяйками. Однообразная и долговременная рабо-
та располагала к пению, в том числе и былин. Умение девушки
рукодельничать высоко ценилось при выборе невесты. В глазах
деревенских жителей талантливая мастерица приравнивалась к
образованной девушке. Слово ткать в старину имело значение
украшать
,
изображать
. Слово узор связано по происхождению с
древнеславянским
узрети
(увидеть) и с культом солнца и неба, о
чем, в частности, говорят такие близкородственные слова, как
заря
,
зарница
,
зарево
. По свидетельствам этнографических источников,
еще в середине ХIХ в. крестьянки умели «читать узоры», т.е. знали
информацию, заключенную в том или ином орнаменте (
Гринкова
1939: 176). Можно предположить, что древнерусские женщины, в
том числе былинные княжны и княгини, также обладали подобным
умением.
Как неоднократно отмечали исследователи эпоса, многие
былинные мотивы связаны с морской стихией. С моря приходят
иноземные враги; нередко говорится о морских путешествиях, о
морской торговле, о корабельщиках, прибывающих с моря, о сва-
товстве к заморским невестам. У «синего моря» происходит бой
Добрыни Никитича со змеем. За морем находится родина королевы
Латыгорки, от которой родился Сокольник – сын Ильи Муромца.
Из-за моря привозит в Киев невесту Потык. Море является родной
стихией для северных поморов. Один из исследователей их быта
отмечал: «Мезенские поморы не просто кустари-мореплаватели,
а особые морские казаки, не могущие совершенно жить без моря,
любящие его, скучающие по нему и превосходно знающие его
вдоль и поперек во всякое время года, со всеми мельчайшими
подробностями» (
Ростиславин
1927: 169).
217
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
О том же свидетельствуют биографии многих сказителей былин.
Сказители побережий Белого моря, Мезени и Печоры по издавна
установившейся традиции участвовали в заграничных плаваниях
в Норвегию, Данию, Швецию и даже в Америку. Например, мезен-
ский сказитель М.Г. Антонов, служа во флоте, был в кругосветном
плавании, побывав в Англии, Испании, Южной Америке, в США и
т.д. Сказитель Л.Е . Гольчиков из д. Лебской Лешуконского района
«ходил матросом по найму», побывав в Архангельске, Петербурге,
Америке и Дании (
Астахова
1938: 161).
Морские мотивы характерны для фольклора северных поморов.
Героем их песен зачастую является моряк (корабельщик), кормщик
(рулевой), «гребцы-молодцы» и т.п. Во многих лирических песнях
поется о разлуке с милым, «уплывающим на чужую сторонку, в сине
море». Мотив похищения невесты, обычный для свадебных песен,
изображающий приезд жениха с поезжанами на конях, в приморских
районах выглядит по иному: жених приплывает на судне с поезжана-
ми-гребцами. В святочной песне о девушке, вышивающей шелками
платок, море изображено как часть пейзажа («сине море со волнами,
со черными кораблями»). Многие поморские поговорки, пословицы,
загадки связаны с морем и его обитателями. Распространенными
были поговорки – «море – рыбачье поле», «море – наше поле»,
«море не поле, рад бы посеять, да не держится зерно» и т.п. В ряде
песен отражены впечатления о тяжелой жизни промысловика, вы-
нужденного зимовать на Груманте (Шпицбергене):
Кто на Груманете, братцы, не бывали,
Те-то горюшка-печали не видали,
Они в морюшке-то на лединочках не плавали,
Окиянской погодушки в море не видали,
Как ведь белых-то медведей они не промышляли,
Холодной-то зимы они не зимовали,
Страсти-ужасти погоды не видали…
(
Липец
1950: 35).
Основой экономической жизни Древней Руси служили природ-
ные богатства: звери, птицы, рыбы; к земледелию главенствующее
значение переходит к ХVI – ХVII столетиям. Охота на пушного зверя
и дичь была важным промыслом для севернорусских поморов. Этот
вид деятельности всегда играл большую роль в жизни восточных
славян, однако, по мере сокращения площади лесов и истребле-
ния зверя, значение этого промысла упало. И только в северных
218
С.И. Дмитриева
районах охотничий промысел, приобретя промышленный характер,
сохранил свое значение.
В былинах часто говорится о богатырской охоте на гусей, лебе-
дей, уток, на вепря и т.п. Такая охота выглядит как обычное занятие
дружинников между битвами. Охота производилась с помощью
охотничьих собак и ловчих птиц; основными орудиями были лук
и стрелы. Рыбу ловили с помощью неводов. Эти способы охоты
широко практиковались северными крестьянами и в известной
мере сохранились до наших дней, разве что лук и стрелы были
постепенно заменены на огнестрельное оружие.
Довольно полно в эпосе представлены разновидности лесных
зверей Европейского Севера – черные и красные лисицы, «соболи»,
бобры. Из промысловых птиц упоминаются гуси, утки, куропатки,
гагары, рябчики, лебеди, соколы. Соколы и лебеди – характерные
символические образы былин, возникшие под влиянием соколиной
охоты, практиковавшейся в Древней Руси и оставившей след в русской
народной поэзии. Например, в похоронных причетах плач женщины
сравнивается с криком лебедя. Подобное сравнение присутствует в
«Слове о полку Игореве». По словам Р.С. Липец, работавшей в фоль-
клорных экспедициях на Русском Севере в 30-е – 40-е годы ХХ в.,
«на тихих заводях еще и теперь можно услышать, как
кичут
(ревут)
лебеди, а на поветях крестьянских изб можно увидеть лебединые
шкуры с распущенными белоснежными крыльями» (
Липец
1951: 186).
От крестьян из с. Зимней Золотицы исследовательница слышала, что
еще десять лет назад мясо лебедя употребляли в пищу.
Добываемые на охоте шкуры ценных промысловых зверей
употреблялись для украшения одежды и предметов домашнего
быта. В былинах упоминаются собольи, куньи, енотовые шубы,
отделанные дорогим мехом шляпы, сапоги и кафтаны; говорится
о соболиных одеялах и украшенных мехом парадных комнатах;
в былине о Соловье Будимировиче описывается верхняя каюта
(
чердак
) его корабля, увешанная шкурами соболей, куниц и ли-
сиц. В севернорусском фольклоре, особенно свадебном, часто
упоминаются куницы, соболи, бобры. В свадебных песнях поется о
деревце, которое расцвело соболями и кунами. Ковер, на который
ступает невеста – из куньих лапок, одеяло на девичьей постели
– соболиное и т.п.
* * *
Немало общего в культурной и общественной жизни север-
норусских крестьян и былинных героев. Упоминавшиеся выше
219
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
многодневные пиры князя Владимира, известные не только по
былинам, но и по летописям, хорошо известны по этнографиче-
ским материалам. Это престольные праздники, пиры на которых
продолжались несколько дней; свадебные пиршества и застолья
могли длиться не одну неделю. Исследователи указывали на
сходство былинных княжеских пиров с пирами-
братчинами
, на
которых выбирали старосту, что дало основание считать братчины
архаической формой княжеских пиров. С названием пиров связан
термин
братина
(
братыня
), обозначавший посуду для ритуальных
напитков. Оба термина, производные от слова «брат», держались
на Русском Севере до ХХ века.
Главные герои былин – богатыри предстают перед слушателями
и читателями как люди грамотные, вежливые, придерживающиеся
определенного этикета в общении. Богатыри обучались грамоте
с малолетства:
Присадила его матушка грамоте учиться,
Скоро ему грамота далася и писать научился…
Грамотны не только богатыри, но и их помощники – «паробки».
Грамотность, как на это впервые обратил внимание Л.Н. Майков,
присуща женским персонажам былин. Князь Владимир требует от
идеальной невесты, чтобы она «знала бы хитру-мудру грамоту»
(
Майков
1863: 83.).
В былинах неоднократно говорится о частных посланиях, гра-
мотах различного назначения, письменных договорах. Грамоты
бывают «запечатаны» печатями; упоминания о подобных печатях
имеются в летописях. Эти свидетельства подтвержены много-
численными археологическими находками. В письменном виде
скрепляют «заклады», «поруки» при состязаниях – турнирах,
конских ристаниях. Письменным договором может скрепляться акт
побратимства. Часто упоминаются дипломатические документы –
«грамоты посыльные», «ерлыки скорописчаты», которые привоз-
ят иноземные послы. Подобные грамоты составляются при дворе
князя Владимира. В письменном виде закрепляют договоры о войне
и мире. С помощью письменного обращения князь Владимир созы-
вает дружинников на военный сбор в Киев. Узнав о приближении
к Киеву Идолища, князь просит Добрыню:
Уж ты гой еси, Добрынюшка Никитич млад!
Ты бери-тка скоро чернил, бумаг,
Ты пиши-тка всех русских, могучих все богатырей,