Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3244

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

220

С.И. Дмитриева

А ко мне, ко князю, все да почестен пир,

Пиши-ка ко мне на Камское побоище…

У тебя рука легка и перо востро 

(

Рыбников

 1909–1910: 162).

О грамотности, как степени культурности общества в Киевской 

Руси, свидетельствуют летописи и другие исторические источни-

ки. Хотя большинство исследователей полагали, что грамотность 

в  Древней  Руси  не  была  только  привилегией  господствующих 

слоев и духовенства, однако доказанным это мнение стало после 

открытий Новгородской археологической экспедиции, возглавляе-

мой А.В. Арциховским (

Арциховский

 1954). Найденные в большом 

числе  берестяные  грамоты  со  всей  очевидностью  показали,  что 

грамотность в Новгородской земле распространялась на все слои 

населения.  Рядовые  граждане  писали  друг  другу  письма  по  раз-

личным бытовым поводам. 

Имеются основания говорить о широком распространении гра-

мотности среди разных слоев русского общества в XIV – XV веках. О 

грамотности русского населения Севера в районах политического и 

культурного влияния Новгорода свидетельствуют двинские грамоты 

XIV – XV веков, причем, что особенно важно, эти документы говорят 

о грамотности крестьян (

Шахматов

 1903). О масштабах распростра-

нения книжной культуры Архангельского Севера позволяют судить 

сотни рукописных книг в собраниях центральных библиотек Москвы, 

Петербурга и Архангельска. Наиболее полное собрание рукописных 

книг из данного региона хранится в библиотеке Института русской 

литературы (Пушкинском Доме) в Петербурге (РНДР 1972).

Другим обязательным атрибутом богатырей была 

вежливость

богатыри придерживаются определенного этикета в отношениях 

друг с другом и окружающими. Особым уважением пользуется 

князь Владимир; богатырь при встрече с ним «на две, на три, на 

четыре стороны поклоняется, / и солнышку князю да ведь Вла-

димиру / он-то делает поклон да ведь в особину…».

Вежливость  настолько  присуща  богатырям,  что  они  поначалу 

проявляют ее и к явным врагам, при том, что враги («неверные») 

изображаются в былинах как невежды. Часто в былинах встреча-

ется обращение-приветствие «Ой ты гой еси, добрый молодец…» 

По  мнению  лингвистов,  слово  «гой»  восходит  к  древнерусскому 

глаголу «гоить» – жить; следовательно рассматриваемое привет-

ствие соответствует современному – «здравствуй», «будь здоров» 

(

Евгеньева

 1963: 67-68).


background image

221

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

Вежливость – отличительная черта севернорусских крестьян; 

это неоднократно отмечали и собиратели фольклора, и путеше-

ствовавшие  с  разными  целями  по  Русскому  Северу  горожане. 

Исследователь крестьянского быта Н.А. Иваницкий, характеризуя 

высокую культуру общения северян, писал, что для них «обычны 

выражения вежливости, уважения, дружбы, любви и ласки. При 

встрече в пути говорят: “Бог в помощь”, “мир дорогой”, “путем-

дорогой”.  Приветствуя  работающих,  говорят:  “Бог  в  помощь”». 

Ласковых  эпитетов  существует  великое  множество:  лапушка, 

голубь, голубок, голубчик, божоночек, мильвончик, невеженька, 

друг,  дружочек,  христовушко,  родимый,  дитятко,  красное  сол-

нышко, душечка, анделок и пр., и пр. Если разлучаются надолго, 

обнимаются,  целуются  крепко  и  при  этом  говорят:  «Прости,  не 

поминай лихом» (

Иваницкий

 1890: 62.). Уменьшительно – ласка-

тельные, похвальные эпитеты часто встречаются в былинах: для 

Киева – славный, красный; для князя – ласковый, солнышко; для 

богатыря – удалый, добрый молодец и т.п.

Известный исследователь народной медицины А. Попов отме-

тил, что крестьяне считали грубое, оскорбительное слово одной 

из причин заболеваний. Ругань и сквернословие воспринималось 

как  обращение  к  темным,  магическим  силам  (

Попов

  1903:  18). 

Вежливое,  уважительное  отношение  к  ближним  во  многом,  на 

наш взгляд, коренится в том особом отношении к произнесенному 

слову, о котором будет говориться ниже. 

Вежливость сопровождает обычай гостеприимства. Этот древний 

русский обычай, отмеченный еще летописями, упоминается во мно-

гих былинах; гостя, даже «непрошенного», положено посадить за 

«большой стол, в большое место». Гостеприимство – характерная 

черта севернорусского крестьянства, как это неоднократно под-

черкивали исследователи и путешественники. 

Осознание общности природно-климатических, экономических, 

социально-бытовых  условий  жизни  севернорусских  крестьян  с 

подобными  условиями,  описываемыми  в  эпосе,  а  также  схожий 

духовный настрой с былинными героями, способствовали форми-

рованию  в  народном  самосознании  представления  об  общности 

исторического прошлого, связывавшего их с далекими, по исто-

рическим меркам, предками.

*  *  *

Вопрос о среде создания былинного эпоса тесно связан с дру-

гим  спорным  вопросом  для  исследователей  былин,  касающимся 


background image

222

С.И. Дмитриева

времени возникновения былинного эпоса. Некоторые исследова-

тели говорили о времени не ранее ХVII в., другие отрицали саму 

возможность исторической приуроченности былин. Однако боль-

шинство исследователей русского эпоса относят время действия 

эпических  героев  к  эпохе  Киевской  Руси,  являвшейся  в  эпоху 

раннего средневековья мощной европейской державой, выделяв-

шейся среди государств на евразийском пространстве не только 

в  политическом  и  экономическом  отношениях,  но  и  по  уровню 

высокой и самобытной культуры. В течение IХ – ХIII веков предки 

русских, белорусов и украинцев, будучи тогда единым древнерус-

ским народом, освоили огромные пространства Восточной Европы, 

создали многочисленные сельские поселения и города, успешно 

отражали грабительские набеги восточных соседей – печенегов 

и половцев. Усиление военной мощи, расширение и укрепление 

государственных границ, упрочение культурных и торговых связей 

с иноземными государствами способствовали осознанию общности 

народа, росту его исторического самосознания, появления интереса 

к собственной истории, что сказалось на появлении исторических 

сказаний и поэзии.

Этот  период  героических  деяний  наших  предков  и  составил 

эпическое время

 русских былин, в котором жили прототипы мно-

гих  эпических  героев,  входивших  в  дружину  былинного  князя 

Владимира, имя которого в былинах сопровождалось постоянным 

эпитетом  –  «Красное  Солнышко».  Большинство  исследователей 

согласны в том, что прототипом былинного князя послужил Вели-

кий князь Владимир Святославович, правивший в Киевской Руси 

в конце Х – начале ХI, при котором произошло крещение Руси. 

По словам Б.А. Рыбакова, «Княжение Владимира Святославовича 

не  случайно  стало  “эпическим  временем”  русских  былин…  При 

Владимире  Русь  прочно  стояла  на  берегах  Черного  (Русского) 

моря, закрепив победы Святослава. Однако необъятное молодое 

государство находилось в большой опасности, и опасность эта, как 

всегда, исходила из степей, где “на месяц пути”, на тысячу верст 

раскинулись сорок печенежских племен, готовых к неожиданному 

набегу, грабежу и уводу полона» (

Рыбаков

 1963: 59).

В борьбе с печенегами Владимир применил новую тактику во-

енных действий, для чего ему понадобилось заменить варяжскую 

дружину, плохо зарекомендовавшую себя в борьбе со степными 

врагами. Взамен варягов князь стал привлекать в свою дружину 

простых русских людей. Особой его заслугой была организация 


background image

223

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

на пограничье со степью системы «застав богатырских» по Десне, 

Остру, Трубежу и Суле на левобережье Днепра.

Для обороны южных рубежей Владимир привлекал не только 

жителей лесостепной полосы; в заставы богатырские он пересе-

лял выходцев из 

словен новгородских

кривичей

чуди

 и 

вятичей

Этот  введенный  Владимиром  новый  государственный  порядок 

нашел отражение в эпосе. Главный былинный богатырь, потес-

нивший старую родовитую дружину киевского князя, Илья Муро-

мец – крестьянский сын, прибывает в Киев из Мурома – далекой 

глубинки  средневековой  Руси.  Предки  словен  новгородских,  а 

также  суздальских  кривичей  и  вятичей  отражали  на  «заставах 

богатырских» набеги степняков. Неслучайно, что направленная 

на защиту и укрепление государства политика князя Владимира 

была высоко оценена народом, о чем ярко свидетельствует русский 

эпос (

Рыбаков

 1963: 60). 

Как показало исследование былинных текстов, именно к это-

му времени относится историческая обстановка, отразившаяся 

в  былинном  эпосе,  что  в  особенности  касается  героических 

былин.  Былинам  известны  названия  многих  отечественных  и 

иностранных  городов  рассматриваемого  периода.  По  словам 

А.В. Маркова, «…географически горизонт былин обнимает гро-

мадное пространство от Немецкого моря до Каспийского и от 

Северного Ледовитого океана до Аравийкого полуострова. На 

западе былинам известен город “Кряков”, упоминаются Ляхи из 

Польской (Ляцкой, Ляхетской) земли, Политовская земля или 

Литва, литовское племя Латыгола, Ливонская земля, Остзейский 

край,  жителей  которого  древнерусские  памятники  называют 

Латиной, откуда идет известная былинам Латинская дорога. Из 

северо-западных земель былинам знакомы Швеция и Датская 

земля. Часто упоминаются Корела и “Чудь белоглазая”. Из вос-

точных земель былины знают Сорочинскую землю с Иерусали-

мом, горою Фавор и рекою Иорданом. Еще Майков определил 

былинное выражение “Сорочина долгополая” как обозначение 

арабов-сарацин, которые были известны на Руси с давних вре-

мен, благодаря торговым отношениям Руси с арабским Востоком. 

О сарацинах русские люди могли слышать и от паломников…

Упоминается в былинах Греческая земля с Царьградом и Грече-

ское море. Так называлось на Руси Черное море соответственно 

греческому  названию  –  “Русское  море”.  Из  азиатских  стран  в 

былинах часто говорится о Большой Орде (Татарской земле), 


background image

224

С.И. Дмитриева

упоминается Хвалынское (Каспийское) море, Турская (Турецкая) 

земля» (

Марков

 1904: 10). 

В былинах нередко упоминаются иноземные товары, приходив-

шие в Россию из Персии, с Кавказа, из Аравии, Греции и запад-

ноевропейских стран, что свидетельствует о развитой в Древней 

Руси внешней торговле. Часто изображаются морские и речные 

пристани со многими парусными судами, украшенными резьбой и 

росписью, описываются товары, имеющиеся на корабле. В эпосе 

говорится о торговых рядах, наполненных как местными, полотня-

ными, столярными изделиями, так и иностранными (заморскими) 

товарами;  часто  упоминается  шамаханский  шелк,  иверьянский 

шелк,  черкесские  седла  и  стремена,  сороченские  (сарацинские) 

ковры, платья латинские, медь козарская (хазарская), греческий 

свинец; упоминаются шляпы земли греческой, турецкие суконные 

одежды и обувь из турецкого зеленого сафьяна. Из европейских 

товаров упоминаются: немецкая камка, любкие (из Любеча) пуго-

вицы, скорлат (французкое сукно красного цвета), самит (зеленый 

бархат),  атлас,  немецкие  железные  замки,  ценившиеся  дороже 

местных деревянных (

Марков

 1904: 10).

Говорится в былинах и о торговых путях, причем, по наблюде-

нию  исследователей  с  наибольшей  частотой  изображается  путь 

через Балтийское море. Новгородский купец Садко едет на море 

через Волхов, Ладожское озеро и Неву. Соловей Будимирович при-

езжает на Русь с Финского залива ( Вирянского моря). В обязанности 

богатырей, помимо ратных подвигов, охраны государственных гра-

ниц, входила и защита торговых путей. Так, герой одной из былин 

князь Глеб Володьевич отправляется в Корсунь, чтобы отомстить 

за притеснение русских судов в этом городе.

Нередко в былинах воспеваются необъятные просторы Древне-

русского государства, русские реки, моря, горы и леса. Подробное 

описание такого рода имеется в былинах об «Илье Муромце на 

заставе богатырской»: 

Да выходит старой да вон на улицу, 

А и зрел он, смотрел на все стороны,

Да смотрел он под сторону восточную, – 

Да и стоит-то наш там стольно-Киев-град;

Да смотрел он под сторону подлетную, – 

Да стоят там луга да зеленые;

Да глядел он под сторону под западну, – 

Да стоят то там да лесы темные;