Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3127

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

230

С.И. Дмитриева

т.е. странствующих людей. Отсюда можно заключить, что к пению 

былин побуждала разлука с родным домом (

Дмитриева 

1990: 89.).

Разлука, по народным представлениям, имела особое значение 

и  нередко  уподоблялась  смерти  («разлука  та  же  смерть»).  По-

этому,  как  над  покойником,  причитали  над  невестой,  когда  она 

прощалась с родным домом, и над рекрутом, отправлявшимся на 

военную службу. Можно предположить, что эпические, как и другие 

традиционные песни, имели магическое значение; их исполнение 

связывало крестьян с отчим домом, с родной землей, подобно гор-

стке земли, помещаемой в ладанку рекрутом или другим человеком, 

вынужденным покинуть родные места.

Исполнители былин сохраняли память о магической функции 

старинного  пения,  защищавшего  их  от  враждебных  духов;  по-

следние  становились  особенно  опасными  на  чужбине,  вдали  от 

родного селения. Показательны в этом отношении воспоминания 

Н.И. Гаген-Торн о разговоре с одним из местных жителей во время 

ее поездки по Русскому Северу: «– А песни у вас старинные есть? – 

Песням как не быть, где люди, там и песни живут. – Как вас зовут, 

дедушка? – Морей Иванович, а прозвище Шангин. Песни лучше 

всех моя старуха знат. Она как заведет были-небывальщины – не 

переслушать! С Зимнего Берега она, с Золотницы; там место певчее, 

поют постатейно и старину хранят. Я как на Новую Землю ходил, 

все с золотничанами, с жениной родней зимовал. У них старик был 

– ну, старик! Его с собой для утехи зимовать брали. Зверовать он 

стар, не неволят, а долю дают: старины сказывай, песни выпевай. 

Без этого на зимовке нельзя. Заскучает какой парень – тут цинга 

и привалится. Как она заманиват, знаете? Девушкой прикинется, 

в губы целовать начнет – лежи не вставай! А рот в крови. Сон на-

падат. Поддался парень – и сгинул. Тут надо: распотешил бы кто! 

Про то и держат сказителей. – Вот так способ лечения цинги,  – 

усмехнулась я. – Ты, дочка, не зимовала, так не перечь! Человек 

без песни – что птица без крыльев или ухá без соли, – усмехнулся 

старик. – Где люди там и песни…» (

Гаген-Торн

 1986: 112).

Свидетельство Н.И. Гаген-Торн о том, что сказывание былин 

имело  не  только  апотропейное  (охранительное),  но  и  лечебное 

значение,  подтверждает  мысль  о  магическом  значении  пения 

былин. К исполнению былин относились как к священному акту, 

о чем свидетельствует отмеченный собирателями факт – только 

былины, наряду с духовными стихами, разрешалось петь во время 

Великого поста.


background image

231

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

На особое отношение крестьян к сказителям, связанное с их 

верой в то, что сказывание былин способствует успеху промысла, 

обращали внимание их первые собиратели, отмечавшие, что «ста-

ринщики» пользовались преимуществами в равноправной артели. 

Старинщику не поручали особенно трудную часть работы, однако 

он пользовался одинаковым паем с остальными членами артели; 

нередко при разделе добычи ему, особенно угодившему своими 

стараниями артели, давалась лучшая часть добычи.

Необходимо вспомнить, что эпические тексты первоначально 

исполнялись под аккомпанемент гуслей, игре на которых прида-

валось магическое значение, свидетельства чему можно найти в 

самом эпосе. Гусли – распространенный музыкальный инструмент 

восточных славян, неоднократно упоминается в былинах. Пение 

под  сопровождение  гуслей  принято  на  княжеских  пирах  князя 

Владимира. На гуслях играют не только профессиональные пев-

цы-скоморохи, но и певцы–любители, среди которых называются 

богатыри: Добрыня Никитич, Соловей Будимирович, Ставер Годи-

нович, Василий Буслаев.

Имеется в былинах и образ музыканта-чародея, игра которого 

завораживает не только людей, но и окружающую природу и духов. 

Былинный Садко своей игрой на гуслях заслужил особую благодар-

ность морского царя. Игра Садко, оказавшегося на дне морском, 

влияет на состояние водной стихии. Под его музыку расплясался 

царь морской, в результате чего «сине море сколыбалося, быстры 

реки  разливалися,  топят  много  бусы-корабли,  топят  души  на-

прасные того народу православного». И только, когда по просьбе 

святителя Николая, Садко «изорвал струны золоты», царь морской 

перестал плясать, утихли море и реки.

В древнерусской литературе известен образ другого могуще-

ственного музыканта – вещего Бояна из «Слова о полку Игореве», 

игра которого также влияет на окружающий мир. Само имя Боян 

имеет общий корень со словами «баяти», «баяне», означавшими 

в большинстве славянских языков – «колдовать», «колдовство». 

В круг славянских слов, также означающих «колдовство», «чаро-

действо», входит и название интересующего нас инструмента – 

гуслей. Существование этого инструмента под общим названием у 

славянских народов позволяет относить его возникновение к эпохе 

праславянской общности. Согласно древнейшим представлениям, 

музыкальные инструменты и извлекаемая с их помощью музыка 

имели  космический  характер.  По  верованиям  древних  египтян, 


background image

232

С.И. Дмитриева

греков и индийцев, их боги с помощью музыкальных инструментов 

участвовали в создании Вселенной, которая устроена по законам 

гармонии.  Таким  образом,  подобное  творчество  относилось  не 

столько к сфере искусства, сколько к сфере магии (

Лосев 

1957: 

302). Магические свойства приписывались игре Апполона и Орфея 

на арфе, Вяйнемейнена на кантеле, Садко – на гуслях. Сохранение 

подобного образа в былинах подтверждает, на наш взгляд, маги-

ческую роль исполнения былин в прошлом.

О том, что память о сакральном значении былин сохранялась до 

недавнего прошлого, свидетельствует тот факт, что в некоторых 

русских деревнях они исполнялись в качестве обрядовых песен. 

Этнографами ХIХ в. был отмечен факт исполнения былин о «Со-

коле-корабле» и «Кострюке» во время новогодних обходов дворов 

в северо-восточных губерниях, а также на Тереке и в Енисейском 

округе. После исполнения былины следует славление хозяев и всей 

семьи с припевом – «Виноградье, красно – зеленое мое», харак-

терное для новогодних обрядовых песен Русского Севера и других 

регионов России, заселявшихся северянами (

Миллер

 1912). Более 

того, имеются свидетельства, что былины в определенных ситуациях 

могли  играть  роль  заговоров.  Об  этом  говорят  этнографические 

материалы,  собранные  в  известном  по  научной  литературе  селе 

Русское Устье, расположенном в низовьях реки Индигирки, рядом с 

Ледовитым океаном. Жители этого села, переселившиеся в ХVII в. (а 

по некоторым данным и раньше) в область Крайнего Севера Сибири 

из районов Русского Севера, сохранили традиционную культуру сво-

их предков, чему несомненно способствовала удаленность села от 

«цивилизованных» центров России. В частности это касается веры 

в магическую силу былин. Так во время продолжающихся долгое 

время сильных ветров, для их усмирения исполняли былину о Садко, 

время от времени приговаривая: «Садко богатый, погоду укрути!». 

Жители считали эту былину счастливой (

Чикачев 

1990: 133).

Особым отношением к эпическим песням можно объяснить и тот 

факт, что севернорусские крестьяне, сберегая былины, сохранили 

язык, ритмику и особенности былинных напевов времени создания 

эпоса. Согласно исследованиям языковедов, общим первоисточни-

ком ритмики русских народных напевов, древнейших стихотворных 

ритмов  фольклорных  произведений,  включая  былины,  является 

«фонетическая структура общенародного древнерусского языка». 

Лингвистические исследования показали, что характерные черты 

древнерусской лексики, отразившиеся в средневековых письменных 


background image

233

Русский героический эпос в связи с самосознанием...

памятниках, сохранились и в разговорном диалекте севернорусских 

крестьян, и в народном поэтическом творчестве, включая былины 

(

Евгеньева 

1963).

В рамках данной статьи невозможно привести все нашедшие 

отражение в былинах свидетельства, касающиеся исторических, 

политических, экономических, бытовых, морально-этических реа-

лий Древней Руси Х – ХIII веков – «эпического времени» былин, 

но и приведенных примеров, на наш взгляд, достаточно, чтобы 

понять  роль  героического  эпоса  в  формировании  важнейшего 

элемента народного самосознания – представления об общности 

исторического прошлого.

Открытие в последней четверти ХIХ в. очагов былинной тради-

ции на Русском Севере стало сенсацией не только для русской, но 

и мировой культурной общественности во многом потому, что оно 

свидетельствовало о существовании непрерывной эпической тра-

диции, насчитывающей не менее 800

900 лет. Задаваясь вопросом, 

благодаря  чему  стал  возможен  подобный  культурный  феномен, 

исследователи обращали внимание на сходство многих бытовых и 

культурных черт жизни Древней Руси с подобными чертами культуры 

и быта крестьян Русского Севера-заповедника древнерусской куль-

туры. Былины, составлявшие часть, возможно, самую значительную, 

этой культуры, именно поэтому были понятны и близки народу.

Загадкой стал факт сохранения в былинах свидетельств, при-

чем зачастую в подробностях, из жизни Древней Руси, очевидцами 

которых не могли быть севернорусские крестьяне. Большинство 

исследователей былин, начиная с А.Ф. Гильфердинга, объясняли 

этот феномен обязательным для сказителей обычаем сохранять 

традиционный текст эпической песни – петь «как слышал», «как 

поется». Необходимость соблюдения этой традиции объясняется, 

как это показано в статье, отношением к тексту былин и их исполне-

нию, как к священному акту. Вера в сакральную (магическую) силу 

былин в известной мере сохранялась и в последние десятилетия 

существования эпической традиции (до середины ХХ в.).

Особое  отношение  к  былинам  обусловило  их  большую  вос-

питательную роль в жизни северных крестьян. Необыкновенные 

духовные, нравственные и физические качества былинных героев 

были созвучны свойствам характера северян, таким, как мужество, 

смелость,  выдержка,  терпение,  коллективизм,  развитое  чувство 

товарищества, взаимовыручки, оптимизм и т. п. В морально-эти-

ческом отношении эпические песни воспитывали духовные каче-


background image

234

С.И. Дмитриева

ства – честность, правдивость, верность данному слову, чувства 

справедливости, благодарности, милосердия. Именно эти качества 

северян отмечали многие путешественники, побывавшие с теми 

или иными целями на Русском Севере. А.Ф. Гильфердинг отмечал: 

«Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и 

житейским смыслом я не видывал: он поражает путешественника 

столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутстви-

ем корысти. Самый бедный крестьянин, у которого хлеба недостает 

на пропитание, и тот принимает плату за оказанное одолжение… 

как нечто такое, чего он не ждал и не требует. Он садится в лод-

ку гребцом, работает веслом часов 15 кряду, не теряя до конца 

хорошего расположения духа и своей прирожденной шутливости» 

(

Гильфердинг

 1949: 30).

Былинный эпос, герои которого вели постоянную борьбу с вра-

гами, защищая «землю святорусскую» и русский народ, воспиты-

вал в северянах патриотизм и чувство сопричастности к судьбам 

России. Северяне, в том числе и сказители былин, доказали это 

своим участием в военных баталиях более позднего, по сравне-

нию с былинным, временем, о чем, в частности, свидетельствуют 

исторические песни и предания Русского Севера (

Соколова

 1970; 

Буганов

 1992). Сказители былин принимали участие в сражениях 

Великой Отечественной войны; многие из них не вернулись домой. 

С этим обстоятельством исследователи связывают окончательное 

угасание былинной традиции. 

Литература

Арциховский

 1954 – 

Арциховский А.В.

 Новгородские грамоты на бересте. 

М., 1954.

Астахова

  1938  – 

Астахова  А.М.

  Былины  Севера.  Т.  1.  Мезень  и 

Печора. Записи, вступ. статья и комментарии А.М. Астаховой. 

М.; Л., 1938.

Астахова

 1966 – 

Астахова А.М.

 Былины. Итоги и проблемы изучения. 

М.; Л., 1966. 

Буганов

 1992 – 

Буганов

 

А.В.

 Русская история в памяти крестьян XIX века 

и национальное самосознание. М., 1992.

Былины 1988 – Былины. Библиотека русского фольклора. М., 1988. 

Вилинбахов

  1963  – 

Вилинбахов

  Б.В.,  Энговатов  Н.Б.  Где  была  Индия 

русских былин? // Славянский фольклор. М., 1963. 

Вилинбахов

 1971 – 

Вилинбахов В.Б.

 Былина о Соловье Будимировиче 

в свете географической номенклатуры // Русский фольклор. Т. 12. 

Л., 1971.