ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3242
Скачиваний: 8
230
С.И. Дмитриева
т.е. странствующих людей. Отсюда можно заключить, что к пению
былин побуждала разлука с родным домом (
Дмитриева
1990: 89.).
Разлука, по народным представлениям, имела особое значение
и нередко уподоблялась смерти («разлука та же смерть»). По-
этому, как над покойником, причитали над невестой, когда она
прощалась с родным домом, и над рекрутом, отправлявшимся на
военную службу. Можно предположить, что эпические, как и другие
традиционные песни, имели магическое значение; их исполнение
связывало крестьян с отчим домом, с родной землей, подобно гор-
стке земли, помещаемой в ладанку рекрутом или другим человеком,
вынужденным покинуть родные места.
Исполнители былин сохраняли память о магической функции
старинного пения, защищавшего их от враждебных духов; по-
следние становились особенно опасными на чужбине, вдали от
родного селения. Показательны в этом отношении воспоминания
Н.И. Гаген-Торн о разговоре с одним из местных жителей во время
ее поездки по Русскому Северу: «– А песни у вас старинные есть? –
Песням как не быть, где люди, там и песни живут. – Как вас зовут,
дедушка? – Морей Иванович, а прозвище Шангин. Песни лучше
всех моя старуха знат. Она как заведет были-небывальщины – не
переслушать! С Зимнего Берега она, с Золотницы; там место певчее,
поют постатейно и старину хранят. Я как на Новую Землю ходил,
все с золотничанами, с жениной родней зимовал. У них старик был
– ну, старик! Его с собой для утехи зимовать брали. Зверовать он
стар, не неволят, а долю дают: старины сказывай, песни выпевай.
Без этого на зимовке нельзя. Заскучает какой парень – тут цинга
и привалится. Как она заманиват, знаете? Девушкой прикинется,
в губы целовать начнет – лежи не вставай! А рот в крови. Сон на-
падат. Поддался парень – и сгинул. Тут надо: распотешил бы кто!
Про то и держат сказителей. – Вот так способ лечения цинги, –
усмехнулась я. – Ты, дочка, не зимовала, так не перечь! Человек
без песни – что птица без крыльев или ухá без соли, – усмехнулся
старик. – Где люди там и песни…» (
Гаген-Торн
1986: 112).
Свидетельство Н.И. Гаген-Торн о том, что сказывание былин
имело не только апотропейное (охранительное), но и лечебное
значение, подтверждает мысль о магическом значении пения
былин. К исполнению былин относились как к священному акту,
о чем свидетельствует отмеченный собирателями факт – только
былины, наряду с духовными стихами, разрешалось петь во время
Великого поста.
231
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
На особое отношение крестьян к сказителям, связанное с их
верой в то, что сказывание былин способствует успеху промысла,
обращали внимание их первые собиратели, отмечавшие, что «ста-
ринщики» пользовались преимуществами в равноправной артели.
Старинщику не поручали особенно трудную часть работы, однако
он пользовался одинаковым паем с остальными членами артели;
нередко при разделе добычи ему, особенно угодившему своими
стараниями артели, давалась лучшая часть добычи.
Необходимо вспомнить, что эпические тексты первоначально
исполнялись под аккомпанемент гуслей, игре на которых прида-
валось магическое значение, свидетельства чему можно найти в
самом эпосе. Гусли – распространенный музыкальный инструмент
восточных славян, неоднократно упоминается в былинах. Пение
под сопровождение гуслей принято на княжеских пирах князя
Владимира. На гуслях играют не только профессиональные пев-
цы-скоморохи, но и певцы–любители, среди которых называются
богатыри: Добрыня Никитич, Соловей Будимирович, Ставер Годи-
нович, Василий Буслаев.
Имеется в былинах и образ музыканта-чародея, игра которого
завораживает не только людей, но и окружающую природу и духов.
Былинный Садко своей игрой на гуслях заслужил особую благодар-
ность морского царя. Игра Садко, оказавшегося на дне морском,
влияет на состояние водной стихии. Под его музыку расплясался
царь морской, в результате чего «сине море сколыбалося, быстры
реки разливалися, топят много бусы-корабли, топят души на-
прасные того народу православного». И только, когда по просьбе
святителя Николая, Садко «изорвал струны золоты», царь морской
перестал плясать, утихли море и реки.
В древнерусской литературе известен образ другого могуще-
ственного музыканта – вещего Бояна из «Слова о полку Игореве»,
игра которого также влияет на окружающий мир. Само имя Боян
имеет общий корень со словами «баяти», «баяне», означавшими
в большинстве славянских языков – «колдовать», «колдовство».
В круг славянских слов, также означающих «колдовство», «чаро-
действо», входит и название интересующего нас инструмента –
гуслей. Существование этого инструмента под общим названием у
славянских народов позволяет относить его возникновение к эпохе
праславянской общности. Согласно древнейшим представлениям,
музыкальные инструменты и извлекаемая с их помощью музыка
имели космический характер. По верованиям древних египтян,
232
С.И. Дмитриева
греков и индийцев, их боги с помощью музыкальных инструментов
участвовали в создании Вселенной, которая устроена по законам
гармонии. Таким образом, подобное творчество относилось не
столько к сфере искусства, сколько к сфере магии (
Лосев
1957:
302). Магические свойства приписывались игре Апполона и Орфея
на арфе, Вяйнемейнена на кантеле, Садко – на гуслях. Сохранение
подобного образа в былинах подтверждает, на наш взгляд, маги-
ческую роль исполнения былин в прошлом.
О том, что память о сакральном значении былин сохранялась до
недавнего прошлого, свидетельствует тот факт, что в некоторых
русских деревнях они исполнялись в качестве обрядовых песен.
Этнографами ХIХ в. был отмечен факт исполнения былин о «Со-
коле-корабле» и «Кострюке» во время новогодних обходов дворов
в северо-восточных губерниях, а также на Тереке и в Енисейском
округе. После исполнения былины следует славление хозяев и всей
семьи с припевом – «Виноградье, красно – зеленое мое», харак-
терное для новогодних обрядовых песен Русского Севера и других
регионов России, заселявшихся северянами (
Миллер
1912). Более
того, имеются свидетельства, что былины в определенных ситуациях
могли играть роль заговоров. Об этом говорят этнографические
материалы, собранные в известном по научной литературе селе
Русское Устье, расположенном в низовьях реки Индигирки, рядом с
Ледовитым океаном. Жители этого села, переселившиеся в ХVII в. (а
по некоторым данным и раньше) в область Крайнего Севера Сибири
из районов Русского Севера, сохранили традиционную культуру сво-
их предков, чему несомненно способствовала удаленность села от
«цивилизованных» центров России. В частности это касается веры
в магическую силу былин. Так во время продолжающихся долгое
время сильных ветров, для их усмирения исполняли былину о Садко,
время от времени приговаривая: «Садко богатый, погоду укрути!».
Жители считали эту былину счастливой (
Чикачев
1990: 133).
Особым отношением к эпическим песням можно объяснить и тот
факт, что севернорусские крестьяне, сберегая былины, сохранили
язык, ритмику и особенности былинных напевов времени создания
эпоса. Согласно исследованиям языковедов, общим первоисточни-
ком ритмики русских народных напевов, древнейших стихотворных
ритмов фольклорных произведений, включая былины, является
«фонетическая структура общенародного древнерусского языка».
Лингвистические исследования показали, что характерные черты
древнерусской лексики, отразившиеся в средневековых письменных
233
Русский героический эпос в связи с самосознанием...
памятниках, сохранились и в разговорном диалекте севернорусских
крестьян, и в народном поэтическом творчестве, включая былины
(
Евгеньева
1963).
В рамках данной статьи невозможно привести все нашедшие
отражение в былинах свидетельства, касающиеся исторических,
политических, экономических, бытовых, морально-этических реа-
лий Древней Руси Х – ХIII веков – «эпического времени» былин,
но и приведенных примеров, на наш взгляд, достаточно, чтобы
понять роль героического эпоса в формировании важнейшего
элемента народного самосознания – представления об общности
исторического прошлого.
Открытие в последней четверти ХIХ в. очагов былинной тради-
ции на Русском Севере стало сенсацией не только для русской, но
и мировой культурной общественности во многом потому, что оно
свидетельствовало о существовании непрерывной эпической тра-
диции, насчитывающей не менее 800
–
900 лет. Задаваясь вопросом,
благодаря чему стал возможен подобный культурный феномен,
исследователи обращали внимание на сходство многих бытовых и
культурных черт жизни Древней Руси с подобными чертами культуры
и быта крестьян Русского Севера-заповедника древнерусской куль-
туры. Былины, составлявшие часть, возможно, самую значительную,
этой культуры, именно поэтому были понятны и близки народу.
Загадкой стал факт сохранения в былинах свидетельств, при-
чем зачастую в подробностях, из жизни Древней Руси, очевидцами
которых не могли быть севернорусские крестьяне. Большинство
исследователей былин, начиная с А.Ф. Гильфердинга, объясняли
этот феномен обязательным для сказителей обычаем сохранять
традиционный текст эпической песни – петь «как слышал», «как
поется». Необходимость соблюдения этой традиции объясняется,
как это показано в статье, отношением к тексту былин и их исполне-
нию, как к священному акту. Вера в сакральную (магическую) силу
былин в известной мере сохранялась и в последние десятилетия
существования эпической традиции (до середины ХХ в.).
Особое отношение к былинам обусловило их большую вос-
питательную роль в жизни северных крестьян. Необыкновенные
духовные, нравственные и физические качества былинных героев
были созвучны свойствам характера северян, таким, как мужество,
смелость, выдержка, терпение, коллективизм, развитое чувство
товарищества, взаимовыручки, оптимизм и т. п. В морально-эти-
ческом отношении эпические песни воспитывали духовные каче-
234
С.И. Дмитриева
ства – честность, правдивость, верность данному слову, чувства
справедливости, благодарности, милосердия. Именно эти качества
северян отмечали многие путешественники, побывавшие с теми
или иными целями на Русском Севере. А.Ф. Гильфердинг отмечал:
«Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и
житейским смыслом я не видывал: он поражает путешественника
столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутстви-
ем корысти. Самый бедный крестьянин, у которого хлеба недостает
на пропитание, и тот принимает плату за оказанное одолжение…
как нечто такое, чего он не ждал и не требует. Он садится в лод-
ку гребцом, работает веслом часов 15 кряду, не теряя до конца
хорошего расположения духа и своей прирожденной шутливости»
(
Гильфердинг
1949: 30).
Былинный эпос, герои которого вели постоянную борьбу с вра-
гами, защищая «землю святорусскую» и русский народ, воспиты-
вал в северянах патриотизм и чувство сопричастности к судьбам
России. Северяне, в том числе и сказители былин, доказали это
своим участием в военных баталиях более позднего, по сравне-
нию с былинным, временем, о чем, в частности, свидетельствуют
исторические песни и предания Русского Севера (
Соколова
1970;
Буганов
1992). Сказители былин принимали участие в сражениях
Великой Отечественной войны; многие из них не вернулись домой.
С этим обстоятельством исследователи связывают окончательное
угасание былинной традиции.
Литература
Арциховский
1954 –
Арциховский А.В.
Новгородские грамоты на бересте.
М., 1954.
Астахова
1938 –
Астахова А.М.
Былины Севера. Т. 1. Мезень и
Печора. Записи, вступ. статья и комментарии А.М. Астаховой.
М.; Л., 1938.
Астахова
1966 –
Астахова А.М.
Былины. Итоги и проблемы изучения.
М.; Л., 1966.
Буганов
1992 –
Буганов
А.В.
Русская история в памяти крестьян XIX века
и национальное самосознание. М., 1992.
Былины 1988 – Былины. Библиотека русского фольклора. М., 1988.
Вилинбахов
1963 –
Вилинбахов
Б.В., Энговатов Н.Б. Где была Индия
русских былин? // Славянский фольклор. М., 1963.
Вилинбахов
1971 –
Вилинбахов В.Б.
Былина о Соловье Будимировиче
в свете географической номенклатуры // Русский фольклор. Т. 12.
Л., 1971.