ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3237
Скачиваний: 8
240
Л.А. Тульцева
силось к заповедным. Однако, оно было сохранено и прочитывается
в сказках о «Кощее бессмертном». «Бессмертие Кощея» спрятано в
яйце утки, утка – в зайце и т.д., т.е. бессмертие – в обновляющих,
жизнепроизводящих силах природы. Особым смыслом в этом знании
наделялось яйцо дикой утки. Особый смысл заключался и в хоровод-
ных играх с образом утки.
Село Ерахтур было большим и богатым. Этот социальный фак-
тор способствовал сохранению праздничного варианта весеннего
хоровода-шествия «Гоньба утушки». Этот же фактор способствовал
и сохранению знания сокровенной сути традиции среди уча-стниц
хоровода. О последнем красноречивое свидетельство Е.Ф. Будде, на-
блюдавшего торжественное и чинное поведение участниц шествия,
вполне осознававших сакральное значение действа и роль собствен-
ного участия в этом действе.
В фольклорных текстах – свадебном репертуаре, песнях весенних
хороводов с мотивом сватанья – образ утушки неизменно символи-
зирует невесту или молодушку с выводком / потомством. В текстах
содержится значительное число мотивов с темой «селезень утку
гоняет». Изучение этого блока данных позволяет сделать следующие
выводы: 1. Название ерахтурского праздничного хоровода «Гоньба
утушки» напоминает о реальной практике гона, весеннего охотничьего
сезона на птиц, в ритуале ассоциировавшегося с любовным гоном, т.е.
«преследованием» девушек парнями, которое завершалось свадьбой.
Поэтому среди весенних широко известны и любимые луговые хорово-
ды и хороводные игры, сюжет которых – утушка луговая с выводком
утят. 2. Хороводные игры типа «Bутушка», «Гoньба утушки» – это один
из инвариантов весенних ритуальных игр с остаточными элементами
инициально-возрастных «превращений» девушки – в утушку, утицу как
символ невесты и молодицы с малыми «дитятами». И хотя вероятный
инициально-возрастной “код” хоровода в ХХ веке был утрачен, но его
старинный и новый варианты отражают одну и ту же стержневую
идею – гоньба утушки в прямом и переносном значениях (см. также:
Тульцева
2001: 125, 150).
В календарном фольклоре весенняя тема гоньбы утушки пере-
кликается с темой гона тетёрки в святочных текстах авсеней, испол-
нявшихся для холостых парней и молодых семейных пар (
Морозов
и
др. 2001: 70, 461, Шацкий р-н Рязанской обл.).
Итак, шествие-действо «Гоньба утушки» девушек и молодушек в
с. Ерахрур воспроизводилось, начиная с Красной горки, по большим
праздникам вплоть до загове-нья и имело достаточно прозрачную
241
Заговенье на Петров пост
матримониальную подоплёку. Это действо вполне вписывалось в
сакральный контекст русской свадебной поэтики с образами серой
утицы, утушки луговой, утёнушки как символов просватанной девушки
или молодой женщины с выводком утят. Фольклорно-этнографические
источники по этой теме неисчерпаемы.
О ерахтурском хороводе «Гоньба утушки» в течение всего
ХХ века помнили старожилы. По сведениям местных краеведов,
вплоть до 1950-х годов шествие воспроизводилось так, как это
записал Е.Ф. Будде (АЭЦ: 1974). Со второй половины ХХ века по-
ложение меняется. На русское село обрушились дестабилизирующие
социально-экономические преобразования сельского хозяйства и
процессы депопуляции. В итоге прерывалась связь поколений, уга-
сал традиционный праздник (подробнее см.:
Тульцева
2011: 64-74).
Не будем забывать и о том, что праздники, воплощавшие народную
культуру русских, в 1950–1960-е годы были под запретом. Исконно
присущее селу весеннее ритуальное шествие «Гоньба утушки» угаса-
ет под нажимом партийных властей. По воспоминаниям, партийные
власти особенно раздражал традиционный праздничный комплекс
женской одежды, передававшийся от матери к дочери и надевавшийся
только для праздничного хоровода-шествия «Гоньба утушки». В итоге
ритуальное шествие из общесельского действа свелось к обрядовому
круговому обходу села. Об этом усечённом варианте былого действа
вспоминали: «“Утушку гоняли”» – это значит, кругом села ходили с
гармонистом. И где, какие сидели старики, они просят: “Спойте-ка
нам”. Для них плясали и пели громкие частушки, чтобы утушку согнать
с гнёздышка» (ПМА: 1996).
Таким образом, с середины ХХ века, исполняя волю партийных вла-
стей, насильственно, в селе стало запрещаться ритуальное хоровод-
ное шествие, которое было основой большого праздничного действа
«Гоньба утушки». Вероятно, отдельной частью всего старинного дей-
ства был круговой обход села. Это действо кругового обхода продол-
жало воспроизводиться, но с конкретизацией цели обхода: «утушку
согнать с гнёздышка». Хотя сакральный тезаурус шествия девушек и
молодушек был утрачен, реконструкция его основной идеи достаточно
прозрачна и отражает универсальный характер хороводов-шествий:
это принародный ритуальный показ девушек-невест и молодушек,
своего рода обрядовое ознакомление сельского мира с когортой новых
невест и молодушек. Для традиционного крестьянского сообщества
это праздничное действо имело особую сакральность, поскольку в
этот период «сельская мироколица расцветала светоносной красотой
242
Л.А. Тульцева
похвально-честного девичества и молодушек первобрачных». По
справедливому мнению этнографа Я.В. Чеснова, идеал «светящейся
красоты» девичества «космичен по своему содержанию и всемирен
по распределению» (
Чеснов
1994: 342). Красота шествия – в самих
образах девушек и молодушек, красках их праздничных костюмов,
образах исполняемых песен и музыкального интонирования, созвуч-
ных самой природе, наконец, красоте собственно шествия. Во всём
этом – народное мировосприятие жизни и праздника как Божьего
дара, значение которых особо ценилось ещё и потому, что, по моему
убеждению, каждая шеренга девушек и молодушек составлялась из
молодых представительниц одного разветвлённого рода-племени. На-
блюдая это зрелище и любуясь ею, односельчане и жители окрестных
сел гордились продолжательницами семейных кланов / родов села.
Значение хоровода как ритуально оформленного показа невест и
новых молодушек продолжает заложенная в нём идея со-творения
холста как пространства девственно-нового Света, жизненного Пути
и осознанной Мудрости. Эта идея просматривается в основной фигу-
ре хоровода – движение вперёд и возвращение назад нарядных, во
всю ширину улицы шеренг девушек и молодушек, между которыми
руки, как основа ткани, крепко сцеплены. В самом названии хорово-
да «Гоньба утушки» просматривается двоякий смысл. Это и гоньба
утушки-молодушки, но это и гоньба утка, уточной нити, которая то
«ныряла», то всплывала между продольной основой будущего хол-
ста. Холст закладывали и ткали сами девушки, готовя приданое. В
символическом плане, закладывая пространство холста, они готовили
себе новый жизненный Путь. В итоге фигура хоровода, состоявшая из
светящихся радугой красок и света нарядных шеренг юных женщин,
была своего рода экстраполяцией света и красоты цветущего миро-
здания на холсты жизни. Холсты, которые будут вытканы на детей,
супруга, стариков, на жизненный путь каждого человека.
Локальный вариант ерахтурского хоровода-шествия «Гоньба утуш-
ки» уникален по факту удачи проследить процесс его трансформации
от конца ХIХ века до трагического исхода после 1950-х годов. Эти
разыскания значимы при изучении праздничного тезауруса других
регионов. Они дополняют локальные трансформации хороводного
шествия «Гоньба утушки», но уже с иными вариантами его названия
и трансформированного действа. Фольклористам эти варианты из-
вестны по публикации этномузыковеда Н.Н. Гиляровой. Речь идёт
об исследовании 1986 года в деревнях Новиковка и Александровка
Никольского р-на и селе Напольный Вьясс Лунинского р-на Пензенской
243
Заговенье на Петров пост
обл. Для характеристики исходного пензенского варианта шествия
Н.Н. Гилярова процитировала ерахтурское наблюдение Е.Ф. Будде.
Вариант хороводного шествия в д. Новиковка любопытен контамина-
цией нескольких весенних традиций в единый ритуал проводов весны.
Здесь основным ритуальным персонажем проводов были ряженые
конь
и его хозяин, однако праздничное шествие называлось
водить
Костромушку
, ходить с Костромушкой по обрядовой песне шествия
«Уж ты, свет-Костромушка моя» (в 1986 г. в деревне её помнили
лишь некоторые женщины). Вторая обязательная песня «сводного»
ритуала – «Гага». В д. Новиковке так называли не только песню с
припевом «Ой, гага, гага», но и главный персонаж. Например, го-
ворили
наряжать гагу
, когда рядили коня (!), несмотря на то, что в
песне речь идёт о серых гусях. Отсюда второе название ритуального
шествия – ходить гагой. Термины
гага
,
гага-утка
,
ходить гагой
были
зафиксированы и в д. Александровка. Здесь весну провожали
кара
-
годами
или
гагой
, когда цапаются руками. Именно тогда поют
хожаи
песни
, к которым в д. Александровка прежде всего относят «Вдоль
по морю, морю синему». В этой деревне, судя по публикации 1996 г.
Н.Н. Гиляровой, обрядово-праздничная ситуация была вполне про-
зрачной, по сравнению с д. Новиковка. Ритуальная ситуация проводов
весны 1980-х годов в д. Новиковка оказалась составленной из разных
сакрально-праздничных действ со своей спецификой песенного ре-
пертуара, стилистикой музыкального языка и манерой исполнения.
Благодаря этому традиция проводов весны в д. Новиковка попала в
поле зрения этномузыковедов (
Гилярова
1996: 15-16).
Для этнографа изученная Н.Н. Гиляровой фольклорно-музыкаль-
ная ситуация чрезвычайно интересна тем, что она позволяет по-
смотреть на итог этнокультурной трансформации глазами местных
старожилов. Бывшие хороводницы и заводилы на праздниках знали
суть объединяемых в единое целое старых ритуалов. Для них три
объединённых ритуальных шествия были 1) залогом урожая озимых
(такова сакральная цель ритуала проводов Русалки-коня); 2) залогом
вызревания льна и конопли (через проводы Костромы, дополняемые
проводами Русалки); 3) залогом рождения новых поколений детей
(хороводные шествия и игры типа «гоньба утушки»). Именно местные
хороводницы стихийно или осознанно объединяли фрагменты исче-
зающих ритуалов, радели за их сохранение, пытаясь таким способом
помочь хозяйственной деятельности своих односельчан. Они же сбе-
регали обрядово-праздничное наследие, надеясь на преемственность.
Важно то, что для когорты тех женщин и стариков содержательный
244
Л.А. Тульцева
план трансформированного ритуала не потерял не только ни доли
информации, но и не утратил своего вселенского значения в каче-
стве сакрального деревенского универсума в честь сенокоса и нового
урожая, в честь проводов Весны священной и начала Лета Господня.
Ибо для когорты старых крестьян исчезавший на их глазах ритуал
был пядью родной земли.
Несмотря на метаморфозы и утраты в функционировании обря-
дово-праздничных страт аграрного календаря ритуальный персонаж
весеннего шествия девушек и молодушек –
утушка
– по-прежнему
остаётся сакральным знаком мифопоэтической картины у народов Се-
верной Евразии. У русских архетипический универсум образа утушки
в большей степени связан с матримониальной символизацией этой
птицы. Отсюда корни фиксируемой исследователями популярности
среди детей традиционных хороводных игр, главные персонажи кото-
рых – утка с утятами и селезень. Не реминисценции, а полноценное
функционирование игры в течение всего ХХ века! В ХIX – первой
половине ХХ века эти игры бытовали параллельно с одноименными
весенними девичьими хороводами. Сохранялась и присущая им ри-
туальная атрибутика. Примечательно, что в хороводные игры с ис-
полнением песен про
утёну
,
утушку
,
селезня и утку
,
утку–жемчужные
крылья
и т.д. начинали играть с малых лет и пока взрослые не станут
(
Морозов
,
Слепцова
2004: 164). Фактически эти игры закладывали
в самосознание подрастающего поколения программу на жизнь в
семье с многочисленным потомством. Они развивали и образно-
ассоциативное мировосприятие, что способствует формированию
творческой личности.
современные проводы костромы-стромы
Этнокультурная судьба проводов Костромы в ХХ веке типична для
традиционной народной культуры. Благодаря публикациям этномузы-
коведа Л.В. Кулаковского, нам известно, что брянский вариант хоро-
водно-драматизированной игры проводы Костромы оставался живой
реальностью ещё в 1940 г. Нежданная война принесла великие беды.
Но замечательный факт: в послевоенные годы и «Кострома», и наи-
грыши на кувиклах вновь зазвучали на деревенской площади села До-
рожёво. Однако, связь поколений, ещё не прерванная в 1930-е годы,
была разорвана войной: в селе почти не осталось прежних «игрух»
– участниц древнего действа. Поэтому на послевоенной деревенской
площади стала разыгрываться уже несколько иная «Кострома», с
другими сценами и интермедиями. Как и повсюду, здесь зазвучали